МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического совета Зав. стр. подраздел. Протокол № 1 __________О.М. Ткачева
от «04» сентября 2021г. «__» сентября 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ финансовой грамотности и ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
специальность СПО
13.02.11Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.
Краснокамск 2021
Рабочая программа учебной дисциплины ОСНОВЫ финансовой грамотности и ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 13.02.11Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.
Организация-разработчик:
КГАПОУ «Краснокамский политехнический техникум»
Разработчик:
Хоменко Валентина Васильевна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ финансовой грамотности ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.11Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный учебный цикл, общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- владение умением решать практические финансовые задачи:
• владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,
• определение стратегических целей в области управления личными финансами;
- постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
- планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
- подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
-владение коммуникативными компетенциями:
- нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
- анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
- рассчитывать коэффициент рыночной активности;
- рассчитать метод рентабельности инвестиций;
- определить сумму налогов;
- определить последствия снижения цены.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
понимать принципы функционирования финансовой системы современного государства;
понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
понимать права и обязанности в сфере финансов.
- содержание и современные формы предпринимательства;
- виды предпринимательской деятельности;
- организацию и развитие собственного дела
- механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм;
- риск в деятельности предпринимателя;
- конкуренцию предпринимателей и предпринимательскую тайну;
- взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями;
- культуру предпринимательства;
- налогообложение предпринимательской деятельности.
Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Студент должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ПК 1.4. Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося _70___ часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __70_ часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 70 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 70 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
контрольные работы | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности и предпринимательства»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Домашнее задание (§ учебника, задания) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | | 3 | 4 |
Тема 1 Содержание и современные формы предпринимательства | Содержание учебного материала | 8 2 | 1 |
1. Содержание и современные формы предпринимательства | Герасимова О.О. «Основы предпр. деят.» с.5-43 |
2.Содержание и современные формы предпринимательства | Герасимова О.О. «Основы предпр. деят.» с.5 | 2 | |
3.Практическое занятие№1: Тренинг «Профиль предпринимателя» | Герасимова О.О. «Основы предпр. деят.» с.5 | 2 | 2 |
Тема 2 Виды предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 8 2 | |
4.Виды предпринимательской деятельности | Герасимова О.О. «Основы предпр. деят.» с. 54-73 | 2 |
5.Виды предпринимательской деятельности | Герасимова О.О. «Основы предпр. деят.» с. 54 | 2 | |
6. Практическое занятие№2: «Виды предпринимательства» | Герасимова О.О. «Основы предпр. деят.» с. 54 | 2 | 3 |
Тема 3 Организация и развитие собственного дела | Содержание учебного материала | 8 2 | |
7. Организация и развитие собственного дела | М.Г.Лапуста «Предприн-во» с.229-291 | 2 |
8.Практическое занятие№3: «Этапы создания собственного дела» | М.Г.Лапуста «Предприн-во» с.229-291 | 2 | 3 |
Тема 4 Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм | Содержание учебного материала | 10 2 2 | |
9.Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм | ГК РФ с.23-54 Галкин В.В. «Основы предпр. деят.» ст.5-41 | 2 |
10. Развитие малого предпринимательства в России. | ГК РФ с.23-54 Галкин В.В. «Основы предпр. деят.» ст.5-41 |
11.Практическое занятие№4: «Правовые основы предпринимательской деятельности» | ГК РФ с.23-54 Галкин В.В. «Основы предпр. деят.» ст.5-41 | 2 | 3 |
Тема 5 Риск в деятельности предпринимателя | Содержание учебного материала | 12 2 2 | |
12. Риск в деятельности предпринимателя | М.Г.Лапуста «Предприн-во» С.571-588 | 2 |
13.Пути и методы снижения риска в деятельности предпринимательства | М.Г.Лапуста «Предприн-во» С.571-588 |
14.Практическое занятие№5: «Способы определения величины риска» | М.Г.Лапуста «Предприн-во» С.571-588 | 2 | 3 |
15.Практическое занятие№6: «Выбор оптимального решения в рисковой ситуации». | М.Г.Лапуста «Предприн-во» С.571-588 | 2 | |
Тема 6 Конкуренция предпринимателей Тема 7 Фондовый и валютный рынки | Содержание учебного материала | 12 2 2 | |
16. Конкуренция предпринимателей и предпринимательская тайна | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.206-243 | 2 |
17. Практическое занятие№8: «Оценка показателей конкурентоспособности» | М.Г.Лапуста «Предприн-во» С.561 |
18.Риск и доходность. | Жданова А.О., Савицкая Е.В. УМК поФинансовой грамотности ст.112 | 2 | 3 |
19. Как работает фондовая биржа | Жданова А.О., Савицкая Е.В. УМК поФинансовой грамотности,ст. 151 | 2 | |
Тема 7 Взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями | Содержание учебного материала | 16 2 2 | |
20.Взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.401-422 | 2 |
21. Условия предоставления кредитов | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.401-422 |
22. Пр. занятие №9. «Расчет коэффициента рыночной активности». 23. Пр. занятие №10. «Расчет метода рентабельности инвестиций». 24. Пр. занятие №11. «Составление плана погашения кредита». 25. Пр. занятие №12. «Составление плана погашения кредита». | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.401-422 | 2 2 2 2 | 3 |
Тема 8 Культура предпринимательства | Содержание учебного материала | 8 2 |
26. Культура предпринимательства | М.Г.Лапуста «Предприн-во» С.552 | 2 |
27. Практическое занятие№13: «Предпринимательская этика» | М.Г.Лапуста «Предприн-во» С.552 | 2 | 3 |
Тема 9 Налогообложение предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 14 2 2 | |
28.Налогообложение предпринимательской деятельности | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.521-553 | 2 |
29. Особенности налогообложения индивидуального предпринимателя | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.521-553 |
30. Практические занятия №14 «Определение суммы налогов» 31. Практические занятия №15 «Определение суммы налогов» | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.521-553 | 2 2 | 3 |
Тема 10. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | Содержание учебного материала | 14 2 2 | |
32.Страхование имущества: как это работает | Жданова А.О., Савицкая Е.В. УМК поФинансовой грамотности, ст.178 | 2 |
33. Страхование здоровья и жизни. | Жданова А.О., Савицкая Е.В. УМК поФинансовой грамотности, ст.197 |
Тема 11. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | Содержание учебного материала | 2 | |
34. Обязательное пенсионное страхование. Добровольное пенсионное обеспечение | Жданова А.О., Савицкая Е.В. УМК поФинансовой грамотности, ст.238-253 | 2 | 3 |
35.Дифференцированный зачет | | 2 | |
Всего: | | 96 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета «Экономика и менеджмент»
Оборудование учебных кабинетов:
-посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Основы предпринимательства»;
- комплект учебно- методической документации;
- наглядные пособия.
- учебные стенды
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гражданский Кодекс РФ (части первая, вторая, третья, четвертая): по состоянию на 20 февраля 2013 года./Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2013.-528с.
Галкин В.В. Основы предпринимательской деятельности/В.В.Галкин - Ростов н/Д: Феникс, 2013.-288с. (Серия «СПО»)
Герасимова О.О. Основы предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]: пособие / О.О. Герасимова. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015. — 271 c. — 978-985-503-507-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67695.html
Жданова А.О., Савицкая Е.В. УМК поФинансовой грамотности
Дополнительные источники:
Кохановская, И.И. Об экономической устойчивости малых предприятий / И.И. Кохановская. // Среднее профессиональное образование. – 2005-49с.
Синявский Н.Г. Оценка бизнеса./Н.Г. Синявский - Изд. Финансы и статистика, 2005 -240с.
Швандар А.В. Малый бизнес: опыт зарубежных стран./А.В. Швандар - Изд. Финансы и статистика, Юнити-Дана 2004-287с.
Ильчиков М.З. Предпринимательская функция и экономический механизм ее осуществления./М.З. Ильчиков - Изд.Камерон 2005-104с.
Горфинкель В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: Учебное пособие/В.Я. Горфинкель - Инфра-М,.; 2013 – 349с.; ГРИФ Минобрнауки. РФ
Предпринимательство:Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Я.Горфинкеля, проф. Г.Б.Поляка, проф. В.А. Швандара.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-581с.
Предпринимательство:Учебник /Под ред.М.Г.Лапусты.- М.:ИНФРА-М, 2005.-667с.
Отечественные журналы:
Российское предпринимательство
Личный бюджет
Секрет фирмы
Интернет-ресурсы:
www.tradecenter.ru
www.businessvoc.ru
www.businesstest.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Освоенные умения: | |
рассчитывать коэффициент рыночной активности | Экспертная оценка выполнения практических работ |
рассчитать метод рентабельности инвестиций | Экспертная оценка выполнения практических работ |
определить сумму налогов | Экспертная оценка выполнения практических работ |
определить последствия снижения цены | Экспертная оценка выполнения практических работ |
Усвоенные знания: | |
содержание и современные формы предпринимательства | Текущий контроль в форме устного или письменного опроса |
виды предпринимательской деятельности | Проверка сообщений в форме устного опроса |
организацию и развитие собственного дела | Устный или письменный опрос на занятии |
механизм функционирования предприятий различных | Проверка сообщений в форме устного опроса |
организационно-правовых форм | Устный или письменный опрос на занятии |
риск в деятельности предпринимателя | Проверка сообщений в форме устного опроса |
конкуренцию предпринимателей и предпринимательскую тайну | Устный или письменный опрос на занятии |
взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями | Проверка сообщений в форме устного опроса |
культуру предпринимательства | Устный или письменный опрос на занятии |
налогообложение предпринимательской деятельности | Промежуточный контроль: зачет |
10