СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметный подход в обучении технологии в соответствии с требованиями ФГОС

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
  •  Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.
  • Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

Просмотр содержимого документа
«Метапредметный подход в обучении технологии в соответствии с требованиями ФГОС»



Метапредметный подход в обучении технологии в соответствии с требованиями ФГОС



Бебякина Татьяна Александровна учитель

технологии, информатики,

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №18» г. Котлас



«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его

больше, нежели те, которые пришли в голову другим».

(Б. Паскаль)



Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения. На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Такие занятия приближают школьное обучение к реальной жизни. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся.

К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела.

Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

Если цель урока – проверить знания и умения учащихся в решении задач по пройденной теме, то основные усилия будут направлены на подборку соответствующих задач и упражнений, что занимает относительно немного времени. А если цель урока расширить представления школьников по изученной теме, показать связь математики с разными областями человеческих знаний, то много времени уходит на поиск и анализ необходимого материала, в частности, на работу с дополнительной литературой.

В связи с новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартом общего образования интегративные цели обучения доминируют над предметными. Ведущим принципом является целостное восприятие мира, согласно которому, основным в содержании обучения становится не набор и даже не система отдельных знаний ученика, а обобщённое, целостное представление о мире.

Межпредметные связи позволяют объединить материал или закрепить его с опорой на знания по другому предмету. Причем привлеченные знания дополняют содержание урока и позволяют изучить одну тему с точки зрения разных предметов, предполагая общий подход.

Особенность межпредметных связей – демонстрирует их учитель за счет своей эрудиции. Предполагаемые результаты такого урока могут быть существенными:

  1. Повышается познавательный интерес школьников, который проявляется в активной работе и повышении уровня знаний учащихся, который достигается благодаря многогранной интерпретации одного и того же объекта изучения, тем самым представляя смежные понятия человека, мир, культуру в более целостном виде.

  2. Эмоциональное развитие ученика, основанное на привлечении дополнительных источников информации

  3. В творческой деятельности, результатом которой могут быть различные виды самостоятельных работ.

Именно поэтому межпредметные связи могут дать лишь закрепление и обобщение знаний, но не новое знание.

Интегрированный урок тесно связан с межпредметным. Слово интеграция означает объединение. За счет привлечения различных данных идет более глубокое усвоение содержания урока за счет обобщения, систематизации понятий, применения умений по нескольким предметным областям, реализуя межпредметные связи в виде бинарных уроков. Важная особенность: интегрированные уроки практически всегда проводятся несколькими преподавателями, которые взаимодополняют друг друга на уроке, тем самым представляя единую картину о каком-либо объекте изучения с опорой на знания учеников.

Поэтому у школьников формируется убеждение, что все предметы связаны, целостны, взглянув один раз на один и тот же предмет с разных сторон у них складывается комплексный подход к учебным предметам. Учащиеся принимают нестандартные роли, часто такие занятия проводятся с помощью различных методик, в нестандартной обстановке, это учит действовать нестандартно. Учителя же получают большой опыт подготовки таких мероприятий, повышая свой профессиональный уровень.

Можно сделать вывод, что межпредметные и интегрированные уроки имеют своей основой именно предметные результаты, повышая тем самым образовательный уровень учащихся, давая им понять, как связан этот мир, путем активного действия на уроках в виде поиска. Но в этом и заключается переход к более сложному варианту урока – метапредметному. Приставка мета- подразумевает значение «над», означающее, что есть универсальные знания о способах деятельности на любом предмете. Основа метапредметности – это развитие личности ребенка через его познавательную деятельность.

Метапредметный подход ориентирован на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения. Словом, формируются универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные. Перспективная цель метапредметного урока – это применение универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов обучающегося в общении и познании. Обучение направлено не столько на изучение конкретных понятий, сколько осмысление, происхождение этого понятия. Обучающийся как бы заново открывает понятие, рефлексируя тем самым и сравнивая себя до урока и после урока. Учитель создает условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как он мысленно двигался, когда изучал то или другое понятие. Метапредметность – это понимание учеником в каждый момент урока того, каким способом он получил те или иные знания, каких знаний ему не хватает и каким способом он может их получить.

Структура метапредметного урока выглядит примерно следующим образом:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;

2. Актуализация и пробное учебное действие

3. Выявление места и причины затруднения

4. Целеполагание и построение проекта выхода их положения

5. Реализация построенного проекта

6. Первичное закрепление с комментариями во внешней речи

7. Самостоятельная проверка по эталону

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Для обучающегося та же схема выглядит так:

1. Повторю

2. Выполню пробное задание

3. Подумаю и пойму, что я не знаю

4. Сам открою способ

5. Потренируюсь

Таким образом, результатом метапредметного урока становится овладение универсальными методами познания, характерными для каждого предмета, универсальными умениями (целеполагания, планирования, работы с информацией), коммуникативными умениями. Межпредметный урок и интегрированный урок дополняют метапредметный, так как каждый из этих подходов позволяет широкие возможности для выбора системы ценностей, ориентировании в мире идей, образов, развития мышления. На метапредметном уроке формируются универсальные учебные действия, которые необходимы для эффективного познания в принципе, а на межпредметном и интегрированном активизируется мыслительная и поисковая деятельность детей.

Представляю вашему вниманию несколько таких уроков:

  1. Урок в 5 классе «Интерьер кухни»

Цель урока:

  • образовательная – организовать деятельность обучающихся по формированию умений планирования интерьера кухни; научить применять знания на практике с применением ИКТ.

  • развивающая – развивать память, мышление, воображение, внимание через ответы на вопросы учителя, навыки работы с компьютерными программами; развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся в индивидуальной и групповой работе;

  • воспитательная – воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, толерантность, уважительное отношение к учебному труду.

Задачи:

  • закрепить понятия интерьер, планировка, функциональные зоны, рабочий треугольник.

  • выполнить практическую работу “Создание 3D - модели кухни”.

Актуализация знаний (учитель технологии)

Планировка

размещение мебели и кухонного оборудования в помещении, в зависимости от его размера и формы.

Интерьер

внутреннее убранство и устройство помещения.

Кухня

помещение, которое используют для хранения и обработки продуктов, приготовления и приема пищи.

Рабочий треугольник

визуальное объединение основных элементов кухни, таких как плита, раковина и холодильник

Практическая работа

Учитель информатики: Для того чтобы приступить к работе, познакомимся с алгоритмом действий (чтение и показ):

1. Зайти на сайт 3D конструктор и планировщик кухни онлайн www.IdealKitchen.ru

2. Выбрать план кухни.

3. Указать расположение окна и двери.

4. Добавить кухонную мебель

5. Выполнить предложенный вариант планировки кухни.

6. Выбрать инструмент "Ножницы" на панели задач.

7. Вырезать план и сохранить его в виде графического файла

Выполнение графического проекта учащимися:



  1. Урок " Изготовление прихватки в лоскутной технике"(5 класс)

Цели:

  • познакомить учащихся с историей возникновения лоскутного шитья, видами изделий, выполненных в технике лоскутного шитья; дать представление о композиционном и цветовом решении изделия;

  • развивать творческие способности через самостоятельную работу на уроке, развивать эстетический вкус, фантазию.

  • воспитывать аккуратность, внимательность при работе.

  • выполнить практическую работу эскиз будущего изделия в программе Paint





Учащиеся выполняют эскиз лицевой стороны прихватки с помощью графического редактора Paint:



  1. Урок «Моделирование фартука» 5 класс.

Цели урока:

1. Повторить основные конструктивные линии и название деталей передника.

2. Дать понятие “моделирование”, научить основным приемам моделирования, дать сведения о технике моделирования.

3. Развивать пространственное воображение, абстрактное мышление, побуждать к творчеству. Воспитывать эстетический вкус.

4. Дать краткие сведения о профессиях работников, занятых в технологическом процессе изготовления одежды.

5. Воспитание самостоятельности, аккуратности, умения работать в коллективе.

Объяснение нового материала учителем

рисование на доске моделей фартука в соответствии с заданной формой одной детали фартука (карман, нагрудник или нижняя часть)



составление частей фартука, подходящих по форме, цвету из бумаги

В ыполнение практической работы в программе Paint

В ыполненные эскизы учащимися











Анализ проведенных мною уроков, позволяет сделать вывод, что:

  • Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

  • Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.

  • Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

  • Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.

  • Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

1- Цель урока (может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов, временной интервал изучения тем по интегрированным предметам и т.п.).

2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации.

4. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

Литература:

  1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996.

  2. Игнатьев В.И., Розанов Ф.И. Образование в информационную эпоху. // Философия образования. - 2008. - №2 (23).

  3. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования) Народное образование. - 1999. - №1.

  4. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115.

  5. Ливанский В. М. Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства// Завуч- 2006- №5.- с.118.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!