СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока математики "Умножение числа 9, деление на 9".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Умножение числа 9, деление на 9 (конспект)»

Конспект учебного занятия по математике Город: Магнитогорск

ОУ: МОУ СОШ № 56

Учитель: Петрова Наталья Николаевна

Класс: 3

Тема учебного занятия: Умножение числа 9, деление на 9

Продолжительность учебного занятия: 45мин.

Тип учебного занятия: решение частных задач.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

  1. Познакомить с умножением числа 9 и делением на 9. Составить таблицу умножения числа 9 и деления на 9. Формировать вычислительные навыки.

  2. Развивать логическое мышление, математическую речь, внимательность, расширять кругозор.

  3. Воспитывать интерес к предмету, умение работать сообща, умение слушать товарища.

Планируемые результаты:

Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения; осознание своей значимости в процессе обучения; оценка своей работы.

Метапредметные и познавательные умения: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить сходства и различия, давать оценку своим действиям, оценивать результат, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: работать по предложенному учителем плану, формулировать вопрос(проблему, затруднение), оценивать сложившуюся учебную ситуацию на уроке.

Коммуникативные умения: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, сотрудничать с другими участниками учебного процесса, слушать других и принимать иную точку зрения.

Предметные умения: учащиеся научатся составлять таблицу умножения и деления и пользоваться ею, решать задачи изученных видов.

Дидактические материалы к учебному занятию:

  • В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Математика. Учебник-тетрадь для 3 класса начальной школы.(в 3-х частях). М.: Вита-пресс, 2017г.

  • С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Обучение математике. 3 класс. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. М.: Вита-пресс.2017г.


Ход учебного занятия:

  1. Организация начала урока 1,5 мин.


Цель этапа: Подготовка учащихся к работе, мотивация учащихся, рефлексия

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

Организация внимания и внутренней готовности.

Психологический настрой

Умение организоваться

Навык сотрудничества в малых группах и в составе всего класса

Игровой, наглядный

Коллективная, фронтальная

Слайды 1-4

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и послушаем своё дыхание. Затем прислушаемся к звукам в нашем классе, потом – к звукам, доносящимся с улицы, и снова послушаем своё дыхание. А теперь почувствуем свою правую руку, а в ней руку соседа, затем почувствуем левую руку и руку соседа слева. Попробуем представить себе, что через руки бежит невидимый ручеёк. В виде чего этот ручеёк? Может быть, тепла или доверия, а может быть, поддержки друг друга? Постарайтесь запомнить это ощущение в руках, сохранить его до конца урока. Нам понадобится на уроке ваше взаимопонимание.

Учащиеся выполняют задание учителя.













  1. Проверка домашнего задания - 3 мин.


Цель этапа: Формирование навыков взаимоконтроля.


Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

Знание соотношения единиц длины

Выполнять действия с именованными числами

Взаимопроверка

Работа в парах


Деятельность учителя

Деятельность ученика


-Какое задание выполняли дома?



- В парах проверьте выполнение этого задания.


- Оцените работу своего соседа.


- Что нужно знать и уметь, чтобы правильно выполнить это задание?


- Я надеюсь, эти знания вам помогут выполнить следующее задание. Хотите их применить?



- Выполняли №209, в котором нужно было выполнить вычитание именованных чисел.


Взаимопроверка в парах.


Дети дают словесную оценку работы соседа.


- Знать соотношение единиц длины, уметь преобразовывать единицы длины.




3.Актуализация прежних знаний – 15 мин.

Цель этапа: 1.Формирование навыка преобразовывать единицы измерения, расширение кругозора.

2. Формирование навыков беглого счёта, прочных вычислительных навыков.


Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

1.Знание соотношения единиц длины


4. Знание таблицы умножения числа на 9.


1. Умение преобразовывать единицы длины


2. Умение выполнять вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

1.Практический, наглядный

2. Беседа, практический

3. Наглядный

4. Практический, наглядный

Работа в парах, фронтальная

2. самостоятельная работа

4. фронтальная

1.Слайд №5-9

2. Слайды №10-17

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. - Необходимо выразить данные единицы длины измерения в более крупные и более мелкие единицы. А вот кто из вас в какие единицы будет выражать, договоритесь сами.

а) Посмотрите на экран. Вы видите самую крупную каплю дождя. Её наблюдали в США 17 августа 1953 г. Размер капли 9см 4 мм.

б) Самый длинный клюв по отношению к длине туловища у колибри. Длина клюва 10 см.

в) Самая высокая морская волна 34 м.

г) Самый длинный кот живёт в США. Длина от кончиков ушей до кончиков хвоста 129 см.

д) Самая крупная золотая рыбка обнаружена в КНР. Её длина 37 см.


2. – Эти сведения взяты из книги рекордов Гиннеса. Что такое рекорд? Какие бывают рекорды? А на уроке можно установить рекорды? Давайте посоревнуемся. Кто больше заработает жетонов, тот и будет рекордсменом урока.


Я вам предлагаю установить рекорд в скорости счёта. На экране будут появляться и исчезать примеры, которые вам нужно успеть решить и записать ответы в тетради.


Проверка.


Вручение жетонов учащимся за безошибочную работу.


- Что объединяет все эти примеры?


3. На доске формулы: а ∙ 9 9 ∙ а а : 9

- С какими из этих формул вы познакомились на прошлом уроке?


- Что она обозначает?


- Что вам помогло открыть этот приём?
Вывешиваются карточки: а ∙ (в – с) а ∙ 10.

Получается такая схема:

а ∙ 9 9 ∙ а а : 9


а ∙ (в – с) а ∙ 10



- Давайте посмотрим, как вы усвоили приём умножения числа на 9.


4. На доске примеры на карточках:

5 ∙ 9 7 ∙ 9 4 ∙ 9 9 ∙ 9 6 ∙ 9 8 ∙ 9


- Расположите карточки в порядке возрастания произведений.

Перевернув карточки, вы прочитаете слово.

- Какое слово получилось?

Учитель вручает жетоны.


- Хотите ли вы открыть приёмы, о которых говорят формулы: 9 ∙ а; а : 9.

1. Сначала дети договариваются кто в какие единицы будет преобразовывать, а затем выполняют задание, глядя на экран (работа устная).













2. Ответы детей.





Самостоятельная работа учащихся.


Сверка с экраном.



- У этих примеров одинаковый способ решения: вычитание с переходом через разряд.

3. - Знакомы с формулой а ∙ 9.



- Умножение числа на 9.

- Знание правила умножения числа на разность, умножение числа на 10.














Дети читают пример, называют ответ и переворачивают карточку.



- Слово: рекорд.



Ответы детей.





4. Использование открытого способа для решения частных практических задач в новых условиях: 13 мин.

Цель этапа: Знакомство с приёмом умножения числа 9.

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

Знание переместительного свойства умножения.

Умение умножать 9 на число, пользуясь известными правилами умножения числа на разность , умножения числа на сумму, переместительным законом умножения.

1.Частично-поисковый,

Наглядный, практический

2. Частично-поисковый

3 Практический

1. Коллективная.

2. Фронтальная

3. Самостоятельная

2. Слайд № 18-19

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. На доске записаны примеры:

9 ∙ 10

9 ∙ 9

9 ∙ 8

9 ∙ 7

9 ∙ 6

9 ∙ 5

9 ∙ 4

9 ∙ 3

9 ∙ 2

- Какие примеры вы можете решить известными правилами, полученными знаниями?

- Решите примеры, пользуясь разными правилами.


- Так какие же знания помогли умножить число 9 на другое число?


Учитель дополняет схему на доске. Она приобретает следующий вид:


а ∙ 9 9 ∙ а а : 9


а ∙ 10 а ∙ (в – с) а ∙ (в + с) а ∙ в = в ∙ а

Учитель вручает жетоны.

2. – Посмотрите на экран, составьте 4 равенства на умножение и деление.

- Какие свойства и правила использовали?

Учитель вручает жетоны.


3. – Используйте эти знания для выполнения № 217 в учебнике.


Проверка. Учитель вручает жетоны.

- Каким правилом пользовались для того, чтобы разделить число на 9?


На доске достраивается схема:


а ∙ 9 9 ∙ а а : 9


а ∙ 10 а ∙ (в – с) а ∙ (в + с) а ∙ в = в ∙ а а ∙ в = с

с: в = а

с : а = в

- Глядя на схему, скажите, каким правилом можно воспользоваться для умножения 9 на число и деления на 9?











Некоторые дети предлагают воспользоваться переместительным законом, некоторые правилом умножения числа на разность или сумму.

Учащиеся решают примеры в тетради, один учащийся у доски с объяснением.

- Знание правила умножения числа на разность, умножения числа на сумму, переместительного свойства умножения.











Устная работа детей.


- Переместительное свойство умножения; если произведение разделить на один множитель, то получится другой множитель.


Самостоятельная работа учащихся в тетради. Двое учащихся работают за доской.


Учащиеся оценивают работу детей, работавших за доской.

- Если произведение разделить на один множитель, то получится другой множитель.











Ответы детей.




5. Закрепление - 6 мин.

Цель этапа: Совершенствовать умение применять известные правила для умножения 9 на число и деления на 9

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения


Умение делить на 9, на 5, делить с остатком.

Частично-поисковый

Самостоятельная


Деятельность учителя

Деятельность ученика


  1. Математический диктант. Запись ведётся в идее выражений.

- Запишите число, которое делится и на 9 и на 5.

- Запишите число, которое делится на 9, но не делится на 5.

- Запишите число, которое не делится на 9, но делится на 5.

- Запишите число, которое не делится ни на 9, ни на 5.


Проверка по «цепочке».

Учитель вручает жетоны.




Работа в тетрадях.









6. Повторение пройденного по теме «Табличное умножение и деление» - 5мин.

Цель этапа: формирование знаний табличных случаев умножения

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

Знание таблицы умножения


Творческий

дифференцированная


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задание для сильных. - Составьте цепочку из 6 действий умножения и деления и предложите решить её своему соседу по парте.

Задание для слабых. – Составьте примеры на умножение и деление известных случаев

Работа детей. Оценивание.



7. Рефлексия – 1,5 мин.

Цель этапа: Подвести итог урока



Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения


Умение обобщить полученные знания.

словесный

фронтальная


Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Встретились ли на уроке новые способы решения?

- В каких случаях они вам помогли?

- Оцените свою работу , начиная словами: «Я доволен (я не доволен) …»

- У нас на уроке есть рекордсмены…

- Спасибо за урок.

- Нет, пользовались известными.


- При умножении числа 9, и делении на 9.


Ответы детей.


Просмотр содержимого презентации
«Умножение числа 9, деление на 9 (презентация)»

Умножение 9 и  деление на 9

Умножение 9 и

деление на 9

9 см 4 мм

9 см 4 мм

10 см 15

10 см

15

34 м

34 м

129 см

129 см

37 см

37 см

45 - 9

45 - 9

34 - 6

34 - 6

21 - 6

21 - 6

93 - 8

93 - 8

52 - 7

52 - 7

66 - 9

66 - 9

45 – 9 = 36 34 – 6 = 28 21 – 6 = 15 93 – 8 = 85 52 – 7 = 45 66 – 9 = 57

45 – 9 = 36

34 – 6 = 28

21 – 6 = 15

93 – 8 = 85

52 – 7 = 45

66 – 9 = 57

8 36 5 4 9 15

8

36

5

4

9

15

8 45 5 6 9 24

8

45

5

6

9

24


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!