Методическая разработка урока
русского языка в 6 классе
по теме:
«ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»
Ермакова Людмила Александровна
Современная концепция образования требует от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии. Наша задача – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. В своей работе я стараюсь научить детей самостоятельно добывать новые знания из различных информационных источников, научить их делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Тип урока: постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с написанием одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: владеют видами речевой деятельности, адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, свободно и правильно излагают свои мысли в усной и письменной форме, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме правила орфографии и пунктуации.
Метапредметные:
Познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приёмами отбора и систематизации материала по теме, умением вести самостоятельный поиск информации, проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, применяют приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
Регулятивные: принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты;
Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения; совместного выполнения учебной задачи, участие в обсуждениях, в различных ситуациях общения.
Личностные: осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Оборудование: таблица, карточки, алгоритм «-Н- и -НН- в суффиксах прилагательных».
Структура урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Синтаксическая пятиминутка.
Разъяснение нового материала.
Физкультминутка.
Закрепление.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока.
Ход урока
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Проверка домашнего задания.
— Дома вы приготовили задание для соседа по парте. Обменяйтесь, пожалуйста, корточками и выполните задание в карточках. Исправьте ошибки, допущенные вашим напарником, объясните ему орфограммы, поставьте оценку на карточку и передайте на первую парту.
(Пока идет взаимопроверка, раздать тетради).
(Текст ребята подготовили дома на карточках).
ΙΙΙ. Синтаксическая пятиминутка.
— Запишите предложение (отрывок из стихотворения С.Есенина). (1 учащийся работает у доски)
Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
— Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине)
— Объясните лексическое значение слова «отчий». Каким синонимом можно его заменить? (Родной)
— Выделите грамматическую основу этого предложения, составьте схему.
ΙV. Разъяснение нового материала.
— Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? (таинственный – таинство, длинный – длина, журавлиный – журавль)
— Почему слова таинственный, длинный пишутся с двумя Н, а журавлиный – с одной?
— Сформулируйте, исходя из предложенных примеров, тему урока. Какие учебные задачи мы будем решать на уроке?
Объявление новой темы. Запись темы в тетради и на доске.
Ознакомьтесь с правилом §64 на с. 29 вашего учебника
(авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова).
— Сейчас вы рассмотрите листочки, где материал орфограммы «Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных» изложен в виде таблицы.
Правописание Н или НН в суффиксах прилагательных
-Н- | -НН- |
–ИН- –АН- (-ЯН-) Слово-исключение с –ЕН-: ВЕТРЕНЫЙ (день, человек) | сущ.-Н+ -Н- –ОНН- –ЕНН- Слова-исключения с –ЯНН-: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ |
Как находить суффикс |
-ИН - всегда ударный –ЯН- –АН-(-ЯН-) значение слова «содержащий, состоящий из…» кож..ый – из кожи – кожаный | –ОНН- всегда ударный –ЕНН- определить очень трудно. Справляйтесь в орфографическом словаре. |
З а п о м н и т е: Ветреный (ветер). 1. С ветром. Ветреный день. На улице ветрено. 2.Перен. Легкомысленный, пустой. Ветреный юноша. (Имеет краткую форму) Н о: безветренный Ветряной - приводимый в движение ветром. Ветряная мельница. (Не имеет краткой формы) |
— Рассмотрите ее.
— Придумайте вопросы по левой части таблицы – 1 вариант, по правой – 2 вариант, используйте правило, данное в учебнике.
(Опрос)
- Обратите внимание на прилагательные, размещенные внизу. Прочитайте примеры. (Читаются в классе вслух).
V. Гимнастика для глаз.
VΙ. Закрепление.
1.Выполнение задания к таблице.
З а д а н и е: рассмотрите таблицу, прочитайте текст. Найдите в тексте прилагательные, в которых пишутся Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Запишите примеры из текста в тетрадь, распределяя по колонкам как в таблице.
-Н- | -НН- |
Правило | Пример | Правило | Пример |
| | | |
Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сонными прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старинная дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревянный мост со следами масляной краски, пересечешь речонку с песчаными берегами – так сразу и начинается главная городская улица.
Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водяными гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчисленные утиные семейства.
Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанционном городке.
Проверка. Р е з у л ь т а т :
-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных
-Н- | -НН- |
Правило | Пример | Правило | Пример |
1. –ИН- 2. –АН- (-ЯН-) 3. Слово-исключение с –ЕН- | ГУСИНЫЕ ПЕСЧАНЫЙ, МАСЛЯНЫЙ, ВОДЯНОЙ ВЕТРЕНЫЙ (день, человек) | 1. сущ.-Н+ -Н- 2. –ОНН- 3. –ЕНН- 4.Слова-исключения с –ЯНН- | СОННЫЙ, СТАРИННАЯ ПРИСТАНЦИОННЫЙ БЕСЧИСЛЕННЫЙ СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ |
3.Запись в тетрадь « трудных слов» с указанием морфемного состава слов. Стр.124 слова в рамке.
Багр-ян-ый, прян-ый, румян-ый, свин-ой, олен-ий, баран-ий, един-ый, юн-ый, зелен-ый, стек л-янн-ый (искл.), дерев-янн-ый (искл.), олов-янн-ый (искл.), син-ий, ветр-ен-ый день (искл.), ветр-ян-ой (двигатель).
4.Рассмотрите алгоритм правописания одной и две буквы н в именах прилагательных, образованных от существительных. Прокомментируйте правописания слов на доске при помощи алгоритма: пустын-н-ый, изоляци-онн-ый, журавл-ин-ый, олов-янн-ый, отечеств-енн-ый
VΙΙ. Домашнее задание (разноуровневое).
1 группа. Составить словарный диктант по теме урока ( 15 словосочетаний) и записать его в тетрадь.
2 группа. Сделать карточки с пропусками из 20 слов.
3 группа. Выполнить упражнение 370 вам поможет алгоритм.
Всем: п. 64, выучить правило.
VΙΙΙ. Подведение итогов урока и выставление оценок.
- Перечислите суффиксы прилагательных, в которых пишется одна буква н .
- Перечислите суффиксы прилагательных, в которых пишется две буквы н .
- Перечислите исключения из правила.
- Какие слова надо запомнить?
П р и л о ж е н и е к у р о к у
Алгоритм
правописания одной и двух букв Н в прилагательных
1.Прилагательное образовано от имени существительного
с основой на -н
↓ ↓
Да Нет
↓ ↓
-нн- 2. С помощью суффикса –онн-
(всегда ударный)
↓ ↓
Да Нет
↓ ↓
-нн- 3. С помощью суффикса –енн-
↓ ↓
Да Нет
↓ ↓
-нн- -н-
Запомни: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный.