СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по астрономии на тему "Звездное небо. Созвездие"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по астрономии»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПУГАЧЕВСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»









Методическая разработка урока астрономии по теме

«Звезды и созвездия».





Дисциплина Астрономия

Тема «Звезды и созвездия»

Курс 2

Группа 28

Профиль технический

Профессия 23.01.03 Автомеханик

Преподаватель Домникова О.А.







2021-2022 учебный год

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Основная часть………………………………………………………………5

Заключение…………………………………………………………………12

Список использованной литературы……………………………………..14

Приложение………………………………………………………………...15



































Введение.

Тема представленного урока актуальна во все времена – человек всегда хотел узнать, что за фонарики светят на небесах, и почему они так расположены. Кто зажигает и раскидывает светящиеся камушки по небу. А студенту – это вдвойне интереснее, так как нереальная красота ночного неба завораживает и оставляет много вопросов. И именно поэтому была выбрана тема «Звезды и созвездия» для студентов технического профиля 23.01.03 «Автомеханик», группа 28, 2 курс

Цель урока: создать условия для творческого переосмысления уже известной информации о звездном небе и созвездиях, и критическому восприятию новой информации по теме.

Задачи урока:

Образовательная - закрепление, обобщение и систематизация знаний о звёздах, о путях эволюции звёзд в зависимости от их массы, об изменении физических характеристик звёзд в зависимости от их возраста.

Воспитательная - формирование научного мировоззрения, системы взглядов на мир.

Развивающая - формирование умений по анализу информации. Формирование способности наблюдать, делать выводы о том, что треки звёздной эволюции, весь жизненный путь звёзд зависят от первоначальной массы звёзд.

Планируемый результат обучения:

Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска информации, изучение звёздного неба, с помощью подвижной карты звёздного неба, получение обучающимися информации о созвездиях, зодиакальных созвездиях, о происхождении их названий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; умения переформулировать полученную информацию, разбивать её на смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;

формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка  осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Личностные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, сотрудничества в группах, положительной мотивации к обучению, формирование коммуникативных способностей, развитие внимания, памяти, творческого мышления.





















Ход урока:

I.Организационный момент

Проверка готовности студентов к уроку.

Проверка присутствующих.

Запись темы урока в тетрадях и на доске.

(Звучит запись стихотворения)

Если ночью не заснуть

И на небо нам взглянуть,

То увидеть сможешь ты

Звёзды дивной красоты.

Мир созвездий полон красок,

Много ходит о нём сказок.

Эти сказки, как все знают,

Греки мифами считают.

Ах, какие очертания!

Греки дали им названия!

На чёрном бархате небес

Стоит с дубинкой Геркулес,

Телец восторженно блестит

Альдебарана красным глазом.

А вот Плеяды собрались,

Да всем семейством разом!

И тут же звёздный Зодиак.

Ты знаешь, выглядит он как?

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Объявляется тема урока.

Тема урока «Звёзды и созвездия».

II. Актуализация знаний.

Вопросы для краткого фронтального опроса на этапе проверки домашнего задания по теме: «Наблюдения – основа астрономии».:

1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах природоведения, естествознания, физики, истории, географии?

2. В чём специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе.

3. Какие типы небесных тел вам известны?

4. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются?

5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной?

6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора?

7. Решением каких задач занимается небесная механика?

8. Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете?

9. Почему современная астрономия является всеволновой?

10. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны?

III Мотивация изучения темы и задач урока.

Мир, в котором мы живём, огромен, разнообразен, необозрим. Пространству нет ни начала, ни конца, оно беспредельно. Тем и интересно для изучения. И особенно интересные явления совершаются на небе. По небу движутся Солнце и Луна.

 А вид звездного неба – это россыпь множества звезд, который всегда привлекал завораживал человека. Когда-то очень давно один мудрец сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.    

 

 Звездное небо – великая книга Природы.

Сегодня на уроке мы попробуем научиться её читать.

Мы будем искать ответы на вопросы:

- Сколько звезд на небе?

- Кто придумал названия созвездиям?

-Что такое Созвездие?

- Что такое зодиакальные созвездия?


1) Нарисуйте на листах (у каждого на парте) звёздное небо так, как вы его представляете.

2) Посмотрите на свой рисунок, вспомните и запишите на обратной стороне этого листа то, что вы уже знаете о звёздном небе. Обменяйтесь информацией с соседом по парте. Повернитесь к соседней парте и обменяйтесь информацией с ними. Запишите общую информацию. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

- Давайте обсудим то, что у вас получилось. Что же вы знаете о звёздном небе?

Студенты по очереди называют известную информацию по теме «Звёзды и созвездия.

IV Изучение нового материала

(Просмотр видео)

 В безоблачную и безлунную ночь открывается величественная картина звёздного неба. Россыпи звёзд, в которых, кажется, невозможно разобраться. Звёздное небо - видимое расположение звёзд и других небесных светил на небесном своде. Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звёзды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.

     У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах знали небо лучше любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звёзд (в зависимости от вашего зрения) - а всего видимых звёзд около 6000.

      Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления звёзд на созвездия:

4 век до н.э. - был список из 809 звёзд, входящих в 122 созвездия.  

18 век - Монголия - было 237 созвездий.  

2 век - Птолемей ("Альмагеста") - описано 48 созвездий.

15-16 век - период великих морских путешествий - описано 48 созвездий южного неба.  

В Русском звёздном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829 г содержались 102 созвездия.

Многие звёздные карты (атласы) 17-19 веков содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один звёздный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша), изданный в 1690г и имеющий не только точное расположение звёзд в первых экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и титульный лист).

Путаница с созвездиями была прекращена, в 1922 г. Международный астрономический союз разделил всё небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928 году.

Созвездия - область неба с характерной группой звёзд и всеми звёздами, находящимися внутри его границ. Самые яркие звёзды имеют собственные имена (более 300 звёзд имеют имена, большинство арабские).

Среди "звёздных команд" особо выделяли 13 созвездий Зодиака. Зодиакальные созвездия, зодиак, зодиакальный круг (от греч. «звериный»). Действительно, большинство созвездий — небесные животные, немного людей и один предмет — весы.

Считается, что знаков Зодиака 12. Созвездие Змееносца — 13-е, тайное. Оно накладывается на два соседних знака — Скорпиона и Стрельца. Одни думают, что 13 — несчастливое число, другие полагают иначе. Но все сходятся в том, что 12 — магическое число. В году 12 месяцев. За это время Луна 12 раз проходит полное изменение — от новолуния до полнолуния. У нас молодую Луну именуют Месяцем. Поэтому и время одного цикла изменений фаз ночного светила (оно длится от 28 до 31 дня) также называют месяцем.



Впервые обозначение звёзд греческими буквами ввел Иоганн Байер в своём звёздном атласе в 1603 году. Самая яркая звезда в любом созвездии обозначалась буквой ‘α’ (альфа), следующая за ней по убыванию яркости - буквой ‘β’ (бета), далее - буквой ‘γ’ (гамма) и т. д. Только в нескольких созвездиях эти обозначения не соответствуют убыванию яркости звезд.

Около 300 самых ярких звёзд имеют и собственные имена, большая часть которых дана арабами. Интересно, что арабы давали названия звезде в зависимости от того, какое положение она занимает в аллегорическом или мифологическом изображении созвездия. Так, например, α Тельца получила имя Альдебаран ("Глаз тельца"), α Ориона называется Бетельгейзе ("Плечо гиганта"), β Льва - Денебола ("Хвост льва") и др.

Греки давали названия некоторым звёздам по другим признакам, например звезда Сириус названа так из-за её сильного блеска (от греч. "сириос" - блестящий).

Помимо созвездий существуют и астеризмы. Данные понятия довольно близки по своему значению, но имеют определенные отличия. Астеризмами называют группы звезд, входящие в состав определенного созвездия и образующие легко узнаваемую форму, которую легко заметить на ночном небе даже невооруженным взглядом. Астеризмы не имеют официального списка, поскольку составлены астрономами любителями. Интересный факт: самым известным астеризмом является Ковш, являющийся, частью созвездия Большая Медведица. Его форма, состоящая из семи звезд, легко узнается в темноте. В прошлом, на территории России астрономы к астеризмам относили не только группы звезд, выстроенные в определенную форму, но и их скопления, легко различимые в любительскую оптику.

Для того чтобы, совершить полный оборот вокруг центра нашей галактики Млечный Путь, Земле необходимы миллионы лет. Во время передвижения нашей планеты в космическом пространстве смещается и точка наблюдения за звёздным небом. Около 100 000 лет назад созвездие Большой Медведицы выглядело совершенно иначе.

(Приложение 1)

Как уже говорилось выше, между астеризмами и созвездиями относительно небольшая разница, из-за чего человек, не разбирающийся в особенностях изучения космоса может их путать. Чтобы провести четкую границу между терминами, лучше разобраться в значении каждого по отдельности. Под созвездием понимается скопление звезд, находящихся в определенной области. Причем к нему относятся не только светила, образующие узор, но и остальные, что расположены в определенной близости.

Астеризмы являются частью созвездия и представляют собой его основу, состоящую из наиболее заметных звезд. Именно ее можно разглядеть в любительский телескоп. И поскольку в те времена не каждый астроном имел профессиональное оборудование, ему приходилось любоваться астеризмами, а остальные, не такие яркие звезды созвездий оставались скрыты от глаз.

Теперь хочется перейди к зодиакальным знакам зодиака. Названия знаков происходят от названий двенадцати соответствующих зодиакальных созвездий, в которых поочерёдно находится Солнце в своём годовом движении. Знаки зодиака, являющиеся основным элементом астрологии, для современной астрономии имеют лишь историческое значение. Все знаки относятся к 4 стихиям - Огонь, Воздух, Вода, Земля.

- Знаете ли вы свой знак зодиака?

Астрологи считают, что судьба и характер человека отражается в его астрологической карте, при этом немаловажно, в каких знаках находились небесные тела при его рождении.

Представление студентов по стихиям:

- Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.  (Воздух)

Весы, Водолей, Близнецы

- Сколько не езди и не ходи

Конца и края ей не найти.  (Земля)

Козерог, Телец, Дева

- Она и туча, и туман,

И ручей, и океан. (Вода)

Рак, Скорпион, Рыба

- Он горяч и красен,

 Бывает и опасен.  (Огонь)

          Овен, Лев, Стрелец.


V Закрепление изученного материала

 Выполнение творческого задания

У каждого на столе лежит раздаточный материал: (Приложение 2) со знаками зодиака, (Приложение 3) с датами рождения знаков зодиака, таблица 3 (Приложение 4) с условными обозначениями созвездий каждого знака зодиака, (характеристикой знака). Студенты в тетради должен оформить свой личный знак зодиака по плану:

-Фамилия, имя студента;

-Дата рождения;

-Название знака зодиака;

-Условное обозначение знака;

-Характеристика знака зодиака;

-Выразить свое отношение (согласие или несогласие с характеристикой знака зодиака)

Составить стихотворение по заданным рифмам

Млечный - вечный

Комета - примета

Планет - нет

Небес - чудес

Сферы - веры

Уносит - просит

Человек – век

VI Рефлексия:

Ответить на вопросы:

  1. Что называется созвездием?

  2. Перечислите известные вам созвездия?

  3. Назовите самую яркую звезду?

VII Домашнее задание: ответить на вопросы в тетради.

  1. Выберете созвездие

  2. Как называется созвездие?

  3. В какое время года его лучше видеть в нашей широте?

  4. Какое это созвездие: северное, южное, зодиакальное, экваториальное?





















Список используемой литературы:

  1. Астрономия: учебник для студенческий учреждений среднего профессионального образования/ Е.В. Алексеева, П.М. Скворцов, Т.С. Фещенко, Л.А. Шестакова; под ред. Т.С. Фещенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2018 год.

  2. https://kipmu.ru/sozvezdiya/

  3. https://nsportal.ru/user/664283/page/detyam-o-krsmose-zvezdy-i-sozvezdiya

  4. https://spacegid.com/constellations

  5. https://sunplanets.info/sozvezdiya/nazvaniya-izvestnyh-zvezd-i-sozvezdiy-spisok-opisanie-foto-i-karty-zvezdnogo-neba

  6. https://100urokov.ru/predmety/zvyozdnoe-nebo


























Приложения 1

 

Приложения 2

Близнецы

Весы

Водолей

Дева

 

Козерог

Лев

Овен

 

Рак

Рыбы

 

Скорпион

 

Стрелец

Телец

 Приложение 3

Лев

23 июля – 22 августа

Дева

23 августа – 22 сентября

Весы

23 сентября – 22 октября

Скорпион

23 октября – 21 ноября

Стрелец

22 ноября – 20 декабря

Козерог

21 декабря – 19 января

Водолей

20 января – 17 февраля

Рыбы

18 февраля – 19 марта

Овен

20 марта – 19 апреля

Телец

20 апреля – 20 мая

Близнецы

21 мая – 20 июня

Рак

21 июня – 22 июля

 

Приложение 4

Лев

Считают себя центром вселенной, звездой. Они хотят руководить, дарить удачу, защищать. У них нет чувства опасности. Они хороши во всем, что касается политики, культуры или шоубизнеса.

Дева

Знак котов и вообще мелких зверюшек. Они беспокойны, хотят все обдумать, прежде чем сделать. Они умны, работоспособны, надежны и могут делать все, что угодно.

Весы

 Подчеркивают роль знаний, любят накапливать факты, ценят информацию другого рода. Знак меры и умеренности. Отличное чувство коллективизма. Если они в работе, то делают ее хорошо.

Скорпион

Властный, инстинктивный характер. Он знает, чего хочет. Суть его натуры – решительность. Индивидуализм, презирающий собственное мнение.

Стрелец

 

Многие путешествуют много и далеко, как в мыслях, так и на деле, другие занимаются коллекционированием. Не любят слишком тяжелой работы. Лучше работают в коллективе, чем в одиночку.

Козерог

 

Терпеливые, справедливые, любящие люди. Большинство не боятся тяжелой работы. Лучше работают в одиночку.

 

 

Водолей

Совокупность ангела и дьявола. Любопытны, их влечет все новое, понимают природу, немного наивны. У них отличное чувство коллективизма, хороши в общественной работе.

Рыбы

Рыбами руководит и управляет скрытая сторона жизни. Рыбы рождаются усталыми, их жизнь подобна дому без оконных стекол, сквозь этот дом дует любой ветер. Рыбы – чрезвычайно талантливы.

Овен

Типичный Овен обладает хорошим здоровьем, активный и неугомонный. Овны больше чувствуют, чем размышляют. Тип, полный оригинальных идей и неутомимо любопытный ко всему новому. С Овном не стоит спорить.

Телец

Спокойный и уверенный темперамент. Обычно Тельцы миролюбивы  и терпеливы. Тельцы не любят споров, особенно в повышенном тоне. Осторожный наблюдатель, предпочитающий посмотреть еще раз, перед тем, как делать выводы. Обычно у Тельцов хорошие руки.

Близнецы

Интеллектуальный, непосредственный, сложный знак художников, разговорчивый, мужественный, гуманный с привлекательной внешностью. Обладают подвижным умом, живые, ловкие, любознательные. Они неуравновешенны, непоследовательны, делают несколько дел одновременно. У них переменчивое настроение, они легко все схватывают, обожают споры и веселье.

Рак

Обладает хорошим интеллектом, невероятной памятью. Раку нужно время для размышления, его нельзя торопить.










III этап «Рефлексия»: 8 мин

- целостное осмысление, обобщение полученной информации

- присвоение нового знания, новой информации учениками

- формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу

- проговаривание» полученной информации.

Вопросы для закрепления:

- Что называется созвездием?

- Сколько существует созвездий на небе?

- Какой греческой буквой обозначается самая яркая звезда в созвездии?

- Сколько зодиакальных созвездий?

- Какое созвездие исключено из зодиакальных созвездий?

Учитель:

Подвести итог я вам предлагаю в творческой форме – составить «Синквейн» (стихотворение, состоящее из пяти строк, сообщаются правила написания «Синквейна»).

Сочините стихотворение из пяти строк, но так, чтобы в первой строчке было одно существительное, во второй строчке два прилагательных, в третьей строчке три глагола, в четвертой строчке словосочетание, в пятой - резюме (краткий вывод).

Заслушать один, два «Синквейна».

Итог урока.











15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!