СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод фокальных объектов (дополнительный материал к уроку)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ссылка на видео к презентации:  https://rutube.ru/video/a0cd6e045187b9adbd526e7c45c6d645/

Просмотр содержимого документа
«Метод фокальных объектов (дополнительный материал к уроку)»

МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ   **МЕТОД  ФОКАЛЬНЫХ  ОБЪЄКТОВ** Автор: Мakarenko Oksana

МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ **МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЄКТОВ**

Автор: Мakarenko Oksana

Нас окружает множество вещей, к которым мы привыкли и на которые не обращаем особое внимание.Они всегда нам помогают, делают нашу жизнь удобнее и комфортнее: Впрочем, эти незаменимые сегодня вещи не всегда были рядом, довольно часто они появлялись в результате работы изобретателей . ручка и тетрадь,в которой мы пишем или рисуем; окно, в которое мы смотрим да и стекло в окне, которое пропускает солнечный свет; булавка,которой пользуемся во время пошива одежды... посуда, из которой мы едим;

Нас окружает множество вещей, к которым мы привыкли и на которые не обращаем

особое внимание.Они всегда нам помогают, делают нашу жизнь удобнее и комфортнее:

Впрочем, эти незаменимые

сегодня вещи не

всегда были рядом, довольно часто они появлялись в

результате

работы

изобретателей .

ручка и тетрадь,в которой мы пишем или рисуем;

окно, в которое мы смотрим да и стекло в окне, которое пропускает солнечный свет;

булавка,которой пользуемся во время пошива одежды...

посуда, из которой мы едим;

Большинство вещей и технических объєктов после открытия проходили долгий путь совершенствования.

Большинство вещей и технических объєктов после открытия проходили долгий путь совершенствования.

Попробуй усовершенствовать вещь, которой ты пользуешься. Сначала посмотри внимательно на предметы,которые тебя окружают. Можно-ли их сделать лучше? А если соединить обычный велосипед с детской коляс- кой,то получим очень удоб- ное приспособление для передвижения. Если добавить к обычной лавке колесо,то можно будет при необ- ходимости двигать ее с места на место, не прилагая больших уси-лий. Например, добавив к обычным нож-ницам лопатку, можно получить удобное приспособление для наре-зания пицы.

Попробуй усовершенствовать вещь, которой ты пользуешься.

Сначала посмотри внимательно на предметы,которые тебя окружают.

Можно-ли их сделать лучше?

А если соединить обычный велосипед с детской коляс- кой,то получим очень удоб- ное приспособление для передвижения.

Если добавить к обычной лавке колесо,то можно будет при необ- ходимости двигать ее с места на место, не прилагая больших уси-лий.

Например, добавив к обычным нож-ницам лопатку, можно получить удобное приспособление для наре-зания пицы.

Но есть вещи, которые не всегда можно усовершенствовать только благодаря сообразительности изобретателя.С єтой целью дизайнеры и конструкторы ( и другие люди не менее творческих профессий– рекламисты, маркетологи, технологи и др.) во время работы над проектом используют метод фокальных объектов (МФО)

Но есть вещи, которые не всегда можно усовершенствовать только

благодаря сообразительности изобретателя.С єтой целью дизайнеры

и конструкторы ( и другие люди не менее творческих профессий–

рекламисты, маркетологи, технологи и др.) во время работы над

проектом используют метод фокальных объектов (МФО)

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 году Эмиль Кунц- профессор Берлинского универси-тета. В 1953 г. метод усовершен-ствовал Чарльз Вайтинг в США. Сейчас это один из методов развития творческого воображения Творческое воображение    – это способность создавать новый образ в голове Воображение    – это способность представлять образ предмета без самого предмета Свое название он получил потому, что технический объект, который нужно улучшить, берется в центр внимания – в фокус.  Каково предназначение МФО?  1) улучшение структуры и формы объекта, 2) развитие творческого и ассоциативного мышления, 3) усовершенствование и расширение функций объєкта.

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 году Эмиль Кунц- профессор Берлинского универси-тета. В 1953 г. метод усовершен-ствовал Чарльз Вайтинг в США.

Сейчас это один из методов развития творческого воображения

Творческое воображение

это способность

создавать новый образ в голове

Воображение

это способность представлять

образ предмета без самого предмета

Свое название он получил потому, что технический объект, который нужно улучшить, берется в центр внимания – в фокус.

Каково предназначение МФО?

1) улучшение структуры и формы объекта,

2) развитие творческого и ассоциативного мышления,

3) усовершенствование и расширение функций объєкта.

Сущность метода фокальных объектов  заключается в переносе признаков случайно выбранных объектов на проектируемый объект. В результате можно най- ти несколько совершен- но неожиданных вариан- тов решения проблемы.

Сущность метода фокальных объектов

заключается в переносе признаков случайно выбранных объектов на проектируемый объект. В результате можно най- ти несколько совершен- но неожиданных вариан- тов решения проблемы.

Рассмотрим на примере часов, какие признаки, свойства, из каких предметов и явлений они в себе собрали.  фокальный объект «ЧАСЫ» показывают дату светятся в темноте не боятся воды показывают время не боятся ударов Метод фокальных объектов отличается простотой, а потому им можно пользоваться даже в условиях школьной мастерской при проектировании и изготовлении изделия.

Рассмотрим на примере часов, какие признаки, свойства, из каких предметов и явлений они в себе собрали.

фокальный объект «ЧАСЫ»

показывают дату

светятся в темноте

не боятся воды

показывают время

не боятся ударов

Метод фокальных объектов отличается простотой, а потому им можно пользоваться даже в условиях школьной мастерской при проектировании и изготовлении изделия.

Применение метода фокальных объектов предполагает выполнение таких  действий: 1. Выбор фокального объекта (будущего изделия).  2. Выбор 3-4 случайных объектов.  3. Составление списков признаков (свойств)  случайных объектов. 4. Полученные признаки перенести  на прототип (фокальный объект). 5. Развить новые идеи и записать  наиболее интересные. 6. Подвести итог.

Применение метода фокальных объектов предполагает выполнение таких

действий:

1. Выбор фокального объекта (будущего изделия).

2. Выбор 3-4 случайных объектов.

3. Составление списков признаков (свойств)

случайных объектов.

4. Полученные признаки перенести

на прототип (фокальный объект).

5. Развить новые идеи и записать

наиболее интересные.

6. Подвести итог.

 ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ ПРИМЕР: 1. выбор фокального объекта: пусть будет ЛАМПА. 2. выбор 3-4 случайных объектов:  НЕЗАБУДКА ЛОМ, ЖИРАФ, ДВИГАТЕЛЬ,

ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ ПРИМЕР:

1. выбор фокального объекта: пусть будет ЛАМПА.

2. выбор 3-4 случайных объектов:

НЕЗАБУДКА

ЛОМ,

ЖИРАФ,

ДВИГАТЕЛЬ,

3.Составление списков признаков(свойств) случайных объектов:  ЖИРАФ - травоядный, южный, высокий;  ЛОМ - металлический, тяжелый, функциональный;  ДВИГАТЕЛЬ - мощный, электрический, громкий;  НЕЗАБУДКА - нежная, пахучая, синяя. 4.Полученные признаки перенести на фокальный объект:   - лампа травоядная, лампа южная, лампа высокая;  -лампа металлическая, лампа тяжелая, лампа  функциональная;  -лампа мощная, лампа электрическая, лампа громкая;  -лампа нежная, лампа пахучая, лампа синяя.

3.Составление списков признаков(свойств) случайных объектов:

ЖИРАФ - травоядный, южный, высокий;

ЛОМ - металлический, тяжелый, функциональный;

ДВИГАТЕЛЬ - мощный, электрический, громкий;

НЕЗАБУДКА - нежная, пахучая, синяя.

4.Полученные признаки перенести на фокальный объект:

- лампа травоядная, лампа южная, лампа высокая;

-лампа металлическая, лампа тяжелая, лампа

функциональная;

-лампа мощная, лампа электрическая, лампа громкая;

-лампа нежная, лампа пахучая, лампа синяя.

5. Развить новые идеи и записать наиболее интересные:  -лампа высокая,  -лампа металлическая,  -лампа электрическая,  -лампа синяя.  6. В итоге имеем:  электрическую  высокую лампу с  металлическим  синим плафоном,  которая напоминает  жирафа.

5. Развить новые идеи и записать наиболее интересные:

-лампа высокая,

-лампа металлическая,

-лампа электрическая,

-лампа синяя.

6. В итоге имеем:

электрическую

высокую лампу с

металлическим

синим плафоном,

которая напоминает

жирафа.

РАССМОТРИМ ЕЩЁ ОДИН ПРИМЕР: 1) фокальный объект - “ПОЛОЧКА ДЛЯ КНИЖЕК” 2) выберем 3-4 случайных объекта: РАДУГА СВЕТЛЯЧОК АВТОР

РАССМОТРИМ ЕЩЁ ОДИН ПРИМЕР:

1) фокальный объект - “ПОЛОЧКА ДЛЯ КНИЖЕК”

2) выберем 3-4 случайных объекта:

РАДУГА

СВЕТЛЯЧОК

АВТОР

3) ПРИЗНАКИ СЛУЧАЙНЫХ ОБЪЕКТОВ: РАДУГА – округлая,разноцветная,атмосферная; АВТОР – неизвестный,талантливый; СВЕТЛЯЧОК - ночной,маленький,светится. 4) ПЕРЕНОСИМ ПРИЗНАКИ НА НАШ ОБЪЕКТ: -полочка округлая,полочка разноцветная,  полочка атмосферная, -полочка неизвестная,полочка талантливая, -полочка ночная,полочка маленькая,полочка светится.

3) ПРИЗНАКИ СЛУЧАЙНЫХ ОБЪЕКТОВ:

РАДУГА – округлая,разноцветная,атмосферная;

АВТОР – неизвестный,талантливый;

СВЕТЛЯЧОК - ночной,маленький,светится.

4) ПЕРЕНОСИМ ПРИЗНАКИ НА НАШ ОБЪЕКТ:

-полочка округлая,полочка разноцветная,

полочка атмосферная,

-полочка неизвестная,полочка талантливая,

-полочка ночная,полочка маленькая,полочка светится.

5) ВЫБИРАЄМ ИДЕИ ДЛЯ  НАШЕГО ИЗДЕЛИЯ: - полочка  разноцветная, - полочка неизвестная, - полочка светится. 6) В ИТОГЕ ИМЕЕМ:  полочку для книжек в форме знака вопроса, в которую вмонтирована разноцветная подстветка и ночная лампа.

5) ВЫБИРАЄМ ИДЕИ ДЛЯ

НАШЕГО ИЗДЕЛИЯ:

- полочка разноцветная,

- полочка неизвестная,

- полочка светится.

6) В ИТОГЕ ИМЕЕМ:

полочку для книжек в форме

знака вопроса, в которую вмонтирована разноцветная подстветка и ночная лампа.

Чтобы научить детей выбирать из полученных соединений оптималь- ный вариант, можно выполнить приведенное ниже упражнение: “ Каждая вещь или вещество полезны для человека, то есть имеют положительные свойства. И наоборот, каждая вещь или вещество имеют недостатки, то есть отрицательные свойства. Например, при помощи ручки для письма можно записывать в тетрадь собственные мысли или выполнять домашнее задание - это позитивная характеристика. Корпус ручки может выходить из строя, а паста вытекать – это негативная характеристика. Другой пример. Когда во время приготовления блюд используют лук – это чудесная приправа (позитивная характеристика). Но лук оставляет неприятный стойкий запах на руках и от него текут слёзы (негативная характеристика).”  Упражнение: 1. Найдите позитивные и негативные характеристики для таких объектов: компас, рюкзак, маркер,  мобильный телефон, ножницы, иголка. 2. Предложите идеи для усовершенствования. 3. Составьте собственный вещей для определения у них позитивных и негативных характеристик.

Чтобы научить детей выбирать из полученных соединений оптималь-

ный вариант, можно выполнить приведенное ниже упражнение:

“ Каждая вещь или вещество полезны для человека, то есть имеют положительные свойства.

И наоборот, каждая вещь или вещество имеют недостатки, то есть отрицательные свойства.

Например, при помощи ручки для письма можно записывать в тетрадь собственные

мысли или выполнять домашнее задание - это позитивная характеристика. Корпус

ручки может выходить из строя, а паста вытекать – это негативная характеристика.

Другой пример. Когда во время приготовления блюд используют лук – это чудесная

приправа (позитивная характеристика). Но лук оставляет неприятный стойкий запах

на руках и от него текут слёзы (негативная характеристика).”

Упражнение:

1. Найдите позитивные и негативные характеристики для таких объектов: компас, рюкзак, маркер,

мобильный телефон, ножницы, иголка.

2. Предложите идеи для усовершенствования.

3. Составьте собственный вещей для определения у них позитивных и негативных характеристик.

Для удобства можно воспользоваться таблицей.   фокальный объект (название) свойства объекта объект №1 объект №2 объект №3 объект №4 звуковые объемные вкусовые цветовые по тяжести яркость природность скорость какой на ощупь функциональность и т.д.

Для удобства можно воспользоваться таблицей.

фокальный объект (название)

свойства объекта

объект №1

объект №2

объект №3

объект №4

звуковые

объемные

вкусовые

цветовые

по тяжести

яркость

природность

скорость

какой на ощупь

функциональность

и т.д.

НАДЕЮСЬ, ЧТО МОЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОЖЕТ ВАМ РАЗОБРАТЬСЯ С МЕТОДОМ   “ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ” И СОЗДАТЬ МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ И НЕОБЫЧНЫХ ВЕЩЕЙ

НАДЕЮСЬ, ЧТО МОЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОЖЕТ ВАМ РАЗОБРАТЬСЯ С МЕТОДОМ “ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ” И

СОЗДАТЬ МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ И НЕОБЫЧНЫХ ВЕЩЕЙ

 Спасибо за внимание! (ВСЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ФОТО НАХОДЯТСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ В ИНТЕРНЕТЕ)

Спасибо за внимание!

(ВСЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ФОТО НАХОДЯТСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ В ИНТЕРНЕТЕ)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!