СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку»

Класс: 7


Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Наречие» (1-2 часа)


Учитель русского языка и литературы МБОУ «Корниловская СОШ» Томского района

Пудова Марина Петровна


Учебник: Русский язык. 7 класс. 2 часть: учебник для общеобр. учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2016г.


Цели урока:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:

- совершенствовать учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;

- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи, развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.


Технология обучения:

Информационно-коммуникационные технологии


Форма урока: урок систематизации ЗУН.

Вариант урока: веб-квест «Повторение по теме «Наречие»
https://sites.google.com/site/narecie7klass/

Формы работы и ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран).


Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, выполненная учителем, раздаточный материал (в Приложении)


СТРУКТУРА УРОКА:

1. Организационный этап.

2. Этап всесторонней проверки знаний.

3. Подведение итогов урока.

4. Этап информации учащихся о домашнем задании.


МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

1. Устный и письменный.

2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.

3. Итоговый по теме


ИКТ на уроках русского языка и литературы

Современные технические средства прочно вошли в нашу жизнь, изменили подход к образованию, изменили работу учителя в целом. Наряду с традиционными формами обучения информационные образовательные технологии заняли свое место в образовательном процессе.

Принятые и введенные в действие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся.

Задачи, которые стоят перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки обучающегося как языковой личности. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Работа с использованием ИКТ может проходить по следующим направлениям:

  • использование готовых программных продуктов;

  • работа с программами Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Excel;

  • работа с ресурсами Интернет.

Чаще всего в своей работе использую презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другие электронные образовательные ресурсы. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным средством.

Презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций, докладов, выступлений преподавателя или ребят. Могут использоваться на протяжении всего урока, если это лекция, или фрагментарно, на любом этапе урока. На уроках литературы презентации помогают рассказать о творческом пути писателя или поэта, показать, например, иллюстративный материал, фотографии, репродукции картин. На уроках русского языка презентации позволяют вернуться к изученным темам, ещё раз просмотреть теоретический материал, потренироваться в выполнении заданий.

Применяю в работе интерактивные презентации, они наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроках закрепления материала и итоговых уроках. Гиперссылки на иные источники информации позволяют ребенку использовать самостоятельно необходимую информацию. Интерактивные презентации помогают проверить изученные орфограммы на уроках русского языка, знание содержания произведения на уроках литературы.

На уроках русского языка и на дополнительных занятиях активно ведется подготовка к итоговому экзамену, поэтому стараюсь организовать тренинги для повторения тем по русскому языку и для отработки навыков выполнения заданий.





ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

Слайд №1.

- Запишите слова и словосочетания.

Одет по-зимнему; выполнить кое-как; певуче; уж; налево; слева; некогда; не хорошо, а плохо; искренне; сделать точь-в-точь; впустую; вскачь.

Проверка – щелчок по слову ПРОВЕРЯЕМ!

- Какие части речи встретились вам в данном упражнении? Правописание каких слов оказалось наиболее трудным? Почему?

Определяем тему урока.

Слайд № 2.

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Наречие».

Запишем в тетради число и тему урока.

Формулируем цели.

Цели:

1. Обобщить знания о наречии.

2. Повторить все орфограммы наречий.

3. Развивать нашу речь.

4. Прививать любовь к русскому языку.


3. Работа по обобщению и систематизации знаний.

Повторяем теорию и выполняем упражнения на повторение.

- Начнем с определения: что такое наречие? Расскажите о наречии как о части речи. На какие разряды делятся наречия по значению?

Слайд № 3. Наречие. Разряды наречий.


Далее повторяем изученные орфограммы и выполняем упражнения (слайды № 4-23). Можно обращаться к орфограммам, которые вызвали наибольшие трудности. Если позволяет время, можно выполнить все задания.


Слайд № 4 с интерактивными кнопками по теории К слайду возвращаемся после повторения каждой орфограммы и выполнения заданий, нажимая кнопку

Слайд № 5. Степени сравнения наречий.
Слайд № 6

Задание: Подберите степени сравнения к данным наречиям. Задание выполняем устно или письменно.

Замечательно, безумно, легко, смертельно, жестоко, удивительно, отчаянно, страшно, покойно, крепко, тихо, сильно, невозмутимо, больно, строго, живо.


Слайд № 7. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е

Слайд № 8.

Задание: раскройте скобки, объясните написание не с наречиями. Работаем устно.

Ответил (не)допустимо, Рассчитать (не)точно, а приблизительно; (не)искренне вздохнул; (не)интересно, а скучно; идти (не)уклюже; поступил (не)лепо; вовсе (не)интересно; говорил (не)торопливо; ничуть (не)утомителен; (не)быстро, а медленно; (не)редко, а часто.


Слайд №9. Буквы е-и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

Слайд № 10.

Задание: выпишите наречия из упражнения, объясните выбор не- и ни-. Работа у доски и в тетрадях.

Н..где не встретились; н..откуда ждать весточки; н..как не ожидал; н..где не играл; н..как не понять; н..сколечко не беспокоился; выполнил н..мало; н..куда не спешил; н..чуть не страшно; н..зачем учить; н..куда бежать.


ФИЗМИНУТКА для глаз и осанки


Слайд № 11.Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е.

Слайд № 12.

Задание: запишите наречия, выбирая написание н и нн. Работа в парах, проверяем, слушая обоснование выбора н и нн.

Беше(н,нн)о мчаться; поступать обдума(н,нн)о; бороться отчая(н,нн)о; явиться нежда(н,нн)о-негада(н,нн)о; ударить нечая(н,нн)о; сделано искус(н,нн)о; вскрикнуть испуга(н,нн)о; поступить ветре(н,нн)о; слушать сосредоточе(н,нн)о; слушать рассея(н, нн)о; говорить взволнова(н,нн)о.


Слайд №13. Буквы о и е на конце наречий после шипящих.

Слайд № 14.

Задание: запишите наречия, вставляя пропущенные буквы (у доски и в тетрадях). Объясните выбор гласной на конце наречий.

Горяч.., блестящ.., хорош.., волнующ.., уничтожающ.., неуклюж.., певуч..


Слайд №15. Буквы о а на конце наречий.

Слайд № 16.

Задание: Вставьте пропущенные буквы.

1. Издавн..

6. Затемн..

1. А

6. О

2. Влев..

7. Досух..

2. О

7. А

3. Изредк..

8. Сначал..

3. А

8. А

4. Начист..

9. Досыт..

4. О

9. А

5. Добел..

10. Наглух..

5. А

10. О


Проверка – щелчок по слову ПРОВЕРЯЕМ (самопроверка). Оцените по 5-ти балльной шкале.

Слайд № 17. Дефис между частями слова в наречиях.

Слайд № 18.

Задание: Раскройте скобки, объясните выбор написания: слитно, через дефис, раздельно.

Проверяем по цепочке. Вариант: работа в парах.

Где(нибудь) поблизости; жгло (по)вчерашнему; (по)вчерашнему расписанию; (по) праздничному городу; выглядеть (по)праздничному; идти (по)медвежьи; шли (по)медвежьему следу; откуда(то) слева; сделать (по)моему; (по) моему проекту; где(то) справа; (темным)темно.


Слайд № 19. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Слайд № 20.

Задание: Распределите словосочетания на две группы. Объяснить выбор.

(С)начала выучи правила; (с)начала весны; пойти (навстречу) с друзьями; бежать (на)встречу; подняться (на)верх; посмотреть (на)верх мачты; (в)дали от моря; виднеться (в)дали голубой; нырнуть (в)глубь; (в)глубь реки; надеяться (на)удачу; шли (на)удачу; (во)время урока; сделать работу (во)время.


Слайд № 21. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Слайд № 22.

Игра «Третий лишний»Задание: Выпишите лишнее слово.

1) хорош.., свеж.., еш..

2) горяч.., певуч.., ошеломляющ..

3) уж.., навзнич.., наотмаш..

4) замуж.., сплош.., невтерпёж..

5) проч.., из-за туч.., настеж..

Проверка – щелчок по слову ПРОВЕРЯЕМ! Оцените себя по 5-ти балльной шкале.


Развитие речи. Работа с фразеологизмами.

Слайд № 23.

Задание: Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием).

Во всё горло; хоть пруд пруди; во все лопатки; спустя рукава; за тридевять земель; при царе Горохе; через час по чайной ложке; из рук вон; как убитый; время от времени; рукой подать.

(Ответы: громко, много, быстро, плохо, далеко, давно, помалу, плохо, крепко, иногда, рядом)

Проверка – щелчок по слову ПРОВЕРЯЕМ! Оцените себя по 5-ти балльной шкале.


Слайд № 24.

Задание: Итоговый тест урока (раздаточный материал или на слайде)

1. Найдите неверный ответ
А) Наречие отвечает на вопросы где? куда? откуда? почему? зачем? как?
Б) Наречие — самостоятельная часть речи.
В) Наречие имеет окончание.
Г) Наречие не имеет окончания.
2.Найдите наречия
А) лицо зло; Б) смотреть зло; В) зло не победит
3.Найдите предложение, в котором наречие обозначает причину
А) За правое дело сражайся смело
Б) Сослепу я наткнулся на бурелом
В) Издалека доносилась песня
Г) Он нарочно испортил картину
4. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия
А) Он слушал на уроке более внимательно
Б) Ты сделал работу лучше всех
В) Я стараюсь писать более красивее
Г) Мой брат рисует хуже меня.

5.Сколько существует степеней сравнения?

А) одна

Б) две

С) три

Ответы: 1. В 2. Б 3. Б 4. В 5. Б

Проверка – щелчок по слову ПРОВЕРЯЕМ! Оцените себя по 5-ти балльной шкале.


4. Рефлексия.

Заключительная беседа по вопросам.

-С какими орфограммами мы сегодня работали на уроке?

- Где в жизни можно использовать полученные знания?

- Ребята, как вы оценили свою работу на уроке? (оценка складывается из выставленных себе самостоятельно отметок и работы в ходе урока)

5. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе (просмотреть выполненные в ходе урока задания, повторить теорию по учебнику).




Литература

  1. Учебник: Русский язык. 7 класс. 2 часть: учебник для общеобр. учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2016г.

  2. Русский язык. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. //сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2016.

  3. Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс» -М.: Экзамен, 2011.

  4. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций – М.: Просвещение, 2014.

  5. Штоль А.А. Русский язык для абитуриентов-гуманитариев. В таблицах. Текст. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!