СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия по учебным дисциплинам «Метрология, стандартизация и сертификация» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» с применением инновационных технологий обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебного занятия по учебным дисциплинам «Метрология, стандартизация и сертификация» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» с применением инновационных технологий обучения

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия по учебным дисциплинам «Метрология, стандартизация и сертификация» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» с применением инновационных технологий обучения»

Методическая разработка учебного занятия по учебным дисциплинам «Метрология, стандартизация и сертификация» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» с применением инновационных технологий обучения


Бочарова Алла Александровна,

преподаватель ФГОУ СПО

«Курский электромеханический техникум»,

Бочаров Евгений Владимирович,

преподаватель ФГОУ СПО

«Курский электромеханический техникум»,



Тема учебного занятия: «Средства измерения и контроля. Создание 3D сборки».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Измерение есть сравнение.

Греческий философ Плотин, ученик Платона 111 в.н.э.


В век стремительно развивающихся технологий задача обучения состоит не только в передаче готовых знаний, но и в формировании умений и навыков, которые помогут в дальнейшем студенту реализовать себя как специалиста: умение работать в команде, представлять себя и результаты своей деятельности, ориентироваться в информационных потоках и трансформировать полученную информацию, достигать поставленной цели, обучаться и обучать.

Достижению данных задач способствует использование одного из видов интерактивного обучения – метод проектов.

Цель проектного обучения – создать условия, при которых студенты самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения), развивают систематическое мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

- в центре внимания – студент, содействие развитию его творческих способностей;

- образовательный процесс строится не в логике учебной дисциплине, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития;

- комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций студента;

- глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Системы действий преподавателя и студента. С целью выделения систем действий преподавателя и студента предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

  1. Разработка проектного задания:

1.1Выбор темы проекта:

- преподаватель отбирает возможные темы и предлагает их студентам, студенты обсуждают и принимают общее решение по теме;

- преподаватель предлагает совместно отобрать тему проекта, группа студентов совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает группе для обсуждения;

- преподаватель участвует в обсуждении тем, предложенных студентами, студенты самостоятельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения.

1.2 Выделение подтем в темах проекта:

- преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает студентам для выбора, каждый студент выбирает себе подтему или предлагает новую;

- преподаватель участвует в обсуждении со студентами подтем проекта, студенты активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый студент выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3 Формирование творческих групп:

- преподаватель проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности, студенты определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

1.4 Подготовка материалов к исследовательской работе:

- если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу, студенты принимают участие в разработке заданий.

1.5 Определение форм выражения итогов проектной деятельности:

- преподаватель принимает участие в обсуждении, студенты в группе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности.

  1. Разработка проекта:

- преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность, студенты осуществляют поисковую деятельность.

3. Оформление результатов:

- преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность, студенты оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация:

- преподаватель организует экспертизу, студенты докладывают о сво ей работе.

5. Рефлексия:

- преподаватель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью студентов, студенты осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Опыт работы показывает, что метод проектов благоприятно влияет на формирование коммуникативных, информационных и профессиональных компетенций будущего специалиста.


Методическая цель: внедрение инновационных технологий обучения студентов.

Образовательные цели: обобщение и систематизация знаний по темам «Средства измерения и контроля», «Создание 3D сборки», контроль усвоения вопросов теории и практики, коррекция знаний.

Развивающие цели: развитие познавательной активности, памяти, внимания, логического мышления, технически грамотной речи; формирование навыков самостоятельной работы.

Воспитательные цели: воспитание культуры общения, устойчивого интереса к изучению дисциплин «Метрология, стандартизация и сертификация», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», ответственного и серьёзного отношения к деятельности.

Формируемые компетенции:

1) учебно-познавательные компетенции:

- умение логически мыслить;

- умение планировать учебную деятельность с целью достижения прогнозируемого результата;

- осуществление анализа собственной деятельности, способность к самооценке и рефлексии;

- выбирать необходимые приборы, владеть измерительными навыками;

- выступать устно с использованием компьютерных средств и технологий.

2) коммуникативные компетенции:

- уметь представить себя устно;

-выступать с устным сообщениям;

- владеть различными видами речевой деятельности;

3) информационные компетенции:

- поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;

- владеть современными информационными технологиями;

- владеть навыками работы с различными источниками информации;

- умение ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое;

- владеть навыками использования информационных устройств.

Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид учебного занятия: тематический зачет.

Технология обучения: метод проектов.

Методы и приемы обучения: проектная деятельность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Структура учебного занятия:

1. Организационный этап. 5 мин.

- Постановка цели урока.

- Мотивация учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний. Фронтальная беседа (устно) 10 мин.

3. Практическая работа. 10 мин.

- Расчет калибра-скобы с использованием ПК (программы «Компас 3D», «Excel»);

-Виртуальный контроль вала калибром-скобой.

4. Представление проектов. 15 мин.

- «История цифрового штангенциркуля»;

- «Прецизионное измерение»;

- «Применение лазерных сканирующих микрометров»;

- «Контрольно-измерительные машины».

5. Подведение итогов. Рефлексия. 3 мин.

Рефлексивная оценка учебной деятельности.

6. Домашнее задание. Инструктирование по выполнению домашнего задания. Постановка творческой задачи. 2мин.



Ход урока.


1. Организационный этап. 5 мин

Вступительное слово преподавателя. Актуализация темы, целеполагание.

Сегодняшнее занятие хотелось бы начать словами профессора М.Ф.Маликова: «Измерением мы называем познавательный процесс, заключающийся в сравнении путем физического эксперимента данной величины с некоторым ее значением, принятым за единицу сравнения».

Измерение - одна из старейших областей человеческой деятельности. Необходимость в ней возникла с развитием меновой торговли и появлением частной собственности на землю. Процесс измерения, как сравнения или сопоставление величин для получения нужной информации, всегда включает в себя материализованную единицу измерения, и поэтому полученная информация имеет размерность, т.е. является именованной величиной. Метрология большая и одна из самых старых естественных наук и очень важная область человеческой деятельности. Д.И.Менделеев в одной из своих работ выразился так: «Наука начинается с того места, откуда начинают измерять».

Тема занятия: «Средства измерения и контроля, Создание 3D сборки». Цель занятия: обобщение и систематизация знаний по темам «Средства измерения и контроля», «Создание 3D сборки», коррекция знаний.

Откройте тетради, запишите число, тему занятия.

Сегодня на занятии вы покажите свое умение работать с чертежами, производить расчеты мерительного инструмента в автоматическом режиме и производить контроль заданной детали. Результат вашей деятельности - проверка детали на годность. А так же вашему вниманию будут представлены проекты студентов по истории развития мерительного инструмента.


2. Актуализация опорных знаний. 10 мин.

Фронтальная беседа

Вначале повторим основные вопросы по темам «Средства измерения и контроля», «Создание 3D сборки».

Для этого каждый студент должен был подготовить на ряд вопросов:

  1. Что такое калибры?

  2. Что такое предельные калибры?

  3. Какие калибры применяют для контроля вала?

  4. Как определить годность детали с помощью калибра?

  5. Какие вам известны типы штангенинструментов?

  6. Какие вам известны типы микрометрических инструментов?

  7. Как устроено отсчетное устройство штангенциркуля?

  8. Как устроено отсчетное устройство микрометра?

  9. Что такое «Чертёж» в Компас 3D?

  10. Чем отличается «Фрагмент» от «Чертёжа» в Компас 3D?

  11. Что такое «Деталь» Компас 3D?

  12. Что такое «Сборка» Компас 3D?

  13. Для чего предназначена «Панель свойств»?

  14. Для чего предназначен «Менеджер документа»?

  15. Назовите область применения «Текстового редактора» в Компас 3D.


3. Практическая работа. 10 мин.

Калибры являются одним из старейших средств контроля размеров деталей. В классификации измерительных средств калибры стоят как-то особняком в системе других средств и методов измерения. Это объясняется тем, что в результате сопоставления их с объектом, требующим измерения, не образуется, как в других измерительных инструментах или приборах, численное значение параметров объекта измерения. В результате этого процесса можно только установить, что требования выдержаны, т.е деталь признается годной или не выдержаны - деталь признается бракованной .

В практической части нашего занятия вам предстоит произвести:

- расчет калибра-скобы с использованием ПК (программы «Компас 3D», «MS Excel»)

- виртуальный контроль вала калибром-скобой.


4. Презентация проектов. 15 мин.

4.1 Измерительные инструменты, основанные на использовании линейки с делениями в качестве материализованной меры, воспроизводящей единицы измерения, и нониуса как отсчетного устройства к ней, известны очень давно. Нониус был изобретен еще в средние века португальским монахом Педро Нониусом для отсчета долей делений по шкале навигационных приборов того времени. Как устроены современные штангенциркули мы узнаем из проекта «История цифрового штангенциркуля», который представит студент Иванов Александр.

4.2 Имена изобретателей микрометрических инструментов, англичанина Джемса Уатта (изобретателя паровой машины) и французского инженера Пальмера (раньше микрометры назывались пальмерами), давно забыты. Современная промышленность требует и современные инструменты. О прецизионном измерении и микрометрах расскажет в своем проекте студент Фомин Максим.

4.3 О применении лазерных сканирующих микрометрах узнаем из проекта студента Кравченко Сергей.

4.4 Наука не стоит на месте. И уже на производстве появляются контрольно – измерительные машины, упрощающие контроль точных деталей. Как работают такие машины подготовили проекты студенты Гуторов Михаил и Семикин Игорь.


5. Подведение итогов. Рефлексия. 3 мин.

Преподаватель озвучивает отметки по результатам фронтального опроса, практической работы и презентации проектов.

Студенты с места обсуждают преимущества и недостатки данного занятия (что нового узнали, о трудностях выполнения предлагаемых заданий).


6. Домашнее задание. 2мин.

Подготовить проект: « Рабочий чертеж вал-шестерни по материалам экскурсии на ОАО Прибор»

Спасибо за урок!




















10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!