СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 "Жизнь ратными подвигами полна"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока»

МКОУ " Левашинская СОШ"

Учитель истории и обществознания:

Магомедова П.Б.


методическая разработка

открытого урока

на тему:

"Жизнь ратными подвигами полна"

для 5 класса


Образовательная система:

ОДНКНР

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Педагогические цели:

сформировать понятие интернационализма подвига людей разного вероисповедания;

сформировать понятие патриотизма, служения Родине людей разного вероисповедания;

формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «ратный подвиг», «герой», «подвиг»

Задачи:

Образовательные:

помочь детям усвоить новые понятия «ратный подвиг», «герой»; углубить раскрытие темы – подвиг ратный;

Развивающие:

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:


Личностные УУД:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные  УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. 

Предметные УУД:

уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой», «благоверный»;

расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества. 

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, индивидуальная, групповая



Оборудование:


мультимедийная презентация к уроку;

аудиозапись «колокольный набат»;

учебник Н.Ф.Виноградовой «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс; видеофрагмент «Подвиг ратный, подвиг духовный».


Ход урока

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Вижу, все готовы к серьёзной работе. Займите рабочие места. (Парты предварительно поставлены для работы в группах).

II.Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

- Наш урок мы начнем с одного замечательного стихотворения Д.Кедрина «В тот колокол, что звал народ на вече» (Звучит аудиозапись стихотворения под колокольный набат). Слайд №1

-Ребята, о чем стихотворение, которое сейчас прозвучало?

Ответы учащихся.

- Слушая, вы, наверняка, обратили внимание, что стихотворение читалось под звуки. Что это за звуки? Как их можно охарактеризовать (грустные, тревожные)?

Ответы учащихся.

- Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это, как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники, и в тяжелую минуту испытаний звучал особенный колокольный звон - набат, которые предупреждал людей о нависшей опасности.

- Ребята, а если мы обратились к стихотворению о войне под звуки набата, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Ответы учащихся.

- Хорошо, а теперь обратите внимание на последнюю строку этого стихотворения.

Своих детей звала на смертный бой. 

- Что означает выражение «своих детей»?

Ответы учащихся.

- Правильно. Значит, тогда о ком мы еще будем говорить на уроке?

Ответы учащихся:Будем говорить о героях-воинах, защищавших родную землю от нападения врагов.

- Откройте учебник на с. 25 прочитайте тему нашего урока. Правильно ли мы думаем? Итак, тема урока «Жизнь ратными подвигами полна». Слайд №2

- Есть ли в теме урока слова, которые вам понятны?

- - Есть ли в теме урока слова, которые вам непонятны?

- Как вы понимаете эту тему? Давайте вместе разберемся.

Ответы учащихся.

-Что означает «подвиг»? Слайд №3

Ответы учащихся.

- А «ратный подвиг» - это какой подвиг? Предлагаю обратиться к Толковому словарю. Работа со словарем в группе.

- Ребята, а подвиг может совершить каждый человек? Как называют таких людей?

Ответы учащихся.

Объяснение значения слов «подвиг», «ратный» и «ратный подвиг», «герой».

Тогда какие цели мы поставим перед собой при изучении этой темы?

Ответы учащихся: Тема урока «Жизнь ратными подвигами полна», о героях Отечества и сформулируем понятие об их ратном подвиге.

- Действительно, наша Родина в разные исторические периоды подвергалась нападениям врагов, которые хотели ее ослабить. Русь рождала множество героев, память о которых хранится веками. Давайте сегодня мы вспомним, а может кто-то и узнает впервые об этих людях и о тех подвигах, которые они совершили. Но рассказывать вы будете сами, работая в группе с текстом учебника.

III Работа по теме урока.

- Ребята, сейчас вы будете работать по группам. Вспомните правила, которых вы должны придерживаться, работая в группе. Прежде чем читать текст, данный на карточке, внимательно прочитайте те вопросы, ответы на которые нужно найти в тексте. Распределите обязанности и выберите тот вопрос, на который вы будете отвечать в группе. Время работы в группах- 10 мин. Время выступления- 2 мин.

IV Физкультминутка «Будем мир мы защищать» 

Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук. 
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу. 
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд. 
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд. 
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу. 
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.

V Продолжение работы по теме урока.

Итак, прежде чем каждая группа начнет выступать, я прошу вас, ребята, внимательно посмотреть один видеофрагмент

(Видео «1380» 00.00-03.00мин.)

- Ребята, о каком Святом Сергии идет речь?

Ответы учащихся. Сообщение учителя об этом святом.

Будущий святой получил при рождении имя Варфоломей. Когда он подрос и ушел в монастырь, он взял имя Сергий. Он был таким же человеком, как и мы, но сама его жизнь была подвигом. Настолько была велика его вера в Бога, что еще при жизни он совершал чудеса, к нему шли люди за утешением и благословением. Как говорили про Сергия Радонежского современники, он мог тихими и кроткими словами действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца.

Обладая такими высокими духовно-нравственными качествами, как любовь к ближнему, безграничная доброта и терпение, смирение. Все эти качества позволили ему не только стать Великим Святым земли Русской (сейчас вы видите перед собой икону этого святого), но и примирять враждующихмежду собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, князю Дмитрию, рассказывать о котором продолжит 1 группа.

Отчет групп

Слайд №4, 5, 6

1 группа Карточка №1 с.25-28 «Благословление Сергия Радонежского». Дмитрий Донской.

Прочитайте текст на стр.25-26 «Благословление Сергия Радонежского» и найди в тексте подтверждение мысли: «В борьбе за свободу своей Отчизны Дмитрия Донского укрепляла вера в Бога».

Также ответь на вопросы:

  1. Кто пришел в 1445 году на службу к московскому князю?

  2. К какому народу он принадлежал?

  3. Как долго служили татары российским государям? Оставались ли касимовские татары мусульманами? Найди подтверждение в тексте

  4. Оцени работу своей группы.

Видео «1812» (00.00-01.01мин.)

Слайд 7

2 группа Карточка №2 с. 29- 31 «Башкирские кавалеристы на войне 1812 года»

Прочитайте текст на стр. 29-30 «Башкирские кавалеристы на войне 1812 года».

  1. О какой войне идет речь в тексте?

  2. К какому народу принадлежали герои текста?

  3. Что воины- башкиры делали для победы в войне 1812 года?

  4. Какими нравственными качествами обладали воины-башкиры? Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?

  5. Оцени работу своей группы.

Слайд 8

3 группа Карточка №3 с.30-31 «Рабби Шнеур-Залман»

Прочитайте текст на стр. 30-31 «Рабби Шнеур-Залман»

  1. О какой войне идет речь в тексте?

  2. О каком народе говорится в тексте?

  3. Как помогли евреи одержать победу в Отечественной войне 1812 года? Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?

  4. Что говорил религиозный деятель Рабби Шнеур-Залман о Наполеоне?

  5. Оцени работу своей группы.

Видео «ВОВ» (10 сек.)

Слайд 9

4 группа Карточка №3 с. 31-32 «Александр Иванович Покрышкин».

Прочитайте текст на стр. 32-33 «Александр Иванович Покрышкин».

  1. О какой войне идет речь в тексте?

  2. Какой национальности ваш герой?

  3. Как зовут вашего героя, и какой подвиг он совершил?

  4. Какие качества помогли А.И Покрышкину, простому пареньку из Новониколаевска, стать национальным героем и гордостью России?

  5. Оцени работу своей группы.

Слайд 10

5 группа Карточка №5 с.34 «Участие калмыков в Великой Отечественной войне»

  1. О какой войне идет речь в тексте?

  2. О каком народе говорится в тексте?

  3. Как помогли воины Калмыкии одержать победу в Великой Отечественной войне?

  4. Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?

  5. Оцени работу своей группы.

Слайд №11 с информацией о народах, участвовавших в ВОВ.

VI Подведение итогов урока.

- Ребята, мы выслушали все группы. Давайте подведем итог. Каждая группа представляла героя или народ. Ответьте мне на такой вопрос, а зависело ли отношение к войне, к победе над врагом от того, к какой национальности принадлежал человек? Или это зависело от нравственных качеств, которыми обладали люди?

Ответы учащихся.

- Какую лепту вносили в победу над врагом люди разных народов и разных вероисповедовании?

- О каких нравственных качествах человека говорят все приведенные в текстах примеры?

Ответы учащихся. Учитель обобщает ответы детей, и «нравственные черты» героя появляются на Слайде№12

- Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?

- Что поддерживало людей в трудное для их страны время?

Учитель читает притчу «Веник» Слайд №13

- Давайте сейчас переложим эту притчу на наш урок, на нашу жизнь.

Учитель раздает ученикам по веточке и просит сломать ее. Потом раздает по еще одной веточке и просит собрать в веник каждую группу. Далее учитель собирает веники от каждой группы и создает один большой веник. Просит одного из мальчиков сломать его.

Вывод: В вашем классе, ребята, все разные и по отдельности каждого можно легко сломать. Но когда мы все вместе сломать нас врагу невозможно. Но в тоже время чтобы одержать победу над врагом, надо всем нам обладать теми качествами, которыми обладали герои нашего урока, совершившими великий ратный подвиг во имя Отечества.

Я вам желаю, ребята, чтобы в вашей жизни тоже было место подвигу!

- Ребята, вы сегодня молодцы! Спасибо за работу на уроке!

VII Рефлексия.Слайд №14

Продолжи предложение.

сегодня я узнал…

было интересно…

я понял, что…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Список используемой литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 2-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2017 – 160с. : ил.

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов; Под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976 с.

  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: изд-во Эксмо, 2002. – 736с.

  4. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 544 с., ил.


Приложение 1.


В тот колокол, что звал народ на вече,
Вися на башне у кривых перил, 
Попал снаряд, летевший издалече, 
И колокол, сердясь, заговорил.
Услышав этот голос недовольный —
Бас, потрясавший гулкое нутро, 
В могиле вздрогнул мастер колокольный, 
Смешавший в тигле медь и серебро.
Он знал, что в дни, когда стада тучнели
И закрома ломились от добра, — 
У колокола в голосе звенели 
Малиновые ноты серебра.
Когда ж врывались в Новгород соседи
И был весь город пламенем объят,
Тогда глубокий звон червонной меди
Звучал, как ныне. Это был набат!
Леса, речушки, избы и покосцы 
Виднелись с башни каменной вдали. 
По большакам сновали крестоносцы, 
Скот угоняли и амбары жгли...
И рухнули перил столбы косые, 
И колокол гудел над головой 
Так, словно то сама душа России 
Своих детей звала на смертный бой. 

Д. Кедрин





Приложение 2

Подвиг — героический, самоотверженный поступок.

Ратный – военный, боевой.

Ратный подвиг – подвиг, совершенный на войне.

Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

(Толковый словарь Ожегова С.И.)



Приложение 3

Карточка №1

Прочитайте текст на стр.25-26 «Благословление Сергия Радонежского» и найди в тексте подтверждение мысли: «В борьбе за свободу своей Отчизны Дмитрия Донского укрепляла вера в Бога».

Также ответь на вопросы:

1.Кто пришел в 1445 году на службу к московскому князю?

2.К какому народу он принадлежал?

3.Как долго служили татары российским государям? Оставались ли касимовские татары мусульманами? Найди подтверждение в тексте.

4.Оцени работу своей группы.





Карточка №2

Прочитайте текст на стр. 29-30

«Башкирские кавалеристы на войне 1812 года».

  1. О какой войне идет речь в тексте?

  2. К какому народу принадлежали герои текста?

  3. Что воины - башкиры делали для победы в войне 1812 года?

  4. Какими нравственными качествами обладали воины-башкиры? Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?

  5. Оцени работу своей группы.



Карточка №3

Прочитайте текст на стр. 30-31

«Рабби Шнеур-Залман» и ответьте на вопросы:

  1. О какой войне идет речь в тексте?

  2. О каком народе говорится в тексте?

  3. Как помогли евреи одержать победу в Отечественной войне 1812 года? Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?

  4. Что говорил религиозный деятель Рабби Шнеур-Залман о Наполеоне?

  5. Оцени работу своей группы

Карточка №4

Прочитайте текст на стр. 32-33

«Александр Иванович Покрышкин».

  1. О какой войне идет речь в тексте?

  2. Какой национальности ваш герой?

3. Как зовут вашего героя, и какой подвиг он совершил?

4.Какие качества помогли А.И Покрышкину, простому пареньку из Новониколаевска, стать национальным героем и гордостью России?

5. Оцени работу своей группы.

Карточка №5

Прочитайте текст на стр. 34

«Участие калмыков в Великой Отечественной войне»

  1. О какой войне идет речь в тексте?

  2. О каком народе говорится в тексте?

  3. Как помогли воины Калмыкии одержать победу в Великой Отечественной войне?

  4. Оцени работу своей группы.





Приложение 4


Притча «Веник»

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!