СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметные связи на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

               В настоящее время  понятие “метапредметное обучение” приобретает особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Практическое применение на уроках в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Метапредметные связи на уроках в начальной школе.»



Выступление по теме: «Метапредметные связи».

Шестакова Наталья Геннадьевна , учитель МБОУ Лицей № 185



В настоящее время понятие “метапредметное обучение” приобретает особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В стандарте установлены требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, в том числе и метепредметным результатам, включающим освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметные понятия.

Начальная школа-это особый, принципиально новый этап жизни ребёнка. Именно в этот период идёт формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов, познавательной активности, а главное формирование личности ученика. Именно, межпредметный подход позволяет создать у школьников целостное представление об окружающем мире, природе, обществе. Ребёнку важно посмотреть на предмет или явление с разных сторон ; не только в научно-познавательном, но и художественном, эмоциональном плане. А это возможно при условии многократного возвращения к изучаемым понятиям на разных уроках, их обогащения, углубления, вычленения важного признака для данного урока. Следовательно, при формировании межпредметных связей за основу может быть взят любой урок в содержание, которого будет включена группа необходимых для изучения понятий, но с привлечением анализа этих понятий с точки зрения других наук.

В программе «Школа 2100» межпредметный подход уже заложен в основу урока Уроки обучения грамоте проводятся парой- чтение и письмо, они чередуются и дополняют друг друга. Но, кроме этого, в уроки обучения грамоте интегрируются знания из области географии, истории, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии. Например, в первом классе на уроках обучения грамоте при изучении темы «Составление предложений» мы с ребятами , рассматривая картинки с изображением разных домов и жилищ людей, обращаемся к понятиям из разных областей наук. Или при изучении звука и буквы «А» ребята совершают «путешествие» в Африку, где не только вспоминают знакомых животных, рассматривают их изображения, говорят об их повадках, но и слушают и исполняют песню «Красной шапочки, где эти животные упоминаются. Уроки математики не только содержат знания из области арифметики, алгебры, геометрии, но и окружающего мира, чтения, ИЗО. Например, при формировании представления о числах и цифрах мы затрагиваем области не только алгебры, арифметики , но и истории , географии (как изображались числа с помощью цифр на Руси, в Египте, в Риме), а также изобразительного искусства, технологии ( рисуем, лепим, делаем аппликацию).

Русский язык и литературное чтение помимо литературных текстов, изучения правил включают в себя материалы по истории, окружающего мира, географии и т.д. Например, целый раздел в начале 4 класса посвящён истории возникновения детской литературы. Учащиеся совершают увлекательное путешествие в литературно- историческое прошлое, знакомясь не только с первыми авторами нравоучений для юных отроков, но и с их профессиями, увлечениями, предназначением в жизни ( справщик Савватий; Симеон Полоцкий, учитель царских детей; Андрей Болотов- не только писатель, но и увлечённый агроном) Очень интересные сведения из истории дают тексты для изложений ( «Первая газета», «Золотой рубль» и т.д.). А как интересно проходят уроки, где с ребятами изучаются возникновение фамилий или происхождение имён -это целое путешествие в Древний мир Греции, Рима.

Окружающий мир включает в себя сведения по географии, биологии, ботаники, астрономии, физики, экологии, краеведения, ОБЖ. Учащихся знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир.

Межпредметные связи в начальной школе позволяют говорить об интеграции, как стороне процессе развития, связанного с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Именно, интеграция в обучении позволяет создать у учащихся целостное представление об окружающем их мире, природе, обществе, законам развития; помогает посмотреть на изучаемый предмет или явления с разных сторон( научном, познавательном, эмоциональном, художественном плане).

Дети, придя в школу, уже имеют элементарные представления о явлениях, понятиях и предметах окружающего мира. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. В начальных классах интеграционные уроки носят обобщающий характер, т е «немного обо всём» и позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирования материала по разным предметам, уделить больше внимания тем целям, которые учитель выделяет в данный момент.

Межпредметные связи помогают развивать у ребёнка интерес к процессу обучения, повышать его интеллектуальный уровень, научить самостоятельно добывать знания, используя различные способы поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), что является отражением требования к межпредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС.

Литература:

1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования . Изд. «Просвещение», 2011г.

2. «Школа 2100» как образовательная система, сборник материалов. Выпуск 8Изд. «Баласс», 2005г.

3.Примерная основная образовательная программа «2100», программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. Книга 2. Изд. «Баласс», 2011г.

4.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Изд. «Академия»,2010г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!