СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока практического обучения по теме "Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с люминесцентными лампами."

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания предназначены для организации работы обучающихся при выполнении практических занятий по предмету «Электротехника» в ФКП образовательных учреждениях. Методические указания предназначены для организации работы обучающихся при выполнении практических занятий по предмету «Электротехника» в ФКП образовательных учреждениях.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока практического обучения по теме "Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с люминесцентными лампами."»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46)








Методическая разработка

урока практического обучения по МДК.02.01.Организация и технология проверки электрооборудования.


Профессия 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»


Тема: Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с люминесцентными лампами.



















Составитель: Ведехин

Алексей Анатольевич

Мастер производственного обучения




Аннотация


Методические указания предназначены для организации работы обучающихся при выполнении практических занятий по предмету «Электротехника» в ФКП образовательных учреждениях. Они содержат рекомендации и задания в соответствии с рабочей программой, разработанной в соответствии с ФГОС СПО по профессии 13.01.10. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям). Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа обучения специалистов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».Проблема заключается в сложности понимания обучающимися принципа работы люминесцентных ламп.

Кроме того, обучающиеся еще не научились на практике, самостоятельно выявлять и устранять неисправности.

В методической разработке представлен урок практического обучения, задачей которого является ускорить процесс понимания представленной темы.

Данная методическая разработка может быть полезна мастерам производственного обучения учреждений профессионального образования ФСИН России, осуществляющим подготовку специалистов по профессии

«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».



























Содержание



1.Введение

2.Методическое обоснование темы урока

3.Методические рекомендации к проведению урока

4.План урока.

5. Лабораторно-практическая работа.

6. Список литературы.






Введение



Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа обучения специалистов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Цель данной методической разработки – оказать методическую помощь преподавателю спец.дисциплин по проведению урока практического обучения по темам, связанными с наладкой и испытанием осветительных электроустановок.

Обучающиеся, в основной массе, не могут долго понять, как невидимые ультрафиолетовые лучи преобразуются в спектр видимого излучения.

Чтобы обучающиеся смогли быстрее перейти к пониманию принципа работы и устранению неисправностей в светильниках с люминесцентными лампами мною разработан и предложен урок практического обучения по теме: Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с люминесцентными лампами.

Предложенный урок позволяет обучающимся не только быстрее понять как правильно устранять неисправности, но и в дальнейшем помогает легче и быстрее переходить на новый уровень обучения.














Методическое обоснование темы урока.



Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа обучения специалистов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». В начале уроков практического обучения обучающимся бывает сложно собирать электрические схемы на стендах, пользоваться электроизмерительными приборами, работать самостоятельно в группах.

Тематика и содержание практической работы направлено на приобретение умений и знаний, требуемых для рабочих данной профессии, так как часто возникает необходимость ремонта и замены люминесцентных ламп не только на производстве, но и в быту.

Преподавателю необходимо как можно доходчивее донести до обучающих эти моменты. Задачей данного урока практического обучения является ознакомление с конструкцией светильников с люминесцентными лампами, основными неисправностями и способами их выявления и устранения, научиться рисовать схемы соединения ЛЛ, и знать принцип их работы. Практическое занятие проводится в групповой форме, что обеспечивает возможность коллективного взаимообучения и согласованных способов деятельности, направленных на достижение результата. При формулировке выводов в ответах на контрольные вопросы развиваются умения самостоятельно работать с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное, обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы.

Для ускорения понимания этой темы, мною разработан данный урок практического обучения. В процессе урока практического обучения создаются условия для развития познавательной активности, умения самостоятельно находить решения создавшийся проблемы.

Методическую разработку рекомендуется использовать преподавателям дисциплин профессионального цикла при подготовке к практическим занятиям.

















Методические рекомендации


Проведение практических занятий имеет большое значение для качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.

Задачи практических занятий по предмету «Организация и технология проверки электрооборудования»:

- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие общих и профессиональных компетенций;

- развитие интеллектуальных умений у будущих квалифицированных рабочих: аналитических, проектировочных, конструктивных и другие;

- выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам лабораторных работ и практических занятий, инструкции, таблицы, вопросы для самоконтроля и перечень информационных источников.

Лабораторные работы и практические занятия выполняются в соответствии с графиком учебного процесса. Предусмотрена также самостоятельная подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям. Выполнению лабораторной работы и практического задания предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению.

Оценка за выполнение лабораторной работы и практического задания выставляется в пятибалльной системе и учитывается как показатель текущей успеваемости обучающегося.

В случае пропуска лабораторной работы или практического занятия по уважительной причине обучающийся обязан выполнить их самостоятельно в аудитории в течение учебного времени по индивидуальному графику работы. Вопрос отработки практической работы решается преподавателем индивидуально по каждому обучающемуся.

Выполнение всех лабораторных работ и практических занятий необходимо длядопуска обучающегося к промежуточной аттестации по дисциплине.






ПЛАН УРОКА.


по предмету: МДК 02.01 «Организация и технология проверки электрооборудования»


Тема 1: Наладка и испытание осветительных электроустановок.

Урок 6: Лабораторно-практическая работа № 2. Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с люминесцентными лампами.

Количество часов: 2

Цели урока:  
1. Обучающая - Способствовать формированию профессиональных компетенций по проверке работоспособности осветительных электроустановок.

2. Развивающая - развивать представления о неисправностях в люминесцентных лампах, формировать умения анализировать и мыслить.

3. Воспитательная - Способствовать формированию ответственности за результаты качественного выполнению учебного задания, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, волевых качеств, интуиции.
Тип, вид урока: урок закрепления знаний, умений, навыков, практическое занятие.

Методы обучения:

наглядные (демонстрация схем, плакатов);

практические;

словесные (беседа, устное объяснение, дискуссия); исследовательский (организация поисковой, познавательной деятельности обучающихся путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного решения).

Межпредметная связь:

предмет - МДК. 01.02. Тема 1. Урок 1. Виды электрических источников света.








Материально-техническое оснащение урока:

1. Стенды с электрооборудованием (12 рабочих мест);

2. Плакаты, схемы; 3.Тетради для конспектов, ручки, карандаши.





Ход урока

Элемент структуры урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание по методике

1.Подготовительный этап(15 минут)

1.1Оргмомент

1.Приветствует обучающихся

2. Проверка явки

3. Проверка готовности к уроку

1.Приветствуют 2. Готовятся к уроку урок.

Словесный

(беседа)


1.2 Целевая установка


1. Сообщает тему, цели занятия

Воспринимают и записывают тему

1.3. Актуализация опорных знаний, умений и навыков









1. Опрашивает обучающихся

2. Актуализирует знания и опыт

Вопросы:

1.Какой материал используется для изготовления спирали в лампах накаливания?

2.Какой провод размыкают фазный или нулевой в осветительной сети?

3. Какая температура плавления материала из которого изготавливается спираль в лампах накаливания?

4. Чем отличается одноклавишный выключатель от двухклавишного?





Слушают, отвечают на вопросы

2.Основной этап(60 минут)

2.1.Объяснение нового материала.


Поясняет алгоритм выполнения практической работы и требования к составлению отчета;

выдает обучающимся методические указания и материал для письменного инструктирования;

организует и управляет деятельностью

1.Воспринимают, ведут записи в конспектах,

2. Изучают материал самостоятельно. 3. Выполняют задание

4. Отвечают на вопросы

Проблемно-поисковый







Практический

2.2 Закрепление и применение знаний

Проводит обработку и оценку результатов за каждый этап практической работы, организует защиту работ, формулирует выводы.

Отвечают на вопросы

Защищают выполненную работу

Осуществляют взаимоконтроль

Диалогово-словесный

2.3 Выдача домашнего задания

Комментирует домашнее задание

Обсуждают

Диалогово-словесный

3.Заключительный этап(15 минут)


1.Подводит итоги, сообщает о достижении поставленных целей

2.Оценивает работу обучающихся и сообщает оценки

3.Проводит рефлексию занятия.

Проводят само и взаимоконтроль


Словесный

(беседа)














Лабораторно-практическая работа.
ТЕМА: «Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с люминесцентными лампами»

Цель: Ознакомление с конструкцией светильников с люминесцентными лампами, основными неисправностями и способами их выявления и устранения, научиться рисовать схемы соединения ЛЛ, и знать принцип их работы.

Уважаемый обучающийся!

1) в результате выполнения этой работы вы научитесь находить и
устранять неисправности в светильниках с люминесцентными лампами.

2) выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.
Оборудование:

  • Клещи для снятия изоляции

  • Отвертка


  • Пассатижи

  • Провода

  • Индикатор напряжения

  • Указатель напряжения

  • Люминесцентная лампа в сборе

  • Выключатели




Рис. 1. Устройство люминесцентной лампы:

1 - стеклянная трубка (колба); 2 —люминофор; 3 - проволочные экраны; 4 -


Порядок выполнения работы 1. Прочитайте краткие, теоретические сведения.

электроды; 5 - ножка; 6 - оксидированная моноспираль; 7 - цоколь; 8 - ножки-штырьки



Рис.2. Устройство стартера тлеющего разряда:

1,2- биметаллические электроды; 3 - газоразрядная лампа; 4 - токоподводы; 5

конденсатор; 6 - металлический корпус; 7 - контактные электроды

2.Изучите элементы схем включения расположенных на лабораторном стенде.

люминесцентных ламп,



1 SK


-220 Вdz




Рис.3. Стартерная схема включения люминесцентной лампы




Рис. 4. Схемы включения люминесцентных ламп: а - одноламповой с ПРА типа 1 УБИ и 1 УБК; б - двухламповой стартерной с ПРА типа 2 УБК; в - одноламповой бесстартерной с ПРА типа 1 АБИ; г - одноламповой бесстартерной с ПРА типа 1 АБК.

  1. Ознакомьтесь с монтажной схемой включения люминесцентных ламп, начертите ее в отчете.

  2. Монтажными проводами соберите схему включения ламп на лабораторном стенде.

  3. После проверки преподавателем схемы, осуществите её включение автоматическим выключателем QF.

  4. Измерьте вольтметром напряжение на лампах после их загорания и определите ток, запишите их значения в отчет.

  5. После успешно проведенного эксперимента отключите автоматический выключатель QF. Отсоедините монтажные провода от блока зажимов стенда и сдайте их преподавателю.

  6. Ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы: 1. .В чем принципиальные отличия газоразрядных источников света от ламп накаливания?

2. Каковы функции дросселя, стартера, конденсатора?


  1. Назовите основные преимущества и недостатки люминесцентных ламп.

  2. Может ли работать люминесцентная лампа без балластного устройства? Без стартёра?

  3. Как осуществляется предварительный нагрев электродов?

  4. Какое напряжение должно быть на зажимах самой лампы, если она рассчитана для работы от сети 220 В?

  5. От каких факторов зависит срок службы люминесцентной лампы?







Список литературы.


  1. Нестеренко В.М.Технология электромонтажных работ: Учеб. пособие для нач. проф.образования / В.М.Нестеренко, A.M. Мысьянов, 2-еизд.стер.-М:Издательский центр «Академия»,2005.-592с.

  2. МоскаленкоВ.В Справочник электромонтера: Справочник/Владимир Валентинович Москаленко -2-е изд., стер. -Издательский центр «Академия» 2005-288с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!