Тема урока: «Приготовление растворов заданной концентрацией»
Ход урока:
Повторение:
Раствор – это гомогенная (однородная) система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия
Растворитель – вещество, агрегатное состояние которого не изменяется при образовании раствора
Растворимость – способность вещества растворяться в том или ином растворе.
Теперь, какие бывают растворы ? ( жидкие, твердые, газообразные).
А теперь ответьте мне на вопросы:
«По степени растворимости вещества, растворы можно разделить на… (практически нерастворимые, малорастворимые и хорошо растворимые).
Растворимость веществ в воде: От чего зависит растворимость веществ?
- от растворяемого вещества;
- от температуры;
- от природы растворителя.
Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока? И чем мы будем заниматься?
Лабораторная работа
Тема: «Приготовление растворов заданной концентрации»
Цель : Научиться производить расчеты и ознакомиться с технологией приготовления растворов заданной концентрации.
Оборудование: коническая колба, химический стакан, ложечка для взятия веществ, мерный цилиндр, весы, арометр.
Инструктаж к работе:
Прежде чем вы приступите к работе, давайте обозначим последовательность ваших действий.
1.Произвести необходимые расчеты: рассчитать массу вещества, массу растворителя, объем растворителя
2. взвесить на весах рассчитанную массу вещества
3. отмерить необходимый объем воды
4. растворить поваренную соль в воде
5. измерить плотность полученного раствора
6. записать полученные данные в отчет
2. А сейчас предлагаю вспомнить формулы, которые вам потребуются для расчетов.
Формула массовой доли /масса соли/ масса воды/ плотность
3. Инструктаж по технике безопасности
Требования техники безопасности
Приступая к занятиям, учащийся должен четко понимать ход и порядок выполнения работы и следовать технике безопасности на уроке.
Перед началом работ с химическими веществами учащийся должен надеть халат.
Во время урока школьники должны следовать указаниям преподаватели и инструкциям техники безопасности, быть очень внимательными. Приступать к эксперименту можно только с разрешения учителя.
Категорически запрещается пробовать на вкус вещества в кабинете химии. Нюхать их можно лишь направляя легким движением руки испарения к носу, при этом нельзя вдыхать полной грудью,
Школьникам запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены текущим планом урока.
О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить учителю либо же лаборанту. Учащимся запрещено проводить самостоятельную уборку веществ без разрешения учителя.
Обо всех неполадках в работе оборудования или других сложностях ученики должны сообщить немедленно учителю и прекратить работу. Школьникам запрещено самостоятельно устранять неполадки.
Выливать в отведенное для этого место, органические жидкости и растворы.
После занятий на уроке химии школьники должны привести в порядок рабочее место, сдать оборудование и реактивы и грязную посуду сдать лаборанту или учителю.
Необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
Задание 2
Задания с указанием массы и концентрации раствора, который необходимо приготовить.
Ряд 1. Приготовьте раствор поваренной соли (хлорида натрия) массой 135 грамма с концентрацией соли 5%
Ряд 2. Приготовьте раствор поваренной соли (хлорида натрия) массой 165 граммов с концентрацией соли 8%
Инструкцию к работе вы найдете в своих рабочих листах, которые к окончанию нашего урока должны содержать отчет о проделанной работе.
Ну а судить о том, насколько качественно вы приготовили раствор, измерьте плотность приготовленных вами растворов, сопоставьте их со справочными данными .
Карточка- инструкция для лабораторной работы:
Лабораторная работа
Тема: «Приготовление растворов заданной концентрации»
Цель : Научиться производить расчеты и ознакомиться с технологией приготовления растворов заданной концентрации.
Оборудование: коническая колба, химический стакан, ложечка для взятия веществ, мерный цилиндр, весы, арометр.
ХОД РАБОТЫ:
Прослушайте инструктаж по технике безопасности.
ЗАДАНИЕ: Приготовьте раствор поваренной соли (хлорида натрия) массой ______грамма с концентрацией соли _____%
Рассчитать массу твёрдого вещества (соли) и объем воды, необходимой для приготовления указанного в задании объёма раствора заданной концентрации.
Взвесить на весах рассчитанную массу вещества по технологии:
Поместить на весы лист бумаги и стаканчик для взвешивания и обнулить показания весов (нажатием клавиши «Tare»)
Насыпать в него взвешиваемое вещество с помощью мерной ложечки.
После работы выключить весы, при необходимости осторожно протереть чашку весов мягкой салфеткой.
Перенесите навеску соли в колбу.
Отмерьте мерным цилиндром вычисленный объем воды. (отмеряем по нижнему мениску, как показано на рис.1)
Рис.1
Перелейте воду из цилиндра в колбу с навеской соли.
Растворить соль в воде (с помощью стеклянной палочки или круговыми вращениями)
Измерить плотность полученного раствора (с помощью арометра и записать данные в Таб.1)
Алгоритм измерения плотности жидкости ареометром
1.Возьмите мерный цилиндр на 200 мл и наполните его водой из колбы
2. Опустите ареометр в мерный цилиндр так, чтобы он свободно плавал в жидкости
3. Зафиксируйте показания ареометра – они соответствуют плотности жидкости
4. Выньте ареометр из мерного цилиндра и высушите его фильтровальной бумагой.
5. Измерение плотности каждого раствора повторите трижды (для чистоты эксперимента)