МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ **МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЄКТОВ**
Автор: Мakarenko Oksana
Нас окружает множество вещей, к которым мы привыкли и на которые не обращаем
особое внимание.Они всегда нам помогают, делают нашу жизнь удобнее и комфортнее:
Впрочем, эти незаменимые
сегодня вещи не
всегда были рядом, довольно часто они появлялись в
результате
работы
изобретателей .
ручка и тетрадь,в которой мы пишем или рисуем;
окно, в которое мы смотрим да и стекло в окне, которое пропускает солнечный свет;
булавка,которой пользуемся во время пошива одежды...
посуда, из которой мы едим;
Большинство вещей и технических объєктов после открытия проходили долгий путь совершенствования.
Попробуй усовершенствовать вещь, которой ты пользуешься.
Сначала посмотри внимательно на предметы,которые тебя окружают.
Можно-ли их сделать лучше?
А если соединить обычный велосипед с детской коляс- кой,то получим очень удоб- ное приспособление для передвижения.
Если добавить к обычной лавке колесо,то можно будет при необ- ходимости двигать ее с места на место, не прилагая больших уси-лий.
Например, добавив к обычным нож-ницам лопатку, можно получить удобное приспособление для наре-зания пицы.
Но есть вещи, которые не всегда можно усовершенствовать только
благодаря сообразительности изобретателя.С єтой целью дизайнеры
и конструкторы ( и другие люди не менее творческих профессий–
рекламисты, маркетологи, технологи и др.) во время работы над
проектом используют метод фокальных объектов (МФО)
Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 году Эмиль Кунц- профессор Берлинского универси-тета. В 1953 г. метод усовершен-ствовал Чарльз Вайтинг в США.
Сейчас это один из методов развития творческого воображения
Творческое воображение
– это способность
создавать новый образ в голове
Воображение
– это способность представлять
образ предмета без самого предмета
Свое название он получил потому, что технический объект, который нужно улучшить, берется в центр внимания – в фокус.
Каково предназначение МФО?
1) улучшение структуры и формы объекта,
2) развитие творческого и ассоциативного мышления,
3) усовершенствование и расширение функций объєкта.
Сущность метода фокальных объектов
заключается в переносе признаков случайно выбранных объектов на проектируемый объект. В результате можно най- ти несколько совершен- но неожиданных вариан- тов решения проблемы.
Рассмотрим на примере часов, какие признаки, свойства, из каких предметов и явлений они в себе собрали.
фокальный объект «ЧАСЫ»
показывают дату
светятся в темноте
не боятся воды
показывают время
не боятся ударов
Метод фокальных объектов отличается простотой, а потому им можно пользоваться даже в условиях школьной мастерской при проектировании и изготовлении изделия.
Применение метода фокальных объектов предполагает выполнение таких
действий:
1. Выбор фокального объекта (будущего изделия).
2. Выбор 3-4 случайных объектов.
3. Составление списков признаков (свойств)
случайных объектов.
4. Полученные признаки перенести
на прототип (фокальный объект).
5. Развить новые идеи и записать
наиболее интересные.
6. Подвести итог.
ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ ПРИМЕР:
1. выбор фокального объекта: пусть будет ЛАМПА.
2. выбор 3-4 случайных объектов:
НЕЗАБУДКА
ЛОМ,
ЖИРАФ,
ДВИГАТЕЛЬ,
3.Составление списков признаков(свойств) случайных объектов:
ЖИРАФ - травоядный, южный, высокий;
ЛОМ - металлический, тяжелый, функциональный;
ДВИГАТЕЛЬ - мощный, электрический, громкий;
НЕЗАБУДКА - нежная, пахучая, синяя.
4.Полученные признаки перенести на фокальный объект:
- лампа травоядная, лампа южная, лампа высокая;
-лампа металлическая, лампа тяжелая, лампа
функциональная;
-лампа мощная, лампа электрическая, лампа громкая;
-лампа нежная, лампа пахучая, лампа синяя.
5. Развить новые идеи и записать наиболее интересные:
-лампа высокая,
-лампа металлическая,
-лампа электрическая,
-лампа синяя.
6. В итоге имеем:
электрическую
высокую лампу с
металлическим
синим плафоном,
которая напоминает
жирафа.
РАССМОТРИМ ЕЩЁ ОДИН ПРИМЕР:
1) фокальный объект - “ПОЛОЧКА ДЛЯ КНИЖЕК”
2) выберем 3-4 случайных объекта:
РАДУГА
СВЕТЛЯЧОК
АВТОР
3) ПРИЗНАКИ СЛУЧАЙНЫХ ОБЪЕКТОВ:
РАДУГА – округлая,разноцветная,атмосферная;
АВТОР – неизвестный,талантливый;
СВЕТЛЯЧОК - ночной,маленький,светится.
4) ПЕРЕНОСИМ ПРИЗНАКИ НА НАШ ОБЪЕКТ:
-полочка округлая,полочка разноцветная,
полочка атмосферная,
-полочка неизвестная,полочка талантливая,
-полочка ночная,полочка маленькая,полочка светится.
5) ВЫБИРАЄМ ИДЕИ ДЛЯ
НАШЕГО ИЗДЕЛИЯ:
- полочка разноцветная,
- полочка неизвестная,
- полочка светится.
6) В ИТОГЕ ИМЕЕМ:
полочку для книжек в форме
знака вопроса, в которую вмонтирована разноцветная подстветка и ночная лампа.
Чтобы научить детей выбирать из полученных соединений оптималь-
ный вариант, можно выполнить приведенное ниже упражнение:
“ Каждая вещь или вещество полезны для человека, то есть имеют положительные свойства.
И наоборот, каждая вещь или вещество имеют недостатки, то есть отрицательные свойства.
Например, при помощи ручки для письма можно записывать в тетрадь собственные
мысли или выполнять домашнее задание - это позитивная характеристика. Корпус
ручки может выходить из строя, а паста вытекать – это негативная характеристика.
Другой пример. Когда во время приготовления блюд используют лук – это чудесная
приправа (позитивная характеристика). Но лук оставляет неприятный стойкий запах
на руках и от него текут слёзы (негативная характеристика).”
Упражнение:
1. Найдите позитивные и негативные характеристики для таких объектов: компас, рюкзак, маркер,
мобильный телефон, ножницы, иголка.
2. Предложите идеи для усовершенствования.
3. Составьте собственный вещей для определения у них позитивных и негативных характеристик.
Для удобства можно воспользоваться таблицей.
фокальный объект (название)
свойства объекта
объект №1
объект №2
объект №3
объект №4
звуковые
объемные
вкусовые
цветовые
по тяжести
яркость
природность
скорость
какой на ощупь
функциональность
и т.д.
НАДЕЮСЬ, ЧТО МОЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОЖЕТ ВАМ РАЗОБРАТЬСЯ С МЕТОДОМ “ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ” И
СОЗДАТЬ МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ И НЕОБЫЧНЫХ ВЕЩЕЙ
Спасибо за внимание!
(ВСЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ФОТО НАХОДЯТСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ В ИНТЕРНЕТЕ)