Тема: Басни И.А.Крылова
Урок-обощение
Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре на материале басен И.А.Крылова.
Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Рада вас всех сегодня видеть! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, получить как можно больше знаний на уроке.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Учитель:
А начать наш урок мне бы хотелось строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль.
Он баснями себя прославил
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят!
Итак, кому посвятил эти строки П.А. Вяземский? (Крылову) О чем идет речь?
- Чему же мы посвятим наш урок? Сформулируйте тему нашего урока?
(На доске появляется тема урока распечатанная на листочках)
Запишите тему урока в тетрадь
Какова цель нашего урока, учитывая то, что мы не первый урок изучаем басни И.А.Крылова? (Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.)
-А как нам достичь этой цели? (На доске глаголы: Вспомнить, Слушать, отвечать, обсуждать, анализировать, думать)
- Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре, побудем в роли чтецов, зрителей, покажем знание и понимание басен.
2. Актуализация знаний.
У каждого из вас есть свои маршрутные листы, в которые вы будете заносить результаты своей работы на уроке, оценивать себя. Подпишите, пожалуйста, эти листы. Кроме того, в каждой группе есть капитаны, которые в конце урока оценят работу каждого участника в своей группе по пятибалльной шкале. А капитанов оценю я, когда соберу ваши листы. Тем, кто активно работает на уроке, я также могу добавить баллы.
Для начала вспомним, а что называется басней? Давайте дадим определение.
Задание 1.
Пред вами определение басни, но оно неполное. Заполните пропуски в определении жанра:
На слайде
Басня – стихотворное или______________литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.
Вы должны были добавить 8 слов, каждое слово – это 1 балл, посчитайте, сколько слов вы вставили верно, впишите в лист.
Задание 2.
- Ребята, перед началом урока мне передали необычные записки. Они адресованы вам. Там все настолько непонятно, помогите разгадать, о чем там идет речь.
Названия каких басен зашифрованы в посланиях?
(Раздаю листочки с текстом «писем». (Работа в группах)
По ходу разгадывания, представляются басни:
- «Кукушка и петух» (чтение по ролям),
«Зеркало и обезьяна» (фильм),
«Лебедь, рак и щука»(чтение наизусть).
Задание 3. Перейдем к анализу басен.
Мы видели и услышали три басни, именно их вам и нужно будет проанализировать.
Поможет вам в этом алгоритм. Свою работу вам нужно будет оценить.
1 балл – правильно ответили на вопрос, участвовали в его обсуждении;
0 баллов - ответили неправильно, или если вы не участвовали в обсуждении
Алгоритм анализа басни. (на слайде и на столах у каждой группы)
1. Прочитай внимательно басню.
2. Определи, о чем рассказывает басня.
3. Обрати внимание на речь персонажей и их действия, подумай об их значении.
4. Определи, какие художественные средства использует автор при описании персонажей.
5. Определи мораль басни и поясни её значение.
6. Назови афоризмы, если они есть.
1,2 гр.: «Кукушка и петух»
3,4 гр.: «Лебедь, рак и щука»
4,5 гр.: «Зеркало и обезьяна»
Заслушивание ответов групп.
Задание 4. «Картинная галерея»
Высоко оценил его творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов»,- называл народ своего баснописца.
Проверим, насколько вы хорошо узнаете героев басен Крылова?
Задача: определить, к какой басне относится иллюстрация. За каждую правильно названную басню, 1 балл.
Задание 5. Продолжим вспоминать басни небольшой викториной.
Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.
Цитаты:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)
«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)
«Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их…»
«Соседка, перестань срамиться….-тебе ль с Слоном возиться?»
«Ты сер, а я приятель сед, И волчью вашу я давно натуру знаю»
Завершение урока. Итоги.
Знать басни И. А. Крылова – значит знать русскую литературу и историю.
-Ребята, но ведь басни были написаны более 170 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И. А. Крылова, его басни?
Я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова помогут вам оценить себя и поступать правильно.
- Давайте сделаем вывод о значимости басен. Сделать это вам помогут высказывания на экране. Выберите любое из высказываний, продолжите, чтобы получилось предложение.
Меня захватывают басни Крылова тем, что …
В баснях Крылова, как живые, …
Поэт не спешит с моралью …
В басне иронично …
Секрет басни в том, что …
Герои незабываемы, потому что …
Теперь вспомним, какова была цель нашего сегодняшнего урока? (на слайде)
- Как вы считаете, мы достигли этой цели?
Рефлексия. Самооценка, взаимооценка.
А теперь обратитесь к своим маршрутным листам, передайте их капитанам своих групп, пусть они поставят вам баллы за урок, можно советоваться в группе.
Посчитайте все полученные вами баллы, запишите.
Ребята, у вас на столах есть стикеры, ими вы покажете мне насколько вы поняли сегодняшнюю тему: зеленый будет обозначать, что вам на уроке было легко и все понятно, красный- что вам было ничего непонятно, синий – если в целом все понятно, но затруднялись в некоторых задания (если вы выбрали синий цвет, то прикрепите его к тому пункту, который вызвал затруднения).
Запишите домашнее задание. Спасибо за урок!
Домашнее задание по выбору:
1) составить кроссворд.
2) Выучить наизусть любую понравившуюся басню.
3) Написать свою басню.
4) Стр. 88, вопросы 1-4..
Группа 1.
Добрый день! Я потеряла сыр, пока пела. Если вы вдруг его найдете, верните, пожалуйста, на ель! А я срочно улетела помогать тянуть воз трем друзьям.
Группа 2.
Добрый день! Я потеряла сыр, пока пела. Если вы вдруг его найдете, верните, пожалуйста, на ель! А я срочно улетела помогать тянуть воз трем друзьям.
Группа 3
Захотелось мне однажды поесть желудей, нашел подходящий дуб, только хотел насобирать желудей, а тут две птицы сидят и противными голосами друг друга хвалят!
Группа 4
Захотелось мне однажды поесть желудей, нашел подходящий дуб, только хотел насобирать желудей, а тут две птицы сидят и противными голосами друг друга хвалят!
Группа 5
Пришел я как-то к ручью, воды попить, наклонился… Ну что за мерзкая физиономия тут на меня глядит, никогда бы с такой не заговорил! Пойду кого-нибудь скушаю с досады!
Группа 6
Пришел я как-то к ручью, воды попить, наклонился… Ну что за мерзкая физиономия тут на меня глядит, никогда бы с такой не заговорил! Пойду кого-нибудь скушаю с досады!
Вспомнить
Слушать
Отвечать
Обсуждать
Анализировать
Думать
Басня – стихотворное или ______________ литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая ___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.
Басня – стихотворное или ______________ литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая ___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.
Басня – стихотворное или ______________ литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая ___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.
Басня – стихотворное или ______________ литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая ___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.
Басня – стихотворное или ______________ литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая ___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.
Басня – стихотворное или ______________ литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая ___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.
Басня – стихотворное или ______________ литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая ___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.
Басня – стихотворное или ______________ литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая ___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.