Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку.»
Контрольные задания Контрольные задания приглашают учеников к самоконтролю и самооценке, а учителей — к оценке того, насколько успешно класс в целом (и отдельный ученик в частности — по сравнению со своими же результатами на конец первого класса) овладел письмом под диктовку и письмом по готовому образцу. Контрольное задание 1 в данном разделе, как и в последующих, предназначено для проведения диктанта и содержит текст для письма под диктовку. Так как контрольные задания помещены в учебнике, не исключена возможность самостоятельной работы с ними учащихся. (Этому можно только радоваться! Ведь ученики сами продиктуют себе — для этого текст в учебнике записан значками простейшей фонетической транскрипции — и сами выберут по правилам графики буквы для обозначаемых звуков.) Но некоторые учителя, возможно, захотят выбрать для диктанта неизвестный детям текст, поэтому предлагаем еще один текст диктанта: Я и пёсик Шустрик с утра ушли в лес. Шустрик целый час бегал за птичками. Он испугал пушистую белку. А я нашла три белых гриба. Учитель вправе выбрать один из предложенных текстов или самостоятельно подобрать текст диктанта. В последнем 35 случае учителю следует ориентироваться на примерный объем текста, а также на предлагаемое для письма под диктовку количество и качество орфограмм. (К тому же необходимо учитывать особенности письма в тот или иной период, к примеру после раздела I нельзя подбирать тексты, где будут неизученные орфограммы, а также слова, написание которых не совпадает с произношением.) Обращаем внимание учителя: в разделе «Контрольные задания» задание, где предлагается текст для контрольного диктанта, может быть сформулировано по-разному, но это не должно мешать педагогу воспринимать тексты первого задания как тексты для диктанта. В данном разделе формулировка первого задания максимально приближена к предложению записать текст под диктовку учителя. Несколько замечаний относительно самого процесса диктовки. Письмо под диктовку учителя — это всегда письмо под самодиктовку, учитель лишь предъявляет единицы для записи — высказывания (не дробя их на слова или слоги), а дети должны научиться их «удерживать» в памяти. Не менее важно учитывать, что в ходе диктанта учитель читает каждое высказывание не более трех раз: первый раз — когда текст диктанта звучит полностью, затем — перед записью высказывания, последний раз — когда текст диктанта читается для проверки написанного. Конечно, при крайней необходимости высказывание может прозвучать еще раз, но пусть его повторит не учитель, а кто-нибудь из учеников. Правда, если высказывание большое, учитель на этапе диктовки читает его дважды — сначала целиком, а затем по частям. Тексты для диктантов раздела I специально составлены так, что в них нет неизученных орфограмм (кроме запятой перед союзом а, о которой учитель сообщит ученикам). В тексте из учебника, правда, встречается слово братья, в котором ученики не могут выбрать один из «разделительных» знаков для обозначения звука [й’], но дети знают: когда нельзя задать вопрос учителю, нужно поставить на месте подобной орфограммы вопросительный знак. Каждый из текстов дает возможность проверить, насколько усвоены детьми правила графики, сформированы ли у учеников умения оформлять на письме границы высказывания, умеют ли они выбирать буквы на месте изученных орфограмм. Анализируя допущенные учениками ошибки, учителя зачастую распределяют их по типам и суммируют количество ошибок каждого типа. Конечно, это дает определенный 36 материал для размышлений, но теряются при таком подходе проблемы конкретного ребенка. Предлагаем при проверке диктантов заполнять таблицу, которая позволит увидеть и ошибки каждого ученика, и проблемы всего класса в целом. Попутно заметим, что такие таблицы по всем контрольным работам должны быть в одной папке (тетради), чтобы можно было посмотреть в динамике результаты конкретного Миши Кузнецова, сравнивая работы Миши Кузнецова с его же работами, написанными месяц, два месяца, год и т. д. назад.