СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по физической культуре "Школьная Сибириада - Спорт. Искусство. Интеллект."

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по физической культуре "Школьная Сибириада - Спорт. Искусство. Интеллект."»

ШКОЛЬНАЯ СИБИРИАДА « СПОРТ-ИСКУССТВО- ИНТЕЛЕКТ»

Струков С.В. учитель физической культуры БОУ г. Омска «СОШ№2»



Комплексные игры- праздники являются составной частью олимпийского образования- один из эффективных методов осуществления идеи интегрального воспитания, сочетающая в себе как основу физической подготовки и дополняющая эстетическое, нравственное и духовное воспитание подрастающего поколения- учащейся молодежи по формуле « Спорт- Искусство- Интеллект» (Ю.П. Симаков, 1995).

Разработанная Олимпийским комитетом России программа « Основы олимпийских знаний» дополнена вопросами. Посвященными теме олимпийского движения в Сибирском регионе. Программный материал « Олимпийское движение в Сибири» содержит познавательную информацию о спорте и спортсменах-сибиряках, Омской области и города Омска, знакомит учащихся с содержанием и деятельностью Сибирской олимпийской академии, с особенностями региональных детских Игр, раскрывает практический опыт олимпийского- образования молодого поколения сибиряков.

Цель программы – совершенствование процесса физического, интеллектуального и нравственно- эстетического воспитания школьников на идеалах и принципах олимпизма.

Задачи программы : 1) сформировать систему знаний о возникновении и развитии Игр Сибириады; 2) создать представление о системе троеборья « Спорт- Искусство- Интеллект» и развивать соответствующие умения; 3) активизировать школьников к самостоятельной работе по развитию физических, интеллектуальных и эстетических способностей; 4) содействовать формированию основ здорового образа на идеалах и ценностях олимпизма.

Содержание курса « Олимпийское движение в Сибири» учащиеся 1-4 классов осваивают в форме сюжетных и подвижных игр, познавательных заданий и бесед, интеллектуальных конкурсов и викторин, экскурсий и других форм внеклассных занятий. Дети 5-7 классов вовлекаются в систему сибириадного движения, непосредственно, принимая участие в детских Сибириадах. Ребята полнее и глубже изучают теоретические вопросы, посвящённые теме олимпизма в Сибирском регионе с использованием игровых средств подвижных и интеллектуальных игр. Школьники 8-9 и 10-11 классов свои познания по истории Сибирского олимпийского движения углубляют и совершенствуют на учебных занятиях или во время внеклассных мероприятий в форме лекций, бесед, дискуссий, семинаров и т.д. С целью закрепления пройденного материала используются интеллектуальные и сюжетные игры. Старшеклассники принимают участие в организации и проведении школьных и городских Сибириад в качестве помощников учителя, закрепляя элементарные навыки инструктора по спорту, спортивного журналиста, спортивного режиссёра и т.д.

При подготовке к играм Сибириады широко применяются познавательные игры, которые способствуют развитию интеллектуальных и эстетических способностей школьников. Средствами познавательных игр и заданий учащиеся в увлекательной форме подключаются к Сибириадному движению. Преподаватель, используя разные виды игр, активизирует младших подростков и старшеклассников к поиску и выбору будущей профессиональной деятельности в сфере «Физическая культура и спорт». В процессе подготовки к Сибириаде дети разучивают стихи и песни о спорте, подбирают и систематизируют пословицы, поговорки и т.д., связанные с темой здорового образа жизни и физической культуры. В играх детям предлагается выполнить сюжетные роли поэтов и художников, спортивных журналистов и режиссёров, дизайнеров и т.д., что обеспечивает развитие и совершенствование у них соответствующих способностей.

Виды познавательных игр :

« Стихотворение о спорте»-. Подобрать и выучить стихи, посвящённые разным видам спорта, Олимпийским Играм. « Мудрая пословица». -Подобрать пословицы, связанные с темой здорового образа жизни, физической культуры и спорта. « Песня о спорте»- Познакомиться со словами и музыкой гимна Сибириады. Подобрать и разучить песни о спорте. « Моя коллекция»-Составить коллекции значков, марок, календарей, фотографий и т.д., раскрывающие мир спорта и радость движения. « О, спорт ! Ты – благородство!»- Подобрать художественные произведения (рассказы, повести, литературные зарисовки, очерки ит.д.), раскрывающие тему творческой работы. Подготовить сочинение, связанное с темой благородства в спорте. « Спорт и искусство»- Выполнить поделки на тему спорта, олимпизма и здорового образа жизни из бумаги, пластилина, глины, дерева и т.д. «Юный спортивный журналист»- Провести интервью со спортсменами школы и города. Собрать информацию и подготовить материал об организации и проведении детской Сибириады. « Юный спортивный режиссёр»-Принять участие в разработке сценария церемонии торжественного открытия и закрытия Сибириады. Провести конкурс со зрителями и болельщиками.

Раздел «олимпийское движение в Сибири». Таблица 1.

Тема занятия


Классы



Всего часов



1-4

5-7

8-9

10-11


1

Сибирское олимпийское движение.

1

1

2

4

7

2

Сибирская олимпийская академия.



2

2

5

3

Региональные детские игры.

1

1

2

2

5

4

История детской Сибириады.


2

4

4

11

5

Олимпийские традиции в омских школах.

2

2

2

4

10









Итого часов:

4

6

12

16

38



Комплексное игры- праздники ( Сибириады) под девизом « Спорт- Искусство- Интеллект» проходят в три тура.

Первый тур- спортивная программа « О, спорт! Ты- вызов!». Первая часть спортивной программы- выполнение тестов по физической подготовке. Оценивается двигательные и физические способности школьников: Скоростная сила ( бег 100 метров, сек.; прыжок в длину с места, см.,), силовые способности ( девочки -из седа согнув ноги, руки скрестно на плечах опускание и поднимание туловища, количество раз за 30 сек.; мальчики- подтягивание на высокой перекладине, количество раз); гибкость ( наклон вперед сидя, см.); общая выносливость (бег 1000 метров, мин.). Вторая часть спортивной программы состоит из беговых эстафет с преодолением препятствий « Челночный бег», « Баскетбол», направленных на совершенствование двигательных умений и развитие координационных и физических способностей школьников.

Второй тур- интеллектуальная программа « О, спорт! Ты плодотворность!» состоит из трёх частей: 1) сочинение по теме « О, спорт! Ты- благородство!»; 2) Конкурс знатоков олимпизма; 3) Викторина эрудитов по занимательной математике, истории, географии и биологии Омской области.

Третий тур- художественная программа « О, спорт! Ты- зодчий!» представляет собой « Визитную карточку школы», где раскрываются хореографические, вокальные, ораторские и другие способности детей. Содержание и построение художественного выступления должны соответствовать тематике спорта, олимпизма или здорового образа жизни.

Результаты развития личностных качеств

Участников Игр детской Сибириады (по Н.И. Рейнвальд) Таблица 2.

Вид спорта

Уровень развития

основных

свойств

личности, %

Методика «ОТКЛЭ


Средн. знач. (баллы)

высокий

Выше среднего

средний

низкий

Организованность

16

высокий

18,8

43,7

37,5

-

Трудолюбие

13 выше средн.

ПД

30,6

58,3

-

Коллективизм

9

средний

10,4

19,5

66,8

3,3

Любознательность

11 выше средн.

13,3

25,6

60,3

0,8

Эстетическое развитие

8

средний

15

20

62,5

2,5



Воспитательное значение игр в освоении программного материала « Основы олимпийских знаний» подтверждается результатами детских Сибириад. Участники детских праздников « Спорт- Искусство- Интеллект» отличаются от сверстников более высоким уровнем развития организованности, трудолюбия, коллективизма, любознательности и эстетического развития.

Интересно отметить, что высокий уровень развития личностных качеств выявлен у детей 13 % детей, выше среднего- 26% юных спортсменов, средний уровень развития исследуемых качеств личности- у 60%, а низкий у 2.5% детей.

Олимпийское образование располагает богатым арсеналом средств воздействия на детей с конкретной воспитательной направленностью. Игры- отличное дополнение к учебному процессу в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретения высоких моральных качеств, формирования гражданского сознания, основанных на принципах Олимпизма.



Библиография :

  1. Гельфан Е.М. От игры к самовоспитанию . .Е.М. Гельфан, С.А. Шмаков- М, 1971.

  2. Детская Сибириада. Спорт- Искусство- Интеллект: Учеб. Пособие В.И Михалев, Ю.П. Симаков. Э.С. Кульмаметьева. Под. Ред. Н.С. Ниясовой. Омск-СибГАФК, 2002 г.-66 с.

  3. Олимпийское образование учащихся Омских школ : Учеб.- метод. Пособие В.И. Михалёв,

Ю.П. Симаков, В.Ф.Ковтунов, Э.С.Кульмаметьева. Под. Ред. Н.С. Ниясовой –Омск СибГАФК, 2002 г.

4. Струков С,В. Олимпийское движение в системе физкультурного образования. Е.С. Струкова С.В. Струков, статья . Роль местного самоуправления в развитии молодёжной политики, физической культуры и спорта. 5 Всероссийский форум . Омск- 2018 г. Сборник материалов форума.

.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!