Сафоновский филиал областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Смоленская академия профессионального образования»
(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)
Методическая разработка открытого урока
по дисциплине ЕН.01 Элементы высшей математики
Тема: «Решение систем линейных уравнений методами линейной алгебры»
для студентов 2 курса специальности
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Составитель: Попова Любовь Михайловна,
преподаватель Сафоновского
филиала ОГБПОУ СмолАПО
Сафоново, 2021.
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка открытого урока на тему «Решение систем линейных уравнений методами линейной алгебры»составлена в соответствии с ФГОС СПО. Данная методическая разработка предназначена для студентов второго курса специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Методическая разработка содержит пояснительную записку, технологическую карту, план-конспект учебного занятия, приложения и презентацию Power Point.
В пояснительной записке раскрывается специфика учебной дисциплины и обосновывается выбор формы учебного занятия. В технологической карте четко обозначены тема и цель занятия, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Описаны методы и средства обучения, даются рекомендации по дидактическому и информационному оснащению занятия.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей образовательных организаций СПО, осуществляющих обучение по дисциплине ЕН.01 Элементы высшей математики, и рекомендована к использованию в учебном процессе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 |
Технологическая карта учебного занятия | 5 |
Ход занятия | 10 |
Дидактические материалы к учебному занятию | 14 |
Список использованных источников | 17 |
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине ЕН.01 Элементы высшей математики по теме«Решение систем линейных уравнений методами линейной алгебры»представляет собой подробный план - конспект урока в форме практического занятия с применением активных методов обучения и использованием коммуникативной методики, а также с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Данное занятие способствует развитию профессиональных, информационной и коммуникативной компетенций студентов. Занятие состоит из практического задания. На уроке студенты закрепляют полученные ранее знания по теме, отвечают на вопросы теста, обобщают и систематизируют знания изученного материала, а затем материал закрепляется практически путем решения практических задач с последующим отчетом. Такая форма занятия активизирует познавательную деятельность студентов, помогает им проявить свои творческие и интеллектуальные способности, воспитывает культуру общения.
Материал занятия в данной разработке структурирован в форме заданий и представлен в приложении.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Группа: КС-01-20
Специальность: 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Учебная дисциплина: ЕН.01 Элементы высшей математики
Тема: «Решение систем линейных уравнений методами линейной алгебры»
Форма занятия: практическое занятие
Тип: систематизация и обобщение знаний и умений, отработка практических навыков.
Используемые педагогические технологии: технологии проблемно-деятельностного подхода (технология критического мышления, интерактивные технологии, технология учебного проектирования, мультимедийные технологии).
Формы обучения: индивидуальная, групповая, коллективная.
Средства урока:
Технические средства: компьютер, проектор.
Программное обеспечение: программаPowerPoint
Раздаточный материал: задания для групповой работы, инструкции по выполнению работы
Презентация
Межпредметные связи: «Математика», «Физика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Развивающие:
– развивать навыки организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества (ОК.2 – общая компетенция);
– развивать навыки принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК.3 – общая компетенция);
– развивать навыки использования информационно – коммуникационных технологий в профессиональной деятельности (ОК.5 – общая компетенция).
Воспитательные:
– способствовать пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлению к ней устойчивого интереса (ОК.1 – общая компетенция);
– способствовать продуктивной работе в коллективе и в команде, эффективному общению с коллегами, руководством, потребителями (ОК.6 – общая компетенция);
– способствовать воспитанию чувства ответственности за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий (ОК.7 – общая компетенция).
Этапы учебного занятия | Формы | Методы | Содержание деятельности | Основные задачи этапа |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Репродуктивный уровень | Конструктивный уровень | Творческий уровень |
Организационный момент, мотивация | Фронтальная беседа, постановка проблемы и обсуждение проблемы | Проблемный метод, ассоциативный метод | Приветствует студентов. Обозначает проблемную ситуацию перед студентами. Организует обсуждение проблемного вопроса. | Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к УЗ. | Участвуют в обсуждении проблемной ситуации. | | 1. Организовать актуализацию требований к студентам со стороны учебной деятельности. 2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. 3. Мотивировать студентов к достижению образовательных результатов |
Формулировка темы, постановка цели УЗ | Фронтальная беседа | Метод вынужденного предположения | Подводит студентов к определению темы, цели и задач занятия. Мотивирует студентов к определению междисциплинарных связей | Определяют междисциплинарные связи, , необходимые для выполнения задания. | Формулируют тему, цель и задачи УЗ. | | 1. Организовать самостоятельное определение темы, цели и задач занятия 2. Мотивировать студентов к определению междисциплинарных связей |
Актуализация знаний и фиксация затруднений | фронтальная беседа, тестирование, | Фронтальный метод организации деятельности, метод контроля знаний студентов | Организует актуализацию требований к студентам со стороны учебной деятельности. Проводит инструктаж по выполнению тестов. Контролирует выполнение тестового задания. Организует фиксацию затруднений и осуществляет их корректировку. Формирует группы. | Перечисляют изученные ранее вопросы по теме. Обсуждают возникшие затруднения. | | | 1. Организовать актуализацию изученных способов, действий, достаточных для освоения новых умений. 2. Организовать фиксацию и обобщение актуализированных способов действий. 3. Мотивировать студентов к самостоятельной работе. 4. Зафиксировать учебные затруднения 5. Организовать групповую работу |
Выполнение самостоятельных действий, представление результата | Практическая отработка типовых заданий на новый способ действий. | Проектный метод. | Организует работу студентов по практической отработке типовых заданий на новый способ действий. Осуществляет формализованный контроль. Организует защиту (презентацию) результатов деятельности. | Поиск и выделение необходимой информации. | Планируют учебное сотрудничество, интерактивное взаимодействие. Самостоятельно выполняют задания в соответствии с алгоритмом проведения работы. Строят логическую цепь рассуждений. Записывают решение. | Осознанно и произвольно строят высказывания, прогнозируют возможные результаты. Защищают результаты деятельности. | 1. Организовать выполнение студентами самостоятельной работы. 2. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать защиту (презентацию) результатов деятельности. |
Подведение итогов практического задания | Фронтальная беседа. | Фронтальный метод. | Организует подведение итогов, выявляет возникшие затруднения при выполнении практического задания, мотивирует студентов к самостоятельному формулированию выводов. | | Структурируют полученные знания. Выявляют возникшие затруднения и обсуждают их. Формулируют выводы. | | 1. Организовать подведение итогов практического задания 2. Мотивировать студентов к самостоятельному формулированию выводов. |
Домашнее задание | Постановка проблемного задания. | Проблемный метод. | Формулирует проблемное задание. | Записывают домашнее задание. | | | 1. Определить домашнее задание студентов |
Рефлексия | Самооценка | Рефлексия. | Мобилизует студентов на рефлексию результатов выполнения практической деятельности. Подводит итоги практического занятия. | | Самостоятельно выражают свое мнение о достижении поставленной цели | Оценка качества своей и общей учебной деятельности. | 1. Организовать рефлексию студентов по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками, достижения планируемых образовательных результатов на занятии |
Ход занятия:
Преподаватель | Студент |
Организационный этап |
Садитесь, я очень рада видеть вас. Надеюсь, что сегодняшнее занятие будет интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций. | Приветствие преподавателя студентами |
У нас сегодня практическое занятие. А начать его я предлагаю с одной задачи практического содержания. Задача 1.Из Москвы в Казань необходимо перевезти оборудование трех типов: I типа — 95 ед., II типа — 100 ед., III типа — 185 ед. Для перевозки оборудования завод может заказать три вида транспорта. Количество оборудования каждого типа, вмещаемого на определенный вид транспорта, приведено в таблице. Тип оборудования | Количество оборудования | Т1 | Т2 | Т3 | I | 3 | 2 | 1 | II | 4 | 1 | 2 | III | 3 | 5 | 4 | Установить, сколько единиц транспорта каждого вида потребуется для перевозки этого оборудования. -Как известно, решение прикладной задачи ведётся по известной трехэтапной схеме: формализация;математизация; интерпретация. 1 этап. Какие переменные следует ввести? -Знаяколичество оборудования каждого типа, которое нужно перевезти иколичество оборудования каждого типа, вмещаемого на определенный вид транспорта, а также введенные обозначения, как можно записать условие задачи? – Совершенно верно. | Слушают условие задачи. Пусть x ‒ количество единиц I-ого вида транспорта, y‒ количество единиц II-ого вида транспорта, z ‒ количество единицIII-его вида транспорта. С помощью системы уравнений: |
Формулировка темы, постановка цели УЗ |
- Таким образом, исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего занятия……. - У каждого из вас имеется папка с раздаточным материалом, которой вы сегодня будете пользоваться. Откройте ее, пожалуйста, и запишите тему занятия. | Студенты формулируют тему урока Тема занятия: «Решение систем линейных уравнений методами линейной алгебры» |
- Очень хорошо! Теперь сформулируйте основную цель нашего практического занятия. - Согласитесь ли вы, если цель мы определим следующим образом? | Студенты формулируют цель, предлагая различные варианты. Цель занятия: рассмотреть различные способы решения систем линейных уравнений, показать примеры их практического применения. |
Актуализация знаний |
- Прежде чем мы начнем решать системы линейных уравнений нам нужно вспомнить некоторые понятия линейной алгебры. Что это за понятия? | Студенты перечисляют понятия и дают им определение: -матрица; -определитель; -алгебраическое дополнение; -транспонирование матрицы; - невырожденная матрица; -решение системы. |
Для актуализации теоретического материала вам необходимо выполнить тестовое задание. Время на выполнение 5 минут. Выполненный тест отдайте на проверку своему соседу по парте. | Студенты выполняют тестовые задания и проверяют. |
Обратим внимание на результаты тестирования. Давайте разберем задания, которые вызвали затруднения. | Студенты отвечают на вопросы, вызвавшие затруднения, объясняя их. |
- А теперь вернемся к той задаче, с которой мы начали занятие. Нам осталось решить составленную систему уравнений, т.е. выполнить 2 этап решения. Для этого нужно выбрать метод решения. Какие метода решения систем линейных уравнений вы знаете? 3 этап. интерпретация | Студенты перечисляют способы решения: - по формулам Крамера; - с помощью обратной матрицы; - метод Гаусса. Один студент решает систему на доске, комментируя решение, остальные делают записи в тетрадях, задают вопросы. Студенты делают вывод, записывают ответ. |
Молодцы! Вы отлично справились! Сегодня у нас предполагается работа в группах. Группы сформированы мною, исходя из результатов и уровня овладения вами изучаемой темы. Состав 1 группы: Состав 2 группы: Состав 3 группы: Каждая группа получает свое задание. | Студенты занимают рабочие места. |
Выполнение практического задания |
Сейчас каждой группе предстоит выполнить практическое задание, согласно инструкции, представленной в раздаточном материале. | Студенты знакомятся с инструкцией. |
Приступайте к выполнению задания. Время на работу – 20 минут. (Во время выполнения преподаватель осуществляет формализированный контроль) | Студенты выполняют практическое задание. |
Ваше время истекло. Итак, осталось выяснить результаты. Прошу представителя каждой группы представить результаты своих работ. | Представитель группы (по желанию) выступает с докладом о проделанной работе и полученных результатах. Члены групп дискутируют о возможности применения того или иного метода, выявляя его достоинства и недостатки. |
Подведение итогов практического занятия |
Сегодня мы решали разные задачи, из различных областей жизни человека (перевозка грузов, пошив одежды, раскрой материала и др.) А что общего у этих задач? А сейчас мы немного ближе познакомимся с замечательными математиками, чьи имена носят методы решения систем линейных уравнений.(слайды | Студенты отвечают на поставленный вопрос. Все задачи решались с помощью систем линейных уравнений. Задачи имеют одинаковую математическую модель. |
Домашнее задание |
Запишите задание на дом. Задача № 1. Если ширину производственной прямоугольной площадки увеличить на 4 м, а ее длину уменьшить на 2 м, то ее площадь увеличится на 32; если же ширину уменьшить на 3 м, а длину увеличить на 1 м, то ее площадь уменьшится на 39. Найдите длину и ширину площадки. Задача № 2. Строительной фирме для отделки помещений было выделено 2888 руб. для покупки 20 банок краски: темно-бирюзового, бирюзового и светло- бирюзового оттенков по цене 120; 148 и 200 руб. за банку соответственно. Однако на момент покупки выяснилось, что на краску темно- бирюзового и светло- бирюзового оттенков в результате скидок цены уменьшились на 5 и 7 процентов соответственно. После покупки краски от выделенной суммы осталось 116 руб. выяснить, какое количество банок каждой краски купили. | Студенты записывают домашнее задание. |
Рефлексия |
Выберите смайлик, характеризующий ваше состояние на занятии. | Студенты высказывают свое мнение о достижении цели практического задания. Выбирают смайлик |
Я довольна вашей работой и всех благодарю за сотрудничество. До свидания! | |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УЧЕБНОМУ ЗАНЯТИЮ
Приложение 1.
Тестовые задания по теме «Решение систем линейных уравнений»
Вариант 1
№ | Задание | Варианты ответов |
1. | Укажите тройку чисел, являющихся решением системы уравнений | 1) (-1;-2;3) 2) (1;2;-3) 3) (-3;2;1) |
2. | Сколько решений имеет система уравнений? | 1) Имеет единственное решение; 2) имеет бесконечно много решений; 3) не имеет решений |
3. | Матрица . Транспонированная матрица имеет вид… | 1) ; 2) ; 3) |
4. | Вычислите определитель | 1) 9; 2) 39; 3) -9 |
5. | Вычислите элемент матрицы, обратной к матрице | 1) -1; 2) 2; 3) 0 |
Вариант 2
№ | Задание | Варианты ответов |
1. | Укажите тройку чисел, являющихся решением системы уравнений | 1) (1;1;-2) 2) (-1;-1;2) 3) (-2;1;1) |
2. | Сколько решений имеет система уравнений? | 1) Имеет единственное решение; 2) имеет бесконечно много решений; 3) не имеет решений |
3. | Матрица . Транспонированная матрица имеет вид… | 1) ; 2) ; 3) |
4. | Вычислите определитель | 1) -6; 2) 39; 3) 42 |
5. | Вычислите элемент матрицы, обратной к матрице | 1) -1; 2) 2; 3) 0 |
Приложение 2.
Задания для практической работы
Задание для группы №1
Частным лицом куплены три пакета акций общей стоимостью 485 ден. ед., причем акции первой группы куплены по 5 ден. ед. за акцию, второй – по 20, третьей – по 13.
Через месяц стоимость акций первой, второй и третьей групп составила соответственно 6, 14 и 19 ден. ед., а стоимость всего пакета была 550 ден. ед.
Еще через месяц они стоили по 8, 22 и 20 ден. ед. соответственно, а весь пакет стоил 660 ден. ед.
Cколько акций каждой группы было куплено?
(для решения системы линейных уравнений использовать формулы Крамера)
Задание для группы №2
Швейная фабрика в течении трех дней производила костюмы, плащи и куртки. Известны объемы выпуска продукции за три дня и денежные затраты на производство за эти три дня. Найти себестоимость единицы продукции каждого вида.
День | Объем выпуска продукции( единиц) | Затраты (тыс.усл.ед) |
Костюмы | Плащи | Куртки |
I | 50 | 10 | 30 | 176 |
II | 35 | 25 | 20 | 168 |
III | 40 | 20 | 30 | 184 |
(для решения системы линейных уравнений использовать матричный метод)
Задание для группы №3
Из некоторого листового материала необходимо выкроить 360 заготовок типа А, 300 заготовок типа Б и 675 заготовок типа В. При этом можно применять три способа раскроя. Количество заготовок, получаемых из каждого листа при каждом способе раскроя, указано в таблице:
Тип заготовки | Способ раскроя |
1 | 2 | 3 |
А | 3 | 2 | 1 |
Б | 1 | 6 | 2 |
В | 4 | 1 | 5 |
Найти количество листов материала, раскраиваемых соответственно первым, вторым и третьим способами
Литература:
Основные источники:
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. - М.: Дрофа – 2010.- 400 с.
Григорьев С.Г. Математика: учебник для студентов сред. проф. учреждений / С.Г. Григорьев, С.В. Задулина; под ред. В.А. Гусева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
Дополнительные источники:
1. Кремер Н. Ш. Высшая математика для экономистов. Практикум, – Москва.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 479стр.
2. Высшая математика: задачник : учеб. пособие / Е. А. Ровба [и др.]. – Минск :Выш. шк., 2012. – 319 с.
3. Журбенко Л.Н., Никонова Г.А., Никонова Н.В., Нуриева С.Н., Дегтярева О.М. Математика в примерах и задачах: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА, 2009. — 373 с.
Интернет- ресурсы:
1.http://de.ifmo.ru –Электронный учебник.
2.http://window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
3. http://obrazovaka.ru/carl-friedrich-gauss.html#ixzz4v1b7r4Dw
4. https://lms2.sseu.ru/courses/eresmat/course1/razd8z1/par8_41z1.htm Применение линейной алгебры в экономике