Методические рекомендации
Контрольно-измерительные материалы
(промежуточная аттестация)
Предмет: Обществознание
Класс: 8
Учитель: Князева Н.М. МОУ «СОШ №65 им. Б.П. Агапитова УИПМЭЦ» города Магнитогорска
Программа: Обществознание: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы О.Б. Соболева -М: Вентана-Граф, 2016.
Учебник: Соболева О. Б., Чайка В. Н. Обществознание: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ под общей редакцией Г.А. Бордовского. - М.: Вентана-Граф, 2018.
Изучение обществознания в 8 классе осуществляется на основе программ и учебно-методических комплексов в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г.
Нормативные документы:
1.Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089 )
3. Методическое письмо Министерства образования Челябинской области «О преподавании учебных предметов история и обществознание в 2018-201 9 уч. году».
4. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2018-2019 учебном году»
Программа:
Примерная программа основного общего образования по обществознанию. Сайт МО и Н РФ— http://www.mon.gov.ru;
Учебно-методический комплекс:
Соболева О. Б. Обществознание: право в жизни человека, общества и государства: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/О.Б. Соболева, В.Н. Чайка; под ред. Г. А. Бордовского. - М.: Вентана-Граф, 2017.
Чернышева О. А. Обществознание. 9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9; учебно-методическое пособие/ О.А. Чернышева, Р. В. Пазин, П. А. Ушаков; под ред. О. А. Чернышевой. - Ростов н/Д: Легион, 2016.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012. Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
Цели проведения переводного экзамена
определение уровня овладения учащимися теоретическими знаниями,
определение уровня общеучебных умений и навыков,
применение полученных знаний на практике,
систематизация знаний учащихся, приобретенных на уроках обществознания,
адаптация учащихся к сдаче ОГЭ.
Форма проведения экзамена
Экзамен по обществознанию в 8 классе сочетает устно-письменную форму. Первая часть экзамена предполагает ответы учащихся по билетам, проводится в устной форме. Формулировки вопросов билетов выдаются учащимся заранее, за два месяца до проведения экзамена. Вторая часть - письменное задание – работа с текстом.
Экзаменационные материалы
Билеты состоят из двух вопросов. Вопросы №1 и №2 проверяют теоретическое усвоение учащимися учебного материала по правоведению. Эти вопросы предполагают развернутые ответы учащегося по предложенной теме. Количество билетов -15.
Время для подготовки устного ответа – 20 минут.
Вторая часть – работа с текстом. В нем предлагается составить план текста (С1), ответить на вопросы по тексту (С2-С3), продемонстрировать знания по поднятой проблеме (С4-С5) и аргументировать свое мнение по проблеме (С6).
Время выполнения теста – 30 минут.
Таким образом, экзаменационные материалы соединяют традиционный подход к проверке знаний, учащихся с новыми формами, применяемыми на ОГЭ.
Спецификация экзаменационной работы по обществознанию
за курс 8 класса
Цель проведения переводного экзамена: оценка качества обществоведческого образования в 8 классе по теме «Право в жизни человека, общества и государства» с учетом региональных особенностей Челябинской области.
Задачи проведения переводного экзамена:
– определить уровень усвоения содержания образования по обществознанию с учетом НРЭО Челябинской области;
– предоставить подросткам возможность самореализации в учебной деятельности;
– определить пути совершенствования преподавания курса обществознания в 8 классе с учетом НРЭО Челябинской области.
Система оценивания
Критерии выставления оценок за часть 1
Оценка «пять» означает, что учащийся обнаруживает предусмотренные программой правильные, полные, осознанные, оперативные знания и умения, отвечающие «Требованиям к знаниям и умениям учащихся». В измененной или новой ситуации самостоятельно применяет полученные знания и умения, на их основе обобщает, оценивает явления общественной жизни; уверенно использует разнообразные источники знаний об обществе; логично и грамотно, с точки зрения требований к устной и письменной речи, излагает материал. Допустимы одна-две несущественные ошибки, которые учащийся исправляет самостоятельно.
Оценка «четыре» ставится в том случае, если ответ, в основном, удовлетворяет требованиям, названным выше, однако используется некоторая помощь учителя в ходе применения знаний и умений в новой ситуации, а также при привлечении источников знаний.
Оценка «три» ставится, когда учащийся обнаруживает знания, в основном, на репродуктивном уровне, в ответе проявляетя недостаточно глубокое понимание материала курса, допускаются ошибки в изложении основных понятий, законов, идей); в измененной ситуации знания и умения применяются с помощью учителя.
Оценка «два» выставляется в том случае, когда учащийся при репродуктивном воспроизведении знаний допускает существенные ошибки и не может их исправить даже с помощью учителя.
Критерии выставления оценок за часть 2
Менее 50 %, 0-4 баллов | 50-74 %, 5 -7 баллов | 75-89 %, 8-10 баллов | 90-100%, 11-13 баллов |
Оценка «2» | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
Итоговая оценка за экзамен выставляется путем выведения средней оценки, полученной учеником за две части, если две оценки различаются в один балл, то итоговая оценка выставляется в пользу ученика.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Что такое право? С чем связано его возникновение? В чем особенности правовых норм.
2. Источники права.
3. Что такое система права? Из каких отраслей состоит право?
4. Правоотношения. Кто является участниками правоотношений? Какими юридическими качествами необходимо обладать, чтобы являться участником правоотношений?
5. Правонарушения. Признаки правонарушения. Виды правонарушений.
6. Юридическая ответственность. Принципы юридической ответственности и ее виды. Кто налагает юридическую ответственность?
7. Правовое государство и его признаки. Условия его возникновения.
8. Гражданское общество. Что составляет гражданское общество? Как оно связано с правовым государством?
9. Конституция РФ. В чем особенности конституции? Когда была принята Конституция РФ?
10. Основы конституционного строя РФ.
11. Федеративное устройство России.
12. Президент РФ. Кто может стать президентом? Функции президента РФ.
13. Федеральное Собрание РФ. Состав, порядок формирования, функции.
14. Правительство РФ. Состав, порядок формирования, функции.
15. Судебная система.
16. Права и свободы человека и гражданина в России. Обязанности граждан РФ.
17. Гарантии и защита прав человека и гражданина в России.
18. Международная система защиты прав и свобод человека. Какие существуют международные документы и международные организации по правам человека?
19. Правоохранительные органы.
20. Права ребенка.
21. Особенности правового статуса несовершеннолетних 14-18 лет.
22. Гражданское право. Субъекты и объекты гражданских правоотношений. Сделки. Способы защиты гражданских прав.
23. Семейное право.
24. Жилищные правоотношения.
25. Право и образование.
26. Административное право.
27. Трудовое право.
28. Уголовное право.
29. Несовершеннолетние и уголовный закон.
30. Право собственности.
Тексты для второй части
Вариант 1
Юридические нормы
Юридические нормы, как мы уже знаем, — «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли — наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом — систему права данной страны. Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.
При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т. е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву — гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.
И всё же главная особенность каждой отрасли — наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом — через дозволения, запрещения, обязывания — осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям — уголовное; к обязываниям — административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.
(По С. С. Алексееву)
C 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
C 2. Какое определение отрасли права дано в тексте? Объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».
C 3. Какие три признака отрасли права рассмотрены автором?
C 4. В тексте приведены примеры некоторых отраслей права. Назовите любые три отрасли и, опираясь на знание обществоведческого курса, определите для каждой её предмет.
C 5. С какой целью правовые нормы объединяются в кодексы? Какие два примера кодексов приведены в тексте? Используя обществоведческие знания, приведите ещё один пример кодекса.
C 6. Какие три метода регулирования, по мнению автора, действуют в различных отраслях права? На примере любой отрасли права поясните, почему она тяготеет к тому или иному методу регулирования.
Вариант 2
Семейный кодекс РФ
Глава 8. Договорный режим имущества супругов
Статья 41
1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.
2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
Статья 42
1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.
Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.
Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов...
Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.
C 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
C 2. Когда может быть заключен брачный договор?
C 3. Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы.
C 4. Выпишите из текста документа любые два условия, которые не могут быть включены в брачный договор, и проиллюстрируйте каждое из них примером.
C 5. При обсуждении условий брачного договора возник спор. Одна сторона утверждала, что в договор необходимо вносить все имущество супругов, другая сторона — что можно оговорить только часть имущества. Как, по-вашему, разрешить этот спор? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.
C 6. В нашем обществе существует как положительное, так и негативное отношение к брачному договору. Какой точки зрения на необходимость заключения брачного договора придерживаетесь вы? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Вариант 3
Народ — источник власти
Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих — «народ» и «власть» — представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть — явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение.
...Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством...
Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.
(Горбунов В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции Социально-гуманитарные знания. М., 1999. №2. С. 249—250)C 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
C 2. Автор указывает, что власть существует в любом социуме. Опираясь на текст и знания из курсов истории и обществоведения, приведите два аргумента в поддержку этого вывода.
C 3. Что автор называет «народным суверенитетом»? Назовите три признака народного суверенитета, которые перечислены в тексте.
C 4. А. Н. Радищев в работе «Опыт о законодательстве» пишет, что соборная народная власть есть власть первоначальная, а потому высшая, единая, что употребитель народной власти издает законы, однако никакой закон не может назначить ни пути, ни предела соборному деянию народа. Можно ли сказать, что в подобном государстве существует народовластие? Приведите положения источника, которые помогают ответить на этот вопрос.
C 5. В каком юридическом документе отражено наличие в РФ народного суверенитета? Покажите на конкретных примерах проявления народовластия в исторической и современной жизни России. Приведите не менее двух примеров.
C 6. Возможна ли власть без принуждения? Обоснуйте свое мнение, опираясь на документ и историко-обществоведческие знания.
Вариант 4
Третейские суды
Третейскими судами (арбитражами) называются негосударственные органы по разрешению правовых споров. Название третейских судов происходит от слова «третий», так как для решения конфликта две стороны приглашают третью.
Законодательство многих стран признает возможность создания третейских судов. Различают суды для разрешения одного конкретного спора и постоянно действующие арбитражи при различных организациях — торгово-промышленных палатах, биржах, предприятиях и т. д.
В третейский суд могут передаваться споры, возникающие из гражданско-правовых отношений. Споры, вытекающие из налоговых, административных и других не гражданских правоотношений, третейским судам неподведомственны. Правом на обращение в третейский суд обладают все субъекты права, в том числе и с участием иностранных сторон.
Чтобы передать дело в третейский суд, стороны должны заключить письменное соглашение. В отличие от государственного суда третейский суд является добровольным. Еще одно отличие от государственных судов — выбор судей сторонами. Третейскими судьями могут быть избраны любые совершеннолетние граждане, согласившиеся стать судьями. Каждая сторона избирает по одному судье, а те избирают третьего судью. Процедура третейского разбирательства является более гибкой, свободной, быстрой и дешевой, чем в государственном суде, что привлекает стороны.
Третейский суд обязан вынести решение, основанное на законе и являющееся обязательным для сторон. Все материалы дела передаются на хранение в государственный суд. Заинтересованная сторона может обратиться в государственный суд за принудительным исполнением решения третейского суда.
Третейские суды наиболее распространены в сфере коммерции и бизнеса. Большинство международных контрактов содержат «третейскую оговорку», что стороны в случае возникновения споров будут обращаться в один из международных арбитражей.
(Пронькин В. Н. Гутников А. Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: книга для ученика. СПб, 2000. Т. 1. С. 348
C 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
C 2. Какие два вида третейских судов выделены в тексте?
C 3. Назовите три отличия третейского суда от государственного, перечисленные в тексте.
C 4. Третейские суды наиболее распространены в сфере коммерции и бизнеса. Поясните, с чем связано распространение третейских судов именно в этих сферах. Приведите примеры споров, которые могут быть решены в третейском суде.
C 5. Квартиру гражданина Н. ограбили, похитив все ценные вещи. Преступников удалось найти и задержать. Может ли гражданин Н. обратиться в третейский суд с требованием возмещения ему ущерба и наказания преступников? Приведите положение текста источника, которое помогает ответить на данный вопрос.
C 6. За рубежом появилась еще одна разновидность третейского суда — квазитретейский суд. Например, в США стороны обращаются к опытному юристу с просьбой сыграть роль настоящего судьи и провести как бы настоящее судебное разбирательство. В США такие суды становятся все более популярными. А российские граждане считают их «ненастоящими», и подобная форма суда у нас не развивается. С какой из данных позиций вы согласны? Используя текст и свои знания курса «Обществознание», приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.
Вариант 5
Избирательный процесс
В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, которая в наибольшей степени отвечает их интересам.
В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.
В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.
В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.
(По кн. К.С. Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245—247)
C 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
C 2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.
C 3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?
C 4. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.
C 5. По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации и получил ее.
Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на приведенный текст и обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.
C 6. В тексте отмечается, что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли вы с таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.
Вариант 6
Брак и условия его заключения
Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» означает «вступать в брак». Юридический смысл термина «брак» имеет другое значение. По семейному праву брак —nbsp;это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.
Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми.
Однако даже самой сильной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.
Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.
Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии для женщин и мужчин —16 лет, во Франции —15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет).
Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии.
Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.
Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше, чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более, чем до трёх месяцев.
Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке.
(А.Ф. Никитин)
C 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
C 2. Какие условия, согласно нормам Семейного кодекса РФ, обязательны для вступления в брак? Используя текст, укажите любые три условия, обязательные для регистрации брака.
C 3. Назовите место, где происходит государственная регистрация брака. Перечислите любые два правила порядка его регистрации.
C 4. Какие браки, по мнению ученых, считаются самыми прочными? Укажите причину, которая может являться целью создания семьи, проиллюстрировав её примером.
C 5. Согласно Российскому законодательству по желанию супругов может быть заключён брачный договор (контракт). Дайте определение понятия «брачный контракт» и укажите, когда, в какой форме он может быть заключён и вступает в силу?
C 6. В настоящее время молодые люди не спешат оформлять брак. Используя обществоведческие знания и социальный опыт, приведите любые два аргумента, убеждающих в необходимости юридического оформления брака.