СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка в соответствии с ФГОС, в разработке представлен алгоритм действий по определению орфограммы, дидактический материал по теме.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных"»





Методическая разработка урока

русского языка в 6 классе

по теме:

«ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»











Ермакова Людмила Александровна

























Современная концепция образования требует от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии. Наша задача – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. В своей работе я стараюсь научить детей самостоятельно добывать новые знания из различных информационных источников, научить их делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.


Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с написанием одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: владеют видами речевой деятельности, адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, свободно и правильно излагают свои мысли в усной и письменной форме, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме правила орфографии и пунктуации.

Метапредметные:

Познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приёмами отбора и систематизации материала по теме, умением вести самостоятельный поиск информации, проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, применяют приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

Регулятивные: принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты;

Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения; совместного выполнения учебной задачи, участие в обсуждениях, в различных ситуациях общения.

Личностные: осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оборудование: таблица, карточки, алгоритм «-Н- и -НН- в суффиксах прилагательных».


Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Синтаксическая пятиминутка.

  4. Разъяснение нового материала.

  5. Физкультминутка.

  6. Закрепление.

  7. Домашнее задание.

  8. Подведение итогов урока.


Ход урока

Ι. Организационный момент.


ΙΙ. Проверка домашнего задания.

— Дома вы приготовили задание для соседа по парте. Обменяйтесь, пожалуйста, корточками и выполните задание в карточках. Исправьте ошибки, допущенные вашим напарником, объясните ему орфограммы, поставьте оценку на карточку и передайте на первую парту.

(Пока идет взаимопроверка, раздать тетради).

(Текст ребята подготовили дома на карточках).


ΙΙΙ. Синтаксическая пятиминутка.

— Запишите предложение (отрывок из стихотворения С.Есенина). (1 учащийся работает у доски)



Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.


— Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине)

— Объясните лексическое значение слова «отчий». Каким синонимом можно его заменить? (Родной)

— Выделите грамматическую основу этого предложения, составьте схему.

ΙV. Разъяснение нового материала.

Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? (таинственный – таинство, длинный – длина, журавлиный – журавль)

Почему слова таинственный, длинный пишутся с двумя Н, а журавлиный – с одной?

Сформулируйте, исходя из предложенных примеров, тему урока. Какие учебные задачи мы будем решать на уроке?

Объявление новой темы. Запись темы в тетради и на доске.

Ознакомьтесь с правилом §64 на с. 29 вашего учебника

(авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова).


— Сейчас вы рассмотрите листочки, где материал орфограммы «Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных» изложен в виде таблицы.

Правописание Н или НН в суффиксах прилагательных


-Н-

-НН-


  1. –ИН-

  2. –АН- (-ЯН-)

  3. Слово-исключение с –ЕН-: ВЕТРЕНЫЙ (день, человек)



  1. сущ.-Н+ -Н-

  2. –ОНН-

  3. –ЕНН-

  4. Слова-исключения с –ЯНН-: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ


Как находить суффикс


  1. -ИН - всегда ударный

  2. –ЯН-

  3. –АН-(-ЯН-) значение слова «содержащий, состоящий из…»

кож..ый – из кожи – кожаный



  1. –ОНН- всегда ударный

  2. –ЕНН- определить очень трудно. Справляйтесь в орфографическом словаре.


З а п о м н и т е: Ветреный (ветер). 1. С ветром. Ветреный день. На улице ветрено. 2.Перен. Легкомысленный, пустой. Ветреный юноша. (Имеет краткую форму)

Н о: безветренный

Ветряной - приводимый в движение ветром. Ветряная мельница. (Не имеет краткой формы)



Рассмотрите ее.

Придумайте вопросы по левой части таблицы – 1 вариант, по правой – 2 вариант, используйте правило, данное в учебнике.

(Опрос)

- Обратите внимание на прилагательные, размещенные внизу. Прочитайте примеры. (Читаются в классе вслух).


V. Гимнастика для глаз.

VΙ. Закрепление.

1.Выполнение задания к таблице.

З а д а н и е: рассмотрите таблицу, прочитайте текст. Найдите в тексте прилагательные, в которых пишутся Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Запишите примеры из текста в тетрадь, распределяя по колонкам как в таблице.

-Н-

-НН-

Правило

Пример

Правило

Пример






Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сонными прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старинная дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревянный мост со следами масляной краски, пересечешь речонку с песчаными берегами – так сразу и начинается главная городская улица.

Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водяными гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчисленные утиные семейства.

Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанционном городке.


Проверка. Р е з у л ь т а т :

-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных


-Н-

-НН-

Правило

Пример

Правило

Пример

1. –ИН-

2. –АН- (-ЯН-)



3. Слово-исключение

с –ЕН-

ГУСИНЫЕ


ПЕСЧАНЫЙ, МАСЛЯНЫЙ, ВОДЯНОЙ


ВЕТРЕНЫЙ (день, человек)

1. сущ.-Н+ -Н-



2. –ОНН-


3. –ЕНН-

4.Слова-исключения

с –ЯНН-

СОННЫЙ, СТАРИННАЯ


ПРИСТАНЦИОННЫЙ


БЕСЧИСЛЕННЫЙ


СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ



3.Запись в тетрадь « трудных слов» с указанием морфемного состава слов. Стр.124 слова в рамке.


Багр-ян-ый, прян-ый, румян-ый, свин-ой, олен-ий, баран-ий, един-ый, юн-ый, зелен-ый, стек л-янн-ый (искл.), дерев-янн-ый (искл.), олов-янн-ый (искл.), син-ий, ветр-ен-ый день (искл.), ветр-ян-ой (двигатель).




4.Рассмотрите алгоритм правописания одной и две буквы н в именах прилагательных, образованных от существительных. Прокомментируйте правописания слов на доске при помощи алгоритма: пустын-н-ый, изоляци-онн-ый, журавл-ин-ый, олов-янн-ый, отечеств-енн-ый


VΙΙ. Домашнее задание (разноуровневое).

1 группа. Составить словарный диктант по теме урока ( 15 словосочетаний) и записать его в тетрадь.

2 группа. Сделать карточки с пропусками из 20 слов.

3 группа. Выполнить упражнение 370 вам поможет алгоритм.

Всем: п. 64, выучить правило.


VΙΙΙ. Подведение итогов урока и выставление оценок.

- Перечислите суффиксы прилагательных, в которых пишется одна буква н .

- Перечислите суффиксы прилагательных, в которых пишется две буквы н .

- Перечислите исключения из правила.

- Какие слова надо запомнить?


П р и л о ж е н и е к у р о к у



Алгоритм

правописания одной и двух букв Н в прилагательных


1.Прилагательное образовано от имени существительного

с основой на -н

↓ ↓

Да Нет

↓ ↓

-нн- 2. С помощью суффикса –онн-

(всегда ударный)

↓ ↓

Да Нет

↓ ↓

-нн- 3. С помощью суффикса –енн-

↓ ↓

Да Нет

↓ ↓

-нн- -н-


Запомни: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!