СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка лабораторной работы по химии, по теме: "Приготовление растворов заданной концентрации".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка лабораторной работы по химии, по теме: "Приготовление растворов заданной концентрации".»

 Тема урока: «Приготовление растворов заданной концентрацией»

Ход урока:

  1. Повторение:

  • Давайте вспомним что такое раствор?

Раствор – это гомогенная (однородная) система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия

Растворитель – вещество, агрегатное состояние которого не изменяется при образовании раствора

Растворимость – способность вещества растворяться в том или ином растворе.

  • Теперь, какие бывают растворы ? ( жидкие, твердые, газообразные).

  • А теперь ответьте мне на вопросы:

  • «По степени растворимости вещества, растворы можно разделить на… (практически нерастворимые, малорастворимые и хорошо растворимые).

  • Растворимость веществ в воде: От чего зависит растворимость веществ?

- от растворяемого вещества;

- от температуры;

- от природы растворителя.

Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока? И чем мы будем заниматься?

Лабораторная работа

Тема: «Приготовление растворов заданной концентрации»

Цель : Научиться производить расчеты и ознакомиться с технологией приготовления растворов заданной концентрации.

Оборудование: коническая колба, химический стакан, ложечка для взятия веществ, мерный цилиндр, весы, арометр.

Инструктаж к работе:

Прежде чем вы приступите к работе, давайте обозначим последовательность ваших действий.

1.Произвести необходимые расчеты: рассчитать массу вещества, массу растворителя, объем растворителя 

2. взвесить на весах рассчитанную массу вещества 

3. отмерить необходимый объем воды 

4. растворить поваренную соль в воде

5. измерить плотность полученного раствора

6. записать полученные данные в отчет

2. А сейчас предлагаю вспомнить формулы, которые вам потребуются для расчетов.

Формула массовой доли /масса соли/ масса воды/ плотность

3. Инструктаж по технике безопасности

Требования техники безопасности

  • Приступая к занятиям, учащийся должен четко понимать ход и порядок выполнения работы и следовать технике безопасности на уроке.

  • Перед началом работ с химическими веществами учащийся должен надеть халат.

  • Во время урока школьники должны следовать указаниям преподаватели и инструкциям техники безопасности, быть очень внимательными. Приступать к эксперименту можно только с разрешения учителя.

  • Категорически запрещается пробовать на вкус вещества в кабинете химии. Нюхать их можно лишь направляя легким движением руки испарения к носу, при этом нельзя вдыхать полной грудью,

  • Школьникам запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены текущим планом урока.

  • О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить учителю либо же лаборанту. Учащимся запрещено проводить самостоятельную уборку веществ без разрешения учителя.

  • Обо всех неполадках в работе оборудования или других сложностях ученики должны сообщить немедленно учителю и прекратить работу. Школьникам запрещено самостоятельно устранять неполадки.

  • Выливать в отведенное для этого место, органические жидкости и растворы.

  • После занятий на уроке химии школьники должны привести в порядок рабочее место, сдать оборудование и реактивы и грязную посуду сдать лаборанту или учителю.

  • Необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Задание 2

Задания с указанием массы и концентрации раствора, который необходимо приготовить.

Ряд 1. Приготовьте раствор поваренной соли (хлорида натрия) массой 135 грамма с концентрацией соли 5%

Ряд 2. Приготовьте раствор поваренной соли (хлорида натрия) массой 165 граммов с концентрацией соли 8%

Инструкцию к работе вы найдете в своих рабочих листах, которые к окончанию нашего урока должны содержать отчет о проделанной работе.

Ну а судить о том, насколько качественно вы приготовили раствор, измерьте плотность приготовленных вами растворов, сопоставьте их со справочными данными .

Карточка- инструкция для лабораторной работы:

Лабораторная работа

Тема: «Приготовление растворов заданной концентрации»

Цель : Научиться производить расчеты и ознакомиться с технологией приготовления растворов заданной концентрации.

Оборудование: коническая колба, химический стакан, ложечка для взятия веществ, мерный цилиндр, весы, арометр.

ХОД РАБОТЫ:

  1. Прослушайте инструктаж по технике безопасности.

  2. ЗАДАНИЕ: Приготовьте раствор поваренной соли (хлорида натрия) массой ______грамма с концентрацией соли _____%

  3. Рассчитать массу твёрдого вещества (соли) и объем воды, необходимой для приготовления указанного в задании объёма раствора заданной концентрации.

  4. Взвесить на весах рассчитанную массу вещества по технологии:

  • Поместить на весы лист бумаги и стаканчик для взвешивания и обнулить показания весов (нажатием клавиши «Tare»)

  • Насыпать в него взвешиваемое вещество с помощью мерной ложечки.

  • После работы выключить весы, при необходимости осторожно протереть чашку весов мягкой салфеткой.

  1. Перенесите навеску соли в колбу.

  2. Отмерьте мерным цилиндром вычисленный объем воды. (отмеряем по нижнему мениску, как показано на рис.1)

Рис.1

  1. Перелейте воду из цилиндра в колбу с навеской соли.

  2. Растворить соль в воде (с помощью стеклянной палочки или круговыми вращениями)

  3. Измерить плотность полученного раствора (с помощью арометра и записать данные в Таб.1)

Алгоритм измерения плотности жидкости ареометром

1.Возьмите мерный цилиндр на 200 мл и наполните его водой из колбы

2. Опустите ареометр в мерный цилиндр так, чтобы он свободно плавал в жидкости

3. Зафиксируйте показания ареометра – они соответствуют плотности жидкости

4. Выньте ареометр из мерного цилиндра и высушите его фильтровальной бумагой.

5. Измерение плотности каждого раствора повторите трижды (для чистоты эксперимента)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!