СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого 115-летию со дня рождения Д.Б.Кабалевского на тему «Быть нужным людям» для 3-5 классов.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие, посвящённое жизненному и творческому пути Д.Б.Кабалевского, повышает интерес к творчеству композитора, истории нашей страны, расширяет кругозор детей,  и повышает интерес к предмету музыка.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого 115-летию со дня рождения Д.Б.Кабалевского на тему «Быть нужным людям» для 3-5 классов.»




Пояснительная записка.

Актуальность темы.

Я выбрала тему данного внеклассного мероприятия «Быть нужным людям», так как она посвящена 115-летию со дня рождения композитора Д.Б.Кабалевского, чью юбилейную дату отмечали в нашей стране в 2019 году, а так же, значительная часть мероприятия отражает жизнь и творчество композитора в годы Великой Отечественной войны, что особенно актуально в канун 75-летия Великой Победы.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. Данное внеклассное мероприятие может быть использовано при проведении предметной недели, при проведении мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне. Данная разработка носит познавательный характер. Предусматривает применение ИКТ, индивидуальные и групповые формы работы. Тематический способ усвоения информации помогает систематизировать полученные сведения и воссоздаёт целостную картину мира. Предлагаемый материал может использоваться в любом общеобразовательном учреждении.

При подготовке мероприятия, мной была поставлена следующая

Цель: расширить кругозор учащихся на материале, посвящённом жизненному и творческому пути Д.Б.Кабалевского.

Задачи:

Образовательная: познакомить и систематизировать знания о жизни и творчестве Д.Б.Кабалевского; рассмотреть и проанализировать фотохронику; сформировать активное слушание, просмотр и исполнение произведений Д.Б.Кабалевского.

Развивающая: развивать познавательный интерес к личности великого советского классика; развивать эмоциональные качества, чувства, используя яркие жизненные примеры, произведения Д.Б.Кабалевского.

Воспитательная: воспитывать любовь к музыке, Родине, истории Отечества, человеку, школе, музыкальный вкус посредством знакомства с лучшими произведениями композитора, доступными детям с учётом особенностей возраста.

Направленность:  разработка данного внеклассного мероприятия направлена на повышение интереса учащихся  к личности Д.Б. Кабалевского, истории  нашей Родины.

Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция

Виды деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, инсценирование инструментальных произведений, декламация, творческая деятельность, информационная и исследовательская.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано.

Список используемой литературы:

1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983.

2. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания – М.: Просвещение, 1990.-207с.

3. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя/Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1981.-192с.

4. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке – М.: Просвещение, 1989.-191с.

5. Красильникова М. Идеи Д.Б. Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования. // Искусство в школе. – 1997. -№3

6. Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. – М., 1997.

7. Халабузарь Н., Попова Е., Добровольская Л. Методика музыкального воспитания. – М., 1990.

8. Энциклопедический словарь «Музыка». – М., 1998.

9. Реферат на тему: «Д. Б. Кабалевский – отечественный музыкант-просветитель.»; Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»г..Серпухов;2015г.

Источники ИНТЕРНЕТ: https://ecoprog.ru/dmitrii-borisovich-kabalevskii-interesnye-fakty-avtobiografiya.html;


Ход мероприятия.

Организационный момент.

Музыкальное приветствие. «Доброе утро» (Музыка Д. Б. Кабалевского, слова Ц. Солодаря).

Учитель: Каждый год, урок, и вот уже и наше мероприятие, начинаем мы общение с этого прекрасного светлого приветствия «Доброе утро…». Новое школьное утро, новый школьный урок…Новые открытия, новые люди…

Ученик:

Человек, как звезда рождается

Средь неясной туманной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности….

Поколеньями созидается

Век за веком Земля нетленная…

Человек, как звезда рождается,

Чтоб светлее стала Вселенная!(Дм. Голубков).

Учитель:У каждого человека своё предназначение. Для человека, о котором пойдёт сегодня речь, очень важно было «Быть нужным людям».

Ребята, как вы думаете, кому, чему будет посвящено наше мероприятие?


Звучит песня «Школьные годы».


Учитель: Вам знакома эта песня? А вы знаете кто её композитор?

Именно ему, Дмитрию Борисовичу Кабалевскому, и будет посвящено наше мероприятие. Великое ли это имя – Дмитрий Борисович Кабалевский? Что это за личность? Что знаем мы о нём? Вот на эти вопросы мы попробуем ответить сегодня.

Чтобы ответить на вопрос о величии Кабалевского в нашей школьной жизни, культуре, просвещении, давайте узнаем о нём поподробнее. А с чего мы начинаем изучение личности?... Правильно, с его биографии.


В изучении личности нам поможет составление КЛАСТЕРа, который вы будите заполнять по ходу нашего мероприятия из сообщений, выступлений вас и ваших одноклассников.

А в начале было детство…

Ученик: Дмитрий Борисович Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге, в интеллигентной семье. Его отец был математиком. Он прекрасно пел народные песни и играл на гитаре. Мать, посвятившая свою жизнь семье, детям, была прирождённым педагогом, воспитателем. Любовь к музыке и музыкальные способности Дмитрий скорее всего получил от матери, Надежды Александровны, которая хорошо играла на фортепиано и очень увлекалась музыкой. В доме Кабалевских музыка звучала постоянно: когда собирались друзья, знакомые, сослуживцы отца, Надежда Александровна садилась за фортепиано и пела романсы, песни, оперные арии. С ранних лет мальчик проявил разнообразные способности, которые поощрялись и развивались в семье. Была и музыкальная одарённость, но строгая учительница, пресекавшая желание юного Кабалевского импровизировать, надолго отвратила его от музыки. Но зато вместо этого появилось желание рисовать, стремление к выражению себя в живописных и пластических образах, настолько сильное, что через несколько лет оно привело юношу в училище живописи и ваяния.

В 1918 году семья переезжает в Москву. Здесь он окончил школу 2-й ступени (1922), учился в 3-й музыкальной школе и музыкальном техникуме имени А.Н.Скрябина (окончил в 1925).

В 1925 году поступил в Московскую государственную консерваторию. В 1927 году Кабалевский оканчивает консерваторию как композитор, через год - как пианист.

В 1932 году он становится профессором. И работает в Московской консерватории и профессором, и доктором искусствоведения более 40 лет!!! Много пишет, работает в консерватории, выступает с докладами, в печати.

Ученик: Кабалевский – Учитель с большой буквы!

«Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей.»(Андрей Дементьев) и это точно! За годы работы в консерватории, Дмитрий Борисович вырастил славных учеников. Среди них: М.Дунаевский, Г.Струве, А.Петров, А.Пахмутова, Р.Щедрин и другие. Великие композиторы величайшего учителя! В их творчестве, как и в творчестве самого Учителя, песня стала одним из ведущих жанров. Несмотря на видимую внешнюю простоту и краткость, в ней скрыта огромная сила. Это и любовь к Родине, история страны, память о людях, школьных годах, взаимовыручке, дружбе, увлечениях и о музыке.

Учитель: Давайте вспомним песни Д.Б. Кабалевского.

«Песенная эстафета»

(Исполнение песен: «Песня о школе», «Наш край», «Карусель», «Зачем нам выстроили дом», «Пионерское звено», «Птичий дом», «Чудо-музыка»).

Учитель: Образы детства и юности являются первостепенными в его музыкальных сочинениях. Кабалевский посещает школы, пионерские лагеря. Музыкальные беседы в которых затем воплотились в книги "Про трёх китов и про многое другое", "Как рассказывать детям о музыке", "Ровесники", “Музыка и музыкальное воспитание”, «Прекрасное пробуждает доброе», «Воспитание ума и сердца. Книга для учителя» и многие другие. Они актуальны до сих пор.

Ученик: Судьба Кабалевского неотделима от судьбы России.

Первые военные песни композитор создал уже через день после начала войны — «На родную землю нашу враг напал» и «По суровым морям».

В годы войны с середины октября 1941 до января 1942 года был эвакуирован с Союзом композиторов в Свердловск. Вёл занятия в консерватории и был инструктором обкома ВЛКСМ по работе с учащимися ПТУ.

Военная тема стала тогда главной, но даже в суровые годы он не забывал о советской детворе. Уже через месяц появляется песня на слова С. Маршака «Четверка дружная ребят», вслед за ней — «Сын героя», «Новый школьный год» и другие. 

Тогда же были сделаны наброски сюиты «Народные мстители» и родился замысел оперы «В огне». Осенью 1943 г. Кабалевский, побывал в блокадном Ленинграде, на своей родине, и под впечатлением написал одно из своих лучших произведений военного времени — цикл «24 прелюдии для фортепиано» .

Слушание – исполнение прелюдии.

Ученик: Военная тема не отпускала Кабалевского и после войны. Он написал детские песни, посвященные героям Великой Отечественной войны (например, «Не только мальчишки», посвященную юной партизанке Ларисе Михеенко), или музыку к «Вечному огню» в Брянске и некоторых других городах.

Учитель: Вершиной военной тематики у Кабалевского является «Реквием» (1963) на слова Р. Рождественского. Как говорил сам композитор, его реквием «…посвящен погибшим, но обращен к жизни, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь…». Музыка Кабалевского — это как бы звучащий орган его сердца, его таланта, которым он славил человека за его подвиги. Смысловой и музыкальной кульминацией реквиема стала его 8-я часть «Наши дети», у многих вызывающая ассоциацию со скульптурой Вучетича из Трептова парка в Берлине.

Просмотр-слушание видео.


Учитель: Подобно Баху или Григу, Кабалевский, совмещая вечное со злободневным, народные мотивы с традиционными приемами, создал музыку значительную и близкую для своей страны и ее людей — детей и взрослых.

Вполне правы те, кто утверждают, что музыка Кабалевского — яркая, живая, динамичная, как пламя пионерского костра, как сами дети, такие разные и такие непредсказуемые.


Сценка-исполнение «Три подружки» и «Клоун»


Учитель: Имя Дмитрия Борисовича Кабалевского знали в каждой семье, он нес людям радость и учил их радоваться. Он искренне верил, что «в нашем грядущем дети отучатся плакать и будут смеяться, звонко-звонко смеяться….». Вот как вы сейчас, слушая и просматривая его музыкальные образы.

Великий и простой, Кабалевский - почётный президент международного общества по музыкальному воспитанию, он пошёл работать школьным учителем, чтобы проверить свою концепцию по воспитанию детей и юношества. Итогами его работы стала программа по музыке, которую по праву называют «системой Кабалевского», по которой учитесь и вы, ведь Е.Д.Критская – автор нашей программы,– ученица и продолжатель этой системы. Так что имя Дмитрия Борисовича мы встретим и в последующих классах наших школьных лет.Д.Б. Кабалевский был учителем в самом всеобъемлющем смысле этого слова. В нашей стране не было ни школы или пионерского лагеря, Дома творчества или музыкальной студии, где не звучала бы его музыка и особенно его песни.
Имя Дмитрия Борисовича Кабалевского узнаем не только мы в школьные годы, его знают в каждой семье ваши родители и более старшие родственники. Много лет с телевизионного экрана не сходило его лицо, по радио звучал его голос. Он нёс людям радость и учил их радоваться.

Кабалевский обладал и огромным международным авторитетом, поэтому не случайно он откликнулся на просьбу нашего правительства быть посланником международного форума «За безъядерный мир, за выживание человечества». Дмитрий Борисович любил жизнь, музыку, детей. Спешил сделать как можно больше, горел жизнью и …ушел из жизни, словно на лету, в кипении дел, возвращаясь с этого форума.
«Быть нужным людям», - так ответил сам Дмитрий Борисович на вопрос: «что такое счастье?» Служению людям он и посвятил всю свою жизнь.

Ну а как ваше мнение? Гениальный он человек? Раскройте ответ…

Озвучивание кластера.

Дети зачитывают записи кластера.

Дмитрий Борисович Кабалевский –

композитор,

классик советской музыки,

пианист,

исполнитель,

дирижёр,

аккомпаниатор,

публицист,

пропагандист,

общественный деятель,

педагог,

эрудит,

талантливый и обаятельный человек.


Поэтические выводы по результатам кластера.

Талантливая личность и натура,

дарил он веру в радость и добро!

От детских пьес и песен до мощи хора и оркестра,

подвластно всё ему – великому маэстро!


Среди искусств, душой любимых,

делу всей жизни – музыке, он жизнь свою отдал!


Он жизнь свою всю музыке отдал.

К добру и миру в ней он призывал.

Как публицист – талантливо он книги написал.

Любил детей и многое для них создал.


Учитель: Дмитрий Борисович Кабалевский – великое явление XX века. Талантливая личность и натура. Его жизнь и творчество – подтверждение этому! Наши школьные годы продолжаются, а значит и продолжатся наши встречи с этой великой личностью.

Спасибо за сотрудничество. До новых встреч!

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!