СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка по теме : "Устаревшие слова".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока : "Устаревшие слова". Тип урка : изучение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме : "Устаревшие слова".»

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Устаревшие слова».

Тип урока : изучение нового материала

Цели :

Обучающие :

  1. Знать ,какие слова называют устаревшими ;

  2. Знать причины появления устаревших слов ;

  3. Знать понятия «архаизмы» , «историзмы» ;

  4. Знать, разницу между историзмами и архаизмами;

  5. Уметь находить устаревшие слова в тексте ;

  6. Уметь правильно использовать в речи устаревшие слова.

Развивающие :

  1. Развивать умение находить устаревшие слова в тексте ;

  2. Развивать умение использовать устаревшие слова в речи ;

  3. Развивать умение отличать архаизмы от историзмов ;

  4. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Воспитательные:

  1. Показать красоту и богатство родного языка через многообразие архаизмов и историзмов в русском языке.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Добрый день ,ребята ! Запишите в ваших тетрадях сегодняшнее число .



  1. Проверка домашнего задания

- Дома вы выполняли упражнение 132 .Вам нужно было объяснить лексическое значение слов, а так же составить с любыми словами 4 предложения и сделать их синтаксический разбор.

Сейчас шесть человек выйдут к доске и будут работать самостоятельно . Они запишут предложения , которые они составили , и сделают их синтаксический разбор. Остальные с места будут устно называть предложения , которые они составили с неологизмами ,после мы проверим устно ребят, которые работали самостоятельно у доски.

Учащиеся проверяют домашнее задание. Одни учащиеся работают устно с учителем ,а другие – самостоятельно у доски.

  1. Объяснение нового материала

На доске написаны слова : лоб , злато ,вещун ,чело ,одеяние , щеки ,золото ,предсказатель, ланиты ,одежда .

- Ребята , давайте попробуем составить пары из слов предложенных на доске .Мне нужен один учащийся для работы у доски ,остальные могут помогать ему с места.

Один учащийся работает у доски с классом .

- Итак давайте посмотрим ,какие пары слов у вас получились :

Лоб — чело, золото — злато, щеки — ланиты, предсказатель — вещун, одежда — одеяние.

- Почему вы составили такие пары слов ?

- Как вы думаете ,чем отличаются друг от друга первое и второе слова в паре ?( Одно слово общеупотребительное , а другое – нет.)

- А теперь давайте прочитаем на странице 75 нашего учебника теоретический материал о еще одной группе необщеупотребительных слов , с которой мы познакомимся на сегодняшнем уроке.

Познакомимся со сведениями , данными в параграфе.

Один учащийся вслух читает классу теоретический материал об устаревших словах.

  1. Фронтальный опрос

- Итак , какие слова называют устаревшими? (Слова ,вышедшие из активного повседневного употребления.)Приведите примеры таких слов.

- На какие две группы делятся устаревшие слова ? ( Историзмы и архаизмы.)

- Что такое историзмы ? ( Слова ,которые выходят из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений.) Приведите примеры историзмов.

-Что такое архаизмы ? ( Слова ,которые выходят из употребления , вытесняясь современными синонимами .) Приведите примеры архаизмов.

- Какой пометой обозначаются устаревшие слова в толковых словарях? (Устар.)

- Как вы думаете ,какова тема нашего сегодняшнего урока ? (Устаревшие слова.)

  1. Закрепление изученного материала

1.Составление схемы

- Давайте представим основные понятия сегодняшнего урока в схеме. Я изображу схему на доске , а вы – в ваших рабочих тетрадях.

Учитель и учащиеся составляют схему.

- С какой группой необщеупотребительных слов вы познакомились ?(Устаревшие слова.)

- На какие группы делятся устаревшие слова?(Историзмы и архаизмы.)

- Приведите примеры историзмов .(Кафтан ,веретено ,треуголка.)

- Приведите примеры архаизмов.(Ветрило , чело ,зеница.)









Схема :

Устаревшие слова



Историзмы Архаизмы

Примеры : Примеры :

кафтан , ветрило (парус),

веретено, чело (лоб) ,

треуголка зеница (глаз)



  1. Работа с текстом и словарём

- Сейчас вы самостоятельно выполните упражнение 135. Вам нужно будет прочитать отрывок из книги «Юность полководца» об Александре Невском ,озаглавить текст. Выписать устаревшие слова, найти их лексическое значение в толковом словаря и записать его в тетрадь.  Три человека , которые выполнят это задание первыми сделают у доски самостоятельно следующие разборы : первый человек – фонетический разбор слова свою , второй – разбор по составу слова морскими , а третий – морфологический разбор слова выводить. Остальные учащиеся будут выполнять разборы в тетрадях. После того ,как все учащиеся закончат работу со словарём , класс проверит и оценит разборы, выполненные у доски .

Целеполагание :

- Какова наша цель при выполнении данного упражнения? (Научиться находить устаревшие слова в тексте ,повторить , как нужно выполнять фонетический ,морфологический разборы и разбор слова по составу.)

- Итак ,наша цель при выполнении данного упражнения - научиться находить устаревшие слова в тексте ,повторить , как нужно выполнять фонетический ,морфологический разборы и разбор слова по составу.

Учащиеся выполняют упражнение 135.

Упражнение 135 :
…С утра оба княжича, Федор и Александр, рано пришли в свою светлицу, где их поджидал  иеромонах  Варсонофий со старой книгой псалтыри. Усевшись за стол и водя деревянными указками по строкам, оба мальчика стали нараспев читать…
   Когда чтение окончилось, Варсонофий  положил перед мальчиками по небольшому листу харатьи и княжичи стали выводить гусиными перьями замысловатые буквы.
                                                                        ( В.Ян. «Юность полководца»)

Вывод :

- Какие слова называют устаревшими?

- Мы достигли поставленной цели при выполнении данного упражнения?

  1. Распределительный диктант

- Теперь мы с вами напишем распределительный диктант .Я буду диктовать вам слова ,а вы будете распределять их по столбикам. В первый столбик вы будете записывать историзмы ,а во второй – архаизмы. После написания распределительного диктанта мы устно проверим , правильно ли вы выполнили задание .

Целеполагание :

- Как вы думаете ,для чего нам нужно выполнить это задание ?(Чтобы научиться различать историзмы и архаизмы .)

Итак ,наша цель при выполнении данного задания – научиться различать историзмы и архаизмы.)

Учащиеся пишут распределительный диктант.

Распределительный диктант :

Рыбарь , лапти , ланиты , выя ,уста , кушак , очи , кокошник , треуголка ,светлица ,ветрило ,длань, десница ,перст ,бры ,княжна , гребёнка ,картуз ,камзол , буки ,вран ,хлад.

Вывод :

- Что такое историзмы?

- Что такое архаизмы?

- Мы достигли поставленной цели при выполнении данного упражнения?

  1. Самостоятельная работа (дифференцированное задание)

- Сейчас вы поработаете самостоятельно. Я дам каждому из вас карточку с заданием ,которое вы должны будете выполнить.

Учащиеся самостоятельно работают с карточками. Учащиеся , занимающиеся на «5» и «4» работают с текстом №1, они должны раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания , найти историзмы и архаизмы , выписать их, к архаизмам подобрать синонимы и написать в скобочках. Учащиеся ,занимающиеся на «3» работают с текстом №2, им нужно выставить пропущенные орфограммы ,графически обозначить их выбор ,найти историзмы и архаизмы , выписать их, так же обозначив пометами и подобрать синонимы к архаизмам .

Учащиеся выполняют задания самостоятельно ,после выполнения задание проверяется устно ,учитель опрашивает сначала учащихся ,выполнявших текст № 1,а затем учащихся ,работавших с текстом №2.

Текст №1 : В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их  за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.



Текст №2 :

Духовной жаждою т..мим,

В пустыне мрачной я вл..чился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц к..снулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.(…)

Как труп в пустыне я л..жал,

И бога глас ко мне воззвал:

"Востань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Гл..голом жги сер(?)ца людей."

  1. Групповая работа

- Сейчас вы поработаете в группах . Каждая группа получает карточку с заданием, первая группа – это учащиеся ,сидящие на первом ряду ,вторая группа – учащиеся второго ряда ,третья группа – третий ряд. Ваша задача – описать одного из членов команды , выбирая устаревшие слова, данные в ваших карточках. Учтите ,что не все из слов ,данных в карточке , понадобятся вам при описании товарища ,а только архаизмы, так как историзмы обозначают предметы, вышедшие из употребления. Вам даётся 7 минут на составление текста ,после выполнения задания капитан каждой группы будет зачитывать получившийся текст ,а другие команды должны будут сказать все ли устаревшие слова употреблены правильно.

- Какова наша цель при выполнении данного задания?(Научиться правильно использовать устаревшие слова в речи.)

- Итак ,ваша цель при выполнении данного задания - научиться правильно использовать устаревшие слова в речи.

Учащиеся получают карточки ,работают в группах самостоятельно.

Карточка № 1 :

Опишите одного из членов команды , использовав некоторые из данных устаревших слов :

Власы ,очи ,кафтан ,ланиты ,лапти ,чело ,уста ,кушак .





Карточка №2 :

Опишите одного из членов команды , использовав некоторые из данных устаревших слов :

Чело , кафтан , власы ,зеницы , выя ,уста ,кокошник , мундир.



Карточка №3 :

Опишите одного из членов команды , использовав некоторые из данных устаревших слов :

Бры ,власы ,очи ,треуголка , ланиты ,десница ,картуз ,уста.

Учащиеся проверяют по очереди выслушивают капитанов команд ,проверяют ,правильно ли употреблены устаревшие слова в составленных текстах.

Вывод :

Достигли ли мы поставленной цели при выполнении данного задания? (Да.)

- Итак ,теперь вы научились правильно использовать устаревшие слова в речи.



  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Что было для вас особенно интересным?

- Что было для вас трудным?

- Какие слова называют устаревшими?

- На какие две группы делятся устаревшие слова?

- Что такое историзмы? Приведите примеры.

- Что такое архаизмы? Приведите примеры.

- Какую оценку вы поставили бы себе за работу на сегодняшнем уроке?

  1. Домашнее задание.

Дома вы выполните упражнение 134.

- Выпишите значение устаревших слов из толкового словаря , а так же выпишите слова с выделенными буквами и объясните выбор орфограмм. Выполните разбор по составу слова написала.

Упражнение 134 :

Однажды на уроке русского языка в третьем классе учительница подошла к доске и написала несколько слов, которые были широко распространены в русском языке 60—70 лет тому назад. Ребятам было предложено дать объяснение каждому из этих слов.

Вот некоторые из их ответов. Барышник — «дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями». Приказчик — «тот, кто издаёт приказы». Лапотник — «медведь, у которого болят лапы». Смешно, не правда ли?

(Ю. Откупщиков.)

Текст №1 :

В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их  за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй  барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.

Текст №1 :

В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их  за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй  барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.


Текст №2 :

Духовной жаждою т..мим,

В пустыне мрачной я вл..чился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц к..снулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.(…)

Как труп в пустыне я л..жал,

И бога глас ко мне воззвал:

"Востань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Гл..голом жги сер(?)ца людей."


Текст №2 :

Духовной жаждою т..мим,

В пустыне мрачной я вл..чился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц к..снулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.(…)

Как труп в пустыне я л..жал,

И бога глас ко мне воззвал:

"Востань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Гл..голом жги сер(?)ца людей."


Текст №2 :

Духовной жаждою т..мим,

В пустыне мрачной я вл..чился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц к..снулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.(…)

Как труп в пустыне я л..жал,

И бога глас ко мне воззвал:

"Востань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Гл..голом жги сер(?)ца людей."


Текст №2 :

Духовной жаждою т..мим,

В пустыне мрачной я вл..чился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц к..снулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.(…)

Как труп в пустыне я л..жал,

И бога глас ко мне воззвал:

"Востань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Гл..голом жги сер(?)ца людей."






Карточка № 1 :

Опишите одного из членов команды , использовав некоторые из данных устаревших слов :

Власы ,очи ,кафтан ,ланиты ,лапти ,чело ,уста ,кушак .



Карточка №2 :

Опишите одного из членов команды , использовав некоторые из данных устаревших слов :

Чело , кафтан , власы ,зеницы , выя ,уста ,кокошник , мундир.



Карточка №3 :

Опишите одного из членов команды , использовав некоторые из данных устаревших слов :

Бры ,власы ,очи ,треуголка , ланиты ,десница ,картуз ,уста.

Текст №1 :

В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их  за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй  барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.



Текст №2 :

Духовной жаждою т..мим,

В пустыне мрачной я вл..чился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц к..снулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.(…)

Как труп в пустыне я л..жал,

И бога глас ко мне воззвал:

"Востань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Гл..голом жги сер(?)ца людей."








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!