СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему "Работа с одарёнными детьми на уроках литературы".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: развитие у детей умения выразить себя в слове. Формы работы с художественным произведением разнообразны: литературоведческое исследование, лекция, семинар, творческий зачёт, дискуссия, урок-кроссворд, урок-портрет, практикум по анализу текста, деловая игра, урок-концерт.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Работа с одарёнными детьми на уроках литературы".»

12



Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

г.Краснокамска Пермской области







Работа с одаренными детьми

на уроках литературы.








Работу выполнила учительница

Русского языка и литературы

Батракова Людмила Ивановна







Краснокамск, 2019

Ведущая направленность моей работы – воспитание у детей умения выразить себя в слове. Свидетельство тому – многочисленные дипломы и грамоты, полученные моими учениками. Возраст детей разный: ученики средних классов – победители конкурсов «Медвежонок» и «Грамотей», финалисты олимпиад по русскому языку и литературе, дипломанты научных конференций, победители творческих конкурсов юных журналистов. Каждая из этих побед

Формы работы с произведением разнообразны:

  • литературоведческие исследования,

  • лекции,

  • семинары,

  • творческие зачеты,

  • дискуссии,

  • урок-кроссворд,

  • урок-портрет,

  • обсуждение докладов,

  • практикумы по анализу текста,

  • уроки в традиционной форме,

  • спецкурсы,

  • литературные игры,

  • урок – деловая игра,

  • урок – концерт.


Остановлюсь на более результативных, на мой взгляд, формах работы.

Урок-практикум по обучению основам анализа текста, посвященный стихотворению Афанасия Афанасьевича Фета «Я тебе ничего не скажу», на котором продолжается подготовка учащихся к экзаменационному сочинению, связанному с восприятием, истолкованием и оценкой поэтического текста. На уроке учащиеся знакомятся с той средой, которая питала творчество А.Фета, размышляют о возможном адресате этого поэтического признания и, конечно, совершенствуется умение выразительного (эмоционального) чтения поэтического текста.

Обращаясь к анализу поэтического текста, учитель сталкивается с такими трудностями, как отсутствие прочных, систематических знаний по теории литературы.

В связи с этим в последнее время в 9 классе провожу спецкурс «Русская словесность», в 10 классе – «Практическая стилистика».

Главная проблема, которую обозначаю для себя, как сделать анализ текста увлекательным. Изобразительные средства рассматриваются как средства создания образов. Анализ их позволяет уточнить интерпретацию текста.

На уроке звучит романс (2 гитары) П.И.Чайковского на стихи Фета.

Учащимся всегда интересно то, что вызывает вопросы и нуждается в ответах.

Звучит первая строфа стихотворения:

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Учитель: Вот вы прочитали первую строфу. Что вы могли бы сказать о ней? Какое чувство возникает при чтении?

Вместе с учителем учащиеся говорят о сильном чувстве, которое мучает человека, тревожит его. О чем хочет сказать герой – тайна. Все неясно, трепетно, все ускользает от точных определений.

Пытаемся найти разгадку, обращаемся к языку стихотворения.

Наблюдаем, как передается ощущение тревоги, волнения, неопределенности.

От вдумчивых, наблюдательных детей не ускользает обилие глаголов, обращенных почти в свою противоположность. Каждый глагол «нейтрализован» частицей не: не скажу, не встревожу, не решусь.

Этих действий на самом деле не будет.

Без частицы «не» только твержу.

Учащиеся отмечают напряженное волнение человеческой души. Обращаю внимание на прерывистое звучание 1 строфы, так как она состоит из коротких слов: местоимений, частиц, союзов.

Далее идет интерпретация учащимися второй строфы.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.


После столь музыкально выраженной тревоги первой строфы – спокойное начало второй.

Здесь на смену местоимениям приходят существительные и прилагательные. Картина, возникающая перед нами, лишена конкретности и определенности. Сколько бы мы ни всматривались, мы не узнаем, какие это цветы: ночными могут быть любые цветы, которые раскрываются ночью. Характерно и время: «лишь солнце за рощу зайдет» – неуловимый миг перехода из света в мрак». Волны человеческой тревоги успокаиваются в этом океане мира и покоя. В тишине этого мира расцветает человеческое сердце – можно услышать это цветение. Поэт усиливает метафору. Сердце человеческое живет и расцветает только в единстве с миром. Это приносит облегчение.


Об этом третья строфа:

И в больную усталую грудь

Веет влагой ночной… я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

«Перед нами снова человек с его смятением и болью, - говорят ребята, - но она уже смягчена «влагой ночной».

Учащиеся отмечают прием кольцевой композиции: повторяются 2 первые строчки, но звучат они по-другому. Соприкосновение с ночной природой как бы успокаивает смятение и тревогу.

Учащиеся определяют стихотворный размер и приходят к выводу, что оно написано анапестом – трехсложным размером с ударением на третьем слоге.

Далее дается фоностилистический анализ – анализ звуковой структуры стихотворного текста, в который входит сообщение о фонике, цветовой «картине» поэтического текста, наблюдения над рифмой.

Интересные выступления о А.Л.Бржевской, М.Лазич, М.П.Боткиной прослушали учащиеся о возможном адресате, женщине, к которой обращено это бессмертное признание, эти слова любви и восхищения.


Итак, это небольшое стихотворение – пример того, что в поэзии содержание и форма неразделимы: только вдумываясь, как, какими средствами языка поэт передает то, что он хочет выразить, мы начинаем понимать смысл его произведений.

Если мы не поймем как, то не поймем и что сказал поэт.

Что же дают такие уроки?

На выпускном экзамене 2002г. большинство учащихся выбрали тему сочинения «Стихотворение С.А.Есенина «О красивом вечере задумалась дорога». Сочинение учащейся, представленное на золотую медаль, было признано областной комиссией одним из лучших.

В сборнике «Поэтический текст на уроке» вышедшем в 2003г., опубликованы интерпретации стихотворений русских поэтов начала ХХ века, Анны Трубиновой и Ольги Шафранской.

Этим сборником пользуются сегодня мои ученики.

Опубликован в Приложении к «Педагогическому опыту» и авторский урок ученицы «Тема Родины в творчестве Н.А.Тэффи»,- материалы которого, по заключению доцента В.Е.Кайгородовой, можно использовать на спецкурсе «Пути и судьбы русской эмиграции».

Урок – семинар по рассказу Юрия Мамлеева «Прыжок в гроб».

«Люди больше похожи на свое время, чем на своих отцов».

Стремлюсь приобщить своих учащихся к работе с книгой.

Внимание учащихся акцентирую на своеобразии мастерства писателя, никакой критической литературой они не пользовались, так как она отсутствует.

Рассказ, опубликованный в журнале «Знамя» /1997г №6/, заставил и учителя, и учащихся глубоко задуматься над серьезными проблемами старшего поколения, которому мы все обязаны жизнью. Учащиеся отметили, что метафорическое словосочетание «прыжок в гроб» звучит довольно абсурдно, что за частными судьбами автор рассказа видит общее неблагополучие жизни. И в этом они усматривают силу Юрия Витальевича как писателя.

Учащиеся говорили об отсутствии портретных характеристик (их заменили характеристики речевые). Мастерство писателя обнаружили в использовании градации – такого расположения слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, производимое группой слов,

/«тяжело отлеживалась, чахла, чахла – тяжело приходила в себя, тяжело восстанавливала силы, а затем и вовсе теряла их»;

«измотались и почти извели душу» – крайне утомились, выбились из сил, обессилели, позже измучились, истомились, истерзались;

«не храпела, не двигалась, не шипела»./,.

гиперболы

/автор, говоря о том, что болела Екатерина Петровна тяжело использует, гиперболу «осатанело», что означает, неистово, яростно, очень сильно. В этом слове присутствует и какое-то злое начало, что-то от дьявола. Видимо, для передачи сильных чувств обычные слова показались автору вялыми и недостаточными, и он прибегнул к гиперболе – образному выражению, содержащему непомерное преувеличение./,

оксюморона

/используется им и такая своеобразная фигура речи, как оксюморон.

«взрослеющий младенец», что в переводе с греческого означает «остроумно-глупое». В оксюмороне антонимы соединяются, что необычно, непривычно для читателя, даже абсурдно, но соединение антонимов рождает новый, остроумный смысл. Оксюморон подчеркивает внутреннюю конфликтность, противоречивое психологическое состояние/,

очень выразительного приема анафоры

/ «То у сестры Натальи Петровны… то вообще люди на улице пустыми ей кажутся…

то один раз выглянули на улицу…

То вдруг голоса из мира уходить стали…»/,

в присутствии гротеска, фантазии, абсурда.

Не ускользнуло от внимания учащихся и то, что в тексте почти нет света, нет цвета, что автор скуп на эпитеты. Они пришли к выводу, что все это закономерно: ведь главная героиня находится в безысходной ситуации.

Так под пером мастера возникло «хмурое, побитое, перестроечное» время, в котором отсутствует нормальное человеческое поведение, где можно получить справку, не будучи мертвой, где медсестра «еле держится от усталости и чрезмерной работы», где люди вынуждены ездить в «потрепанных автобусах», жить в продолговатых, «как все равно гроб какого-нибудь гиганта», комнатах.

Рассказ Ю.В.Мамлеева, безусловно, вызовет множество самых разных толкований. Но мы с учащимися открыли для себя нового писателя, который заставил обратиться и их к вечным вопросам:

«Что есть жизнь? Что есть страх? Что есть свобода?»

Так я помогаю учащимся выработать собственный взгляд на изучаемое произведение, стараюсь убедить, что литература – это интересно, что все, о чем написано в книгах, - это о нас с вами, о каждом из нас. Пробудить интерес, если его нет, развить его – вот моя задача. Литература должна заставлять плакать и смеяться, сопереживать героям и размышлять о жизни.

Урок – кроссворд по классической литературе.

«Обыкновенная необыкновенная классика» /проводится в конце 10 класса/.

В центре – красочно нарисованный кроссворд.

Играют 2 команды (по 6 человек), каждая команда выбирает капитана.

Игра проводится следующим образом. Задается основной вопрос, то есть слово, зашифрованное в кроссворде. Если слово отгадано сразу, команда получает 10 очков. Если ответа нет, задаются дополнительные вопросы. Команда, правильно ответившая на дополнительный вопрос, получает 1 очко и право открывать в зашифрованном слове 1 букву.

Очки, полученные за дополнительные вопросы, вычитаются из 10 баллов основного вопроса. Например, чтобы отгадать слово, зашифрованное в кроссворде, командам понадобилось три дополнительных вопроса (10-3=7). Команда, отгадавшая слово в кроссворде, получает семь очков. Победитель игры определяется по числу набранных очков.

1. Вопрос – письмо.

Первое слово, которое зашифровано в кроссворде – это слово-письмо. Оно будет связано с жизнью и творчеством замечательного русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.

Думаю, не все знают, что Некрасов писал и романы в соавторстве с женщиной, блиставшей красотой, восхищавшей и Достоевского, и Тургенева, и Л.Толстого, и Гончарова . И, кажется, если бы в иной понедельник вдруг в ее гостиной обрушился потолок, вся русская литература погибла бы. У нас не было бы ни «Отцов и детей», ни «Войны и мира», ни «Обрыва».

Ее столовая 20 лет была русским Олимпом. Сколько чаю выпили у нее олимпийцы, сколько съели великолепных обедов! Сам Александр Дюма восхищался ее простоквашей /это слово вызывает удивление учащихся/.

Вопрос: Назовите фамилию этой женщины. /Авдотья Яковлевна Панаева/.

2. Музыкальное слово.

/звучит музыка Листа/

Известная певица рубежа 19-20 веков была не только прекрасной певицей, но и великолепным педагогом и композитором. Она брала уроки у Ференца Листа. В 1837 году впервые выступила на оперной сцене в Брюсселе. С 1839 года – солистка Итальянской оперы в Париже. Выступала в различных театрах Европы. Она обладала голосом широкого диапазона. Многие из русских писателей восхищались ею, были влюблены. Но самым преданным поклонником ее таланта и красоты был Иван Сергеевич Тургенев.

Вопрос: Кто же она? /Полина Виардо/.

И так далее.







6
















8

В

Р

У

Б

Е

Л

Ь


7















Е





К















Л



4


Р















И



М


А





2









3

К

О

М

И

С

С

А

Р

Ж

Е

В

С

К

А

Я






О



Т


О





И










В



Р


Т



1

П

А

Н

А

Е

В

А








О


А





Р













Ф







Д













А







О







5

К

А

Ш

Т

А

Н

К

А



































Несколько слов о традиционных уроках.

В разговоре о той или иной книге мы стараемся найти фразу, деталь, эпизод и от нее протянут нити ко всему произведению.

Так при изучении «слова о полку Игореве» прошу попытаться ответить на вопрос6 «просчет или расчет русских князей – начинать свои походы на полководцы в весеннюю распутицу?»

В результате размышлений учащиеся приходят к такому заключению:

«Война в древние времена – это прежде всего кони. От их «боевой готовности» во многом зависел исход сражения. Половецких коней, как известно, кормила степь. Зимой они теряли силу. Кони русичей зимовали в стойлах, их кормили запаленным сеном, поэтому они всегда были в боевой готовности.

В этом смысле весна оказывалась самой удобной порой для схватки с кочевниками.


«Гроза» Александра Николаевича островского.

Учитель: Подумайте, какое слово чаще других звучит в пьесе. /Прошу вспомнить реплики Кабанихи/.

Кабаниха: «как зачем бояться!.. Да ты рехнулся, что ли? Какой же это порядок в доме будет…»

Кабаниха: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! …Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»

«Порядок» и порождает конфликт драмы – таково заключение учащихся.


«Война и мир» Льва Николаевича Толстого.

«Нынче» – это не только канун Бородинского сражения, но и весь 1812года. Что будет с Москвой, Россией решается не только в боях, но и в домах, семьях, имениях.

Заглянем к Ростовым.

«Что это, мой друг, я слышу, вещи опять снимают?» – спрашивает графиня Ростова мужа.

«Вещи» – все, что осталось у «гостеприимных Ростовых, «ныне почти разоренных».

«Вещи» – детское состояние, судьба Наташи, Веры, Сони.

В эту нелегкую для Ростовых минуту и раскрывается характер Наташи.

«Мерзость и гадость» – такими словами вперемежку с ласковыми «маменька», «голубушка» надеется Наташа образумить самого дорогого ей человека.

Не как просьба, а как предупреждение звучит Наташино «нельзя».

Доброта и душевность – главный капитал Ростовых, что отнюдь сегодня не во всякой семье бывает. Надеюсь, что эти страницы романа надолго останутся в душах ребят.

«Нынче» поверят только «нашему», пойдут только за ним. Почему армия потребовала Кутузова?

Октябрь 1805г. Кутузов осматривает полк. «Без всяких приготовлений велено выстроить солдат. /Обращаю внимание учащихся на то, что Толстому – художнику очень важно оценить Кутузова мнением простых солдат/.

Что же думают солдаты о том, кто в окружении пышной свиты о том, кто в окружении пышной свиты идет «медленно и вяло мимо тысячи глаз?» /Ученики находят это простонародное меткое слово. Кутузов «глазастый»/.

  • Как же, сказывали Кутузов кривой, об одном глазу?

  • А то нет! Вовсе кривой.

  • Не… брат, глазастей тебя, и сапоги, и подвертки – все оглядел…

/Иду далее. Спрашиваю: «Глазастый. Как это понимать?/

Всевидящий… проницательный… внимательный… сосредоточенный…настороженный – такие синонимы к слову «глазастый» находят учащиеся.

Первый бал Наташи Ростовой.

Ученица «Наташа» произносит с волнением: «Неужели так никто и не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня… Нет, это не может быть! Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мною».


Словесник, как никто другой, должен быть внимателен к слову. На уроках литературы всегда должно звучать художественное слово. Учитель счастлив, когда учащиеся находят разгадку, распутывают сложные узлы и остроумно выходят из тупиков, когда находят в тексте свои «тонкости», которые остались не отмечены учителем. К счастью, такие ученики есть, но их немного.

Мои выпускники /и «Наташа», кружащаяся в вальсе; и авторы печатных работ/ - студенты филологических факультетов. Желают получить филологическое образование и сегодняшние старшеклассники.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!