СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки к итоговой аттестации по обществознанию в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки к итоговой аттестации по обществознанию в 8 классе»

Методические рекомендации

Контрольно-измерительные материалы

(промежуточная аттестация)

Предмет: Обществознание

Класс: 8

Учитель: Князева Н.М. МОУ «СОШ №65 им. Б.П. Агапитова УИПМЭЦ» города Магнитогорска



Программа: Обществознание: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы О.Б. Соболева -М: Вентана-Граф, 2016.

Учебник: Соболева О. Б., Чайка В. Н. Обществознание: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ под общей редакцией Г.А. Бордовского. - М.: Вентана-Граф, 2018.


Изучение обществознания в 8 классе осуществляется на основе программ и учебно-методических комплексов в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г.


Нормативные документы:

1.Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089 )

3. Методическое письмо Министерства образования Челябинской области «О преподавании учебных предметов история и обществознание в 2018-201 9 уч. году».

4. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2018-2019 учебном году»


Программа:

Примерная программа основного общего образования по обществознанию. Сайт МО и Н РФ— http://www.mon.gov.ru;


Учебно-методический комплекс:

  1. Соболева О. Б. Обществознание: право в жизни человека, общества и государства: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/О.Б. Соболева, В.Н. Чайка; под ред. Г. А. Бордовского. - М.: Вентана-Граф, 2017.

  2. Чернышева О. А. Обществознание. 9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9; учебно-методическое пособие/ О.А. Чернышева, Р. В. Пазин, П. А. Ушаков; под ред. О. А. Чернышевой. - Ростов н/Д: Легион, 2016.

  3. Котова О.А., Лискова Т.Е. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012. Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2012.


Цели проведения переводного экзамена


  • определение уровня овладения учащимися теоретическими знаниями,

  • определение уровня общеучебных умений и навыков,

  • применение полученных знаний на практике,

  • систематизация знаний учащихся, приобретенных на уроках обществознания,

  • адаптация учащихся к сдаче ОГЭ.


Форма проведения экзамена


Экзамен по обществознанию в 8 классе сочетает устно-письменную форму. Первая часть экзамена предполагает ответы учащихся по билетам, проводится в устной форме. Формулировки вопросов билетов выдаются учащимся заранее, за два месяца до проведения экзамена. Вторая часть - письменное задание – работа с текстом.

Экзаменационные материалы

Билеты состоят из двух вопросов. Вопросы №1 и №2 проверяют теоретическое усвоение учащимися учебного материала по правоведению. Эти вопросы предполагают развернутые ответы учащегося по предложенной теме. Количество билетов -15.

Время для подготовки устного ответа – 20 минут.

Вторая часть – работа с текстом. В нем предлагается составить план текста (С1), ответить на вопросы по тексту (С2-С3), продемонстрировать знания по поднятой проблеме (С4-С5) и аргументировать свое мнение по проблеме (С6).

Время выполнения теста – 30 минут.

Таким образом, экзаменационные материалы соединяют традиционный подход к проверке знаний, учащихся с новыми формами, применяемыми на ОГЭ.

Спецификация экзаменационной работы по обществознанию

за курс 8 класса



Цель проведения переводного экзамена: оценка качества обществоведческого образования в 8 классе по теме «Право в жизни человека, общества и государства» с учетом региональных особенностей Челябинской области.

Задачи проведения переводного экзамена:

– определить уровень усвоения содержания образования по обществознанию с учетом НРЭО Челябинской области;

– предоставить подросткам возможность самореализации в учебной деятельности;

– определить пути совершенствования преподавания курса обществознания в 8 классе с учетом НРЭО Челябинской области.

Система оценивания

Критерии выставления оценок за часть 1

Оценка «пять» означает, что учащийся обнаруживает предусмотренные программой правильные, полные, осознанные, оперативные знания и умения, отвечающие «Требованиям к знаниям и умениям учащихся». В измененной или новой ситуации самостоятельно применяет полученные знания и умения, на их основе обобщает, оценивает явления общественной жизни; уверенно использует разнообразные источники знаний об обществе; логично и грамотно, с точки зрения требований к устной и письменной речи, излагает материал. Допустимы одна-две несущественные ошибки, которые учащийся исправляет самостоятельно.

Оценка «четыре» ставится в том случае, если ответ, в основном, удовлетворяет требованиям, названным выше, однако используется некоторая помощь учителя в ходе применения знаний и умений в новой ситуации, а также при привлечении источников знаний.

Оценка «три» ставится, когда учащийся обнаруживает знания, в основном, на репродуктивном уровне, в ответе проявляетя недостаточно глубокое понимание материала курса, допускаются ошибки в изложении основных понятий, законов, идей); в измененной ситуации знания и умения применяются с помощью учителя.

Оценка «два» выставляется в том случае, когда учащийся при репродуктивном воспроизведении знаний допускает существенные ошибки и не может их исправить даже с помощью учителя.

Критерии выставления оценок за часть 2

Менее 50 %, 0-4 баллов

50-74 %, 5 -7 баллов

75-89 %, 8-10 баллов

90-100%, 11-13 баллов

Оценка «2»

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»



Итоговая оценка за экзамен выставляется путем выведения средней оценки, полученной учеником за две части, если две оценки различаются в один балл, то итоговая оценка выставляется в пользу ученика.



Вопросы для подготовки к экзамену

1. Что такое право? С чем связано его возникновение? В чем особенности правовых норм.

2. Источники права.

3. Что такое система права? Из каких отраслей состоит право?

4. Правоотношения. Кто является участниками правоотношений? Какими юридическими качествами необходимо обладать, чтобы являться участником правоотношений?

5. Правонарушения. Признаки правонарушения. Виды правонарушений.

6. Юридическая ответственность. Принципы юридической ответственности и ее виды. Кто налагает юридическую ответственность?

7. Правовое государство и его признаки. Условия его возникновения.

8. Гражданское общество. Что составляет гражданское общество? Как оно связано с правовым государством?

9. Конституция РФ. В чем особенности конституции? Когда была принята Конституция РФ?

10. Основы конституционного строя РФ.

11. Федеративное устройство России.

12. Президент РФ. Кто может стать президентом? Функции президента РФ.

13. Федеральное Собрание РФ. Состав, порядок формирования, функции.

14. Правительство РФ. Состав, порядок формирования, функции.

15. Судебная система.

16. Права и свободы человека и гражданина в России. Обязанности граждан РФ.

17. Гарантии и защита прав человека и гражданина в России.

18. Международная система защиты прав и свобод человека. Какие существуют международные документы и международные организации по правам человека?

19. Правоохранительные органы.

20. Права ребенка.

21. Особенности правового статуса несовершеннолетних 14-18 лет.

22. Гражданское право. Субъекты и объекты гражданских правоотношений. Сделки. Способы защиты гражданских прав.

23. Семейное право.

24. Жилищные правоотношения.

25. Право и образование.

26. Административное право.

27. Трудовое право.

28. Уголовное право.

29. Несовершеннолетние и уголовный закон.

30. Право собственности.



Тексты для второй части


Вариант 1

Юридические нормы

Юри­ди­че­ские нормы, как мы уже знаем, — «кир­пи­чи­ки», ис­ход­ные эле­мен­ты всего зда­ния права дан­ной стра­ны. От­рас­ли — наи­бо­лее круп­ные под­раз­де­ле­ния права, так ска­зать, целые этажи, служ­бы пра­во­во­го зда­ния. Та­ко­вы уго­лов­ное право, тру­до­вое право, ад­ми­ни­стра­тив­ное право, граж­дан­ское право и т. д. В своей со­во­куп­но­сти эти от­рас­ли и со­став­ля­ют право в целом — си­сте­му права дан­ной стра­ны. От­расль права — это глав­ное под­раз­де­ле­ние си­сте­мы права, от­ли­ча­ю­ще­е­ся спе­ци­фи­че­ским ре­жи­мом юри­ди­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и охва­ты­ва­ю­щее целые участ­ки од­но­род­ных об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

При ука­за­нии на от­расль права можно от­ме­тить целый ряд её при­зна­ков. У каж­дой из от­рас­лей есть «свой пред­мет», т. е. осо­бый уча­сток об­ще­ствен­ной жизни, осо­бый вид од­но­род­ных об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний: кон­сти­ту­ци­он­ных, тру­до­вых, зе­мель­ных, по со­ци­аль­но­му обес­пе­че­нию и др. Каж­дая из от­рас­лей имеет «своё за­ко­но­да­тель­ство», как пра­ви­ло, са­мо­сто­я­тель­ные ко­дек­сы, иные за­ко­но­да­тель­ные акты. Так, уго­лов­но­му праву со­от­вет­ству­ет уго­лов­ное за­ко­но­да­тель­ство во главе с Уго­лов­ным ко­дек­сом; граж­дан­ско­му праву — граж­дан­ское за­ко­но­да­тель­ство во главе с Граж­дан­ским ко­дек­сом.

  И всё же глав­ная осо­бен­ность каж­дой от­рас­ли — на­ли­чие осо­бо­го юри­ди­че­ско­го ре­жи­ма («ме­то­да ре­гу­ли­ро­ва­ния»), ко­то­рый ха­рак­те­ри­зу­ет то, как, каким спо­со­бом — через доз­во­ле­ния, за­пре­ще­ния, обя­зы­ва­ния — осу­ществ­ля­ет­ся юри­ди­че­ское ре­гу­ли­ро­ва­ние. К доз­во­ле­ни­ям, ска­жем, тя­го­те­ет граж­дан­ское право, тру­до­вое право; к за­пре­ще­ни­ям — уго­лов­ное; к обя­зы­ва­ни­ям — ад­ми­ни­стра­тив­ное. Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный юрист-прак­тик знает, что обо­зна­че­ние юри­ди­че­ских дел в ка­че­стве уго­лов­ных, тру­до­вых, се­мей­ных сви­де­тель­ству­ет о том, что в дан­ном слу­чае дей­ству­ет осо­бый юри­ди­че­ский по­ря­док. На­при­мер, граж­да­нин за­клю­чил с ор­га­ни­за­ци­ей со­гла­ше­ние о про­из­вод­стве ра­бо­ты, а потом воз­ник кон­фликт, и юри­ди­че­ско­му ор­га­ну нужно рас­смат­ри­вать «дело». Какое дело? Ответ на этот во­прос за­ви­сит от того, какое было за­клю­че­но со­гла­ше­ние. Тру­до­вой до­го­вор? Про­сто со­гла­ше­ние на вы­пол­не­ние под­ряд­ных работ? В пер­вом слу­чае (тру­до­вой до­го­вор) всту­па­ет в дей­ствие тру­до­вое право. Если же за­клю­че­но под­ряд­ное со­гла­ше­ние, то тут уже дру­гой юри­ди­че­ский режим, уста­нав­ли­ва­е­мый и под­дер­жи­ва­е­мый не тру­до­вым, а граж­дан­ским пра­вом.

 

(По С. С. Алек­се­е­ву)


C 1. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


C 2. Какое опре­де­ле­ние от­рас­ли права дано в тек­сте? Объ­яс­ни­те связь тер­ми­нов «норма права», «за­ко­но­да­тель­ный акт», «от­расль права».


C 3. Какие три при­зна­ка от­рас­ли права рас­смот­ре­ны ав­то­ром?


C 4. В тек­сте при­ве­де­ны при­ме­ры не­ко­то­рых от­рас­лей права. На­зо­ви­те любые три от­рас­ли и, опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, опре­де­ли­те для каж­дой её пред­мет.


C 5. С какой целью пра­во­вые нормы объ­еди­ня­ют­ся в ко­дек­сы? Какие два при­ме­ра ко­дек­сов при­ве­де­ны в тек­сте? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те ещё один при­мер ко­дек­са.


C 6. Какие три ме­то­да ре­гу­ли­ро­ва­ния, по мне­нию ав­то­ра, дей­ству­ют в раз­лич­ных от­рас­лях права? На при­ме­ре любой от­рас­ли права по­яс­ни­те, по­че­му она тя­го­те­ет к тому или иному ме­то­ду ре­гу­ли­ро­ва­ния.

Вариант 2

Се­мей­ный ко­декс РФ


Глава 8. До­го­вор­ный режим иму­ще­ства су­пру­гов

 Ста­тья 41

  1. Брач­ный до­го­вор может быть за­клю­чен как до го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции за­клю­че­ния брака, так и в любое время в пе­ри­од брака. Брач­ный до­го­вор, за­клю­чен­ный до го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции за­клю­че­ния брака, всту­па­ет в силу со дня го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции за­клю­че­ния брака.

 2. Брач­ный до­го­вор за­клю­ча­ет­ся в пись­мен­ной форме и под­ле­жит но­та­ри­аль­но­му удо­сто­ве­ре­нию.

 Ста­тья 42

 1. Брач­ным до­го­во­ром су­пру­ги впра­ве из­ме­нить уста­нов­лен­ный за­ко­ном режим сов­мест­ной соб­ствен­но­сти (ста­тья 34 на­сто­я­ще­го Ко­дек­са), уста­но­вить режим сов­мест­ной, до­ле­вой или раз­дель­ной соб­ствен­но­сти на все иму­ще­ство су­пру­гов, на его от­дель­ные виды или на иму­ще­ство каж­до­го из су­пру­гов.

  Брач­ный до­го­вор может быть за­клю­чен как в от­но­ше­нии име­ю­ще­го­ся, так и в от­но­ше­нии бу­ду­ще­го иму­ще­ства су­пру­гов.

  Су­пру­ги впра­ве опре­де­лить в брач­ном до­го­во­ре свои права и обя­зан­но­сти по вза­им­но­му со­дер­жа­нию, спо­со­бы уча­стия в до­хо­дах друг друга, по­ря­док не­се­ния каж­дым из них се­мей­ных рас­хо­дов; опре­де­лить иму­ще­ство, ко­то­рое будет пе­ре­да­но каж­до­му из су­пру­гов в слу­чае рас­тор­же­ния брака, а также вклю­чить в брач­ный до­го­вор любые иные по­ло­же­ния, ка­са­ю­щи­е­ся иму­ще­ствен­ных от­но­ше­ний су­пру­гов...

 Брач­ный до­го­вор не может огра­ни­чи­вать пра­во­спо­соб­ность или дее­спо­соб­ность су­пру­гов, их право на об­ра­ще­ние в суд за за­щи­той своих прав; ре­гу­ли­ро­вать лич­ные не­иму­ще­ствен­ные от­но­ше­ния между су­пру­га­ми, права и обя­зан­но­сти су­пру­гов в от­но­ше­нии детей; преду­смат­ри­вать по­ло­же­ния, огра­ни­чи­ва­ю­щие право не­тру­до­спо­соб­но­го нуж­да­ю­ще­го­ся су­пру­га на по­лу­че­ние со­дер­жа­ния; со­дер­жать дру­гие усло­вия, ко­то­рые ста­вят од­но­го из су­пру­гов в край­не не­бла­го­при­ят­ное по­ло­же­ние или про­ти­во­ре­чат ос­нов­ным на­ча­лам се­мей­но­го за­ко­но­да­тель­ства.


C 1. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


C 2. Когда может быть за­клю­чен брач­ный до­го­вор?


C 3. Най­ди­те в тек­сте и вы­пи­ши­те три усло­вия, без со­блю­де­ния ко­то­рых брач­ный до­го­вор не имеет юри­ди­че­ской силы.


C 4. Вы­пи­ши­те из тек­ста до­ку­мен­та любые два усло­вия, ко­то­рые не могут быть вклю­че­ны в брач­ный до­го­вор, и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из них при­ме­ром.


C 5. При об­суж­де­нии усло­вий брач­но­го до­го­во­ра воз­ник спор. Одна сто­ро­на утвер­жда­ла, что в до­го­вор не­об­хо­ди­мо вно­сить все иму­ще­ство су­пру­гов, дру­гая сто­ро­на — что можно ого­во­рить толь­ко часть иму­ще­ства. Как, по-ва­ше­му, раз­ре­шить этот спор? При­ве­ди­те фраг­мент тек­ста, по­мо­га­ю­щий от­ве­тить на этот во­прос.


C 6. В нашем об­ще­стве су­ще­ству­ет как по­ло­жи­тель­ное, так и не­га­тив­ное от­но­ше­ние к брач­но­му до­го­во­ру. Какой точки зре­ния на не­об­хо­ди­мость за­клю­че­ния брач­но­го до­го­во­ра при­дер­жи­ва­е­тесь вы? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та (объ­яс­не­ния) в за­щи­ту своей по­зи­ции.


Вариант 3

Народ — источник власти

Если об­ра­тить­ся к по­ня­тию «на­ро­до­вла­стие», то каж­дая из двух его со­став­ля­ю­щих — «народ» и «власть» — пред­став­ля­ет собой слож­ное яв­ле­ние. С юри­ди­че­ской точки зре­ния по­ня­тие «народ» отож­деств­ля­ет­ся с по­ня­ти­ем «граж­да­не» и опре­де­ля­ет­ся как при­над­леж­ность к дан­ной груп­пе людей в рам­ках еди­но­го го­су­дар­ства. Власть — яв­ле­ние со­ци­аль­ное. Она по­яв­ля­ет­ся вме­сте с воз­ник­но­ве­ни­ем об­ще­ства и су­ще­ству­ет во вся­ком со­ци­у­ме, по­сколь­ку вся­кое об­ще­ство тре­бу­ет управ­ле­ния, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го­ся ра­зум­ны­ми сред­ства­ми, вклю­чая и при­нуж­де­ние.

 

...Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, при­ня­тая в ходе ре­фе­рен­ду­ма 12 де­каб­ря 1993 г., за­креп­ля­ет в ста­тье 3 по­ло­же­ние о том, что но­си­те­лем су­ве­ре­ни­те­та и един­ствен­ным ис­точ­ни­ком вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся ее мно­го­на­ци­о­наль­ный народ. Это озна­ча­ет, что Рос­сия про­воз­гла­ша­ет­ся го­су­дар­ством на­ро­до­вла­стия, т.е. де­мо­кра­ти­че­ским го­су­дар­ством...

 

При­зна­ние на­ро­да в ка­че­стве вер­хов­но­го но­си­те­ля всей вла­сти яв­ля­ет­ся вы­ра­же­ни­ем на­род­но­го су­ве­ре­ни­те­та, ко­то­рый дол­жен озна­чать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осу­ществ­ля­ет ее са­мо­сто­я­тель­но и не­за­ви­си­мо от каких бы то ни было иных со­ци­аль­ных сил или кор­по­ра­ций, ис­поль­зу­ет ее ис­клю­чи­тель­но в своих соб­ствен­ных ин­те­ре­сах.

 

(Гор­бу­нов В. П. Кон­сти­ту­ци­он­ные ос­но­вы ак­тив­но­го из­би­ра­тель­но­го права в Рос­сии: ге­не­зис, тен­ден­ции Со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ные зна­ния. М., 1999. №2. С. 249—250)C 1. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


C 2. Автор ука­зы­ва­ет, что власть су­ще­ству­ет в любом со­ци­у­ме. Опи­ра­ясь на текст и зна­ния из кур­сов ис­то­рии и об­ще­ство­ве­де­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в под­держ­ку этого вы­во­да.


C 3. Что автор на­зы­ва­ет «на­род­ным су­ве­ре­ни­те­том»? На­зо­ви­те три при­зна­ка на­род­но­го су­ве­ре­ни­те­та, ко­то­рые пе­ре­чис­ле­ны в тек­сте.


C 4. А. Н. Ра­ди­щев в ра­бо­те «Опыт о за­ко­но­да­тель­стве» пишет, что со­бор­ная на­род­ная власть есть власть пер­во­на­чаль­ная, а по­то­му выс­шая, еди­ная, что упо­тре­би­тель на­род­ной вла­сти из­да­ет за­ко­ны, од­на­ко ни­ка­кой закон не может на­зна­чить ни пути, ни пре­де­ла со­бор­но­му де­я­нию на­ро­да. Можно ли ска­зать, что в по­доб­ном го­су­дар­стве су­ще­ству­ет на­ро­до­вла­стие? При­ве­ди­те по­ло­же­ния ис­точ­ни­ка, ко­то­рые по­мо­га­ют от­ве­тить на этот во­прос.


C 5. В каком юри­ди­че­ском до­ку­мен­те от­ра­же­но на­ли­чие в РФ на­род­но­го су­ве­ре­ни­те­та? По­ка­жи­те на кон­крет­ных при­ме­рах про­яв­ле­ния на­ро­до­вла­стия в ис­то­ри­че­ской и со­вре­мен­ной жизни Рос­сии. При­ве­ди­те не менее двух при­ме­ров.


C 6. Воз­мож­на ли власть без при­нуж­де­ния? Обос­нуй­те свое мне­ние, опи­ра­ясь на до­ку­мент и ис­то­ри­ко-об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния.





Вариант 4

Тре­тей­ские суды

Тре­тей­ски­ми су­да­ми (ар­бит­ра­жа­ми) на­зы­ва­ют­ся не­го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны по раз­ре­ше­нию пра­во­вых спо­ров. На­зва­ние тре­тей­ских судов про­ис­хо­дит от слова «тре­тий», так как для ре­ше­ния кон­флик­та две сто­ро­ны при­гла­ша­ют тре­тью.

  За­ко­но­да­тель­ство мно­гих стран при­зна­ет воз­мож­ность со­зда­ния тре­тей­ских судов. Раз­ли­ча­ют суды для раз­ре­ше­ния од­но­го кон­крет­но­го спора и по­сто­ян­но дей­ству­ю­щие ар­бит­ра­жи при раз­лич­ных ор­га­ни­за­ци­ях — тор­го­во-про­мыш­лен­ных па­ла­тах, бир­жах, пред­при­я­ти­ях и т. д.

  В тре­тей­ский суд могут пе­ре­да­вать­ся споры, воз­ни­ка­ю­щие из граж­дан­ско-пра­во­вых от­но­ше­ний. Споры, вы­те­ка­ю­щие из на­ло­го­вых, ад­ми­ни­стра­тив­ных и дру­гих не граж­дан­ских пра­во­от­но­ше­ний, тре­тей­ским судам не­под­ве­дом­ствен­ны. Пра­вом на об­ра­ще­ние в тре­тей­ский суд об­ла­да­ют все субъ­ек­ты права, в том числе и с уча­сти­ем ино­стран­ных сто­рон.

  Чтобы пе­ре­дать дело в тре­тей­ский суд, сто­ро­ны долж­ны за­клю­чить пись­мен­ное со­гла­ше­ние. В от­ли­чие от го­су­дар­ствен­но­го суда тре­тей­ский суд яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ным. Еще одно от­ли­чие от го­су­дар­ствен­ных судов — выбор судей сто­ро­на­ми. Тре­тей­ски­ми су­дья­ми могут быть из­бра­ны любые со­вер­шен­но­лет­ние граж­да­не, со­гла­сив­ши­е­ся стать су­дья­ми. Каж­дая сто­ро­на из­би­ра­ет по од­но­му судье, а те из­би­ра­ют тре­тье­го судью. Про­це­ду­ра тре­тей­ско­го раз­би­ра­тель­ства яв­ля­ет­ся более гиб­кой, сво­бод­ной, быст­рой и де­ше­вой, чем в го­су­дар­ствен­ном суде, что при­вле­ка­ет сто­ро­ны.

  Тре­тей­ский суд обя­зан вы­не­сти ре­ше­ние, ос­но­ван­ное на за­ко­не и яв­ля­ю­ще­е­ся обя­за­тель­ным для сто­рон. Все ма­те­ри­а­лы дела пе­ре­да­ют­ся на хра­не­ние в го­су­дар­ствен­ный суд. За­ин­те­ре­со­ван­ная сто­ро­на может об­ра­тить­ся в го­су­дар­ствен­ный суд за при­ну­ди­тель­ным ис­пол­не­ни­ем ре­ше­ния тре­тей­ско­го суда. 

Тре­тей­ские суды наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны в сфере ком­мер­ции и биз­не­са. Боль­шин­ство меж­ду­на­род­ных кон­трак­тов со­дер­жат «тре­тей­скую ого­вор­ку», что сто­ро­ны в слу­чае воз­ник­но­ве­ния спо­ров будут об­ра­щать­ся в один из меж­ду­на­род­ных ар­бит­ра­жей.

 

(Пронь­кин В. Н. Гут­ни­ков А. Б. Живое право. За­ни­ма­тель­ная эн­цик­ло­пе­дия прак­ти­че­ско­го права: книга для уче­ни­ка. СПб, 2000. Т. 1. С. 348


C 1. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

C 2. Какие два вида тре­тей­ских судов вы­де­ле­ны в тек­сте?


C 3. На­зо­ви­те три от­ли­чия тре­тей­ско­го суда от го­су­дар­ствен­но­го, пе­ре­чис­лен­ные в тек­сте.


C 4. Тре­тей­ские суды наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны в сфере ком­мер­ции и биз­не­са. По­яс­ни­те, с чем свя­за­но рас­про­стра­не­ние тре­тей­ских судов имен­но в этих сфе­рах. При­ве­ди­те при­ме­ры спо­ров, ко­то­рые могут быть ре­ше­ны в тре­тей­ском суде.


C 5. Квар­ти­ру граж­да­ни­на Н. огра­би­ли, по­хи­тив все цен­ные вещи. Пре­ступ­ни­ков уда­лось найти и за­дер­жать. Может ли граж­да­нин Н. об­ра­тить­ся в тре­тей­ский суд с тре­бо­ва­ни­ем воз­ме­ще­ния ему ущер­ба и на­ка­за­ния пре­ступ­ни­ков? При­ве­ди­те по­ло­же­ние тек­ста ис­точ­ни­ка, ко­то­рое по­мо­га­ет от­ве­тить на дан­ный во­прос.


C 6. За ру­бе­жом по­яви­лась еще одна раз­но­вид­ность тре­тей­ско­го суда — ква­зи­тре­тей­ский суд. На­при­мер, в США сто­ро­ны об­ра­ща­ют­ся к опыт­но­му юри­сту с прось­бой сыг­рать роль на­сто­я­ще­го судьи и про­ве­сти как бы на­сто­я­щее су­деб­ное раз­би­ра­тель­ство. В США такие суды ста­но­вят­ся все более по­пу­ляр­ны­ми. А рос­сий­ские граж­да­не счи­та­ют их «не­на­сто­я­щи­ми», и по­доб­ная форма суда у нас не раз­ви­ва­ет­ся. С какой из дан­ных по­зи­ций вы со­глас­ны? Ис­поль­зуя текст и свои зна­ния курса «Об­ще­ст­во­зна­ние», при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та (объ­яс­не­ния) в за­щи­ту сво­е­го мне­ния.

Вариант 5

Избирательный процесс

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной фор­мой участия в по­ли­ти­ке яв­ля­ет­ся из­би­ра­тель­ный про­цесс. Вы­бо­ры в де­мо­кра­ти­че­ских стра­нах охва­ты­ва­ют все уров­ни го­су­дар­ствен­но­сти от цен­траль­но­го до мест­но­го. Все­об­щие вы­бо­ры поз­во­ля­ют вы­явить рас­ста­нов­ку по­ли­ти­че­ских сил в стра­не в целом, в от­дель­ной об­ла­сти; опре­де­лить сте­пень до­ве­рия из­би­ра­те­лей к той или иной пар­тии, ее ли­де­рам. Они поз­во­ля­ют из­би­ра­те­лям сде­лать осо­знан­ный выбор в поль­зу той про­грам­мы даль­ней­ше­го раз­ви­тия стра­ны, ко­то­рая в наи­боль­шей сте­пе­ни от­ве­ча­ет их ин­те­ре­сам.

  В рам­ках пред­вы­бор­ной кам­па­нии важно обес­пе­чить ра­вен­ство воз­мож­но­стей для всех участ­ву­ю­щих в вы­бо­рах пар­тий и кан­ди­да­тов. Для этого во мно­гих стра­нах го­су­дар­ство берет на себя фи­нан­си­ро­ва­ние пред­вы­бор­ной кам­па­нии. Дру­гой прин­цип ка­са­ет­ся ор­га­ни­за­ции пред­вы­бор­ных дис­кус­сий: кан­ди­да­ты обя­зу­ют­ся не до­пус­кать фаль­си­фи­ка­ций, оскорб­ле­ний своих оп­по­нен­тов. И, на­ко­нец, го­су­дар­ствен­ный ап­па­рат в этот пе­ри­од дол­жен со­хра­нять ней­тра­ли­тет, не вме­ши­вать­ся в ход из­би­ра­тель­ной кам­па­нии.

  В за­ко­нах мно­гих стран ука­за­ны тре­бо­ва­ния к кан­ди­да­там на вы­бор­ную го­су­дар­ствен­ную долж­ность. Они чаще всего вклю­ча­ют ми­ни­маль­ный воз­раст­ной ценз, ценз осед­ло­сти, про­фес­си­о­наль­ную при­год­ность для ис­ко­мой долж­но­сти.

  В на­сто­я­щее время в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве стран дей­ству­ет все­об­щее из­би­ра­тель­ное право. Вме­сте с тем в ряде го­су­дарств го­ло­со­ва­ние не толь­ко право, но и обя­зан­ность. За ее не­вы­пол­не­ние преду­смот­ре­но на­ка­за­ние, чаще всего это — штраф.

 

(По кн. К.С. Га­джи­е­ва «По­ли­то­ло­гия». М., 2002. С. 245—247)


C 1. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.



C 2. В чем, по мысли ав­то­ра тек­ста, со­сто­ит зна­че­ние все­об­щих вы­бо­ров в со­вре­мен­ных усло­ви­ях? Ука­жи­те три по­зи­ции.


C 3. Какие три прин­ци­па про­ве­де­ния пред­вы­бор­ной кам­па­нии вы­де­ля­ет автор?



C 4. Что, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, пред­при­ни­ма­ет го­су­дар­ство для обес­пе­че­ния рав­ных воз­мож­но­стей всех кан­ди­да­тов и пар­тий, участ­ву­ю­щих в из­би­ра­тель­ной кам­па­нии? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, соб­ствен­ный со­ци­аль­ный опыт, ука­жи­те, как ис­поль­зу­ют­ся сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции для обес­пе­че­ния та­ко­го ра­вен­ства. При­ве­ди­те при­мер одной из форм, с по­мо­щью ко­то­рой кан­ди­да­ты зна­ко­мят из­би­ра­те­лей со своей по­зи­ци­ей через СМИ.


C 5. По кон­сти­ту­ции Фран­ции 1959 г. пре­зи­дент стра­ны из­би­рал­ся кол­ле­ги­ей вы­бор­щи­ков, в ко­то­рую вхо­ди­ли де­пу­та­ты пар­ла­мен­та, мэры го­ро­дов. Де Голль пред­ло­жил пе­рей­ти ко все­об­щим и пря­мым вы­бо­рам пре­зи­ден­та. Пар­ла­мент не одоб­рил эту ини­ци­а­ти­ву. Тогда де Голль через ре­фе­рен­дум об­ра­тил­ся за под­держ­кой к нации и по­лу­чил ее.

 

Какие две формы из­би­ра­тель­ной ак­тив­но­сти граж­дан упо­мя­ну­ты в усло­вии за­да­ния? Опи­ра­ясь на при­ве­ден­ный текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те ос­нов­ное раз­ли­чие между ними.


C 6. В тек­сте от­ме­ча­ет­ся, что в не­ко­то­рых стра­нах уча­стие в вы­бо­рах не толь­ко право, но и долг граж­дан. Со­глас­ны ли вы с таким под­хо­дом? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние своей точки зре­ния.

Вариант 6

Брак и усло­вия его за­клю­че­ния

Слово «брак» древ­не­рус­ско­го про­ис­хож­де­ния. «Бра­чи­ти» озна­ча­ет «всту­пать в брак». Юри­ди­че­ский смысл тер­ми­на «брак» имеет дру­гое зна­че­ние. По се­мей­но­му праву брак —nbsp;это доб­ро­воль­ный союз муж­чи­ны и жен­щи­ны, целью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся со­зда­ние семьи.

Брак дол­жен быть ос­но­ван на вза­им­ных чув­ствах, ува­же­нии и друж­бе су­пру­гов. В ре­аль­ной жизни, это хо­ро­шо из­вест­но, в брак всту­па­ют и по эко­но­ми­че­ским (так на­зы­ва­е­мые браки по расчёту), и по дру­гим со­об­ра­же­ни­ям. Учёные счи­та­ют са­мы­ми проч­ны­ми браки, со­здан­ные лю­бя­щи­ми друг друга лю­дь­ми.

Од­на­ко даже самой силь­ной при­вя­зан­но­сти не­до­ста­точ­но, чтобы брак был за­ре­ги­стри­ро­ван. Закон тре­бу­ет со­блю­де­ния обя­за­тель­ных усло­вий и по­ряд­ка за­клю­че­ния брака.

Пер­вое. Вза­им­ное доб­ро­воль­ное со­гла­сие муж­чи­ны и жен­щи­ны всту­пить в брак. В от­ли­чие от до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии, где обя­за­тель­ным было бла­го­сло­ве­ние ро­ди­те­лей, се­год­ня со­гла­сия тре­тьих лиц не тре­бу­ет­ся. Од­на­ко прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что счаст­ли­вы, как пра­ви­ло, те браки, на ко­то­рые дали сер­деч­ное со­гла­сие близ­кие.

Вто­рое. Закон тре­бу­ет, чтобы же­ла­ю­щие за­клю­чить брак до­стиг­ли брач­но­го воз­рас­та. В Рос­сии и для муж­чин, и для жен­щин он со­став­ля­ет 18 лет. Это воз­раст со­вер­шен­но­ле­тия. В дру­гих стра­нах брач­ный воз­раст может быть иным. На­при­мер, в Ан­глии для жен­щин и муж­чин —16 лет, во Фран­ции —15 лет для жен­щин и 18 лет для муж­чин. Со­глас­но Се­мей­но­му ко­дек­су РФ, при на­ли­чии ува­жи­тель­ных при­чин по ре­ше­нию мест­ных ор­га­нов вла­сти брач­ный воз­раст может быть сни­жен не более чем на два года (до 16 лет).

Тре­тье. Брак не может быть за­ключён, если хотя бы одна из сто­рон уже со­сто­ит в дру­гом браке. В нашей стра­не су­ще­ству­ет прин­цип мо­но­га­мии.

Четвёртое. Не до­пус­ка­ет­ся за­клю­че­ние брака между близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми по пря­мой вос­хо­дя­щей и нис­хо­дя­щей линии, а также между пол­но­род­ны­ми (общие отец или мать) бра­тья­ми и сёстра­ми.

Пятое. Не могут всту­пать в брак лица, при­знан­ные судом не­дее­спо­соб­ны­ми. По­ря­док ре­ги­стра­ции брака вклю­ча­ет лич­ную по­да­чу за­яв­ле­ния бу­ду­щи­ми су­пру­га­ми в рай­он­ный (го­род­ской) ЗАГС по месту жи­тель­ства од­но­го из них. ЗАГС опре­де­ля­ет день ре­ги­стра­ции брака не рань­ше, чем через месяц после по­да­чи за­яв­ле­ния. Этот срок может быть со­кращён по ува­жи­тель­ным при­чи­нам или уве­ли­чен, но не более, чем до трёх ме­ся­цев.

Го­су­дар­ствен­ная ре­ги­стра­ция про­ис­хо­дит в тор­же­ствен­ной об­ста­нов­ке. При­сут­ствие же­ни­ха и не­ве­сты при ре­ги­стра­ции обя­за­тель­но. Под за­пи­сью ре­ги­стра­ции брака в книге актов граж­дан­ско­го со­сто­я­ния мо­ло­дожёны ста­вят свои под­пи­си, а затем эта под­пись скреп­ля­ет­ся под­пи­сью долж­ност­но­го лица ЗАГСа. Су­пру­гам выдаётся сви­де­тель­ство о браке.

(А.Ф. Ни­ки­тин)


C 1. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


C 2. Какие усло­вия, со­глас­но нор­мам Се­мей­но­го ко­дек­са РФ, обя­за­тель­ны для вступ­ле­ния в брак? Ис­поль­зуя текст, ука­жи­те любые три усло­вия, обя­за­тель­ные для ре­ги­стра­ции брака.


C 3. На­зо­ви­те место, где про­ис­хо­дит го­су­дар­ствен­ная ре­ги­стра­ция брака. Пе­ре­чис­ли­те любые два пра­ви­ла по­ряд­ка его ре­ги­стра­ции.


C 4. Какие браки, по мне­нию уче­ных, счи­та­ют­ся са­мы­ми проч­ны­ми? Ука­жи­те при­чи­ну, ко­то­рая может яв­лять­ся целью со­зда­ния семьи, про­ил­лю­стри­ро­вав её при­ме­ром.


C 5. Со­глас­но Рос­сий­ско­му за­ко­но­да­тель­ству по же­ла­нию су­пру­гов может быть за­ключён брач­ный до­го­вор (кон­тракт). Дайте опре­де­ле­ние по­ня­тия «брач­ный кон­тракт» и ука­жи­те, когда, в какой форме он может быть за­ключён и всту­па­ет в силу?


C 6. В на­сто­я­щее время мо­ло­дые люди не спе­шат оформ­лять брак. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те любые два ар­гу­мен­та, убеж­да­ю­щих в не­об­хо­ди­мо­сти юри­ди­че­ско­го оформ­ле­ния брака.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!