СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы подготовки к ОГЭ выпускников 9 класса по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы подготовки к ОГЭ выпускников 9 класса по географии»

Методические приемы подготовки к ОГЭ

выпускников 9 класса по географии


Учитель географии и биологии

Булатасова Танзиля Фатиховна


Новая форма государственной (итоговой) аттестации по географии и биологии выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится на основе принципиально новых экзаменационных материалов по сравнению с традиционными. Экзаменационная работа в форме ГИА позволяет с достаточной степенью объективности оценить качество общеобразовательной подготовки по предмету, ориентировать на дальнейшее обучение школьника.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся.

При разработке заданий особое внимание было сделано на проверку анализировать и обобщать географическую информацию, терминологию и понятия по биологии, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии и биологии с жизненным опытом, применять полученные в школе биологические и географические знания и умения в ситуациях, близким к реальным

География и биология являются важными и интересными предметами в школьной программе, к изучению которых ученик, как правило, подходит с интересом. Значительно раньше, при введении экзамена в форме ЕГЭ по географии многие специальности в ВУЗах принимали его при зачислении студента. К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к сокращению востребованности географии при вступительных экзаменах. Соответственно многие ученики выделяют для себя основные предметы для углубленного изучения, в перечень которых география не входит.

Тем не менее, введение списка обязательных для сдачи предметов с 2015 года предусматривает сдачу географии в формате ГИА. Не секрет, что во многих образовательных учреждениях есть особый контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому география дает им шанс успешно закончить девять классов и получить специальность по желанию. Вот здесь то и требуется от учителя умение организовать работу по подготовке к ОГЭ таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех учеников.

В настоящее время существует много приемов и методов подготовки учащихся к формату ОГЭ, но я в своей работе рассмотрю некоторые их них:

1. Тренинговый подход

2. Самообразование

3. Психологический настрой


Для эффективной подготовки к ОГЭ нужна постоянная тренировка.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:

-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ОГЭ, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно- измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий на бланках. Таким образом, учащиеся знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в новой форме, привыкает к формулировке заданий и типам тестов, используемых в 1 и 2 части КИМ, учатся коротко и логично отвечать на задания 3 части.

При подготовке к ОГЭ по географии выпускнику необходимо использовать учебники и пособия для подготовки к ОГЭ, которые рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях, картографические и статистические источники для поиска и извлечения информации. « Карта – альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Не зная хорошо карты, невозможно удовлетворительно знать предмет. Поэтому необходимо в своей работе использовать как общегеографические карты, так и немые карты (контурные). Для успешной самоподготовки нужно как можно чаще тренироваться. Тесты помогут получить представление о формулировках и уровне сложности экзамена по географии. Значительный результат дает работа, не требующая дополнительных затрат времени, но дающая максимальный балл при оценивании ОГЭ. Необходимо подробно познакомить учащихся с кодификатором. Знания, полученные в ходе подготовки и самоподготовки, позволяют выпускнику на экзамене быстро сориентироваться в вопросах и качественно выполнить задание.

Для успешной подготовки к ОГЭ необходимо, прежде всего просто повторить весь школьный материал, который входит в содержание программы и необходимый для сдачи экзамена.

Отличным помощником в данном вопросе являются краткие словари школьника, которые содержат важную информацию о тех или иных моментах каждой изученной темы. Но по причине того, что все словари служат не для объяснения, а именно для освежения в памяти воспоминаний, краткий словарь школьника будет абсолютно неэффективным для тех, у кого объем знаний стремиться к нулю.

К тому же, в процессе подготовке к ОГЭ очень важен правильный настрой. Ведь гораздо эффективным будем спокойствие во время проведения тестирования, нежели волнение.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатом обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность и деятельность учения. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Необходимо развивать навыки самостоятельной работы ребенка, в том числе проводить тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

Использование Интернета для проведения тестирования в формате ОГЭ онлайн (приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовки учащихся. Готовя выпускника к ГИА можно использовать различные тренировочные программы, которые учитель предлагает учащимся, а учащимся выполнить интерактивные тренировочные и зачетные задания. Учитель имеет возможность организовать работу с каждым учащимся и вносить необходимые изменения в их подготовку. Тестирование проводится во внеурочное время или в домашних условиях, что позволяет учащемуся максимально сконцентрироваться на выполнение заданий.

Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету способствует развитию компетенции школьника и, как следствие , его дальнейшей реализации на экзамене. Учащиеся, сдающие ОГЭ, должны принимать активное участие в олимпиадах, т.к. предлагаемые задания по структуре приближены к экзаменационным.

В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по географии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно – исследовательских работах учащихся, при подготовке к ОГЭ. Применение информационных технологий при подготовке к ОГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа при подготовке к ОГЭ по географии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучении предмету; отразить существенные стороны географических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики объектов и явлений природы.

Но, к сожалению, среди имеющихся на сегодняшний день учебных электронных пособий трудно найти такой, который бы позволял в полной мере осуществить успешную подготовку выпускника к ОГЭ. Среди большого количества электронных учебных пособий выпускникам самостоятельно трудно выбрать такие, которые помогли им за короткий период с максимальной эффективностью повторить теоретический материал по всем разделам основного школьного курса географии, закрепить знания и провести самоконтроль и объективную самооценку знаний с помощью тестов и заданий , аналогичных содержанию ОГЭ. Теоретический материал многих мультимедийных пособий включает много лишней информации, и девятикласснику трудно выделить нужные для сдачи ОГЭ материалы. Содержание и формы тестов в них не всегда соответствуют содержанию заданий в контрольно-измерительных материалов (КИМ) ОГЭ.

В чем же заключается психологическая готовность учащегося к ОГЭ:

Это, прежде всего ориентированность на целесообразные действия. Необходимо провести беседу, сможет ли ученик осилить экзамен по географии, ведь в географии важно пространственное воображение, и не секрет, что не все ученики им обладают. В географии очень важны специфические знания, а именно хорошее владение географической картой. Здесь важна визуальная память. Проанализировав с учеником возможности - можно смело приступать к подготовке. Очень важно в психологическом плане формировать уже в 6 классе тестовую культуру. Тест должен быть привычной формой работы на уроке, а формировать привычку необходимо постепенно, с возрастом усложняя требования. Далее необходимо знакомить учащихся со спецификой процедуры экзамена. Большую помощь в подготовке учеников могут оказать родители, проявив искреннюю заинтересованность как в подготовке, в том числе и совместной, так и непосредственно в день экзамена, настроив ребенка на успех, И важно самому учителю проявлять спокойствие и сохранять рабочий настрой. В психологии существует понятие «тестовая искушенность» - любой испытуемый, который подвергся тестированию, имеет определенные преимущества по сравнению с теми, кто проходит тестирование в первый раз.

Нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомится с возможными формулировками вопросов, научится распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут снизить баллы.

Тестовые технологии используются на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний.

Используются различные виды тестов: с выбором ответов, с развернутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на припоминание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!