СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Безопасность и ЗОЖ" по теме "Здоровый образ жизни и безопасность" 8 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия  по внеурочной деятельности "Безпасность и ЗОЖ" по теме "Здоровый образ жизни и Безопасность" составлена для учащихся 8 классов.Цель:формирование целостного представления о том, что ЗОЖ - залог безопасности человека в повседневной жизни и в различны опасных и чрезвычайных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Безопасность и ЗОЖ" по теме "Здоровый образ жизни и безопасность" 8 класс»













Конспект занятия

по курсу внеурочной деятельности

«Безопасность и ЗОЖ»

8 Б класс







Составитель: Абалакова И.А.,

учитель биологии и ОБЖ,

высшая квалификационная категория































Внеурочная деятельность: «Безопасность и ЗОЖ»

Класс: 8Б

Форма обучения: ЗФО

Дата: 01.02.2021

Тема внеурочного занятия: «Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: ноутбук, телевизор,4 кейса для организации групповой работы с набором инструкций, справочными материалами, фломастеры, клей, иллюстрации по теме, схемы, иллюстрации по теме, схемы, презентация (мультимедийная) www.znanio.ru «Здоровье и рациональное питание» ) www.znanio.ru .
.
Урок « Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности»


Цель урока: формирование целостного представления о том, что здоровый образ жизни — залог безопасности человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Образовательная: систематизировать знания обучающихся в области ЗОЖ и выработка убеждений в необходимости соблюдения их для укрепления и сохранения здоровья.

 Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса к здоровому образу жизни, навыков самостоятельной и групповой деятельности. Продолжить развивать умения работать с различными видами информации. Находить причинно - следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

Воспитательная: формировать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих; понимание, что здоровье каждого гражданина есть здоровье нации и государства. Воспитывать сотрудничество, коллективизм, развивать культуру речи, умение критично оценивать материал.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: продолжить формирование представлений о составляющих компонентах ЗОЖ; давать определения понятиям здоровье, двигательная активность, рациональное питание, вредные привычки.

Личностные УУД: понимать ценность бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Метапредметные УУД:

а) познавательные: умение выделять и формулировать главную познавательную цель. Уметь выбрать наиболее эффективный способ решения задачи (проблемы), структурировать знания, анализировать информацию из источников. Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

б) коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, полно и ясно выражать свои мысли, дополнять ответы одноклассников, высказывать свои версии.

в) регулятивные: самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, коррекция результата, оценка своей деятельности.

Ход урока

1.Организационный момент

Учащиеся по жребию делятся на 4 группы, рассаживаются соответственно для дальнейшего выполнения заданий в группах.

2. Актуализация знаний

- Здравствуйте! Когда мы произносим это слово, мы желаем друг другу здоровья. - Почему же в приветствии людей заложено пожелание здоровья?

Наверное, потому что здоровье для человека – самая главная ценность! Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!

  • Вспомним, что же такое здоровье? (ответ детей)

3.Определение темы и цели урока

  • Давайте определим тему урока, а для этого

Задание: Заполни диаграмму, опираясь на сведения, полученные при изучении ОБЖ.

  • От чего же зависит в большей степени наше здоровье?

  • Каким же должен быть образ жизни, чтобы сохранить здоровье?

  • Каково название предмета, который мы изучаем? Чему вы учитесь на этом уроке?

Правильно, мы поговорим о здоровом образе жизни и о том, как ЗОЖ связан с безопасностью жизнедеятельности.

  • Так какова же тема урока? «Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности».

  • Каковы цели и задачи стоят перед нами на уроке?

  • Цель нашего урока: «Сформировать целостное представление о том, что здоровый образ жизни — залог безопасности человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях».

  • Задачи, которые мы будем решать на сегодняшнем уроке:

Узнать какова роль ЗОЖ в жизни и деятельности людей.

Задуматься о необходимости безопасности жизнедеятельности.

Научиться применять полученные знания для себя лично.

4.Освоение новых знаний.

Сейчас вы получите символические кейсы, задача? Каждая группа выполняет свое задание. Подобрать ключ кейсу, а для этого......

КЕЙС № 1:      Понятие о здоровом образе жизни

Сохранение здоровья требует от каждого человека целенаправленного и постоянного труда. Необходимо усвоить одну истину: никто, кроме вас самих, о вашем здоровье не позаботится. Необходима система личного поведения, которая создает наилучшие условия для укрепления здоровья, снижения вероятности различных заболеваний, полноценного выполнения социальных функций и увеличения продолжительности жизни. Чтобы достичь этих целей необходимо вести здоровый образ жизни (ЗОЖ). https://znopr.ru/ Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение.

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Каждый человек индивидуально выбирает те правила ЗОЖ, которые он регулярно будет соблюдать. Чтобы работать над сохранением и укреплением здоровья, необходимо правильно составить свой распорядок дня, соблюдать правила личной гигиены, рационально питаться, заниматься спортом, закаляться, изучать правила безопасного поведения, отказаться от вредных привычек, уметь общаться с окружающими людьми, выстраивая добрые взаимоотношения. 

Главное в ЗОЖ — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит безопасное поведение и культура его формирования и еще отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом. http://kzg.narod.ru/  - Журнал  «Культура  здоровой  жизни»

Вывод: ключ к кейсу подобран!!!

5.Проверка задания.

. От каких вредных привычек должен отказаться человек ради ЗОЖ?

Блиц-опрос «верно — неверно»

1.Наркоман обрекает себя на пожизненное кислородное голодание.(верно)

2.Марихуана не вызывает зависимости.( неверно)

3.Дети у наркозависимых, если и рождаются, то часто с серьёзными отклонениями в здоровье, уродствами, психическими расстройствами.(верно)

4.Выпитая рюмка водки или бокал вина усваиваются организмом практически моментально (верно)

5. Подростковый алкоголизм развивается в 5-10 раз быстрее (верно) 

6. Пиво–не алкоголь ( неверно).

 7.Пассивный курильщик – это человек, находящийся в одном помещении с курильщиком. (верно)

8. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.(неверно)

 9.Образование раковых опухолей у курильщиков вызывает радиоактивные никотин.(верно)

Подведение итогов

4.Освоение новых знаний

КЕЙС № 2   Безопасное и рациональное питание

Гиппократ когда-то произнес: «Мы есть то, что мы едим»

  • Так, чем же мы сейчас будем говорить?

Задание. Ответить на вопрос: Когда полезные продукты могут стать вредными? (много, истекший срок годности)

Рациональным называется питание, которое обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, способствует улучшению его здоровья и предупреждает заболевания.

Принципы рационального питания:

1принцип:      Энергетическое равновесие ( энергетическая ценность пищи должна быть равна энергозатратам). Правило «кулака» - за один прием пищи необходимо съедать пищи объемом с кулак

2 принцип: Сбалансированное питание ( в организм должны поступать необходимые ему вещества) в день 15 наименований разных продуктов питания. 

Белки нужны для роста и развития организма , а также для выработки антител к вирусам. При дефиците отмечаются нарушения функции коры головного мозга, работы печени, замедляется рост, снижается трудоспособность, легко возникает переутомление,. Продукты, богатые белком: яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная, гречневая крупа, молочные и кисломолочные продукты (творог, йогурт, молоко),грибы.

Жиры — источник энергии, предохраняют организм от потери влаги и переохлаждения. Предотвращают развитие рака, улучшают работу мозга, борются с воспалительными процессами, защищают от телесных повреждений. Избыток может привести к гипертонии, нарушению работы пищеварительной системы, ожирению. Продукты, богатые жирами: орехи, мясо, птица, молочные продукты, масла, рыба .

Углеводы — это источник энергии организма, они необходимы для обмена веществ, способствуют нормальной деятельности печени, мышц, нервной системы, укреплению иммунитета. Источник глюкозы. Продукты, богатые углеводами:  хлеб, мучные изделия, овощи, фрукты, мед, сахар, мороженое, крупы, чай.

Нормы рационального питания:

жиры — 22% (в соотношении: растительные жиры (60%) / животные (40%)

белки —13%

углеводы — 60%;

сахар— 5%.

3 принцип: Режим питания.

Характеризуется следующим образом: дробное питание 3-4 раза в сутки; в одно и то же время; последний прием пищи не позднее, чем за 3 часа до сна.


Рекомендации Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) построены по принципу « светофора».
Зелёный свет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и овощи и фрукты (не менее 400 г. в сутки).
Желтый свет — с ограничениями - яйца и мясо, рыба, молочные продукты (только нежирные)
Красный свет — чем реже употребляете, тем лучше - это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, жиры кондитерские изделия. 

Принимайте пищу в одно и то же время.

Обязательно каждый день должны быть горячие блюда. Откажитесь от употребления соленых, копченых и консервированных продуктов, научитесь есть слабосоленую пищу. Норма употребления поваренной соли для взрослого человека — чайная ложка в сутки. Ешьте пищу, приготовленную из натуральных, свежих продуктов. Майонез, колбаса, картофель фри, чипсы, кола — это все должно быть исключено из меню рационального питания. Откажитесь, от продуктов, содержащих искусственные красители, консерванты, эмульгаторы, загустители. Потребляйте свежие и обработанные овощи и фрукты (особенно местные), приготовленную дома птицу, рыбу и мясо (нежирных сортов), злаки и бобовые, а также молочные и кисломолочные продукты. Консервам (за исключением домашних заготовок на зиму) и копченостям также нет места в меню рационального питания. Не увлекайтесь натуральным кофе, а растворимый вовсе исключите; пейте больше чистой негазированной воды ( не менее 1,5 л в сутки), зеленого чая, травяных отваров. Сладости можно есть только после еды.Не жарьте, а запекайте, варите, тушите.

Неправильное питание – прямая дорога к ожирению, к сердечным заболеваниям, к болезням желудочно-кишечного тракта. Помните: самые вкусные продукты - самые вредные продукты в современном мире!

В России лишний вес имеют – 50% женщин и 30% мужчин. Избыточный вес приводит к заболеваниям сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, к ожирению.

Пять самых вредных продуктов питания!

1. Сладкие газированные напитки (вызывают жажду вызывания; содержание сахара: в одном стакане до 5 чайных ложек, кофеин, красители).

2. Картофельные чипсы (жиры, искусственные вкусовые добавки).

3. Сладкие батончики (большое количества сахара, химические добавки, высокая калорийность).

4. Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты(скрытые жиры до 40% веса, вкусовые добавки).

5. Жирное мясо, особенно в жареном виде. Фаст — фуд (долго переваривается в желудке, плохо усваивается, неблагоприятно воздействует на печень и вызывает рост гнилостной микрофлоры в кишечнике (дисбактериоз).

Наиболее полезные продукты питания.

1. Кисломолочные продукты, молоко (богаты кальцием).
2. Яйца (белка и лютеина, который защищает глаза от катаракты, снижают риск инсультов и инфарктов, 6 яиц в неделю снижают возможность рака груди).
3. Бананы. (калия, 1 плод в день - здоровое сердце).

4. Коричневый рис. Поможет снизить уровень холестерина, уменьшить риск сердечно-сосудистых заболеваний, рака прямой кишки, камней в желчном пузыре, диабета и ожирения.
5. Курятина (витамины группы В и селен, предотвращает снижение массы костей, рак, дает энергию и усиливает работу мозга).

6. Черника. (необходима для зрении, она предотвращает расширение вен, язву желудка, сердечно-сосудистые заболевания и рак).
7. Чеснок. (предотвращает рак и сердечно-сосудистые заболевания, снижает риск инсульта, обладает противовоспалительным действием, помогая уменьшить боль и отеки при артритах, полезен чеснок больным диабетом).
8. Лососина. ( снижает холестерин, предотвращают образование тромбов. Предотвращает потерю памяти). 

пищевая пирамида, полезные / вредные продукты (чем?)

Вывод: ключ к кейсу подобран!!!

7. Практическая работа: 

Определение значения ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА (ИМТ) вычисляется по формуле: вес в кг делится на рост в метрах в квадрате

Например: 66 кг : 1,62 м. * 1,62 м. = 25,4

  • значение ИМТ менее 18,5 - недостаток массы те

  • значении ИМТ более 25 — лишний вес.

Ответить на вопрос: Когда полезные продукты могут стать вредными? ( много, истекший срок годности)

 6.Физминутка.  А сейчас  ФИЗМИНУТКА ( готовит и проводит ученика)

4.Освоение новых знаний.

КЕЙС № 3     Двигательная активность и закаливание

Закончи пословицу: «Двигайся больше, проживешь         дольше»

О какой составляющей идёт речь?

Двигательная активность, физическая культура и спорт — обязательные условия здорового образа жизни. Двигательная активность положительно влияет на все системы организма, поддерживает иммунитет на высоком уровне. Норма объема двигательной активности для учащихся 10-14 часов в неделю; не менее 30-50 мин. в день.

Двигательная активность — это количество движений, необходимых для работы организма. Если потребность в движении не удовлетворяется, то наступает гиподинамия (мышечное голодание) - недостаточная двигательная активность. Она отрицательно сказывается на деятельности всех органов и систем организма, на физическую и умственную работоспособности и потребности в познавательных процессах. Сидячий образ жизни увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний.

А физические тренировки укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая: при любой физической работе учащается дыхание, появляется сердцебиение. 

Должна стать привычкой ежедневная утренняя гимнастика — обязательный минимум физической тренировки.

Важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Норма двигательной активности подростков 18-25 тысяч шагов в течение дня или 3,5-4,5 часов ходьбы. Полезно отправляться по утрам в школу пешком и гулять вечером. Гулять лучше рано утром или вечером после 18 часов в течение 1-1,5 часа, проходить не менее 1 км. Систематическая ходьба повышает работоспособность, снимает напряжение, тренирует сосуды, улучшает кровообращение, регулирует дыхание. Набирает популярность «скандинавская ходьба»

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.

Физический труд тоже является формой двигательной активности. Только надо помнить, что необходимо чередовать физический труд с умственным трудом или с отдыхом.

И, конечно, в подростковом возрасте по возможности необходимы занятия спортом.

Существуют некоторые правила двигательной активности:

  • начинать тренироваться с самых минимальных нагрузок, затем постепенно увеличивая их

  • физические нагрузки должны соответствовать уровню подготовленности, возрасту, состоянию здоровья (если есть заболевания, необходимо проконсультировать с врачом)

  • не рекомендуется заниматься после обильной еды

  • двигательная активность должна проходить без спешки, ритмично, без существенных срывов

  • при наступлении усталости или недомогания ( головная боль, с) сразу прекратить занятия

  • физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.

Закаливание

Закаливание — это повышение устойчивости организма к факторам среды путём систематического их воздействия на организм. Это своего рода тренировка защитных средств. Начинать закаливание можно в любом возрасте. Прежде чем начать закаляться, узнай, нет ли у вас противопоказаний (простудные заболевания, онкологические заболевания, обострение хронических заболеваний, поражение кожи)

Можно назвать принципы закаливания - «Три П»: постепенно, последовательно, постоянно (увеличивать время процедур необходимо постепенно, проводить процедуры последовательно и регулярно) 

Основными способами закаливания являются закаливание воздухом (воздушные ванны, прогулки, баня, босохождение), закаливание водой(контрастный душ, моржевание, купание в реке, обливание, обтирание, закаливание солнцем (солнечные ванны)

1задание. Реши ситуацию. Наступило Крещения. Морозным вечером Витя и его родители приехали на озеро. Витя разделся, все волосы на его теле встали дыбом, появилась неконтролируемая дрожь, но Витя, собравшись с духом, прыгнул в воду. «Как холодно!», — прошептал Витя. И тут же по лестнице выбрался из воды. Мама укрыла Витю полотенцем, и Витя почувствовал тепло во всём теле. Утром у Вити поднялась температура 37,5 °С, заболело горло. Почему так произошло?  Какие виды закаливания Вы бы предложили Вите?

2. Какие формы двигательной активности вы бы посоветовали однокласснику, имеющему проблемы с сердцем.

Вывод: ключ к кейсу подобран!!!

КЕЙС № 4   Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

В современной жизни возрастает вероятность возникновения опасных ситуаций, следовательно, увеличивается фактор риска для жизни и здоровья человека. Последствия различных опасных и чрезвычайных ситуаций зачастую приводят к гибели людей. Более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Выделяют следующие причины трагических последствий:

  • незнание норм и правил безопасного поведения;

  • низкий уровень общей культуры в области безопасного поведения;

  • пренебрежение нормами здорового образа жизни

Общая культура населения нашей страны в области безопасности во многом отстает от стремительных темпов развития цивилизации. Основные понятия культуры в области безопасности - это

  • осознанное поведение в повседневной жизни и в опасных и чрезвычайных ситуациях,

  • умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам, по полученной информации личному опыту,

  • способность правильно оценить ситуацию и по возможности избежать ее,

  • способность не совершать поступки, которые могут привести к опасным ситуациям, чтобы снизить угрозу жизни и здоровью.

  • знания и умения верно вести себя в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Обеспечение безопасности каждого человека и повышение его уровня общей культуры в области безопасности являются одной из основных составляющих в индивидуальной системе здорового образа жизни. Можно утверждать, что здоровый образ жизни - это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и социальному благополучию в жизни.

Задание: Что необходимо делать, чтобы избежать трагических последствий и обезопасить свою жизнь?

Вывод: ключ к кейсу подобран!!!

8.РЕФЛЕКСИЯ. Проверим полученные на уроке знания?

Я/ Вопрос - вы / ответ

  1. Что такое здоровый образ жизни?

  2. Назовите составляющие ЗОЖ?( личная гигиена, закаливание, двиг. акт.,отказ, питание, безопасное повед, режим дня, хорошее взаимоотношение с людьми)

  3. Что такое гиподинамия?(Гиподинамия – малоподвижный образ жизни)

  4. Назовите основные принципы закаливания - «Три П» (Постепенность, последовательность, постоянность)

  5. Назовите самый доступный вид двигательной активности и закаливания? (Прогулки на свежем воздухе)

  6. Что такое принцип «Светофора»? (без ограничений, с осторожностью, как можно реже)

  7. К каким заболеванием приводит избыточный вес?( к сердечно-сосудистым, опорно-двигательным, ожирению)

!!Стань волшебником: Преврати рисунок в плакат, придумайте и напишите слога на тему ЗОЖ

9.Подведение итогов. Рефлексия 

Пальцами правой руки оцените свою работу.

Пальцами левой руки выскажите  своё мнение о проведённом уроке. 5— всё отлично, 4 — хорошо, 3— понял, но есть вопросы, 2— не понял, 1— всё плохо 

Выставление оценок.

Пожелание- Легенда.

Когда-то в древнем Китае жил очень умный и гордый знатный вельможа. Однажды по всей стране прошел слух, что на границе живет самый мудрый на свете монах. Узнав об этом, вельможа очень рассердился. Он приказал пригласить этого монаха к себе. Сам же придумал ему загадку: «Я возьму в руки бабочку, и спрячу за спиной, а затем спрошу, что у меня в руках живое или мертвое. Если он скажет, что живое – я раздавлю бабочку. Если скажет мертвое – я раскрою руку и бабочка взлетит». И вот настал день встречи. В зале собралось много людей послушать словесный поединок. Вельможа сидел на высоком троне и держал бабочку за спиной. Двери открылись, и в зал вошел небольшого роста худенький человек. Монах поприветствовал вельможу. Улыбаясь, вельможа спросил: «Скажи мне, что у меня в руке– живое или мертвое?» Мудрец немного подумал, улыбнулся и ответил: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!». Вельможа растерялся и выпустил бабочку, которая, почувствовав свободу, радостно махая своими прекрасными крыльями, улетела.
     Так и вы уже сегодня держите в своих руках свое будущее. И только вы сами ответственны за него. От вас сегодняшних и от ваших сегодняшних решений зависит, какими будет ваше будущее.

10.Домашнее задание: 

Составить памятку «Основные заповеди ЗОЖ»

Дополнительно: кроссворд на тему «ЗОЖ»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!