СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы к уроку русского языка при изучении раздела "Типы речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методических материалах представлена информация, позволяющая представить этапы работы при создании текста типа описания.

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы к уроку русского языка при изучении раздела "Типы речи"»

Методические материалы

Аннотация

Работа с текстом на уроках русского языка в школе – важный элемент педагогической деятельности. Такая работа ведётся по трем
направлениям:

- развитие речи при анализе текстов – образцов,

- создание собственных высказываний; 
- осуществление контроля знаний, умений и навыков.

Развить связную речь учащихся – значит научить их воспринимать и создавать коммуникативно ориентированные тексты в процессе учебной, трудовой и других видах деятельности.

Существует много приёмов и способов работы с текстом. Например, приёмы осмысления текста, задания на развитие воссоздающего воображения, приёмы создания текстов новой природы, приёмы создания описательного текста и другие.

В данный проект включены тексты и творческие задания, которые могут быть использованы на уроках русского языка при изучении раздела «Типы речи», а также во внеурочной деятельности.

Тексты подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с ориентацией на планируемые образовательные результаты, обозначенные в ФГОС.

Цель данного проекта: собрать методический материал на тему: «Создание текста типа описания», а также оказать методическую помощь учителям.

Содержание

В данных методических рекомендациях остановлюсь на рассмотрении приёмов работы с текстом, предложенных Татьяной Леонидовной Дик, учителем школы для одаренных детей «Летово» в Москве, лектором курсов «Умная методика».

Цель данной методики: выработать навык создания текстов типа описания.

Можно выделить следующие этапы работы:

1)Анализ фрагментов текстов;

2)Отделение важной информации от второстепенной;

3)Отделение факта от интерпретации;

4)Анализ композиции и идеи описательного текста;

5)Составление копилки слов и образов, основанных на разных способах восприятия;

6)Формулирование требований к оцениванию текста;

7)Оценивание текста по рассмотренным критериям.

Этап 1.Анализ фрагментов текста

Цель первого занятия: создать небольшие описательные тексты, понять, из чего они состоят, наметить траекторию движения.

Обучающиеся отвечают на такие вопросы:

1)Какая часть речи используется в описании чаще всего?

2)Что может обозначать существительное и что – прилагательное?

В созданном тексте подчеркивают существительные и прилагательные, определяют их роль. Учащиеся приходят к выводу, что существительные могут обозначать локацию (где находится объект описания), могут задавать параметры описания (запах, цвет, вкус, размер), обозначать время, объект сравнения, признак сравнения, настроение. Прилагательные обозначают признак-цвет, признак-факт, обстоятельственный признак, образный признак.

Затем пробуют описать себя через сравнение с кем-то или чем-то.

Выполняют такие задания:

1)Ответьте на вопрос: «Какие органы чувств участвуют в восприятии объекта описания?»

2)Запишите факт и образ, который он рождает.

При обобщении проделанной работы формулируем основные описательные приёмы:

1)описать своё восприятие с помощью разных органов чувств;

2)описать своё ощущение, перенести значимую информацию с героев на себя (я так чувствую, мне от этого так-то...);

3)сравнить объект с чем-то, т.е. найти общие значимые черты для двух непохожих объектов;

4)использовать метафоризацию, одушевление, персонификацию.


Этап 2.Отделяем важную информацию от второстепенной.

Задания могут быть такими:

Посмотрите на портрет мальчика Генки. Какой он? Запишите три определения. Они про характер (состояние Генки) или про ваше восприятие?

Выделаем существенные детали: весёлая улыбка, ямочки на щечках, зажмуренные глаза, спутанные волосы. Попробуйте понять, в чём значимость каждой.

Детали, которые создают у нас определённое впечатление, но не всегда могут говорить о характере героя: оттопыренные уши, веснушки, недостаток переднего зуба.

Несущественные детали: светлые волосы, короткая стрижка, клетчатая рубашка, большие уши, прямой нос.


Этап 3.Отделяем факт от интерпретации

Задания могут быть такими:

1. Внимательно прочитайте отрывок и отметьте разными цветами слова и словосочетания, обозначающие факты и отношение рассказчика к этим фактам.

Как выяснилось чуть позже, новенький был русский. Среднего роста, в белой, не первой свежести рубашке с оторванной пуговицей, в джинсах за десять евро из самого дешёвого магазина и бесформенных коричневых башмаках, похожих на дохлых крыс. А ещё у него были какие-то нереально высокие скулы и щёлочки вместо глаз. Эти щёлочки – первое, на что все обращали внимание. Он выглядел, как монгол, и было абсолютно не понять, куда он смотрит. Рот у него был чуть-чуть приоткрыт с одной стороны... Руки у него были накачанные, на одной – большой шрам. Ноги относительно тонкие, а голова какая-то угловатая.

2. Попробуйте вместо слов, выражающих отношение рассказчика, написать что-то своё, изменив образ мальчика (пишите сверху слов прямо в тексте).

3. Допишите текст (исправленный или оригинальный), чтобы стало ясно, как вы относитесь к мальчику и зачем рассказываете о нём. Т.е. проинтерпретируйте и обобщите названные в тексте факты.


Этап 4. Анализ композиции описательного текста

...Уши ловят радостное "дддзззррр!", я с облегчением выдыхаю и закрываю на секунду глаза. Хочу оставить этот момент в памяти: биология, последний урок в 6 классе. Окна открыты, пахнет почками тополей, от грязных стёкол кабинета отражается солнце и растворяет в голове суффиксы инфинитива, инфузорию туфельку, подобие треугольников – вместо них только блики света, птичий щебет и бесконечная свежесть весеннего ветра.

В трамвае по дороге домой я уснул. Жарко, до тоски хорошо, и просыпаться не хочется. Моя одежда стала казаться мне неуклюжей, толстой – словно я хожу в грубой коже древнего динозавра, неповоротливого и жутко церемонного.

Я вошёл в квартиру. Пахло зелёным луком и жареным тестом, из открытого окна нескончаемой музыкой доносились детские голоса. Дома никого.

С облегчением стащил с себя пиджак и рубашку, откусил пирожок и снова закрыл глаза. Хотелось играть в футбол, хотелось не делать ничего, хотелось уснуть, хотелось...

Я нашёл в шкафу новую белую футболку, отрезал ярлычок и надел. Я подумал, что этим летом будет обрастать она – желтеть, изнашиваться, мокнуть и отражать свет.

Она представлялась мне выданным перед контрольной листком бумаги, пломбиром, только что развёрнутым, свежим и ослепительно белым, скрипящим накрахмаленным бельём в гостинице – чем-то новорождённым, ещё не действующим, началом координат.

... я бросил её на футбольное поле – и теперь она пахнет травой, приобретает цвет и фактуру.

... уснул на берегу моря – в складки забился песок, еле уловимый запах рыбы и водорослей тонко окутал мягкую ткань.

...упал с велосипеда – зелёные с чёрным ссадины, запах сырости, спину с шорохом щекочут травинки.

...нёс чай в поезде – и горячие коричневые пятна причудливой формы расскажут об этом лучше меня.

Я смотрю на неё в конце августа. Какого она цвета теперь? Неба, травы, песка, морской воды, земли, чая и апельсинового сока. С запахом костра. Мягкость сменилась шероховатостью, молчание формы голосами всех, с кем удалось поговорить и помолчать. На вкус футболку я, честно говоря, пробовать не стал. Но я думаю, что она солёная и немного терпко-горькая, как полынь или лимонная шкурка.

Если бы меня попросили открыть музей своего лета, там был бы всего один экспонат.

Задания могут быть такими:

1. Внимательно прочитайте текст, подчёркивая слова и словосочетания,

описывающие что-то с помощью восприятия органами чувств.

2. Подчеркните все сравнения. По какому признаку сравнивается один объект с другим? Подпишите сверху.

3. О чём этот текст? Сформулируйте идею этого текста, т.е. некоторое обобщённое утверждение, доказательством и примером к которому мог бы быть этот текст?

4. Какова структура этого текста? Поделите (графически) текст на смысловые части. Равны ли они по объёму? Насколько удачно такое соотношение частей? Кратко запишите свои мысли об устройстве этого текста.

Пробуем писать свой текст на одну из тем:

Я в момент занятия любимым делом.

Моя комната после того, как ушли друзья.

Используйте свои знания о роли определённых частей речи, описательных приёмов, структуре текста, важности идеи.


Ориентировочная структура текста:

•Завязка (предыстория, настрой читателя на определённый лад, объяснение нужного (место объекта в мире), шутка, воспоминание, парадокс и т.п.)

•Собственно описание:

1.Каждой детали целого / временного промежутка.

2.Последующая интерпретация приведённых фактов и описание своего состояния / восприятия.

•Заключение-вывод: тезис-вывод, вопрос (себе или читателю), новая мысль (в форме вопроса или утверждения), авторская оценка, и т.д.


Затем анализируем получившиеся тексты. Задания могут быть такими:

Прочитайте тексты своих одноклассников. Отметьте цветом:

1) слова и словосочетания, «отвечающие» за восприятие с помощью органов чувств;

2) сравнения и значимые признаки описываемого объекта;

2) слова и словосочетания, в которых проглядывает идея текста.

Пример анализируемого текста:

Несколько минут назад все было совсем по-другому. Из комнаты доносился громкий переливчатый смех, а потом… потом они ушли.

Теперь комната кажется опустевшей, как будто из нее вынесли всю мебель, и тусклой, как будто вместе с мебелью пропали и цвета. Здесь пахнет ягодным чаем и сладкой выпечкой, на кровати стоит несколько пустых чашек. Я ставлю их на пол и отряхиваю мохнатый плед от хлебных крошек, крошки падают на пол, на прямоугольники света от большого окна. Скоро

прямоугольники потускнеют, а потом и вовсе пропадут, потому что солнце спрячется за плоские крыши домов, а небо сначала порозовеет, а потом станет иссиня-чёрным.

Отвожу взгляд от окна. Вроде бы ничего не изменилось: тяжёлые льняные шторы, мягкий пушистый ковер, мольберт у стенки, а рядом деревянный шкаф, доверху забитый книгами с шершавыми корешками, только вот все стало другим, даже воздух.

Я беру чашки: три в одну руку, две в другую, и несу их на кухню.


Этап 5. Составляем копилку слов и образов, основанных на разных способах восприятия.

Например, при составлении текста-описания осеннего листа, можно обратить внимание на такие выражения: потерявший цвет, листья-ладошки, похож на корону, напоминает бархат, как упавшая звезда, похож на хрупкую берёзу и другие.


Этап 6. Формулируем требования к оцениванию текста.

1.Для описания объекта отобраны значимые черты в соответствии с замыслом текста (мы понимаем, почему акцент именно на этих признаках)

2.Использованы приёмы, позволяющие посмотреть на описываемый объект с помощью разных органов чувств.

3.Высказано отношение к описанному объекту (факт и интерпретация).

4.В тексте уместно использованы наречия (прилагательные) разных разрядов.

5.Текст логично поделён на абзацы.

6.Каждая смысловая часть текста работает на идею текста (нет посторонней информации).

7.Последовательность событий не нарушена (нет логических ошибок).


Этап 7. Оценивание текста одноклассника по рассмотренным критериям.

Задача этого этапа: увидеть в тексте важные элементы, сформулировать их значимость, соотнести с критериями. Затем рассмотреть свой текст и решить, чего не хватает, наметить для себя задачи перед написанием нового текста.

Возможные темы итогового текста:

1)Заброшенный парк аттракционов.

2)Монолог парты, лежащей в пустом кабинете.

3)Сегодня утром я превратился в …

4)Чем заняты продукты в холодильнике?

5)Пуговица ищет дом.

Формирование любого языкового понятия (фонетического, грамматического, орфографического, пунктуационного) должно происходить на текстовой основе. Умение давать определение понятию из наблюдения над фактами языка, из выявления признаков и их обобщения формирует теоретический тип мышления. Нужно уметь встраивать пройденные слова и конструкции в текст, ведь именно создание текста является самым важным навыком, а также только при самостоятельном выборе и использовании слова запускается процесс рефлексии над его грамматическими, лексическими и орфографическими особенностями.

Таким образом, деление работы по созданию текста на этапы, строгое соблюдение последовательных действий, направленных на формирование необходимых навыков, позволяет учащимся понять, как можно построить текст типа описания, на какие важные моменты стоит обратить внимание и по каким критериям анализировать созданный текст. Кроме того, подборка таких заданий, как отделение факта от интерпретации, помогает учащимся понять замысел автора, увидеть связь между идеей текста и языковыми средствами, с помощью которых эта мысль выражается.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!