СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для педагогов «Школьный театр»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Школьная театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, поскольку способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Федеральный Закон «Об образовании» так формулирует первый принцип государственной политики в области образования: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для педагогов «Школьный театр»»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Байкальска»










Методическая разработка для педагогов

«Школьный театр»










Подготовил:

Педагог МБУ ДО «ДДТ г. Байкльска»

Орлова Тамара Геннадьевна















Байкальск

2016 г.



1. Школа и театральная педагогика.

Воспитательный процесс как особое социальное явление обретает свою жизнеспособность в резуль­тате постоянной творческой деятельности, ее раз­вития и совершенствования, в которых реализуются потенциальные возможности человека. Поэтому творческая деятельность выступает основой разви­тия личности. И именно в творче­ской деятельности реализуется потребность быть личностью.

Особенно ярко это прослеживается в школьном коллективе - в классе. Главное внимание в воспитательной работе не­обходимо обращать не на мероприятия, а на реали­зацию триединства - деятельность, общение, отно­шения. Вот почему важно включать школьников в коллективную творческую деятельность, которая неизбежно побуждает к самовоспитанию, само­сознанию и, следовательно, к формированию ребенком адекватной самооценки.

Занятия по театральному искусству полезны всем детям, но особенно тем, у кого плохо сформирован уровень самооценки. На основе театральных заня­тий, проводимых в условиях внеурочной работы, овладевают способностью правильно оценивать свою деятель­ность и стремлением к саморазвитию и самовоспи­танию своей личности.

Школьная театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, поскольку способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Федеральный Закон «Об образовании» так формулирует первый принцип государственной политики в области образования: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности»

Это положение аргументирует личностную направленность образовательных программ, что означает необходимость коррекции педагогических целей и технологий, реализуемых в каждой из дисциплин учебного плана. Школьная театральная педагогика, выступая как инструмент междисциплинарной интеграции, предполагает освоение культурного опыта поколений на пути непосредственного включения ребенка в культуротворческую деятельность.

Школьная театральная педагогика предлагает богатый спектр возможностей развития творческих способностей подростка не только в восприятии и понимании искусства, но и в собственном творчестве. Она развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать и, что особенно важно, формирует чувство личностного присутствия в культуре. Кроме того, и это сегодня особенно важно, методы и приемы школьной театральной педагогики способствуют междисциплинарной интеграции, становлению целостного образа мира и человека в нем, то есть существенно повышают интенсивность и качество освоения школьной учебной программы.


Проблема. 

К сожалению, сегодня театр в учебных заведениях не более чем внеурочная «самодеятельность», некое «отвлечение-развлечение». И связано это с ориентацией школы на сообщение знаний, развитие интеллекта, а не личности подростка во всей полноте ее качеств. Это приводит к формированию «технократического мышления» учащихся, к обеднению их воображения, ограниченности фантазии как основы творчества, что, в свою очередь, отражается и на общем развитии личности, снижает ее креативность. Возрождение школьного театра как активной формы учебно-воспитательной деятельности, разработка и освоение современным учителем методов школьной театральной педагогики – необходимое условие становления гуманистической школы.

Цель: Создание школьного театра для гармоничного развития личности ребенка через формирование основных компетенций посредством театральной деятельности.

Задачи:

- организовать театральную группу из учащихся школы;

- подобрать репертуар;

- обучиться учащихся навыкам актёрского мастерства;

- создать фотолетопись, презентацию сборника сценариев и видеозапись театральных постановок.


Методические задачи

  • Организовать работу школьного семинара по изучению театральных технологий.

  • Сформировать детское театральное сообщество.

  • Создать условия для творческой инициативы и самореализации обучающихся.

  • Мотивировать педагогов к профессиональному, личностному росту через возможность демонстрации своего опыта.

  • Организовать взаимодействие творческих коллективов близлежащих ОУ и ДОУ.

Образовательные задачи: 

  • Познакомить обучающихся с основами драматургии и режиссуры.

  • Обучить элементарным навыкам театрально-исполнительской деятельности и научить применять их на сцене.

  • Научить изготавливать театральные костюмы и декорации.

Развивающие задачи:                

  • Развивать интеллектуальные, коммуникативные и предметно-практические качества личности школьника.

  • Развивать творческое воображение.

  • Развивать самостоятельный подход к решению поставленной задачи.

  • Развивать художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного.

  • Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел


Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива;

  • Воспитывать умение критически оценивать как свою работу, так и работу своих товарищей;

  • Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения;

  • Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.

  • Воспитывать любовь к культуре и истории своей страны;

  • Воспитывать дисциплинированность, собранность, настойчивость, работоспособность, смелость, волю;

Создать сообщество единомышленников (педагог — школьники — родители).


2.Театр как возможность самоутвердиться любо­му ребенку.

Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность — путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра, сколько в модели мира и жизни. Именно в «параметрах» такой модели способен молодой человек наиболее полно осознать и проверить себя как личность. Соединяя такие тонкие и сложнейшие явления, как театр и детство, необходимо стремиться к их гармонии. Сделать это можно, строя с детьми не «театр» и не «коллектив», а образ жизни, модель мира. В этом смысле задача школьного театра совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, в котором он, школьный театр, становясь художественно-эстетическим образовательным действом, проявляет свою неповторимость и глубину, красоту и парадоксальность.

В подростковом возрасте все силы ребенка на­правлены на самоутверждение - вот где театральная деятельность выходит на первый план.

Театр дает возможность самоутвердиться любо­му ребенку.

В процессе театральной деятельности можно выделить три основных задачи воспитания:

1. Воспитание положительного отношения к дру­зьям, ровесникам, одноклассникам, взрослым.

2. Пробуждение гуманистических чувств.

3. Формирование позитивных представлений о себе.

Театральная деятельность эффективно влияет на становление личности в целом и на адекватность процесса самооценки в частности. Особенностью театральной деятельности является то, что она мо­жет быть единовременно массовой, т.е. число уча­щихся, занятых в каком-либо творческом процессе, может быть не ограничено.

3. Что же привлекает детей в театральной деятель­ности?

1. Сама театральная деятельность, увлеченность каким-либо любительским занятием.

2. Демократичная форма общения.

3. Способ показать себя.

4. Общение, т.е. особые отношения, которые не могут проявляться в других сферах.

5. Игра как процесс.

А.С. Макаренко в результате своей педагогиче­ской деятельности пришел к выводу, что «в воспи­тании есть один важный метод – игра». А в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть. Театральная деятельность - это не что иное, как игра.


4. Школьный театр формирует компетенции.

Организация творческого процесса в театральном коллективе способствует формированию ключевых компетенций. Компетенции для ученика – это образ его будущего.
Главная компетенция, которую формирует театр – коммуникативная. Она включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Во время работы над театральными проектами происходит обучение различным типам речи на основе различной лексики, развитие фонетических, лексических и грамматических навыков, углубление страноведческих знаний, подготовка к практическому использованию знаний в коммуникативной сфере, раскрытие потенциальных творческих способностей учащихся.
Опыт работы с ИКТ показывает, что их использование способствует модернизации общего образования, повышает поликультуру учителя и школьника, способствует формированию коммуникативной и информационнойкомпетенции учащихся.  Компьютерные технологии повышают и стимулируют интерес ребят к занятиям;  активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности; позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного и звукового ряда; предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов; создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры. Таким образом, творческая свобода детей и подростков на занятиях в театральном коллективе может успешно развиваться посредством ИКТ.
Театральная деятельность повышает  мотивацию учеников, способствуя формированию учебно-познавательной компетенции. Учебно-познавательная компетенция  — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.  На этапе постановки спектакля ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
На этапе создания сценария, при обсуждении характеров действующих лиц может происходить переоценка ценностей и формирование мировоззрения маленьких артистов. При этом формируется  ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Участие в постановках заставляет ребят по-новому прочитать уже известные страницы произведений. Они овладевают способами деятельности в собственных  интересах и возможностях, что выражается в их непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Театральная деятельность помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом формируется компетенция личностного самосовершенствования, идёт духовное и интеллектуальное саморазвитие.
При создании декораций и костюмов персонажей развивается общекультурная компетенция. Она включает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это  – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека  и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.
Школьный театр – это то место, где ребёнок может попробовать себя в разных ролях, что способствует его самоопределению и дальнейшей самореализации. Тем самым развивается их социальная-трудовая  компетенция, которая включает в себя  владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Итак, именно школьный театр может стать местом, где произойдет становление личностного самосознания, сформируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека.


5. Как организовать школьный театр?

К процессу привлечения участников в театр его руководителю необходимо подходить комплексно и системно.

1.   Работа,  с руководителем школы: выделение помещения, удобного времени (соблюдать принцип систематичности и периодичности педагогического процесса, между занятиями не менее 2 дней), настойчивость.

2.   Работа с педагогами — добиться поддержки.

3. Работа с семьёй (неприятие  специфики и свободной атмосферы занятий, игривости поведения, безинициативность)

4. Работа со школьниками.

 Нынешнее время, когда и дети и взрослые “отравлены” влиянием телевидения, улицы, общего смещения ценностей, когда значительно снижен интерес к чтению книг, театру, музыки, в это время значительно снижено доверие к театру, престижность театральной деятельности.

 Поэтому нередки случаи проблематичного начала истории школьного театра. Бывают случаи, когда в течении первых месяцев занятия в школьном театре посещают два-три человека, и только доброжелательным отношением руководства организации к данному театру и ее руководителю, можно объяснить, что театр не прекращает своего существования. Еще чаще случается ситуация, когда в школьном театре набирается полный и даже с избытком состав девочек, и всего одного-двух мальчиков.

 

Организационные методы :

1. Опора на педагогов, особенно классных руководителей, психологов — оповещение, поддержка.

2. Объявление о наборе в театр.

                *   даты встреч;

                *  временные промежутки встреч;

                *  точное место встреч;

                *   название коллектива и характер его деятельности;

                *   имя и регалии руководителя коллектива;

                *   минимум требований к желающим записаться (возраст, пол, способности, интересы);

                *   коротко информация о перспективах (“В нашем коллективе вам предложат...”, “В нашей студии вы сможете...” и т. д.); при написании объявления следует продумать стиль шрифта, фон, красочное оформление, рисунки;

3. Объявления в газетах и по телевидению.

При конкурсном отборе руководитель может выявить следующие качества:

* Способность “верить” в правду вымысла (сценическая наивность).

Сценическая вера и наивность наиболее ярко проявляется при восприятии сценической неожиданности, когда нужно заранее известное принять, как неожиданное (т.е. в эмоциональной “оценке факта”).

* Эмоциональность и подвижный темперамент.

“За этими загадочными понятиями скрываются быстрота и сила эмоциональной “оценки факта” и  способность длительно удерживать сценическое чувство, вызванное воздействием сценического (вымышленного) возбудителя;

* Сильная воля, дающая возможность управлять своими чувствами и своим сценическим поведением;

Многие талантливые люди и признанные гении утверждали, что участие таланта в творчестве, создании настоящего произведения искусства или науки, не так велик, как кажется.

* Фантазия и воображение, проявляющиеся в способности комбинировать данный опыт (жизненный материал) для  решения определенной творческой задачи и ярко видеть результат деятельности фантазии внутренним зрением (“на экране воображения”);

* Интеллект, соответствующий возрасту, обеспечивающий глубокое и содержательное мышление по поводу стоящей перед актером творческой задачи (способность глубоко и содержательно мыслить об образе и его поведении);

* Наблюдательность, проявляющаяся в способности улавливать и воспроизводить в своем поведении (проигрывать, “показывать”, повторять, а не просто передразнивать) существенное и характерное в жизненном поведении людей ( в том числе и в своем собственном);

* Чувство юмора, способность улавливать (видеть и чувствовать) смешное в жизни, в поведении людей  и творчески воспроизводить увиденное со всеми оттенками “смешного”;

*Все виды человеческой памяти, в особенности эмоциональная и мышечная;

* Обаяние и заразительность;

* Внешние данные (лицо, телосложение, голос);

* Большая сверхзадача творчества, обеспечивающая глубокую любовь к театральной деятельности (то, “ради чего” участник стремится к театральной деятельности).

Все компоненты смогут обнаружиться в процессе прочтения басни, стихотворения, прозаического отрывка, при показе разнообразных этюдов. Следует при отборе учитывать волнение читающего, возможный зажим, стеснительность, которые будут закрывать его дарования.

4. Личные беседы с родителями.

5. Поиск стимулов для участников:

   *   стимулы перспективы, могут реализоваться в результате деятельности: например, возможность выезда на конкурсы в другой город, экскурсия в награду за лауреатство в конкурсе, подарки победителям или даже участникам конкурса, статьи о них в газетах, телепередачи и т.д.  

    *   ситуационные стимулы: похвала во время занятия, маленькая награда, обещание игры в конце занятия: подвижной и ролевой, сюжетной.

6. Первое выступление, первый успех.

7. Опора на костяк группы.

8. Афиша первого выступления.

9. Личные встречи руководителя  как информационное  посещение; руководитель должен тщательно подготовиться к этим встречам, ориентироваться в своих планах, расковаться и свободно отвечать на вопросы; проявляя личное обаяние, профессионализм в общении.



6. Практическая работа

    1. Тренинг по речи.

    2. Тренинг по пластики





Наиболее важный этап в организации постановок - подготовительный. Сначала необходимо всем вместе отобрать нужную и интересную всем пьесу. Выбор пьесы дает педагогу широкое поле для наблюдений за детьми, за их интересами, за их принципиальными позициями, особенностями характера. Совместная творческая деятельность детей дает педагогу великолепную возможность узнать ребенка с такой стороны, которая может в других обстоятельствах и не раскрыться.

Когда пьеса выбрана, дети самостоятельно распределяют роли, ищут и придумывают декорации, костюмы. Здесь учитель должен быть очень внимательным, так как распределение ролей, как и в настоящем театре, - процесс болезненный. Главное поддержать тех детей, которые стесняются предложить себя на какую-то роль, или найти хоть маленькое, но поручение для учащихся, которым в данный момент это необходимо. Но слово педагога никогда не должно носить характер приказа, он только подкидывает детям аргументы и факты, которые помогают направить спор в нужное русло. Обсуждая, вступая в спор, ученики лучше узнают друг друга, получают возможность для самовыражения и самоутверждения в коллективе.

Когда выбор пьесы определился и роли распределены, начинаются репетиции и творческие поиски. Зачастую многие дети, которые на уроках нуждаются в постоянной помощи, практически незаменимы в организационных вопросах. В школьном театре нет изолированных и мало пренебрегаемых. Данная деятельность часто помогает тем учащимся, которые испытывали затруднения в учебе, проявить хорошие организаторские, личные способности. Дети дают дельные советы, что повышает их авторитет в глазах сверсников.

Современный комплексный характер школьного театра

1 . Литература: обсуждение темы будущего спектакля, творческий конкурс на сценарий и стихи к песням.
2. Музыка: репетиция песен, обсуждение музыки к спектаклю.
3. Физическая культура: движение по сцене, кувырки, «бой», прыжки, падения и т.д.

4. Изобразительное искусство: разработка грима, декораций, костюмов, афиш.

5 . Технология: изготовление костюмов и декораций (кукол)

Заключение.

Ребята, которые входят в состав школьного театра очень уверенно держатся на сцене, умеют свободно и красиво говорить, читать стихи. Спектакли не только развлечение. Такая деятельность многое значит для создания условий сплочения коллектива и улучшения психологического климата в коллективе. Дети получают умение публичных выступлений, учатся аргументировано демонстрировать свою позицию и отстаивать ее. А это, в свою очередь, создает условия для успешной социализации учащихся разных уровней и способностей, ведь каждый нам нужен, способности и желания каждого необходимы.

Для развития учебных навыков данная деятельность также полезна, ведь дети получают навыки декламирования, их речь стает более выразительной, развивается память, внимание, собранность. Дети учатся концентрироваться, быть собранными. Даже подготовка реквизита развивает учеников: моторика, воображение, трудолюбие, настойчивость и умение доводить начатое до конца необходимы в учебном процессе. Дети видят результат своих усилий, пользуются этим результатом, что повышает значимость их деятельности.

Список литературы:

  1. Андреева Т.П. Роль театрального кружка в воспитании советских школьников М.: Знание, 1950,- 45с.

  2. Авдеев АД. Происхождение театра. М.-Л.: Искусство, 1954.-266с.

  3. О. Безымянная «Школьный театр», Москва, «Рольф», 2001 год.

  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ. Союз, 1997- 91с.

  5. Бахтин H.H. Воспитательное значение театра //Сб. педагогических статей, СПБ, 1907 С.32-49.

  6. Безымянная О. «Школьный театр», Москва, «Рольф», 2001 год.

  7. Ильев В.А Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО Аспект Пресс, 1993.- 127с.

  8. Макарьев Л. «С утра до вечера в театре.» Рассказы режиссера.-Л.: Детская литература, 1973.- 96с.

  9. Покатилов Э. «Детские спектакли и их влияние на развитие детей.» /Театр и искусство, 1889, №12.- С.26-33.

  10. Рубина Ю.И « Основы педагогического руководства  школьной театральной самодеятельностью» М.: Знание, 1974 - 97с.

  1. Антонова О.А. Школьный театр в истории образования России

(XVII-XXI вв.) - СПб: изд-во СПбГУСЭ, 2005 г. – 21,5 п.л.

  1. Антонова О.А. Школьный театр в системе культуры и образования//Нравственно-эстетические основания гуманитарного образования: Комплекс учебных программ. – СПб.: Изд-во «Астерион», 2003 г. – 0,4 п.л.

  2. год.

  3. Е.А. Воронова «Сценарии праздников, КВНов, викторин», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 год 

  4. Лапина О.А.Школьная театральная педагогика — опыт междисциплинарного синтеза. Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб.:Санкт-Петербургское философское общество, 2002.

  5. Казарина Н. «Энциклопедия праздника», Новосибирск, «РИФ плюс-книга», 2000 год.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!