ШКОЛЬНАЯ СИБИРИАДА « СПОРТ-ИСКУССТВО- ИНТЕЛЕКТ»
Струков С.В. учитель физической культуры БОУ г. Омска «СОШ№2»
Комплексные игры- праздники являются составной частью олимпийского образования- один из эффективных методов осуществления идеи интегрального воспитания, сочетающая в себе как основу физической подготовки и дополняющая эстетическое, нравственное и духовное воспитание подрастающего поколения- учащейся молодежи по формуле « Спорт- Искусство- Интеллект» (Ю.П. Симаков, 1995).
Разработанная Олимпийским комитетом России программа « Основы олимпийских знаний» дополнена вопросами. Посвященными теме олимпийского движения в Сибирском регионе. Программный материал « Олимпийское движение в Сибири» содержит познавательную информацию о спорте и спортсменах-сибиряках, Омской области и города Омска, знакомит учащихся с содержанием и деятельностью Сибирской олимпийской академии, с особенностями региональных детских Игр, раскрывает практический опыт олимпийского- образования молодого поколения сибиряков.
Цель программы – совершенствование процесса физического, интеллектуального и нравственно- эстетического воспитания школьников на идеалах и принципах олимпизма.
Задачи программы : 1) сформировать систему знаний о возникновении и развитии Игр Сибириады; 2) создать представление о системе троеборья « Спорт- Искусство- Интеллект» и развивать соответствующие умения; 3) активизировать школьников к самостоятельной работе по развитию физических, интеллектуальных и эстетических способностей; 4) содействовать формированию основ здорового образа на идеалах и ценностях олимпизма.
Содержание курса « Олимпийское движение в Сибири» учащиеся 1-4 классов осваивают в форме сюжетных и подвижных игр, познавательных заданий и бесед, интеллектуальных конкурсов и викторин, экскурсий и других форм внеклассных занятий. Дети 5-7 классов вовлекаются в систему сибириадного движения, непосредственно, принимая участие в детских Сибириадах. Ребята полнее и глубже изучают теоретические вопросы, посвящённые теме олимпизма в Сибирском регионе с использованием игровых средств подвижных и интеллектуальных игр. Школьники 8-9 и 10-11 классов свои познания по истории Сибирского олимпийского движения углубляют и совершенствуют на учебных занятиях или во время внеклассных мероприятий в форме лекций, бесед, дискуссий, семинаров и т.д. С целью закрепления пройденного материала используются интеллектуальные и сюжетные игры. Старшеклассники принимают участие в организации и проведении школьных и городских Сибириад в качестве помощников учителя, закрепляя элементарные навыки инструктора по спорту, спортивного журналиста, спортивного режиссёра и т.д.
При подготовке к играм Сибириады широко применяются познавательные игры, которые способствуют развитию интеллектуальных и эстетических способностей школьников. Средствами познавательных игр и заданий учащиеся в увлекательной форме подключаются к Сибириадному движению. Преподаватель, используя разные виды игр, активизирует младших подростков и старшеклассников к поиску и выбору будущей профессиональной деятельности в сфере «Физическая культура и спорт». В процессе подготовки к Сибириаде дети разучивают стихи и песни о спорте, подбирают и систематизируют пословицы, поговорки и т.д., связанные с темой здорового образа жизни и физической культуры. В играх детям предлагается выполнить сюжетные роли поэтов и художников, спортивных журналистов и режиссёров, дизайнеров и т.д., что обеспечивает развитие и совершенствование у них соответствующих способностей.
Виды познавательных игр :
« Стихотворение о спорте»-. Подобрать и выучить стихи, посвящённые разным видам спорта, Олимпийским Играм. « Мудрая пословица». -Подобрать пословицы, связанные с темой здорового образа жизни, физической культуры и спорта. « Песня о спорте»- Познакомиться со словами и музыкой гимна Сибириады. Подобрать и разучить песни о спорте. « Моя коллекция»-Составить коллекции значков, марок, календарей, фотографий и т.д., раскрывающие мир спорта и радость движения. « О, спорт ! Ты – благородство!»- Подобрать художественные произведения (рассказы, повести, литературные зарисовки, очерки ит.д.), раскрывающие тему творческой работы. Подготовить сочинение, связанное с темой благородства в спорте. « Спорт и искусство»- Выполнить поделки на тему спорта, олимпизма и здорового образа жизни из бумаги, пластилина, глины, дерева и т.д. «Юный спортивный журналист»- Провести интервью со спортсменами школы и города. Собрать информацию и подготовить материал об организации и проведении детской Сибириады. « Юный спортивный режиссёр»-Принять участие в разработке сценария церемонии торжественного открытия и закрытия Сибириады. Провести конкурс со зрителями и болельщиками.
Раздел «олимпийское движение в Сибири». Таблица 1.
№ | Тема занятия | | Классы | | | Всего часов |
| | 1-4 | 5-7 | 8-9 | 10-11 | |
1 | Сибирское олимпийское движение. | 1 | 1 | 2 | 4 | 7 |
2 | Сибирская олимпийская академия. | | | 2 | 2 | 5 |
3 | Региональные детские игры. | 1 | 1 | 2 | 2 | 5 |
4 | История детской Сибириады. | | 2 | 4 | 4 | 11 |
5 | Олимпийские традиции в омских школах. | 2 | 2 | 2 | 4 | 10 |
| | | | | | |
| Итого часов: | 4 | 6 | 12 | 16 | 38 |
Комплексное игры- праздники ( Сибириады) под девизом « Спорт- Искусство- Интеллект» проходят в три тура.
Первый тур- спортивная программа « О, спорт! Ты- вызов!». Первая часть спортивной программы- выполнение тестов по физической подготовке. Оценивается двигательные и физические способности школьников: Скоростная сила ( бег 100 метров, сек.; прыжок в длину с места, см.,), силовые способности ( девочки -из седа согнув ноги, руки скрестно на плечах опускание и поднимание туловища, количество раз за 30 сек.; мальчики- подтягивание на высокой перекладине, количество раз); гибкость ( наклон вперед сидя, см.); общая выносливость (бег 1000 метров, мин.). Вторая часть спортивной программы состоит из беговых эстафет с преодолением препятствий « Челночный бег», « Баскетбол», направленных на совершенствование двигательных умений и развитие координационных и физических способностей школьников.
Второй тур- интеллектуальная программа « О, спорт! Ты плодотворность!» состоит из трёх частей: 1) сочинение по теме « О, спорт! Ты- благородство!»; 2) Конкурс знатоков олимпизма; 3) Викторина эрудитов по занимательной математике, истории, географии и биологии Омской области.
Третий тур- художественная программа « О, спорт! Ты- зодчий!» представляет собой « Визитную карточку школы», где раскрываются хореографические, вокальные, ораторские и другие способности детей. Содержание и построение художественного выступления должны соответствовать тематике спорта, олимпизма или здорового образа жизни.
Результаты развития личностных качеств
Участников Игр детской Сибириады (по Н.И. Рейнвальд) Таблица 2.
Вид спорта | Уровень развития | основных | свойств | личности, % | Методика «ОТКЛЭ |
| Средн. знач. (баллы) | высокий | Выше среднего | средний | низкий |
Организованность | 16 высокий | 18,8 | 43,7 | 37,5 | - |
Трудолюбие | 13 выше средн. | ПД | 30,6 | 58,3 | - |
Коллективизм | 9 средний | 10,4 | 19,5 | 66,8 | 3,3 |
Любознательность | 11 выше средн. | 13,3 | 25,6 | 60,3 | 0,8 |
Эстетическое развитие | 8 средний | 15 | 20 | 62,5 | 2,5 |
Воспитательное значение игр в освоении программного материала « Основы олимпийских знаний» подтверждается результатами детских Сибириад. Участники детских праздников « Спорт- Искусство- Интеллект» отличаются от сверстников более высоким уровнем развития организованности, трудолюбия, коллективизма, любознательности и эстетического развития.
Интересно отметить, что высокий уровень развития личностных качеств выявлен у детей 13 % детей, выше среднего- 26% юных спортсменов, средний уровень развития исследуемых качеств личности- у 60%, а низкий у 2.5% детей.
Олимпийское образование располагает богатым арсеналом средств воздействия на детей с конкретной воспитательной направленностью. Игры- отличное дополнение к учебному процессу в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретения высоких моральных качеств, формирования гражданского сознания, основанных на принципах Олимпизма.
Библиография :
Гельфан Е.М. От игры к самовоспитанию . .Е.М. Гельфан, С.А. Шмаков- М, 1971.
Детская Сибириада. Спорт- Искусство- Интеллект: Учеб. Пособие В.И Михалев, Ю.П. Симаков. Э.С. Кульмаметьева. Под. Ред. Н.С. Ниясовой. Омск-СибГАФК, 2002 г.-66 с.
Олимпийское образование учащихся Омских школ : Учеб.- метод. Пособие В.И. Михалёв,
Ю.П. Симаков, В.Ф.Ковтунов, Э.С.Кульмаметьева. Под. Ред. Н.С. Ниясовой –Омск СибГАФК, 2002 г.
4. Струков С,В. Олимпийское движение в системе физкультурного образования. Е.С. Струкова С.В. Струков, статья . Роль местного самоуправления в развитии молодёжной политики, физической культуры и спорта. 5 Всероссийский форум . Омск- 2018 г. Сборник материалов форума.
.