СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке приведена программа по физике за 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Заревская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов




УТВЕРЖДАЮ

Директор школы_____________ М.Д. Хохлина

Приказ №01-05/156 от «26» августа 2020 г.









Рабочая программа

по физике для 10 класса








Составитель - к.т.н.

учитель физики первой категории Абрамов Михаил Викторович










2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Шаталиной «Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, Просвещение, 2017г.

Актуальность создания данной программы на основе указанного в УМК заключается в следующем:

  • Содержание УМК соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования второго поколения и учебному плану Муниципального автономного образовательного учреждения Заревской средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов;

  • Предметное содержание УМК соответствует возрасту обучающихся и отражает круг интересов школьников;

  • Разработанные в авторской программе цели, задачи, содержание, методико – дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, сохранены в рабочей программе.

На реализацию данной программы, согласно учебному плану учреждения, отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Используемый учебник: Физика: учебник для 10 класса / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, М.: «Просвещение», 2019 г.

Количество учебных недель 34.

Количество плановых контрольных работ 6.

Количество плановых лабораторных работ 9.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ученик научится


Ученик получит возможность научиться:



1. Предметные






  • распознавать физические величины и их условные обозначения: температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.

  • работать с физическими приборами: линейкой, секундомером, термометром, калориметром;

  • методам изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория. Воспроизводить:

  • определения понятий: измерение физической величины, цена деления шкалы измерительного прибора;

  • определения понятий: гипотеза, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения.

  • закон сохранения энергии в тепловых процессах

  • график фазовых переходов для любых веществ

  • Воспроизводить:

  • определения понятий: электрический ток, электрическое поле, электрон, протон, нейтрон, атом, молекула

  • определение по плану: силы тока, напряжения, сопротивления, электрической емкости;

  • графики зависимости: силы тока от напряжения, силы тока от сопротивления.

  • различать последовательное и параллельное соединение проводников в электрических цепях.

  • определять оптическую силу линзы, закон отражения и закон преломления;

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

  • интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.




2. Метапредметные








Регулятивные УУД:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  •  осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  •  основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.



Коммуникативные УУД:

  • читывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  •  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  •  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

  •  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  •  осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;





































Познавательные УУД

 • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

- умение находить и извлекать информацию в различном контексте; объяснять и описывать явления на основе полученной информации; анализировать и интегрировать полученную информацию; формулировать проблему, интерпретировать и оценивать её; делать выводы; строить прогнозы; предлагать пути решения


Регулятивные УУД:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные УУД:

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.





Познавательные УУД


• ставить проблему,

аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.




3. Личностные








• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

- формированность функциональной грамотности, предполагающей умение формулировать и объяснять собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина, основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность универсальных учебных действий и сформированность социальных компетенций, включая функциональную грамотность


  • Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

- наиболее адекватными формами оценки функциональной грамотности служит письменная работа на межпредметной основе



Содержание учебного предмета


Физика и методы научного познания

Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон – границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.

Кинематика

Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности»

Динамика

Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №2 «Измерение жёсткости пружины»

Лабораторная работа №3 «Измерение коэффициента трения скольжения»

Лабораторная работа №4 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

Законы сохранения в механике

Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии. Работа силы.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения механической энергии»

Статика

Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил»

Основы гидромеханики

Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.

Молекулярно-кинетическая теория

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона. Изопроцессы. Агрегатные состояния вещества.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №7. «Опытная поверка закона Гей-Люссака»

Основы термодинамики

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин.

Электростатика

Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор.

Законы постоянного электрического тока

Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №8. «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

Лабораторная работа №9. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Электрический ток в различных средах

Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме.

Тематическое планирование


Название тем

Количество отводимых часов

В том числе количество контрольных работ

В том числе количество лабораторных работ

1

Физика и методы научного познания

1

-

-

2

Кинематика

6

1

1

3

Динамика

9

-

3

4

Законы сохранения в механике

7

1

1

5

Статика

3

-

1

6

Основы гидромеханики

2

-

-

7

Молекулярно-кинетическая теория

10

-

1

8

Основы термодинамики

7

1

-

9

Электростатика

6

-

-

10

Законы постоянного электрического тока

6

-

2

11

Электрический ток в различных средах

5

1

-

12

Повторение

6

1

-

ИТОГО

68

5

9














Календарно-тематическое планирование 10 класс.


/№

Дата

план.

Дата

факт.

Наименования разделов/темы уроков


Количество часов

Физика и методы научного познания (1 час)

1/1

01.09-04.09


Вводный инструктаж по охране труда. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.

1

Кинематика (6 часов)

2/1

01.09-04.09


Механическое движение, виды движений, его характеристики.

1

3/2

07.09-11.09


Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Графики прямолинейного равномерного движения.

1

4/3

07.09-11.09


Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Прямолинейное равноускоренное движение. Равномерное движение точки по окружности.

1

5/4

14.09-18.09


Входная контрольная работа.

1

6/5

14.09-18.09


Работа над ошибками. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности»

1

7/6

21.09-25.09


Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

1

Динамика (9 часов)

8/1

21.09-25.09


Анализ контрольной работы. Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальные системы отсчета.

1

9/2

28.09-02.10


Понятие силы как меры взаимодействия тел. Первый закон Ньютона.

1

10/3

28.09-02.10


Второй и третий закон Ньютона.

1

11/4

05.10-09.10


Принцип относительности Галилея.

1

12/5

05.10-09.10


Явление тяготения. Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость. Перегрузки.

1

13/6

12.10-16.10


Силы упругости. Силы трения.

1

14/7

12.10-16.10


Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №2 «Измерение жёсткости пружины»

1

15/8

19.10-23.10


Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №3 «Измерение коэффициента трения скольжения»

1

16/9

19.10-23.10


Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №4 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

1

Законы сохранения в механике (7 часов)

17/1

02.11-06.11


Импульс материальной точки. Импульс силы

1

18/2

02.11-06.11


Закон сохранения импульса

1

19/3

09.11-13.11


Реактивное движение. Решение задач на ЗСИ

1

20/4

09.11-13.11


Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая.

1

21/5

16.11-20.11


Закон сохранения энергии в механике.

1

22/6

16.11-20.11


Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения механической энергии»

1

23/16

23.11-27.11


Контрольная работа №2 по теме «Динамика. Законы сохранения в механике»

1

Статика (3 часа)

24/1

23.11-27.11


Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Равновесие материальной точки и твердого тела.

1

25/2

30.11-04.12


Виды равновесия. Условия равновесия.

1

26/3

30.11-04.12


Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил»

1

Основы гидромеханики (2 часа)

27/1

07.12-11.12


Давление. Закон паскаля. Равновесие жидкости и газа

1

28/2

07.12-11.12


Закон Архимеда. Плавание тел

1

Молекулярно-кинетическая теория (10 часов)

29/1

14.12-18.12


Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. Экспериментальные доказательства основных положений МКТ. Броуновское движение. Масса молекул. Количество вещества.

1

30/2

14.12-18.12


Контрольная работа за 1 полугодие.

1

31/3

21.12-25.12


Работа над ошибками. Силы взаимодействия молекул. Строение жидких, твердых, газообразных тел.

1

32/4

21.12-25.12


Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ

1

33/5

11.01-15.01


Температура. Тепловое равновесие. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул.

1

34/6

11.01-15.01


Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

1

35/7

18.01-22.01


Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №7. «Опытная поверка закона Гей-Люссака»

1

36/8

18.01-22.01


Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Испарение жидкости.

1

37/9

25.01-29.01


Влажность воздуха и ее измерение

1

38/10

25.01-29.01


Кристаллические и аморфные тела.

1

Основы термодинамики (7 часов)

39/1

01.02-05.02


Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

1

40/2

01.02-05.02


Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

1

41/3

08.02-12.02


Первый закон термодинамики. Решение задач на первый закон термодинамики

1

42/4

08.02-12.02


Необратимость процессов в природе

1

43/5

15.02-19.02


Принцип действия и КПД тепловых двигателей.

1

44/6

15.02-19.02


Решение задач по теме «Молекулярная физика. Термодинамика»

1

45/7

22.02-26.02


Контрольная работа №3 по теме «Молекулярная физика. Термодинамика»

1

Электростатика (6 часов)

46/1

22.02-26.02


Анализ контрольной работы. Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

1

47/2

01.03-05.03


Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля

1

48/3

01.03-05.03


Решение задач на нахождение напряженности электрического поля

1

49/4

08.03-12.03


Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле

1

50/5

08.03-12.03


Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и напряжением.

1

51/6

15.03-19.03


Конденсаторы. Назначение, устройство и виды


1

Законы постоянного тока (6 часов)

52/1

15.03-19.03


Электрический ток. Условия, необходимые для его существования. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников


1

53/2

31.03.-02.04


Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №8. «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

1

54/3

31.03.-02.04


Работа и мощность постоянного тока

1

55/4

05.04-09.04


Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи

1

56/5

05.04-09.04


Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №9. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

1

57/6

12.04-16.04


Контрольная работа №4 по теме «Законы постоянного тока»

1

Электрический ток в различных средах (5 часов)

58/1

12.04-16.04


Анализ контрольной работы. Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость

1

59/2

19.04-23.04


Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов

1

60/3

19.04-23.04


Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка

1

61/4

26.04-30.04


Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

1

62/5

26.04-30.04


Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

1

Повторение (2 часа)

63

03.05-07.05


Итоговая контрольная работа

1

64

03.05-07.05


Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний за курс физики 10 класса

1

Повторение (4 часа)

65-68 10-21.05.21 Обобщение. Решение задач.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса



  1. «Физика. 10 класс. (базовый уровень)». Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.,2019 г.

  2. Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.

  3. Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни»,- М.: Просвещение, 2017г.

  4. Громцева О. И. Физика. Тесты. 10классы. – М.: Дрофа, 2015

  5. Громцева О. И. Физика. Самостоятельные и контрольные работы. 10классы. – М.: Дрофа, 2015

  6. Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10 класс. Сборник  заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2014.

  7. Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика 10 класс. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2014



Оборудование

  1. Комплекс организации интерактивного учебно-исследовательского кластера по естественно-научному циклу для обучения, адаптивной подготовки учащихся к прохождению итоговой аттестации и поддержки исследовательской и проектной деятельности.

  2. Универсальный комплект учебного оборудования для основной, средней (полной) школы «Физическая лаборатория «L-микро».





РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей физико-математического цикла

Протокол №1 от «26» августа 2020 г.

Руководитель ШМО _______________/В.Н. Шаповалова/


.



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

______________Л.С. Евдокимова

«26» августа 2020 г.



1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!