СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Неделя физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Неделя физики"»

 



Методическая разработка

 «Неделя физики

в МКОО СОШ №1 им.А.А.Макоева »

(для 7-11 класса)

 

 

 

 

 












Выполнил: учитель физики

Албегонова Л.Т.

 

 

 

 

2019 год



Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Методическая разработка «Неделя физики в школе»

  3. План-программа методической разработки

  4. Содержание мероприятия «Вечер занимательной физики»

 

1. Пояснительная записка

Не секрет, что в последние годы к изучению предметов естественно-математического цикла интерес падает. Нельзя забывать, что будущее наших учеников и страны зависит от развития науки и техники. Это накладывает на учителей физики, определенные обязанности по подготовке первичных знаний, на которых и будет проводиться формирование успешных специалистов в разнообразных областях.

Один из способов повысить интерес учащихся — внеурочная работа, например, предметные недели. Основная задача проведения недели физики — развитие интереса учащихся к предмету, а также актуализация знаний школьников. Уникальность предметной недели состоит в том, что в ее проведении принимают участие учащиеся всех классов школы.

План недели выглядит следующим образом: каждый день проходит по одному мероприятию. Они подготовлены для каждой возрастной группы в отдельности (7-11 классы) и проходят в виде различных конкурсов, игр. Учтены особенности школьников; уровень их знаний, умений, навыков; их профориентированнность.


2. Методическая разработка «Неделя физики в школе»

Цели:

1. Активизация познавательной и исследовательской активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся

2. Развитие навыков общения, умения работать в команде, со старшими товарищами, преподавателями вуза.

3. Обзор учащимися роли науки в повседневной жизни

Задачи

1. Сделать школьную жизнь учащихся более интересной, насыщенной, запоминающейся, сопряженной с обыденной жизнью.

2. Предоставить возможность учащимся попробовать себя в роли исследователей, лаборантов и студентов

Человеческие ресурсы:

1. Учителя физики и классные руководители.                 

2. Учащиеся школы с 7 по 11 классы

Временной ресурс: одна учебная неделя


План-программа методической разработки


1. Физические Игры (7-9 классы)

2. Физические Конкурсы (10-11 классы)

3. Физические Векторины(10 классы)

 

I. Подробное рассмотрение программы физических игр (7-9 классы)

В физических играх принимают участие школьники с 7 по 9 классы. Соревнования проходят во время уроков физики по расписанию, составленному учителем физики.

 

 


Обобщенная план-сетка

мероприятий

 

 

Понедельник

 

Вторник

 

Среда

 

Четверг

 

Пятница

 

7 класс

Конкурс газет «Физика в школе»

 

«Занимательны

опыты»

«Заниматель

ная физики»

 

 

8 класс

 

 

9 класс

«Физическое ассорти»

 

Игра «К вершинам физики»

10 класс

 

Подведение итогов

11 класс

 

 


Содержание мероприятия

Внеклассное мероприятие в 7-8 классах

«Вечер занимательной физики»


Цель мероприятия: способствовать развитию познавательного интереса к изучению физики у школьников на начальном этапе изучения предмета.

Задачи мероприятия:

1.      Способствовать осознанию учащимися важности изучения окружающих нас физических явлений.

2.      Закрепить и обобщить знания, учащихся по теме «Атмосферное давление».

3.      Развивать пространственное, логическое мышление, умение делать выводы.

4.      Формировать умение четко излагать свои мысли.

5.      Формировать умение работать в коллективе, в группе.

6.      Воспитывать эстетическое восприятие мира на примере физических явлений.


Подготовительный этап.

На этом этапе группа учащихся 7 класса оказывала практикантам помощь в оформлении стенгазеты, посвященной вечеру занимательной физики. В газете были представлены интересные материалы из жизни физиков, загадки, цитаты великих ученых, кроссворд. Ребята ярко и красочно оформили газету, и повесили ее на всеобщее обозрение за неделю до мероприятия.

Ход мероприятия.

Физика! Какая емкость слова!

Физика для нас не просто звук!

Физика – опора и основа

Всех без исключения наук.

            Здравствуйте, ребята! Мы приглашаем вас принять участие в нашем веселом вечере физики. Бороться за победу сегодня будут 3 команды 7ых классов. А чтобы восторжествовала справедливость, мы решили создать судейскую комиссию. Занять почетное место жюри, просим:

А к жюри у нас такая просьба: будьте справедливы, объективны. После каждого тура объявляйте результаты.

Итак, мы начинаем!

1 конкурс. Приветствие.

Команды выбирают капитанов, придумывают название команды, девиз и пожелание соперникам. Все это должно быть связано с физикой. После этого ведущие делят доску на три части. Там фиксируют названия команд. Далее в этих трех колонках будут фиксироваться баллы.  Максимум за 1-й конкурс – 3 балла.


2 конкурс. Викторина по физике.


А сейчас мы проверим ваше знание физики. Каждая команда должна будет ответить на 3 вопроса викторины. Если команда не знает ответа, то отвечает команда соперников. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

1.      Кто впервые измерил атмосферное давление?  (Торричелли)

2.      Назовите прибор для измерения атмосферного давления.  (Ртутный барометр)

3.      Назовите прибор для ориентирования на земной поверхности и определения сторон света.  (Компас)

4.      Почему во время сильного мороза в лесу трещат деревья?  (При замерзании вода расширяется, кора рвется с треском)

5.      Почему теплый хлеб тяжелее холодного?  (В горячем много влаги, в холодном она испарилась)

6.      Почему вода тушит огонь?  (Охлаждает горячее тело, поглощает много теплоты, образующийся пар не пропускает к горящему телу кислород)

7.      Что тяжелее – пуд железа, или пуд пуха?  (Их масса одинакова)

8.      В какой комнате быстрее распространяется запах духов – в теплой, или холодной?  (Диффузия происходит быстрее в теплой комнате)

9.      Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?

(Сила притяжения со стороны Луны)

      Пока наше уважаемое жюри выставляет оценки, мы покажем вам небольшой фокус. Попробуйте объяснить его с точки зрения физики.

«Летающие чайные пакетики». Вскрываем чайные пакетики, отрезаем нитку с этикеткой, высыпаем заварку. Ставим пакетики на стол и поджигаем. Теплый воздух увлекает догорающие пакетики за собой вверх.


3 конкурс. «Объясни опыт»

Для каждой команды демонстрируется 1 опыт. Команда должна дать объяснение увиденному явлению. Максимум за конкурс – 5 баллов.

1.      «Тяжелая газета». На стол кладут длинную деревянную линейку и ударяют рукой. Линейка падает. Затем линейку накрывают газетой и снова с силой ударяют. Газета рвется, а линейка остается лежать на месте. Так как площадь газеты велика, до давление воздуха на ее поверхность достаточно большое, поэтому линейка не падает.

2.      «Две жидкости меняются местами». В одну рюмку наливается вино, в другую – вода. Рюмку с водой накрываем пластиковой карточкой и переворачиваем на рюмку с вином. Между рюмками делаем маленькую щель. Наблюдаем, как вино тонкой струйкой поднимается в верхнюю рюмку, а вода перетекает вниз. Происходит это потому, что плотность воды больше, чем плотность вина. Поэтому более легкая жидкость стремится наверх, а более тяжелая – вниз.

3.      «Расплющиваем банку». Немного воды кипятим в алюминиевой банке из-под газировки. Щипцами берем банку и переворачиваем в емкость с холодной водой. Банка расплющивается. Дело в том, что в не нагретой банке – вода и воздух. Когда вода кипит – воздух в банке замещается паром. Затем холодная вода охлаждает пар, и он превращается в несколько капелек воды. Воздуха в банке уже нет, следовательно, давление в ней ниже атмосферного. Под его действием банка расплющивается.


4 конкурс. «Пантомима»

А сейчас пришла пора немного размяться. Каждая команда должна выйти в центр класса и показать с помощью пантомимы то агрегатное состояние вещества, которое написано у них на карточке. (Карточки с названием агрегатного состояния получили перед конкурсом.)

1.      Жидкое

2.      Твердое

3.      Газообразное

Максимум за конкурс – 3 балла.


5 конкурс. «Конкурс капитанов».


1.      Поставить полоску бумаги на стол ребром.  (Сложить пополам, скрутить и т.д.)

2.      Отгадать, что в черном ящике.

Об этом веществе Леонардо да Винчи сказал: «Оно может быть целительным, отравляющим, серным, соленым, алым, мрачным, яростным, сердитым, красным, желтым, зеленым, жирным, тощим. Все зависит от тех мест, где оно находится.» (Правильный ответ - вода)

3.      Перелить из цилиндрического стакана ровно половину воды в один прием.  (Аккуратно лить воду, пока не покажется край донышка)

Капитан, первый справившийся с каждым заданием, приносит своей команде 1 балл.


6 конкурс. «Загадки»


1.      Красивое коромысло над лесом повисло. (Радуга)

2.      Что с земли не поднимешь? (Тень)

3.      Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал. Без тела – а живет оно, без языка – кричит. (Эхо)

4.      Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – пляска. Что это? (Молния, гром, дождь)

5.      В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)

6.      Всем поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, когда – облака. (Барометр)

7.      Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. (Весы)

8.      Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. (Ракета)

9.      Днем спит, а ночью – глядит. (Луна)

10.   Я под мышкой сижу, и что делать укажу. Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр)

11.  Вечером в стеклянном колпачке солнышко сидит на волоске. (Лампочка)

12.   Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)

Каждой команде загадываем по 4 загадки. Каждый правильный ответ – 1 балл.


7 конкурс.  «Объясни опыт»


Каждой команде демонстрируем по 1 опыту. Участники команды должны его объяснить. Максимум за конкурс – 5 баллов.

1.      «Четыре этажа жидкостей». Жидкости разных плотностей, подкрашенные в яркие цвета, наливаются слоями в высокий бокал. Школьники видят, что жидкости не перемешиваются. Объяснение - см. опыт «Две жидкости меняются местами».

2.      «Яйцо в бутылке». В бутылку с широким горлышком бросаем зажженную бумагу. Воздух в бутылке становится разреженным, и яйцо под действием атмосферного давления всасывается в бутылку.

3.      «Достань яйцо из бутылки». В трехлитровую банку бросаем зажженную бумагу, на горлышко для герметичности лепим пластилин. Опускаем бутылку с яйцом горлышком вниз. Яйцо подает в банку. Так как воздух банке стал разреженным, давление внутри бутылки оказалось выше, чем в банке.   


8 конкурс. Викторина по математике.


Математика – царица всех наук, но служанка физики. Физикам без знания математики – никуда. Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей шуточной викторины.

1.      Росла береза. У нее было 28 веток. На каждой ветке росли по 5 яблок. Сколько было яблок на дереве? (Яблоки на березе не растут)

2.      В комнате 4 угла. В каждом углу сидит по 1 кошке. А против каждой кошки сидят еще 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки)

3.      Однажды, сидя в троллейбусе, я решила сделать небольшой подсчет. Я пересчитала всех пассажиров в троллейбусе. Их было 17. Троллейбус тронулся, затем на остановке вышло 2 человека и вошло 6 человек. Будьте внимательны. На следующей остановке вошло 10 человек, и никто не вышел. На следующей – вошло 12, а вышло 7.  На следующей – вошло 4 человека, а вышло – 8. А потом, на следующей остановке господин вошел один с целой кучею обновок. Сколько было остановок? (5 остановок)

Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Наш веселый вечер подходит к концу. А пока жюри подводит итоги всех конкурсов, мы хотим показать вам одну волшебную жидкость.

Готовим Неньютоновскую жидкость, приглашаем ребят поиграть с ней, рассказываем о ее свойствах.

Рефлексия. Подведение итогов.

Ведущие, члены жюри, представители команд делятся впечатлениями от прошедшего вечера занимательной физики. Члены жюри подводят итоги.

Ведущие награждают благодарностями школьников, которые помогали оформлять стенгазету к вечеру занимательной физики.

Председатель жюри объявляет итоги конкурса, ведущие награждают дипломами команды, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места.


Игра «К вершинам физики» (8 класс)

Полное описание разработки:

1.     В ходе мероприятия дети приобретают навыки объяснять факты и явления, наблюдаемые вокруг них, опираясь на полученные знания по физике; логически правильно строить свой ответ; уважать мнение других участников команды.

2.     В ходе игры учитель выступает как координатор действий команд, и помощник в построении логического ответа, который будет осмыслен и понятен всем участникам мероприятия.

3.     В качестве используемого оборудования готовятся заранее слайды с названием, правилами игры и игровым полем из девяти секторов, которые проектируются во время мероприятия на экран (возможен вариант: поле изображается красочно на ватмане, а правила озвучиваются вслух).

4.     Организация работы: групповая.

Правила игры

  1. Собираются учащиеся 8-го класса, разделяются на небольшие команды. Придумывают название, девиз и эмблему. Название должно быть связано с физикой.

  2. Командам предлагают поле из 9-ти вершин. Капитаны по очереди выбирают вершину, и команда выполняет задание, которое в нем спрятано.

  3. В ходе игры объявляется личное первенство (за правильный ответ игрок получает жетон) и соревнование между командами (за правильный ответ команда получает балл).

  4. Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее число баллов.

Значение вершин

  1. «Наборщик»: из предложенного слова – названия физического прибора – составить как можно больше слов. Дополнительный балл за самое длинное слово. (Например, секундомер)

  2. «Краски радуги»: игроку от каждой команды предлагается на листе бумаги изобразить любое физическое явление с последующим объяснением.

  3. «Музыкальный марафон»: командам предлагается по очереди называть песню и исполнить 2 – 4 строчки из нее, где говорится о физических процессах, явлениях, телах.

  4. «Слабое звено»: каждой команде предлагается за 1,5 минуты ответить на ряд вопросов. Каждый ответ – балл.

  5. «Физик-лирик»: нужно объяснить явление, которое зарифмовано в стихах.

  6. «Мир загадок»: каждой команде предлагается отгадать загадки.

  7. «Минута отдыха»: физический опыт «Путешествие под водой вокруг света».

  8. «Жизнь замечательных людей»: нужно назвать ученого, о которой идет речь в высказываниях выдающихся людей.

  9. «Вовочкины задачи»: Участники игры должны объяснить предлагаемую ситуацию.

Задания к вершинам:

4 вершина «Слабое звено»


  1. Переведите  10 см в метры.

  2. Что больше 10 м/с или 5 м/с?

  3. Прибор для измерения времени.

  4. Сила притяжения к земле.

  5. Прибор для измерения силы.

  6. Сколько кПа в  1Па?

  7. 36 км/ч переведите в м/с.

  8. Кто придумал азбуку Морзе?

  9. Что больше 10 дм или 1 м?

10. Прибор для измерения давления.

11. Сколько законов открыл Ньютон?

12. Промежуток времени в 24 часа.

 

5 вершина «Физик-лирик»

  1. Едет поезд по уклону

Пассажиры спят в вагонах.

Вдруг они, как сговорились,

Все направо отклонились.

Объясните, что случилось?

 

  1. В гололедицу зимою

Над замерзшею водою

Чья-то добрая рука

Посыпает слой песка.

Все скорее отвечают

Для чего так поступают?

 

  1. Кто решит известный спор,

Почему плывет линкор?

Но утонет гвоздик малый,

Хоть он из того ж металла?

 

  1. Мне ответ серьезный дайте,

Кто сейчас сказать готов,

Почему следы в асфальте,

Лишь от женских каблуков?

Отвечайте же скорее:

Что девчата тяжелее?

 

6 вершина «Мир загадок»

1. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет (Туча)

2. Видать глазами, да не взять руками. (Тень)

3. По морю идет, а как на берег выползет, тут и пропадет. (Волна)

4. Как солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет. (Молния)

5. Меня никто не видит, но всякий слышит. А спутницу мою вся может видеть, но никто не слышит. (Гром и молния)

6. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла, и сады, и огороды всей округе полила. (Гроза)

7. На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает. (Барометр)

8. Что идет, не двигаясь с места. (Барометр)

9. Виден край, а не дойти. Что это? (Горизонт)

10. К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество это … (Электричество)

11. В лес со мною заберется – с пути не собьется. (Компас)

12. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Пруд)

13. Посреди поля серебряные зерна. (Роса)

14. Если ясной ночью выйдешь, над собою ты увидишь ту дорогу, днем она не видна. (Млечный путь)

15. Днем спит, ночью глядит. (Луна)

16. Я в Москве, она в Одессе, в разных комнатах сидим. Далеко, а будто рядом разговариваем с ним. Кто нам помогает? (Телефон)

17. Перед нами – вверх ногами, пред тобой – вверх головой. (Отражение в воде)

18. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)

19. В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке, не торопится меньшая, но зато спешит старшая. (Часы)

20. Ни жара, ни тепла, ни огня я не имею, а многое прожигаю. (Линза, увеличительное стекло)  

7 вершина «Минута отдыха»


Предлагаем участникам совершить путешествие вокруг света под водой. Желающему завязываем глаза, на стул устанавливаем зажженную свечу. Участник совершает круги почета вокруг этого стула, а над его головой в это время держим стакан с водой.


8 вершина «Жизнь замечательных людей»

 

1.      «Сложен мир, сложен мир из мельчайших частиц, так считал древний грек» Как его звали?  (Демокрит)

2.      Ученый, впервые указавший на существование выталкивающей силы и давший способ ее расчета. (Архимед)

3.      Он был ученый и поэт

Он размышлял про тьму и свет.

В чем сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Он краски изучал и цвет.

Он создал университет.

И, как сказал о нем поэт,

«он сам был университет».

Его фамилия?   (Ломоносов)

4.      Имя ученого, открывшего закон после падения ему на голову яблока. (Ньютон)

5.      Ученый, впервые измеривший атмосферное давление. (Торричелли) 

 

9 вершина «Вовочкины задачи»

Однажды Вовочка с друзьями пошел в поход.

  1. Наступил вечер. Вовочка с друзьями обсуждали итоги дня. Друзья говорили негромко и были уверенны, что их никто не слышит: палатка хорошо натянута и полог опушен. Вопрос: так ли это?

  2. Вовочка рассказывает ребятам: «Собирал ветки для костра, я порвал рубашку. Посмотрите, Какая странная дырка: прямоугольный треугольник!»                                                                                             

  3. Друзья посоветовали Вовочке: «Зашей дырку, и проблема будет решена. Вот тебе иголка, Толька она заржавела». Вопрос: почему иголка в походе заржавела?

Подведение итогов. Награждение победителей и участников игры.

 

Игровое поле

 

Вовочкины задачи

Минута отдыха

Мир загадок

Наборщик

Слабое звено

Жизнь замечательных людей

Краски  радуги

Физик-лирик

Музыкальный марафон

 

 

 


4.3.3 «Физическое ассорти» (9 класс)

Интеллектуальная игра для учащихся 9 класса. Игра представляет собой ассорти из физических игр:

1)      «Разминка»

2)      «Триатлон по физическим величинам»

3)      «Своя игра»

4)      «Пентагон»

5)      «Что? Где? Когда?»

Класс разбивается на команды, каждая из которых принимает участие в игре либо отдельно, либо все команды сразу.

Жюри выставляет баллы за ответы команд и в конце подводит итог.

«Разминка»

Задание – ответить на вопросы быстрее других, а главное правильно! За каждый правильный ответ +1 балл, за каждую ошибку -1 балл.

Скорость тела в данный момент времени.

Мгновенная

Изменение положения тела в пространстве относительно других тел.

Движение

Аппарат для исследования морских глубин, опускаемых в воду на тросе с судна.

Батисфера

Первый спутник Земли назывался именно так.

Спутник 1

Что растет вершиной вниз.

Сосулька

Величина, характеризующая быстроту изменения скорости.

Ускорение

72 км/час - это сколько м/с

20 м/с

Явление отсутствия веса у тела.

Невесомость.

Первая космическая скорость.

8 км/с

Автор вашего учебника по физике.

Белага

 

Игра "Триатлон по физическим величинам"

Задание и на него дается три подсказки командам - задания предлагаются командам по очереди. С какой подсказки дан ответ, команда получает соответственно 3,2,1 б.

1. Это физическая величина (сила).

  • Основная физическая величина "Динамики", это причина возникновения ускорения.

  • Она есть у всех людей, только у больных ее мало, а вот у здоровых много.

  • Это есть, ума не надо.

2. Это физическая величина (время).

  • Для его измерения используют повторяющийся физический процесс. Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении, его можно повернуть назад только в сказках.

  • Часто, по ошибке, считают, что одна из единиц ее измерения - световой год.

  • Делу это, а потехе - час.

3. Это физическая величина (ускорение).

  • Это результат действия силы.

  • Измеряется акселерометром.

  • Любимый термин времен Горбачева.

4. Это физическая величина (давление).

  • Действует на дно и стенки сосуда.

  • Увеличивается с глубиной, мы это чувствуем, когда ныряем.

  • Нужно измерить, когда болит голова.

5. Это физическая величина (мощность).

  • Важнейшая характеристика всех двигателей.

  • Скорость выполнения работы.

  • У КАМАЗа больше, чем у ВАЗа.

6. Это физическая величина (импульс).

  • При ударах возникают большие силы, потому что изменение этого происходит за очень малое время.

  • Равна произведению массы тела на его скорость.

  • Из рекламы - если неизвестный мужчина дарит вам цветы, это он реагирует на …

7. Физическая величина (масса)

  • Она имеется у всех.

  • Ее целый день определяют продавцы

  • Если человека долго не кормить, то она уменьшается.

9. Физическая величина (скорость).

  • Ее начинают изучать еще в начальных классах.

  • Ее у нас нет, когда мы спим, а появляется, когда встаем.

  • У птиц она больше, чем у нас, а еще больше у ракеты.

10. Физическая величина (плотность).

  • Странно, но у льда она меньше, чем у воды.

  • У физических тел, сделанных из одного вещества, она одинаковая.

  • У алюминиевой ложки она меньше, чем у стальной.

11. Физическая величина (высота).

  • Прибор для измерения этого - альтиметр.

  • Этот прибор всегда есть на самолете.

  • Если посмотреть с нее на Землю, то всегда страшно.

12. Физическая величина (энергия).

  • Она согласно закону уменьшается при совершении работы.

  • У летящей пули и у сжатой пружины она называется по - разному.

  • Когда съешь "Сникерс", то она прибавится.

Своя игра.

Все команды играют одновременно. Ответы пишут и сдают жюри. Ответы лучше всего писать на заранее приготовленных листочках. Итог считается следующим образом: + 10 - ответ верный, 0 баллов - ответа нет и - 10 баллов, ответ не верный.


Тема №1 "Сопротивление"

10. Это прибор, сопротивление которого можно регулировать.

20. Именно в этих единицах измеряется удельное сопротивление в системе СИ.

30. Если соединить сто сопротивлений по 100 Ом каждое параллельно, то общее сопротивление будет таким.

40. Так называется маленькая деталь, обладающая сопротивлением.

50. Таким сопротивлением обладает участок цепи, на котором при силе тока в 1А напряжение равно 1В.

Ответы: 10. Реостат. 20. Ом* м. 30. 1 Ом . 40. Резистор. 50. 1 Ом.


Тема №2 "Космос"

10. Безпилотный космический аппарат.

20. Этот принцип движения используется не только для движения в безвоздушном пространстве, но его с успехом используют медузы, кальмары, каракатицы.

30. Кому могут принадлежать эти слова: "…я увидел, как прекрасна наша планета"?

40. Ему принадлежат знаменитые слова: "Земля - колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели".

 50. Это поселение расположено в красивом укромном и зеленом месте Подмосковья имело название "Зеленый". Жители его, с легкой руки журналистов, изменили это название, которое в январе 1960 года было утверждено официально. Какое название оно получило?

Ответы: 10.Спутник 20. Реактивное 30. Ю.А.Гагарину, он первый это увидел!

40. К.Э.Циолковский. 50. Звездный.


Тема №3 "Сравнения"

10.Что легче килограмм пуха или килограмм железа?

20. Где сила тяжести, действующая на одно и то же тело, больше, на полюсе или на экваторе?

30.Что легче: тянуть санки за веревочку или толкать перед собой?

40. Два тела уравновешены на рычаге в вакууме. При каком условии сохранится это равновесие в воздухе?

50. Как отличить стекло от алмаза, не прибегая к помощи приборов?

Ответы: 10. Одинаково. 20. На полюсе. 30. Тянуть, в этом случае мы санки приподнимаем, а во втором вдавливаем в снег. 40. Если объемы равны. 50. Нацарапать - на алмазе следов не будет. Или охладив, подышать - стекло запотеет, а алмаз нет, у него большая теплопроводность.



Баллы

Ответы

Результат

10

 

 

20

 

 

30

 

 

40

 

 

50

 

 

Итого:

 

 

Игра "Пентагон"

Играют все команды. Сообщается тема игры. На каждое задание по 5 подсказок. Можно получить соответственно по 5-4-3-2-1 балл. Ниже приведены таблицы, которые удобно использовать для подведения итогов. Команды сдают ответы после очередной подсказки, жюри ставит соответствующее количество баллов. За неправильный ответ штраф -1 балл. Если после ответа команда понимает, что ответила неверно, то сдает второй (третий) вариант ответа, получая штраф за предыдущий ответ и необходимое количество баллов за правильный ответ.

Вопрос 1. Это явление. (Инерция)

 

 

Такой таблицей удобно воспользоваться для подведения итогов.

№ подсказки

Подсказка

Ответы 1 команды

Ответы 2 команды

Ответы 3 команды

1

Объяснению этого явления посвящен один из трех законов классической механики.

 

 

 

2

В переводе на русский язык - это бездеятельность.

 

 

 

3

Ньютон писал: "Врожденная сила материи есть присущая ей способность сопротивления, по которой всякое тело, поскольку оно предоставлено само себе, удерживает свое состояние покоя или прямолинейного и равномерного движения".

 

 

 

4

Явление изучено было еще до Ньютона Галилеем.

 

 

 

5

Мячик, выброшенный из рук горизонтально, сразу не падает вниз, а летит вперед по: причине этого явления.

 

 

 

итого

 

 

 

 


Вопрос 2. Это вещество. (Железо)

№ подсказки

Подсказка

Ответы 1 команды

Ответы 2 команды

Ответы 3 команды

1

Древние египтяне называли его «вааепере», что означало - родившийся на небе.

 

 

 

2

Изделия из него первоначально ценились дороже золота. Среди сокровищ пирамид, где было много золота, ученые нашли несколько кусочков украшений из него. Значит, только очень богатые люди могли себе позволить изделия из ...

 

 

 

3

В таблице Менделеева у него порядковый номер 23

 

 

 

4

В народе говорят: "Металл - и плуг в поле, и гвоздь в доме".

 

 

 

5

Сегодня это очень распространенный металл, один из самых дешевый, основа большинства сплавов,

 

 

 

итого

 

 

 

 

 

Вопрос 3. Это ученый. (Галилео Галилей)


№ подсказки

Подсказка

Ответы 1 команды

Ответы 2 команды

Ответы 3 команды

1

Описывая историю одного из своих открытий, он писал: "Наконец, не щадя ни труда, ни издержек, я дошел до того, что построил себе прибор, до такой степени превосходный, что при его помощи предметы казались в 1000 раз больше и более чем в 30 раз ближе, чем при рассмотрении невооруженным глазом:". Он открыл 5 спутников Юпитера и дал им названия, открыл атмосферу на Венере.

 

 

 

2

Он умер в 1642 году, а почти через 100 лет его прах его учениками, был перенесен во Флоренцию и перезахоронен рядом с Микеланджело.

 

 

 

3

Именно он вел спор на протяжении всей жизни с древнегреческим ученым Аристотелем и за что пострадал от инквизиции.

 

 

 

4

Он родился и жил в Италии. Он изучал свободное падение, бросая камни с пизанской башни. Проводил первые опыты. Если статика начиналась с рычага Архимеда, то основателем механики по праву считают этого ученого.

 

 

 

5

Именно ему принадлежит выражение: "А все-таки она вертится!" На СТС идет телепередача с названием по его имени.

 

 

 

итого:

 

 

 

 


И в заключение физического ассорти несколько вопросов для любителей игры:


"Что? Где? Когда?"


На обдумывание вопроса 1 минута, по истечении 50 секунд подается команда "Осталось 10 секунд", команды пишут ответ. Затем ведущий начинает считать до 10 и за это время все должны положить ответы на стол жюри или ведущего. За правильный ответ 1 балл, не верный – 0 баллов. Можно посчитать баллы по рейтингу вопроса. Например, играет три команды, тогда максимальный рейтинг вопроса - 3 балла, он будет у команды, если она одна взяла вопрос, ответив верно. Если на вопрос ответили 2 команды из трех, рейтинг вопроса - 2 балла. Если все ответили верно, то вопрос дешевый, его рейтинг всего 1 балл. Удачи в игре!

1. Так древние греки называли отверстие для вставки гвоздя, задерживающего движение. (тормоз)

2. Перед началом хоккейного матча судья открывает дверцу и достает шайбу. О какой дверце идет речь? (холодильника)

3. В Финляндии в огромных каменоломнях зимой рабочие без особого труда ломают огромные камни. Они лишь чуть-чуть расщепляют камень. Затем совершают некую операцию, после чего надо лишь немного подождать. Что за операция? (налить воду)

4. В словаре "Брокгауза и Эфрона" есть такое любопытное определение: Это такое состояние нижнего слоя атмосферы, что совершенно прозрачный при обычных условия воздух теряет свою прозрачность. О чем идет речь? (туман)

5. Чтобы спустить корабль на воду в старину его днище смазывали салом. А что в количестве около 20000 штук для этой же цели использовали в Индии? (бананы)

6. Для спортивной стрельбы применялись глиняные тарелки, при стрельбе они разбивались, все поле оказывалось заваленным осколками. Что придумали, чтобы после соревнований и тренировок поле оставалось чистым? Тарелки остались, хорошо разбивались, но вот мусора не было. (Тарелочки стали делать изо льда)

7. Отец Вовочки на родительском собрании: "Ну что ж поделаешь, Вовочке в одно ухо влетело, в другое вылетело... "Учитель физики со своего места: "Ошибаетесь, звук в …. не распространяется!" Где же звук не распространяется? (В вакууме)

8. У каждого родителя, как впрочем, у любого источника питания, всегда есть свои …. Что же такое есть? (Плюсы и минусы)

9. Назовите слово, означающее одну сорокамиллионную часть Парижского меридиана, т.е. меридиана проходящего через город Париж? (Метр)

10. Для рекламы в газете "Ваш выбор-Самара" одна из самарских компаний использовала следующий образ: миловидная девушка через соломинку пьет из стакана. Назовите техническое устройство, которое продает компания. (Насосы)

Подведение итогов. Награждение победителей и участников игры.

 

 

5. Список используемой литературы и источников

1. Володько, Е. Н. Демонстрационный эксперимент с минимальным оборудованием на уроках физики / Е. Н. Володько. — Мозырь: Белый Ветер, 2002.

2. Володько, E.Н. Звездный калейдоскоп, или Нескучная физика космоса / E.Н. Володько. — Минск: Белорусская ассоциация «Конкурс», 2006.

3. Ланина, И. Я. Не уроком единым / И. Я. Ланина. — М.: Просвещение, 1991.

4. Макеева, Г. П. Физические парадоксы и занимательные вопросы / Г. П. Макеева, М. С. Цедрик. — Минск: Народная асвета, 1981.

5. Маркович, Л. Г. Физика удивительных игрушек / Л. Г. Маркович. — Минск: Красико-Принт, 2000.

6. Юфанова, И. Л. Занимательные вечера по физике в средней школе / И. Л. Юфанова. — М.: Просвещение, 1990.

7. Пёрышкин А.В.,  Гутник Е.М. Физика, 7-9 классы– М.: Дрофа, 2010.

8. Мякишев Г.Я.., Буховцев Б.Б., 10-11 классы– М.: Просвещение, 2008

9. Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках:- М.: Астрель: Хранитель, 2007.

10. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных).- М.: Рипол Классик, 2002.

11. Сёмке А.И. Занимательные материалы к урокам. – Москва.: НЦ ЭНАС, 2006

12. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей: книга для учителя. сост.: Э.М. Браверманн,  под редакцией В.Г. Разумовского -  М.: Просвещение, 2003.

13.  http://www.openclass.ru

14. http://festival.1september.ru

15. http://class-fizika.narod.ru

16. http://scool.edu

17. http://physmatica.narod.ru

18. http://www.alsak.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!