СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы "Басни И.А. Крылова", 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы "Басни И.А. Крылова", 5 класс»

Тема: Басни И.А.Крылова

Урок-обощение


Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре на материале басен И.А.Крылова.


  1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Рада вас всех сегодня видеть! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, получить как можно больше знаний на уроке.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель:

А начать наш урок мне бы хотелось строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль.

Он баснями себя прославил

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят!


Итак, кому посвятил эти строки П.А. Вяземский? (Крылову) О чем идет речь?

- Чему же мы посвятим наш урок? Сформулируйте тему нашего урока?

(На доске появляется тема урока распечатанная на листочках)

Запишите тему урока в тетрадь

Какова цель нашего урока, учитывая то, что мы не первый урок изучаем басни И.А.Крылова? (Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.)

-А как нам достичь этой цели? (На доске глаголы: Вспомнить, Слушать, отвечать, обсуждать, анализировать, думать)

- Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре, побудем в роли чтецов, зрителей, покажем знание и понимание басен.

2. Актуализация знаний.

У каждого из вас есть свои маршрутные листы, в которые вы будете заносить результаты своей работы на уроке, оценивать себя. Подпишите, пожалуйста, эти листы. Кроме того, в каждой группе есть капитаны, которые в конце урока оценят работу каждого участника в своей группе по пятибалльной шкале. А капитанов оценю я, когда соберу ваши листы. Тем, кто активно работает на уроке, я также могу добавить баллы.

Для начала вспомним, а что называется басней? Давайте дадим определение.


Задание 1.

Пред вами определение басни, но оно неполное. Заполните пропуски в определении жанра:

На слайде

Басня – стихотворное или______________литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.


Вы должны были добавить 8 слов, каждое слово – это 1 балл, посчитайте, сколько слов вы вставили верно, впишите в лист.



Задание 2.

- Ребята, перед началом урока мне передали необычные записки. Они адресованы вам. Там все настолько непонятно, помогите разгадать, о чем там идет речь.

Названия каких басен зашифрованы в посланиях?

(Раздаю листочки с текстом «писем». (Работа в группах)

По ходу разгадывания, представляются басни:

- «Кукушка и петух» (чтение по ролям),

«Зеркало и обезьяна» (фильм),

«Лебедь, рак и щука»(чтение наизусть).



Задание 3. Перейдем к анализу басен.

Мы видели и услышали три басни, именно их вам и нужно будет проанализировать.

Поможет вам в этом алгоритм. Свою работу вам нужно будет оценить.

1 балл – правильно ответили на вопрос, участвовали в его обсуждении;

0 баллов - ответили неправильно, или если вы не участвовали в обсуждении


Алгоритм анализа басни. (на слайде и на столах у каждой группы)

1. Прочитай внимательно басню.

2. Определи, о чем рассказывает басня.

3. Обрати внимание на речь персонажей и их действия, подумай об их значении.

4. Определи, какие художественные средства использует автор при описании персонажей.

5. Определи мораль басни и поясни её значение.

6. Назови афоризмы, если они есть.

1,2 гр.: «Кукушка и петух»

3,4 гр.: «Лебедь, рак и щука»

4,5 гр.: «Зеркало и обезьяна»


Заслушивание ответов групп.



Задание 4. «Картинная галерея»



Высоко оценил его творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов»,- называл народ своего баснописца.

Проверим, насколько вы хорошо узнаете героев басен Крылова?

Задача: определить, к какой басне относится иллюстрация. За каждую правильно названную басню, 1 балл.



Задание 5. Продолжим вспоминать басни небольшой викториной.

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.

Цитаты:

  • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

  • «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

  • «Мартышка тут с досады и с печали
    О камень так хватила их…»

  • «Соседка, перестань срамиться….-тебе ль с Слоном возиться?»

  • «Ты сер, а я приятель сед, И волчью вашу я давно натуру знаю»


Завершение урока. Итоги.

Знать басни И. А. Крылова – значит знать русскую литературу и историю.

-Ребята, но ведь басни были написаны более 170 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И. А. Крылова, его басни?

Я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова помогут вам оценить себя и поступать правильно.

- Давайте сделаем вывод о значимости басен. Сделать это вам помогут высказывания на экране. Выберите любое из высказываний, продолжите, чтобы получилось предложение.


Меня захватывают басни Крылова тем, что …

В баснях Крылова, как живые, …

Поэт не спешит с моралью …

В басне иронично …

Секрет басни в том, что …

Герои незабываемы, потому что …

Теперь вспомним, какова была цель нашего сегодняшнего урока? (на слайде)

- Как вы считаете, мы достигли этой цели?

Рефлексия. Самооценка, взаимооценка.

А теперь обратитесь к своим маршрутным листам, передайте их капитанам своих групп, пусть они поставят вам баллы за урок, можно советоваться в группе.

Посчитайте все полученные вами баллы, запишите.

Ребята, у вас на столах есть стикеры, ими вы покажете мне насколько вы поняли сегодняшнюю тему: зеленый будет обозначать, что вам на уроке было легко и все понятно, красный- что вам было ничего непонятно, синий – если в целом все понятно, но затруднялись в некоторых задания (если вы выбрали синий цвет, то прикрепите его к тому пункту, который вызвал затруднения).


Запишите домашнее задание. Спасибо за урок!



Домашнее задание по выбору:

1) составить кроссворд.

2) Выучить наизусть любую понравившуюся басню.

3) Написать свою басню.

4) Стр. 88, вопросы 1-4..














Группа 1.

Добрый день! Я потеряла сыр, пока пела. Если вы вдруг его найдете, верните, пожалуйста, на ель! А я срочно улетела помогать тянуть воз трем друзьям.




Группа 2.

Добрый день! Я потеряла сыр, пока пела. Если вы вдруг его найдете, верните, пожалуйста, на ель! А я срочно улетела помогать тянуть воз трем друзьям.



Группа 3

Захотелось мне однажды поесть желудей, нашел подходящий дуб, только хотел насобирать желудей, а тут две птицы сидят и противными голосами друг друга хвалят!




Группа 4

Захотелось мне однажды поесть желудей, нашел подходящий дуб, только хотел насобирать желудей, а тут две птицы сидят и противными голосами друг друга хвалят!





Группа 5

Пришел я как-то к ручью, воды попить, наклонился… Ну что за мерзкая физиономия тут на меня глядит, никогда бы с такой не заговорил! Пойду кого-нибудь скушаю с досады!




Группа 6

Пришел я как-то к ручью, воды попить, наклонился… Ну что за мерзкая физиономия тут на меня глядит, никогда бы с такой не заговорил! Пойду кого-нибудь скушаю с досады!


























Вспомнить







Слушать

Отвечать











Обсуждать







Анализировать

Думать

Басня – стихотворное или ______________ литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая ___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.


Басня – стихотворное или ______________ литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая ___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.



Басня – стихотворное или ______________ литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая ___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.



Басня – стихотворное или ______________ литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая ___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.

Басня – стихотворное или ______________ литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая ___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.



Басня – стихотворное или ______________ литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая ___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.



Басня – стихотворное или ______________ литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая ___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.


Басня – стихотворное или ______________ литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая ___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!