Литература
1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. – Москва: Дом Шалвы Амошвили, 2001. – 495 с.
2. Арнольдов А. И. Культура общения: современные коллизии / А. И. Арнольдов. – М.: Издательский Дом МУКИ, 2005.- 93 с.
3. Баныкина С. В. Конфликты в современной школе: изучение и управление / С. В. Баныкина, Е. И. Степанов. – Москва: КомКнига, 2006. – 134 с.
4. Белухин Д. А. Педагогическая этика: желаемое и действительное / Д. А. Белухин. – Москва: МПСИ, 2007. – 123 с.
5. Братусь Б. С. Психология и этика / Б. С. Братусь. – Москва: АСТ, 2008. – 55 с.
6. Голубева Г. Л. Этика / Г. Л. Голубева. – Москва: Альфа – Пресс, 2011. – 368 с.
7. Губанова М. И. Педагогическое взаимодействие Учебное пособие / М. И. Губанова. – Кемерово: КемГУ, 2010. – 96 с.
8. Гусейнов А. А. Этика: Учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2003. – 472 с.
9. Денисович Т. Е. Педагогическая журналистика / Т. Е. Денисович. – Москва: Форум, 2009. – 144 с.
10. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция / В. П. Кащенко. – Москва: Академия, 2010. – 304 с.
11. Курцева З. И. Речевой поступок в педагогическом общении / З. И. Курцева. – Москва: Баласс, 2010. – 224 с.
12. Лаврентьева Н. Б. Педагогическая этика: Учебное пособие / Н. Б. Лаврентьева, А. В. Нечаева. – Барнаул: АлтГТУ, 2010. – 155 с.
13. Мишаткина Т. В. Педагогическая этика: Учебное пособие / Т. В. Мишаткина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 304 с.
14. Панфилова А. П. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе: Учебное пособие для вузов / А. П. Панфилова. - Москва: Академия, 2011. – 240 с.
15. Позднякова О. К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя: Монография / О. К. Позднякова. – Москва: МПСИ, 2006. – 168 с.
16. Самойлов В. Д. Педагогическая антропология / В. Д. Самойлов. –Москва: Юнити-Дана, 2013. – 272 c.
17. Тюнников Ю. С. Педагогическая мифология / Ю. С. Тюнников, М. А. Мазниченко. – Москва, 2004. – 352 с.
18. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторский. – Москва: Академия, 2010. – 256 с.
19. Яценко Т. С. Психологические основы активной подготовки будущего педагога к общению с учащимися / Т. С. Яценко. – Киев, 2009. – 359 с.
Педагогические ситуации
Ситуация 1
Саша пришел в новую школу в 11-й класс. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему. Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимания. Но вот однажды на уроке физики после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экзаменам — на вес золота, и возможно, ее предложение нарушало его планы. Но, желая смягчить отказ, он предложил: — Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, учитель, уже представляете мои возможности, а им, — он кивнул (и достаточно вежливо) в сторону класса, — это ни к чему. Каждый может и должен искать сам...
Вопросы и задания
1. Какие сведения о ценностных ориентациях Саши вы получили из этой ситуации?
2. Какой стиль взаимоотношений между Сашей и учащимися класса, между Сашей и учителем просматривается в данной ситуации?
3. Что можно сказать о самооценке Саши?
4. Можно ли по этим зарисовкам определить линию поведения учителя?
Ситуация 2
Идет урок. Решая задачу, восемь учеников класса прибегли к одному способу, пятнадцать учеников выбрали другой, четверо пошли оптимальным путем. Учитель, однако, не спешит ставить точки над «и». Он предлагает преобразовать задачу на новый лад, при этом поощряя активность каждого ученика. Учитель и с оценками не торопится, как это бывает, — он больше
всего озабочен работой мысли учеников, занят доброжелательным разбором не только всех способов решения задачи, но и ошибок отдельных учеников, поощрением все новых и новых самостоятельных поисков. Для него и его учеников (он их к этому приучает) самая большая радость и награда — радостный вскрик: «Я понял! Можно еще и так решить...»
Вопросы и задания.
1. Каков стиль обучения на уроке?
2. Что служит критерием успеха на уроке?
3. Какие педагогические задачи ставились и решались на уроке?
4. Что больше всего беспокоит учителя? Что радует?
5. Что делает педагог, чтобы обучение обеспечивало развитие учащихся?
Ситуация 3
Третьеклассники активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и исправить ее. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошибку там, где ее и не было вовсе.Одна из девочек придирчиво следит за Ирой, которая читает у доски, и настойчиво машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит, чтобы Ира лучше читала, — есть лишь желание заявить о себе, продемонстрировать, что она может лучше, чем Ира, и заслужить похвалу учительницы.
Вопросы и задания
1. Чем объяснить подобное отношение учащихся к своим одноклассникам?
2. Какой стиль отношений между учащимися формируется в таких условиях?
3. Какие выводы должен сделать учитель?
4. Что может чувствовать Ира в такой атмосфере?
Ситуация 4
Алексей, восьмиклассник, связавшись с дворовой компанией парней старше себя, оказался участником группового нападения и избиения прохожего. Ребята находились в нетрезвом состоянии. Учитывая несовершеннолетие Алексея и его состояние здоровья (болезнь сердца), а также то обстоятельство, что он не проявлял при драке активности, а лишь присутствовал при этом, школе предоставлялась возможность взять его на поруки. Для этого необходимо было положительное решение педагогического совета школы. При отрицательном решении мальчика ждал суд и лишение свободы. После бурного обсуждения педсовет большинством всего в два голоса все же принял решение — взять Алексея на поруки и разрешить посещать школу. На завтра он впервые в жизни принял участие в дежурстве по школе и, надев повязку, добросовестно стоял на переходе у лестницы и следил за порядком. В это время Валентина Ивановна провожала свой второй класс в гардероб. Проходя мимо Алексея, она сказала малышам громко:— Дети, посмотрите — это тот самый хулиган (и она показала на Алексея, взяв его за рукав), которого вчера чуть не выгнали из школы. Помните, я вам утром рассказывала о нем. В доли секунды Алексей сорвался с места и, бросив на ходу повязку дежурного, с искаженным лицом выбежал из школы.
Вопросы и задания
1. Есть ли единство среди педагогов школы в понимании своей педагогической миссии?
2. Каковы секреты воспитания?
3. О каких результатах воспитания может говорить данный факт?
Ситуация 5
Долгое время Света и Надя были хорошими подругами. По субботам они обычно проводили время в компании друзей. Поэтому Света расстроилась, когда Надя сказала ей, что в эту пятницу она должна остаться дома присмотреть за больной бабушкой. Из чувства солидарности Света решила на этот раз никуда не идти без подруги и осталась дома с родителями. Ей было скучно. Она подумала, что ее подруге тяжело одной и решила пойти навестить ее. Предварительно Света позвонила Наде по телефону, но никто не снял трубку, и она решила, что Надя с бабушкой вышли подышать воздухом на улицу.В понедельник однокурсник Миша спросил Свету, почему она не пришла к ним на вечеринку вместе с Надей. Света почувствовала себя неловко и не знала, что ответить. Она не хотела верить, что Надя солгала ей.
Вопросы и задания
1. В чем педагогический смысл того, что произошло между девушками?
2. Какие выводы может сделать Света в отношении дружбы?
3. Как бы вы распорядились такой информацией?
Фильмы на педагогическую проблематику
Фильм 1 « Республика Шкид (1966 г)»
1920 годы. Послереволюционный беспредел. «Трепещите, халдеи!» — по улицам Петрограда шныряют колоритные и жалкие беспризорники, которых время от времени вылавливают и направляют в детские приюты. В одном из них — школе имени Достоевского (ШКИД) — собрались голодные, наглые и сообразительные оборвыши. Этим «приютом комедиантов» управляет директор, не потерявший ни чести, ни интеллигентности. Его обезоруживающее доверие научит ребят мужскому достоинству, поможет не раствориться в беге смутного времени…
Фильм 2 «Доживём до понедельника»
Он - учитель истории, многие годы проработавший в школе, умница, интеллигент, разносторонне образованный и преданный делу человек. И в то же время печальный знанием жизни - не только своей личной жизни, но жизни многих поколений - как историк, одинокий в своей печали среди окружающей суеты. Она - молодая учительница английского, только пришедшая в школу, его бывшая ученица, влюблённая в него. Они - их пятнадцатилетние ученики, только подступающие к порогу взрослой жизни. И другие они - "словесница" и остальные учителя. Все сошлись в одном месте и времени - трёх днях школьной жизни, чтобы показать нам сплетение сомнений, чаяний и надежд эпохи.
Один из лучших советских фильмов о школе, о сложных взаимоотношениях учеников и педагогов, о том, как важно встретить в жизни настоящего Учителя
Фильм 3 «Учитель на замену»
В «Учителе на замену» главный акцент сделан на отчуждении людей друг от друга — общество предпочитает не вникать в проблемы трудных детей, родители не желают портить себе настроение походами в школу, да и сами ученики живут в своих мирках, не желая выглядывать за его пределы. И если в других картинах с подобным сюжетом все вышеперечисленное лишь второстепенные трудности, которые под оптимистичную музыку преодолевает главный герой, то в данном случае это не антураж, а реальная проблема, ярко и качественно раскрытая режиссером.
Повествование оставляет многие вопросы открытыми, избегая стандартных сказочных финалов типа «все они просветились, и жили долго и счастливо».
Фильм 4 «Большая перемена»
Согласно оценкам престижных киноресурсов, первое место достается известнейшей советской комедии о Несторе Северове, который работает преподавателем в вечерней школе — т.е. школе для взрослых. Его ученики — молодые люди, которые днем работают, а вечером посещают занятия.
Вокруг этого и строятся различные комичные ситуации: взрослые ребята сталкиваются с «детскими» школьными проблемами и ведут себя соответственно — словно большие дети. А чего только стоит актерская команда с Леоновым, Кононовым, Быковым, Крамаровым и многими другими яркими персонажами!
Фильм 5 «Розыгрыш»
Широкоформатный фильм. Музыкально-мелодраматическая история о проблемах десятиклассников, их увлечении музыкой, школьных конфликтах, лидерстве и первой влюбленности.
В девятом классе сорвана контрольная. Конфликт двух учеников дал возможность выявить настоящего лидера и разоблачить необоснованность притязаний его соперника.
Фильм 6 «Последний урок»
Обычная школьная учительница находится на грани нервного срыва из-за постоянных угроз и издевательств своих учеников — детей из неблагополучных семей. Руководство бездействует, предпочитая игнорировать тревожные признаки назревающей трагедии. Во время очередного урока, в ходе потасовки с главарём школьной банды, она завладевает настоящим пистолетом. Раздаются выстрелы. Испуганные подростки оказываются в заложниках у собственной учительницы. Сложившуюся ситуацию уже никто не в состоянии контролировать. Снаружи — готовая к захвату опергруппа, внутри — притихшие, но озлобленные дети, вынужденные учить Мольера под дулом револьвера в руках одинокой и растерянной женщины. Трагическая развязка близка. Но пока ещё есть время, они вместе пробуют разобраться, откуда у этих ребят накопилось столько злобы и ненависти к окружающему миру.
АНАЛИЗ ФИЛЬМА «УЧИЛКА»
Мною был просмотрен, на мой взгляд, отличный фильм, который никак иначе отражает проблемы современного мира, современной школы.
Уже в самом начале фильма мы видим педагога, который явно изведён, вымотан и обессилен. Понять это нам помогает соответствующая музыка на фоне происходящего. Затем мы видим, как женщина, получившая в последствие прозвище «училка», идёт на работу с явным нежеланием.
Перед нами школа. Учительская. Нельзя опустить ту проблему, которую мы там увидели. Учителя обсуждают новые образовательные стандарты, высказывают своё мнения по этому поводу. В этом же диалоге учитель физики позволяет себе нечто невообразимое, он называет детей «уродами», позволяет себе сказать, «что школа-есть насилие над личностью» и, наконец, говорит, что за их воспитание должны отвечать только лишь родители, но никак не учителя. Хотя, я считаю, что таких людей нельзя называть учителями. Физик при этом озвучивает тот факт, что можно неплохо жить, занимаясь репетиторством. Ну, то есть получать какую-то выгоду, иначе говоря, деньги.
К сожалению, данная проблема актуальна на современном этапе развития общества. В наше время слишком много людей, окончивших педагогические вузы, но слишком мало настоящих учителей, педагогов с большой буквы.
Таким образом, режиссер, безусловно, хочет нам донести ту важную информацию, ту проблему, которую просто нельзя опустить, нельзя оставить незаметной. Я считаю, что ему это удалось.
Итак, рассмотрим более подробно сюжет самого фильма.
По моему мнению, фильм изначально несет в себе некое послание современному миру, современной школе, а затем оставляет зрителя наедине с собой, со своими мыслями, он думает: «А правильно ли поступила «училка»?», «Можно ли было решить эту педагогическую ситуацию как-то по-другому?», «А что бы сделал я, будь на её месте?», «А может ли такое произойти со мной?». Я считаю, что фильм достиг своих целей. По крайней мере, я долго думала над этим фильмом, размышляла, анализировала, рассматривала все плюсы и минусы данной ситуации и могу сказать, что мне трудно представить себя в такой ситуации, точнее сказать, мне трудно представить, как я буду выходить из этого положения, если окажусь на месте «училки».
Безусловно, фильм затронул мои личные переживания. «Училка» показала, как я считаю, стои и плохие, и хорошие стороны. Минус ее в том, что, по сути, она оскорбляет детей, говорит, что они никто, что им в жизни ничего не нужно. Да, мы понимаем, что где-то она права. Эти школьники просто несносны, безобразны, но… Будучи педагогом нельзя себе позволять такие оплошности, нельзя так обращаться с детьми, какие бы они не были. А вот ее плюс заключается в том, что она, несмотря на, скажем так, неправильный метод воспитания, добивается положительного результата, дети задумались о своем поведении, о своих поступках, о своей жизни… «Училка» получила в конечном итоге сплоченный коллектив и, как оказалось, еще не совсем потерянные личности.
Вспоминая свои школьные годы, хотелось бы привести примеры из своей жизни. У меня не было такого педагога, который включал бы в себя явные минусы и явные плюсы вместе. Поэтому я напишу о двух педагогах.
С первого класса я отличница, всё всегда только на 5. Но вот уже в старших классах выявилось явное гуманитарное преимущество; математика совсем не давалась мне, а хотелось же пятерку. Я старалась, но не могла. Мой учитель математики всегда мне говорил: «Ты все можешь!», «Не прибедняйся!», «Почему ты так в себя не веришь?», « А ну-ка иди еще подумай !», « Давай я по-другому тебе объясню». Знаете, очень было забавно, когда всю математику она переводила в еду: мы то тортики делили, то решали, кому сколько пиццы достанется. Благодаря упорному педагогическому труду этого учителя, благодаря его вере в меня, я смогла получить свою пятерку. Да, мне было трудно, я и плакала, и была полностью обессилена, и уже ничего не хотела, лишь бы меня не трогали, но… Получилось так, как получилось.
Совсем противоположный пример - учитель истории и обществознания. Я, довольно таки, неплохо знала эти предметы, даже хорошо знала, но вот мой учитель всегда говорил, что я глупая. Да, именно так. А знаете почему? Потому что ей не нравилось, что я занимаюсь спортом. А так как она была еще и моим классным руководителем, то на классных часах в 9, 11 классах я очень часто слышала такие фразы: « Да ты ничего не сдашь», «Да ты запустила все полностью», « Теперь трудно будет в жизни» и так далее. И это при условии, что я отличница и медалистка. Как вы поняли, конфликты с этим учителем у меня были частенько. Мне приходилось дополнительно заниматься у другого педагога, так как этот не обеспечивал хорошей подготовки к ЕГЭ. И вот все прошло. Высокие баллы набраны, на бюджет поступила. И знаете что? Этот учитель говорит, что я благодаря ей поступила в университет, что она хороший педагог, который знает, как нужно работать с детьми. Я думаю, что здесь комментарий просто излишен. Вы и сами всё поняли.
Итак, вернемся к нашей «училке». Анализируя ее личностные качества, я могу сказать, что это очень сильный человек, бесстрашный. Ведь она не побоялась отобрать пистолет, который достал ученик на уроке. Я уверена, что она не собиралась ни в кого стрелять и уж тем более причинять кому-то вред.
Говоря о ее профессиональных качествах, я думаю, что это высококвалифицированный педагог, который, прежде всего, знает свой предмет. Она знает, несмотря на произошедшее, что работает с личностями, это мы видим в самом начале фильма, в разговоре в учительской. Она понимает, что есть индивидуальность, что есть личность. А так же она понимает, что новые образовательные стандарты – это не совсем то, что нужно. Ведь правильно она сказала, что ЕГЭ – это, своего рода, «угадай мелодию». И, благодаря таким методам, необразованный и неграмотный ученик может занять место в высшем учебном заведении того, кто достоин этого.
Несмотря на такой, все-таки, неправильный метод, она смогла найти подход к каждому ученику, к каждой личности. В конечном итоге мы видим, как она, вместе со своим 11А, отдыхает на природе, все улыбаются, все стали дружными, счастливыми.
Самое главное, что тот самый предмет раздора и спора – пистолет, она забирает с собой, его никто не находит, никто не видит, а получается, что она тем самым спасла своего ученика, который принёс огнестрельное оружие в школу.
Таким образом, я могу сказать, что «училка» объединила в себе все качества, которые присущи педагогу. Это сложно понять, ведь фильм непростой.
Но! Я считаю, что «училку» по праву можно назвать Анной Николаевной!