СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по алгебре по теме «Применение производной к исследованию функций»

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по алгебре по теме «Применение производной к исследованию функций»»

Методическая разработка урока по алгебре по теме «Применение производной к исследованию функций»

Предмет: Алгебра 11 класс

Тема урока: Применение производной к исследованию функций

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Применение производной к исследованию функций»

Задачи урока:

  • Образовательные: создать условия для актуализации знаний об исследовании функции, о производной. Обеспечить в ходе урока создание и усвоение алгоритма исследования функции с помощью производной.

  • Развивающие: создать условия для развития коммуникативных навыков, внимания, анализа, формирования самостоятельной познавательной деятельности.

  • Воспитательные: повышение уровня мотивации и интереса к математике.

Тип урока: систематизация знаний.

Время: 45 мин.

Учебник: С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. Алгебра 11 класс, 2009 г.

Этапы урока, время

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организаци­онный момент (1 мин.)

Создание благоприятного климата на уроке.

Приветствует учащихся, организует их внимание, а также проверяет готовность к работе на уроке.

Приветствуют учителя, а также проверяют наличие учебного материала, который пригодится для работы на уроке.

Личностные:

психологическая готовность учащихся к уроку.




2. Актуализация знаний (3 мин.)

Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования знаний по этой теме.

Учитель задаёт вопросы:

- Что называется дифференцируемостью функции?

- Что называется производной функции?


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, включаются в работу на уроке.

Регулятивные:

  • целеполагание (как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)

Познавательные:

  • структурирование знаний

Личностные:

  • смыслообразование (учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него)





3. Этап создания проблемной ситуации. Целеполагание

(5 мин.)

Помочь обучающимся самим сформулировать тему и цель урока.

Так как седьмое задание из ЕГЭ включает в себя задачи на применение производной к исследованию функции, то можете ли вы уже сейчас сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

Обучающиеся внимательно слушают учителя и записывают в тетрадях число и тему урока «Применение производной к исследованию функций».




Познавательные:

  • развитие у учащихся умение анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

4.Этап «открытия» нового знания. (10 мин.)

Научить детей самостоятельно находить и применять новые способы действия.

Ученик должен попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие. Также, происходит формирование умения находить физический смысл производной.






Учитель предлагает рассмотреть некоторые задания по данной теме. (Задание №1)




Учащиеся записывают формулу, а также разбирают задачи, представленную учителем на доске.

Регулятивные:

  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

  • Выделение необходимой информации, планирование своей деятельности, прогнозирование результата.

  • поиск необходимой информации и её понимание;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

  • планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем;

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

5.Этап применения нового знания. Первичное закрепление знаний. (22 мин.)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и

способов действий.

Учитель предлагает решить следующие задания из ЕГЭ, относящиеся к заданию 7 (Задание №2).

На каждую задачу к доске выходит обучающийся, а остальные помогают. Если возникают вопросы, учитель пытается помочь разобраться с ними. (Задание №3)

Познавательные:

  • умение анализировать способы выполнения задания;

  • выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • построение речевых высказываний в устной и письменной формах.

Коммуникативные:

  • использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

6. Итог урока. Рефлексия (3 мин.)

Оценивание проделанной работы.

Всё ли вам было понятно по теме урока? Были ли трудности в решении заданий?

Обучающиеся отвечают на вопросы, оценивают степень достижения цели.

Делают выводы.

Регулятивные:

  • контроль и

оценка своей деятельности.

Личностные:

  • рефлексия

способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог.

7. Домашнее задание (1 мин.)

Формирование понимания учащимися содержания, цели, а также способов выполнения домашнего задания.

Предлагает ученикам открыть дневники и записать домашнее задание. Домашним заданием является каждому на выбор решить по одному заданию из ЕГЭ (седьмое задание).

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные:

  • рефлексия способов и условий действия;

  • самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности.


Задание №1

1. «На рисунке изображен график производной функции f(x) определенной на интервале (-6;6) Найдите промежутки возрастания функции f(x). В ответе укажите сумму целых точек, входящих в эти промежутки.»[7]

Решение:

«Промежутки возрастания данной функции f(x) соответствуют промежуткам, на которых ее производная неотрицательна, то есть промежуткам (−6; −5,2] и [2; 6). Данные промежутки содержат целые точки 2, 3, 4 и 5. Их сумма равна 14.

Ответ: 14.» [7]

2. «На рисунке изображён график y=f`(x) — производной функции f(x), определенной на интервале (−8; 3). В какой точке отрезка [−3; 2] функция f(x) принимает наибольшее значение?» [7]


Решение.

«На заданном отрезке производная функции отрицательна, поэтому функция на этом отрезке убывает. Поэтому наибольшее значение функции достигается на левой границе отрезка, т. е. в точке −3.

Ответ: −3.»

Задание №2

1. «На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале (−6; 8). Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна.»

2. «На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале (−2; 12). Найдите сумму точек экстремума функции f(x).»

3. «На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−8; 4). В какой точке отрезка [−7; −3] f(x) принимает наименьшее значение?»

4. «На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале (−3; 9). Найдите количество точек, в которых производная функции f(x) равна 0.»

Задание №3

1. «Решение.

Производная функции положительна на тех интервалах, на которых функция возрастает, т. е. на интервалах (−3; 0) и (4,2; 7). В них содержатся целые точки −2, −1, 5 и 6, всего их 4.

Ответ: 4.»

2. «Решение.

Заданная функция имеет максимумы в точках 1, 4, 9, 11 и минимумы в точках 2, 7, 10. Поэтому сумма точек экстремума равна 1 + 4 + 9 + 11 + 2 + 7 + 10 = 44.

Ответ: 44.»

3. «Решение.

На заданном отрезке производная функции положительна, поэтому функция на этом отрезке возрастает. Поэтому наименьшее значение функции достигается на левой границе отрезка, т. е. в точке -7

Ответ: −7.»

4. «Решение.

Производная изображенной на рисунке функции f(x) равна нулю в точках экстремумов: −2; −1; 1; 4 и 6. Производная равна нулю в 5 точках.

Ответ: 5.»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!