СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине: ОП. 04 «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине: ОП. 04 «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности»»

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Алейский технологический техникум»

Шипуновский филиал КГБПОУ «Алейский технологический техникум»





СОГЛАСОВАНО

на заседании МК

общеобразовательных дисциплин

Протокол №___ от _____________



УТВЕРЖДАЮ

Заведующий Шипуновским филиалом КГБПОУ «Алейский технологический техникум»

___________________ Г.Н. Власов

«___» ____________2020 г.







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

по дисциплине: ОП. 04 «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности»


(естественнонаучный профиль, общеобразовательный цикл)

по профессии:


43.01.09 Повар, кондитер









Разработчик:

Астанина Наталья Евгеньевна,

преподаватель








Хлопуново

2020



Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.04 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности для специальности 43.01.09 Повар, кондитер разработано на основе рабочей программы учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности.

Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия по выполнению практических работ по учебной общеобразовательной дисциплине ОП.04 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности.



Организация-разработчик: Шипуновский филиал КГБПОУ «АТТ»

Разработчики: Астанина Н.Е., преподаватель Шипуновского филиал КГБПОУ «АТТ»



Рассмотрены и одобрены

Методической комиссией

«___________________________»

Председатель _______ ФИО

Протокол № _____

от «___» _______________ 20___ года.





































Содержание

  1. паспорт ПРОГРАММЫ

  2. Область применения программы

  3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

  4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

  5. Правила выполнения практических работ

  6. Методическое обеспечение:

  7. Перечень практических занятий по программе

  8. Практические работы

  9. Список рекомендуемой литературы














































1. паспорт ПРОГРАММЫ

учебной дисциплины ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

ОПД. 04 Экономические и правовые основы производственной деятельности


    1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью основной профессиональной образовательной программы Шипуновского филиала КГБПОУ АТТ по специальности СПО 43.01.09 Повар, кондитер.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по профессии Повар, кондитер.

Рабочая программа составляется для очной формы обучения

    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 43.01.09 Повар, кондитер и овладению профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ;

ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов;

ПК 2.1. Проводить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров;

ПК 2.2. Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы;

ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий;

ПК 2.4. Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога;

ПК 2.5. Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем;

ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары;

ПК 3.2. Готовить простые супы;

ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты;

ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы;

ПК 4.1.Производить обработку рыбы с костным скелетом;

ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом;

ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом;

ПК 5.1.Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы;

ПК 5.2. Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы;

ПК 5.3. Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов;

ПК 5.4. Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы;

ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями;

ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты;

ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски;

ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные блюда;

ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда;

ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки;

ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки;

ПК 8.1. Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб;

ПК 8.2. Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия;

ПК 8.3. Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки;

ПК 8.4. Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты;

ПК 8.5. Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные;

ПК 8.6. Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.


В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):

ОК 1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3 –Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

ОК 4 - Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ОК 5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6 - Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 7 - готовность к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние;

ОК 8 - Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Базовая часть

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;

  • применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;

  • защищать свои трудовые права, в рамках действующего законодательства.


В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • принципы рыночной экономики;

  • организационно-правовые формы организаций;

  • основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;

  • механизмы формирования заработной платы;

  • формы оплаты труда.

Правила выполнения практических работ


Прежде чем приступить к выполнению работы, студент должен изучить её содержание по данному практикуму, после чего преподаватель путём опроса проверяет готовность студентов к работе. Если студент к выполнению работы не готов – он к ней не допускается. Особое внимание при этом обращается на знание основных вопросов по выполняемой работе.

Предварительной подготовкой к практической работе студенты занимаются дома.

По каждой работе студент должен:

  • полностью выполнить задания, предусмотренные для данной работы;

  • предоставить отчёт;

  • защитить практическую работу и получить оценку за её выполнение.

Отчёт о работе выполняется в тетради в клетку для практических занятий, рукописным текстом. Выполненная практическая работа должна содержать:

  • номер работы, её название и цель;

  • задание на практическую работу;

  • выполненную работу;

  • вывод и обоснование.

При оценке практической работы учитывается последовательность и правильность выполнения, аккуратность, полнота ответов на поставленные вопросы. Выполненная работа подлежит защите – устное обоснование проделанной работы.

Оценку «Отлично» получает студент, выполнивший все требования, «Хорошо» - допущены незначительные ошибки в оформлении и хорошо знает теоретический материал, «Удовлетворительно» - допущены ошибки в оформлении и неполное владение материалом. Неаккуратно и с ошибками оформленная работа к сдаче не допускается и не заслушивается. «Неудовлетворительно» - допущены грубые ошибки или работа выполнена менее чем на 20%.


Оснащение: технологическая документация, калькуляторы, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий, бланки первичной документации, рекламные проспекты, плакаты.


Методическое обеспечение:

  • Учебное пособие по дисциплине: «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности».

  • методические указания по выполнению работы;

  • нормативная документация.


  1. Список практических занятий

Наименование

1-2

Составление схемы факторов производства

3-4

Составление классификации типов предприятий общественного питания

5

Определение спроса на отдельные виды продукции общественного питания

6

Составление схемы основных функций маркетинга

7

Создание предприятия общественного питания и его реклама

8

Составление кривой спроса и предложения

9-10

Проведение анализа финансового состояния предприятия

11

Определение себестоимости блюд

12

Составление структуры бизнес-плана предприятия общественного питания

13

Составление резюме при трудоустройстве, заполнение трудового договора

14

Расчет заработной платы

15

Решение проблемных ситуаций по теме Трудовые правоотношения

16

Методы защиты интересов прав потребителей. Закон РФ О защите прав потребителей.


























Практическая 1-2

На тему: Факторы современного производства

Цель работы: развить навыки решения экономических задач; сформировать умение анализировать экономическую ситуацию

1. Дайте определение понятий экономических ресурсов:

Рабочая сила –

Природные ресурсы –

Капитал -

Предприниматель –

2. Перечислите доход (плату), который получает каждый экономический ресурс:

Рабочая сила –

Природные ресурсы –

Капитал –

Предприниматель –


3.Укажите, что входит в понятие «Факторы производства»:

А) производительность труда и рентабельность производства;

Б) основные и оборотные фонды предприятия;

В) земля, труд, капитал, предприимчивость, информация;

Г) наследство, недвижимость, предприимчивость;

Д) квалификация кадров и оборудование.


4.Выберите группу, в которой наилучшим образом представлены примеры трех основных факторов производства – природных, трудовых и капитальных ресурсов:

А) рента, рабочие, деньги;

Б) нефть, водители такси, ценные бумаги;

В) железная руда, учителя, грузовики;

Г) фермеры, банкиры, производители.


5. Выберите группу, в которой представлены примеры трех основных факторов производства – природных, трудовых и капитальных ресурсов:

А) деньги, фермер, газ;

Б) учитель, нефть, трактор;

В) геолог, машиностроитель, банкир;

Г) облигации, уголь, бригадир.


6. Что необходимо сделать для того, чтобы ускорить кругооборот факторов производства? Что это дает экономике


7. В настоящее время в экономике России наблюдается резкий спад инвестиций. К каким последствиям это может привести?


8. Почему бизнесмены вынуждены покупать факторы производства у общества?


9. Какие ресурсы в обществе перераспределяются экономикой, а какие нет?


10. Какую роль играет государство в формировании потока денег, товаров и факторов производства?


11. Дайте определение понятия:

Производственные возможности –


12. Фермер на своем поле может выращивать картофель и пшеницу. Если он посадит картофель, то соберет 400 т, а если посеет пшеницу, то – 100 т. Какова альтернативная стоимость 1 т пшеницы? Выберите правильный ответ:

А) альтернативную стоимость точно установить нельзя, так как неизвестно, сколько посеяно пшеницы, а сколько посажено картофеля;

Б) 4 т картофеля;

В) ¼ т картофеля;

Г) альтернативную стоимость определить нельзя, поскольку неизвестны цены.


13. Укажите, с какой проблемой сталкивается любая экономическая система:

А) как сбалансировать импорт и экспорт;

Б) как наиболее рационально распорядиться ограниченными ресурсами;

В) как сэкономить средства, чтобы сократить государственный долг.


14. Укажите, какое высказывание лучше всего описывает проблему редкости ресурсов:

А) В любой экономике всегда чего-то недостает;

Б) Ресурсов всегда не хватает для удовлетворения всех человеческих потребностей;

В) Бедные страны в большей степени ощущают ограниченность ресурсов, чем богатые;

Г) Чем меньше какого-нибудь ресурса, тем более он редок.


15. Вы сделали крупную покупку. Что при этом было альтернативной стоимостью для вас?

16. Почему альтернативная стоимость одного часа времени пенсионера ниже, чем бизнесмена?

17. Почему экономика России не полностью использует свои производственные возможности?

Ответить на вопросы .Составить схему факторов производства.



Практическая работа№3-4


Тема «Составление классификации типов предприятий общественного питания»

Цель: формировать умение правильно определять типы, классы ПОП

Задачи: научиться правильно определять типы, классы ПОП



Образовательные результаты:

Студент должен

уметь:

-различать по классификациям, типам, классам ПОП

знать:

- Характеристику, функции, типы, классы ПОП


Задачи практической работы:

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить задания

4. Оформить практическую работу.


Задания для практического занятия:

Задание 1. Пользуясь любым источником литературы или основываясь на собственном опыте посещения реальных предприятий общественного питания любой формы собственности и принадлежности, подобрать два примера предприятий питания, выделяющихся своей уникальностью или «изюминкой». Это может быть наружное или внутреннее оформление предприятия, униформа персонала или «сверхвнимательное» обслуживание, «удивительные» услуги, «неповторимое» меню и т.д.

Оформить материал работы в виде сообщения с примерной темой «Уникальные предприятия общественного питания». На примере этих двух предприятий питания показать особенности их деятельности и отличительные черты.

Задание 2. После изучения темы «Типы и классы предприятий общественного питания и их характеристика» необходима выполнить сравнительную характеристику двух типов предприятий ОП по индивидуальному заданию (см. таблицу 2) по следующей схеме:

1 В соответствии с ГОСТ Р 50762 – 95 «ОП. Классификация предприятий» (см. Приложение А) произвести сравнение по всем группам показателям, сделать вывод;

2 .Используя «Ассортиментный минимум блюд и напитков для разных типов предприятий общественного питания» (Приложение Б), сделать сравнение по меню для этих же типов предприятий ОП, привести вывод.

Таблица 2 – Номер варианта и типы предприятий ОП для выполнения работы

№ варианта

Первый тип предприятия ОП

Второй тип предприятия ОП

1

2

3

1

Ресторан 1 класса

Ресторан класса люкс

2

Ресторан высшего класса

Бар высшего класса

3

Ресторан класса люкс

Столовая

4

Кафе общедоступное

Ресторан 1 класса

5

Столовая общего типа

Диско-бар

6

Коктейль-холл

Закусочная блинная

7

Столовая диетическая

Закусочная общего типа

8

Бар высшего класса

Ресторан высшего класса

9

Бар класса люкс

Бар 1 класса

10

Закусочная общего типа

Столовая общего типа

11

Закусочная пышечная

Кафе молодежное

12

Закусочная пиццерия

Кафе-молочное

Продолжение таблицы 2

№ варианта

Первый тип предприятия ОП

Второй тип предприятия ОП

1

2

3

13

Закусочная сосисочная

Ресторан 1 класса

14

Закусочная чебуречная

Столовая общего типа

15

Закусочная пирожковая

Ресторан 1 класса

16

Закусочная блинная

Ресторан 1 класса

17

Закусочная шашлычная

Бар 1 класса

18

Закусочная чайная

Кафе-кондитерская

19

Ресторан 1 класса

Гриль-бар

20

Варьете-бар

Закусочная шашлычная

21

Столовая диетическая

Закусочная сосисочная

22

Ресторан 1 класса

Кафе общедоступное

23

Кафе молодежное

Коктейль-холл

24

Кафе детское

Закусочная пышечная

25

Кафе-кондитерская

Коктейль-бар

26

Кафе-молочное

Ресторан высшего класса

27

Кафетерий

Бар высшего класса

28

Гриль-бар

Закусочная чайная

29

Коктейль-бар

Закусочная общего типа

30

Снэк-бар

Ресторан высшего класса

31

Экспресс-бар

Кафе-мороженое

32

Молочный бар

Ресторан класса люкс

33

Диско-бар

Кафе детское

34

Кафе-мороженое

Кафе общего типа

35

Ресторан 1 класса

Бар 1 класса

36

Ресторан высшего класса

Экспресс-бар

37

Ресторан класса люкс

Бар класса люкс

38

Кафе общедоступное

Коктейль-бар

39

Столовая общего типа

Молочный бар

40

Коктейль-холл

Кафе-кондитерская

41

Бар 1 класса

Кафе детское

42

Бар высшего класса

Бар-кофейня

43

Бар класса люкс

Закусочная шашлычная

44

Закусочная общего типа

Ресторан высшего класса

45

Закусочная пышечная

Кафе молодежное

46

Закусочная пиццерия

Столовая диетическая

47

Закусочная сосисочная

Кафе общедоступное

48

Закусочная чебуречная

Кафе-мороженое

49

Закусочная пирожковая

Столовая общего типа

50

Закусочная блинная

Ресторан 1 класса


Практическая №5

Тема: Определение спроса на отдельные виды продукции общественного питания

Цель: формировать умение правильно определять спрос на отдельные виды продукции общественного питания

Задачи: научиться правильно определять типы, классы спроса на отдельные виды продукции общественного питания

Факторы, влияющие на формирование спроса в общественном питании: ассортимент услуг питания и дополнительных услуг, его обновляемость, качество кулинарной продукции, уровень сервиса, ценовая политика, коммуникативная (информационная) политика Особенность спроса в общественном питании, прежде всего, проявляется в объекте спроса. В розничной торговле спрос предъявляется на конкретный товар, поэтому по величине спроса населения на отдельные товары можно судить о его объеме и структуре. Объектом спроса в общественном питании выступает комплекс услуг, состоящий из непосредственно продукции, услуги по ее реализации и организации потребления. Взаимосвязь функций предприятий общественного питания с комплексом предоставляемых услуг представлена на рис.1. Схематично спрос в общественном питании представлен на рис.2. Рис.2 - Составляющие объекта спроса в общественном питании Каждый элемент объекта спроса состоит из различных показателей. Продукция общественного питания - совокупность производимых и реализуемых блюд, кулинарных и кондитерских изделий, полуфабрикатов и готовых к потреблению продуктов предприятий пищевой промышленности и сельскохозяйственных производителей, т.е. в составе продукции выделяют продукцию собственного производства и покупные товары. Состав продукции общественного питания неоднороден (рис.3). Рис.3 - Состав продукции общественного питания Услуга по организации потребления также состоит из комплекса показателей, характеризующих уровень и структуру обслуживания, степень комфорта в зале предприятия, что является объектом анализа при исследовании спроса, так как влияет на предпочтения потребителей. Для оценки спроса необходимо использовать в практике изучения систему показателей, с одной стороны, позволяющей оценить различные стороны деятельности предприятия, а с другой стороны - учитывающей тип предприятия, его специализацию и то, что они оказывают услуги по организации потребления. Основные стороны услуги можно анализировать по приведенным в табл.1 показателям. Таблица 1 - Система показателей, характеризующих основную услугу общественного питания




Показатели

Характеристика показателей


Продукция

Ассортимент

широта;

полнота.

Качество:

вкус;

внешний вид (оформление).

3. Уровень цен


Уровень обслуживания

Вежливость, внимательность персонала

Быстрота обслуживания

Сервировка стола

Внешний вид и качество столовой посуды, приборов

Соблюдение правил приема и выдачи блюд, рас чета

Внешний вид персонала


Состояние торгового зала

Уровень комфорта

Санитарное состояние

Эстетическое оформление зала (интерьер)

Удобство мебели


Организация отдыха

Музыкальное сопровождение и его качество

Развлекательные программы

Другие виды услуг


Месторасположение предприятий и организация его работы

Степень доступности

Режим работы



Классификация видов спроса в общественном питании и их характеристика

Комплексный характер спроса в общественном питании требует его классификации, что необходимо как для выявления и исследования общих тенденций развития спроса в масштабах города, так и для разработки мероприятий по его удовлетворению на уровне конкретных предприятий.

В общественном питании формируются не все виды спроса, присущие спросу на потребительские товары в розничной торговле в силу специфики отрасли, а многие из них имеют отличительные характеристики. Классификация видов спроса на продукцию и услуги общественного питания представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Виды спроса в общественном питании




Классификационный признак

Виды спроса


А

Б


1. По объему (объекту)

1.1 Макроспрос

1.2 Микроспрос


2. По субъекту спроса

2.1 Спрос всего населения (совокупный)

2.2 Спрос различных социальных групп населения

2.3 Спрос экономических групп населения (по уровню материального достатка)



2.4 Спрос отдельных семей

2.5 Спрос отдельных граждан (индивидуальный)


3. По региональному признаку

3.1 Спрос в масштабах страны

3.2 Региональный (спрос в масштабах краев, областей, республик, городов и т.д.)

3.2.1 Стационарный (спрос постоянно проживающих граждан)

3.2.2 Мобильный (спрос приезжего населения)


4. По степени урбанизации

4.1 Городской

4.2 Сельский


5. По степени интенсивности (тенденция развития)

4.1 Интенсивный

4.2 Стабилизирующийся

4.3 Пониженный (угасающий)


6. По степени зрелости (развития)

5.1 Сложившийся

5.2 Формирующийся

5.3 Потенциальный


7. По времени предъявления

Ретроспективный

Текущий

Перспективный


8. По степени удовлетворенности

7.1 Действительный

7.2 Реализованный

7.3 Неудовлетворенный


9. По психофизической реакции

8.1 Устойчивый

8.2 Альтернативный

8.3 Импульсный

8.4 Ажиотажный





Практическая работа № 6

Тема: Организация маркетинга на предприятии.

Цель: Закрепление теоретических знаний по указанной теме.


Задание № .1 Ключевые термины и понятия


К ключевым терминам и понятиям, которые рассматривались в теме и обозначены буквами, найдите правильные ответы из числа предложенных:

а) организация маркетинга;

б) функциональная организация маркетинга;

в) региональная организация маркетинга;

г) товарная (продуктовая) организация маркетинга;

д) рыночная организация маркетинга;

етоварно-рыночная организация маркетинга;

ж) управление маркетингом.

Предложенные ответы:

1.Процесс, который состоит из анализа рыночных возможностей, отбора целевых рынков, разработка комплекса маркетинга и реализация маркетинговых мероприятий.


2.Реализация различной продукции предприятия на многих рынках, которые существенно отличаются.


3.Структура управления маркетингом, в которой за разработку и реализацию стратегии и планов маркетинга для определенного товара или группы товаров отвечает менеджер по товару.


4.Структура управления маркетингом с учетом специфики работы на разных по своему характеру рынках: потребительскому, промышленному, государственных учреждениях.


5.Структурное построение для управления маркетинговыми функциями, что устанавливает подчинение и ответственность за выполнение поставленных целей и заданий.


6.Структура управления маркетингом, что предусматривает создание подразделений, которые занимаются маркетингом продукции предприятия в отдельных регионах.


7.Структура управления маркетингом, что предусматривает распределение обязанностей между структурными подразделениями по отдельным функциям маркетинговой деятельности.


Упражнение 1.Заполните схему функциональной организации службы маркетинга предприятия.


1. Отдел маркетинговых исследований;

2. Отдел сбыта;

3. Отдел рекламы и связей с общественностью;

4. Отдел планирования товарного ассортимента;

5. Маркетинг-директор;

6. Отдел ценовой политики;

7. Региональная служба сбыта.




Практические занятия № 7

Тема: «Создание предприятия общественного питания»

Цель: Научиться создавать предприятия общественного питания.


Предприятия общественного питания могут классифицироваться по различным признакам: по форме и режиму обслуживания, ассортименту, месторасположению, форме собственности, полноте технологического цикла и т.д.

В соответствии с ГОСТ Р № 50-762-95 «Классификация предприятий общественного питания». Общие требования для разных типов и классов этих предприятий установлены обязательные требования и нормы:

- к технической оснащенности (архитектурно - планировочное решение, состав помещений, их оформление и оснащение);

- к ассортименту продукции, ее разнообразию, методам приготовления;

- к методам обслуживания;

- к эстетике обслуживания: эстетике, комфортности, музыкальному сопровождению и т.п.;

- к квалификации персонала;

- к мебели, столовой посуде, приборам, форменной одежде.

Эти требования можно рассматривать как компоненты общей культуры ресторанного сервиса. Характер торгово-производственной деятельности является главным критерием, в зависимости от которого все предприятия питания подразделяются на следующие типы:

-ресторан;

-кафе;

-бар;

-буфет;

-закусочная;

-столовая.

Для каждого типа предприятий питания по этому признаку классификации характерны соответствующие ассортименты блюд и напитков, применяемые формы обслуживания, месторасположения, обслуживаемый контингент – сочетание других критериев классификации.

Ресторан – предприятие питания, предоставляющие гостям широкий ассортимент блюд, напитков, кондитерских изделий, в том числе фирменных и сложного приготовления. Высокий уровень обслуживания в ресторанах обеспечивается квалифицированными поварами, официантами, метрдотелями и сочетается с организацией отдыха и развлечений.

Кафе – предприятие питания, предоставляющие гостям ограниченный ассортимент блюд и напитков, мучных кондитерских изделий, кисломолочных продуктов в сочетании с отдыхом и развлечениями.

Бар – специализированное предприятие питания, предоставляющее гостям различные напитки, десерты, сладкие блюда и закуски. В баре имеется возможность отдохнуть в уютной обстановке, послушать музыку, развлечься.

Буфет производит продажу с потреблением на месте ограниченного ассортимента холодных закусок, бутербродов, напитков, булочных и кондитерских изделий, сладких блюд несложного приготовления. Допускается отпуск упакованной продукции на вынос, а также реализация продовольственных товаров.

Закусочная изготавливает, реализует и организует потребление на месте различных блюд и закусок несложного приготовления, холодных и горячих напитков, мучных кондитерских изделий.

Столовая как предприятие питания часто встречается в структуре курортных гостинец. Предназначена для изготовления, реализации и организации потребления на месте различными слоями населения завтраков, обедов, ужинов, отпуска их на дом. Предоставляет различные дополнительные услуги.

В зависимости от месторасположения различают:

1)Городские рестораны. Расположены в городской черте и предлагают разнообразный ассортимент блюд, закусок, напитков либо специализируются в предоставлении обедов и ужинов. Работают в определенные часы и имеют многочисленных клиентов.

2)Вокзальные рестораны. Расположены на железнодорожных и аэровокзалах. Работают круглосуточно. Характерен ограниченный набор блюд, закусок, напитков, невысокий уровень цен и относительно быстрое обслуживание.

3)Вагоны-рестораны. В основном имеются в поездах дальнего следования и предназначены для обслуживания пассажиров, находящихся в пути. В меню входят холодные закуски, первые и вторые блюда, горячие напитки, комплексные обеды, а также дорожные наборы в пакетах, кондитерские изделия, фрукты, соки, минеральные и фруктовые воды, продаваемые официантами во всех вагонах поезда.

4)Рестораны на теплоходах. Предназначены для обслуживания пассажиров и туристов в пути следования. В них предоставляются завтраки, обеды и ужины. Обслуживание осуществляется официантами, но может применяться и самообслуживание. На крупных теплоходах может быть несколько ресторанов.

5)Рестораны для автотуристов, не желающих покидать автомобиль. Расположены возле шоссе или крупных автостоянок. В целях экономии времени клиенты обслуживаются прямо в машине официантами, которые подкатывают к ним на роликовых коньках. Такой вид ресторанов распространен в США.

Бары можно классифицировать в зависимости от их расположения в гостиничном здании:

1)Вестибюльный бар служит удобным местом для встреч и бесед.

2)Ресторанный бар традиционно является самым притягательным элементом интерьера ресторана.

3)Вспомогательный бар представляет собой торговую точку, расположенную в глубине гостиничного здания, на этаже.

4)Банкетный бар расположен в банкетном зале. Используется для обслуживания банкетов и конференций. Как, правило банкетный бар имеет большой запас дорогих и популярных вин, напитков, пива.

5)Бар пи бассейне. Любой высокоразрядный отель немыслим без бассейна и бара при нем, где гости могут расслабиться с бокалом экзотического коктейля или какого-либо другого напитка.

6)Мини-бар – маленькие бары с холодильником в гостевых комнатах. Предназначены для снабжения гостей напитками в любое время суток. Запасы напитков в мини-барах пополняются ежедневно, а в стоимость выпитого дополнительно включается в общий счет.

Контингент обслуживаемых клиентов. В зависимости от этого критерия выделяют предприятия питания:

-общедоступные;

-связанные с обслуживанием определенного контингента клиентов.

Ассортимент продукции (специализация). В зависимости от широты ассортимента предлагаемой продукции прежде всего можно выделить две большие категории предприятий питания:

1) полносервисные;

2) специализированные.

Среди предприятий питания полносервисными в большинстве случаев могут быть только рестораны и кафе, поскольку они предлагают широкий выбор закусок, блюд, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий, различных напитков.

Специализация предприятий питания может быть различной: от широкой специализации на блюдах определенной кухни (французской, итальянской, китайской и т.д.) до узкой специализации на одном или нескольких наименований блюд. На приготовлении одного главного блюда специализируются обычно предприятия быстрого обслуживания. Среди разных типов предприятий наиболее просто специализировать бары – в зависимости от ассортимента реализуемых напитков (винные, пивные, молочные, коктейль-бары и др.). Закусочные также подразделяются на предприятия общего типа и специализированные (шашлычная, чебуречная, пиццерия, блинная, и т.д.).

Вместимость. Для ресторанов она может составлять от 50 до 500 мест, кафе от 50 до 150, столовые – 50, 100, 200, 500 и более мест.

Форма обслуживания:

-на предприятие самообслуживания;

-с частичным обслуживанием официантами;

-с полным обслуживанием официантами;

-с обслуживанием буфетчиками.

Время функционирования:

-постоянно действующие;

-сезонные;

-работающие в дневное и ночное время;

-работающие в ночное время (ночные бары).

Уровень обслуживания:

-люкс;

-высшая;

-первая;

-вторая;

-третья.


Практическая часть:

Задание 1.

Создайте свое предприятие общественного питания исходя из данных условий.

Результат: Записи в тетради.


Литература. А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. « Экономика» -

М; « Акадения», 2012г.

Интернет-ресурс.

Профессиональные печатные издания.



Практическая работа № 8Составление кривой спроса и предложения


Тема.8Составление кривой спроса и предложения


Цель: научиться строить кривые спроса и предложения


Образовательные результаты:


Студент должен

знать: принципы, признаки и функции рынка

уметь: строить кривые спроса и предложения


Задачи практической работы:

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить задания

4. Оформить практическую работу.


Методические рекомендации:

  1. Охарактеризуйте сущность, виды и механизм функционирования рынка.

  2. Кривая спроса наглядно показывает какое количество товаров и услуг может быть куплено по разным ценам

  3. Задание: На основании данных, приведенных в таблице, построим кривые индивидуального спроса и кривую рыночного спроса.


цена

Спрос потребителей, ед. товара в течении месяца

Мария

Николай

Кирилл

Рыночный спрос

30

0

0

1

(0+0+1)=1

25

2

2

3

(2+2+3)=7

20

4

3

5

(4+3+5)=12

15

6

4

7

(6+4+7)=17

10

8

5

9

(8+5+9)=22

5

10

6

10

(10+6+10)=26


Чтобы получить рыночный спрос, суммируем показатели индивидуальных кривых спроса по горизонтали.

По оси ординат откладываем цену единицы товара, по оси абсцисс – число единиц товара. Используя данные таблицы, строим по точкам графики.

После построения кривых спроса, будет видно, что у каждого потребителя товара в конкретный период времени имеется своя кривая спроса.

По построенным кривым сделайте соответствующие выводы.


Задания для практического занятия:


  1. Задание: На основании данных, приведенных в таблице, построим кривую предложения.


Цена за 1 кг груш (руб.)

Величина предложения

(тыс. т. груш)

12

40

10

32

8

25

6

20

4

13

2

7


Кривая предложения наглядно показывает какое количество товаров и услуг производители хотят предложить по данной цене.

Кривая предложения, как и кривая спроса, зависит от цены и условий предложения – она поднимается снизу вверх при движении слева направо.

По построенной кривой сделайте соответствующие выводы.




Практическая работа №9-10 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации»


Наименование работы: Анализ финансового состояния торгового предприятия

Цель:  Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов;

ПК. 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату;

ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.

ОК.2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 10.Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь

 

Задание

Сравните плановые и фактические показатели розничного товарооборота города, заполните таблицу. Сформулируйте выводы.

Таблица 1. Информация об участии ОАО «Торговый дом» в розничном товарообороте города

Показатель

Фактически за прошлый год

Отчетный год

Отклонение

В % к прошлому году

план

фактически

% выполнения плана

от плана

от прошлого года

Численность населения города, тыс.чел.

54,0

56,0

57,0

101,8

1,0

3,0

105,5

Розничный товарооборот города, млрд.руб.

114,0

121,0

153,0

126,4

32,0

39,0

134,2

Розничный товарооборот торгового предприятия, млрд.руб.

 

11,4

 

12,0

 

14,3

 

119,2

 

2,3

 

2,9

 

125,4

Удельный вес торгового предприятия, %

10,0

9,9

9,3

93,9

-0,6

-0,7

93,0

Розничный товарооборот города на душу населения, млрд.руб.

2,1

2,2

2,7

122,7

0,5

0,6

128,6


На основании вышеприведенных расчетов сформулируем вывод:

Розничный товарооборот по факту в сравнении с планом увеличился на 32 млрд. руб. или на 26 , 4%.Розничный товарооборот города увеличился на 39 млрд. рублей или на 34, 2 %. Доля торгового предприятия в товарообороте города уменьшилась на 0,56 пункта и составила 93%.

 


Практическая работа №11


Тема: Определение себестоимости блюда.

Цель: научиться определять розничные цены на продукцию собственного производства: горячие блюда из рыбы, мяса, птицы, овощей; горячие и холодные напитки

Материально-техническое оснащение: Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий, бланки калькуляционных карточек


Инструкция по выполнению практической работы:

  1. Запишите в тетрадь тему, цель практической работы.

  2. Внимательно прочитайте теоретический материал.

  3. Составьте калькуляционные карты.

  4. Запишите вывод о проделанной работе в тетрадь.

Теоретический материал

Документ калькуляционная карточка (форма ОП-1) применяется для определения продажной цены отдельно на каждое блюдо (изделие) с помощью калькуляции. Составляется в одном экземпляре.

Расчет стоимости блюд проводят по сборнику рецептур или технологической карте. Каждая колонка в калькуляционной карточке имеет свои правила расчета. Чтобы сделать расчеты, используйте таблицу, приведенную ниже:

Таблица калькуляции блюд

Колонки

Правила расчета

«№ п\п»

Соответствует количеству продуктов, необходимых для расчета стоимости блюда

«Наименование продуктов»

Переписываются продукты, необходимые для приготовления блюда из сборника рецептур или технологической карты

«Норма»

Берется колонка брутто из сборника рецептур или технологической карты и рассчитывается:

- холодные блюда, супы, вторые блюда на 100 порций

- гарниры, соусы, бульоны, тесто на 10 кг

Колонка рассчитывается в кг, для этого делят полученное число в г на 1000 и получают кг.

«Цена»

Рассчитываются продукты за 1 кг

«Сумма»

Рассчитывается путем умножения колонок норма и цена.

Общая стоимость набора

Это цена за 100 порций или 10 кг. Рассчитывается путем сложения колонки «Сумма»

Наценка

Общая стоимость набора умножается на наценку и делится на 100 %

Продажная цена блюда

Это цена 1 порции или 1 кг. К общей сумме набора прибавляется наценка и делится на 100 порций или 10 кг

Выход в готовом виде

Это вес одной порции, он соответствует выходу блюда в сборнике рецептур или технологической карте или 1000 г


Задания

  1. Определить продажную цену блюда «Рыба жареная» (окунь морской) в школьной столовой (наценка 25 %).

  2. Определить продажную цену блюда «Шашлык из свинины» в кафе класса А (колонка 2). Размер наценки – 150 %.

  3. Определить продажную цену котлет натуральных из филе птицы в ресторане высшего класса (колонка 1, наценка – 300 %).

  4. Определить продажную цену блюда «Пудинг овощной» в кафе (колонка 2, наценка – 150 %).

  5. Определить продажную цену какао с молоком в школьной столовой (наценка 25%).

  6. Определить продажную цену молочного прохладительного напитка с соком плодовым в молочном баре (колонка 2, наценка 200 %).

Приложение 1

Цены на сырье:

Наименование сырья

Цена

Наименование сырья

Цена

Мука пшеничная

56-00

Сахар

60-00

Окунь

280-00

Морковь

16-00

Капуста цветная

180-00

Сок персиковый (1 л)

100-00

Молоко

60-00

Сметана (400 мл)

80-00

Картофель

30-00

Курица

200-00

Горошек зеленый консервированный (425 мл)

29-00

Лук репчатый

20-00

Какао-порошок

480-00

Лимон

230-00

Яйца куриные

50-00

Масло сливочное

400-00

Соль

20-00

Маргарин

45-00

Капуста белокочанная

11-00

Помидоры свежие

70-00

Лук зеленый (20 г)

25-00

Сыр российский

500-00

Крупа манная

60-00

Сухари панировочные (200 г)

44-00

Хлеб пшеничный (0,7 кг)

15-00

Кабачки

18-00

Мороженое сливочное (60 г)

20-00

Свинина (мякоть)

480-00

Уксус (0,8 л)

17-00

Соус Южный (0,35 л)

40-00



Практическое занятие № 12. Разработка бизнес-плана

Цель: приобрести практические навыки разработки бизнес плана.

Общие теоретические сведения:

Бизнес-план является основным документом в организации цивилизованной предпринимательской деятельности и реализации инвестиционных проектов. Он является развернутым технико-экономическим, организационным, коммерческим, управленческим обоснованием целесообразности того или иного вида бизнеса.

Хотя для малых предприятий может разрабатываться только один бизнес-план, для большинства предприятий бизнес-план - только один из планов их производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности. Бизнес-план - план производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия, занимающий промежуточное положение между стратегическим планом предприятия и его годовым планом маркетинга.

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия.

Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы:

• как начать дело;

• как эффективно организовать производство;

• когда будут получены первые доходы;

• как скоро можно будет расплатиться с кредиторами;

• как уменьшить возможный риск

В теории и практике нет жестко регламентированной структуры бизнес-плана: она может быть различной в зависимости от выполняемой функции - одна для начинающего предпринимателя и другая для действующего предприятия.

Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:

  1.  резюме (введение)

  2. общее описание фирмы ;

  3. продукция и услуги;

  4. маркетинг-план;

  5. производственный план;

  6. управление и организация;

  7. капитал и юридическая форма фирмы;

  8. финансовый план.

Фактически резюме является сокращенной версией плана, это своего рода уведомление о намерениях. После прочтения резюме рецензент должен иметь относительно ясное понимание того, что будет представлено в более детальной форме в остальной части плана. Резюме следует писать после завершения работы над планом. Резюме должно возбуждать немедленный интерес у рецензента. Интерес должны вызывать концепция, норма прибыли или просто стиль изложения.

Объем описания компании не должен превышать несколько страниц. Раздел лучше начинать с анализа текущего состояния отрасли, в которой функционирует предприятие; показать тенденции развития отрасли. Необходимо показать, какое место в отрасли занимает предприятие, и приступить к его описанию.

Здесь можно кратко рассказать об истории развития предприятия (дать основания компании, ее основные успехи или достижения). Краткие сведения о предприятии должны, как правило, включать следующее:

  1. общие сведения: расположение предприятия, занимаемая площадь; количество зданий и цехов (собственный или арендованный), выгодность расположения, количество работников;

  2. характеристика основных фондов предприятия: состояние, износ оборудования, оценка стоимости оборудования, стоимость арендованного оборудования, стоимость неустановленного оборудования;

  3. является ли компания производственной, торговой или действует в сфере услуг; что и как она намерена предоставлять своим клиентам;

  4. в каких географических пределах она планирует развивать свой бизнес;

  5. имеет ли компания разработанный ассортимент товаров; как ведет маркетинг своих продуктов и стремится расширить масштабы деятельности.

Очень важно внятно сформулировать цели бизнеса. Возможно, компания стремится выйти на определенный объем продаж или в определенные географические регионы.

Задачей  раздела «Продукция и услуги» является описание в наиболее сжатой форме характеристик товаров и услуг, предлагаемые данным бизнесом. Поскольку предприниматель, вероятно, намного лучше разбирается в избранной области, нежели инвестор, важно, чтобы характеристики и привлекательные черты продуктов и услуг были описаны в простой и ясной форме.

В этот раздел обычно включается следующая информация.

  1. Физическое описание. Описание физических характеристик продукции. Фотография, рисунок продукта или рекламный проспект. При описании услуг лучше применять диаграммы.

  2. Использование и привлекательность товара. Дав точное описание продукции или услуг, предприниматель должен особо остановиться на возможности их использования и на привлекательных сторонах. Подчеркнуть уникальность товара.

  3. Разработка и развитие. Важно уделить особое внимание разработке продукции или услуги, в том числе вопросу о том, как шло развитие этого процесса вплоть до настоящего момента и как оно видится в будущем. Полезно прокомментировать готовность продукции или услуг к выходу на рынок, поскольку это поможет оценить жизнеспособность предприятия.

В плане маркетинга говорится о характере намеченного бизнеса и способах, благодаря которым можно рассчитывать на успех. Цель раздела – разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся, на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара.

Как документ для внутреннего планирования, бизнес-плана должен быть подробным планом производственной деятельности. Цель производственного плана – доказать потенциальным инвесторам, что экономический потенциал предприятия способен обеспечить производственную программу, предусмотренную бизнес-планом.

Основные вопросы, на которые нужно ответить в этом разделе бизнес-плана:

  1. Изготовление продукции. Когда речь идет о производстве, важно рассмотреть процесс производства продукции. Обычно предусматривается описание зданий, оборудования, потребностей в сырье и трудовых ресурсах, технологических процессов, сборочных линий и робототехники, а также возможностей бизнеса, в частности производственные мощности и программы контроля качества. Целесообразно привести технологические схемы производства основных видов продукции, характеристики оборудования.

  2. Обслуживание и сервис. В плане может быть рассмотрен уровень сервиса, который компания обеспечивает после того, как потребитель приобретет товар или услугу.

  3. Внешние воздействия. Следует рассмотреть такие факторы:

-  производственные ресурсы. Способ работы компании зависит от цен и наличия производственных ресурсов, таких как труд и сырье. Такие ресурсы подвержены внешним воздействиям;

- изменения в технологии;

- клиенты. Предпринимателю следует считаться с влиянием, исходящим от клиентуры;

4.        Меры по правовой защите. К ним относятся патенты, товарные знаки.

В  разделе управление  должны быть рассмотрены следующие вопросы:

- менеджеры и организаторы. В разделе представлены краткие сведения, отражающие уровень квалификации и профессиональные достижения каждого из членов команды.

- организационная структура. В этом подразделе нужно показать, прежде всего, управленческую структуру. Краткое количество отделов, цехов их основные функции.

- кадровая политика и стратегия. В разделе представлены вопросы: пакет льгот; премии; планы стимулирования; процедура найма рабочих.

Рассматривая капитал и юридическую форму компании, предприниматель сообщает, какая юридическая форма будет выбрана и как будет капитализировано предприятие:

- структура компании, юридическая форма и способы финансового участия;

- требования в отношении капитала. Источники средств, имеющихся в настоящее время, а также тех, к которым предполагается прибегнуть в будущем.

Цель финансового раздела бизнес-план – обобщение материалов предыдущих разделов и представление их в стоимостном выражении. Следует подчеркнут важность и достоверность представляемых данных. Во многих отношениях финансовый план – наиболее гибкая по форме часть бизнес-плана.

Финансовый план содержит следующие основные моменты:

- сводный прогноз доходов и расходов. Задача этого подраздела – показать, как будет формировать, и изменяться прибыль;

- отчет о денежных потоках – отражает сведения о денежных поступлениях и выплатах: поступление выручки от продаж, фактическая оплата затрат предприятия и проч.;

- баланс активов и пассивов предприятия, финансовые коэффициенты и статистические показатели.

В бизнес-плане необходимо рассчитать:

-  себестоимость продукции;

- расход материала на 1 месяц работы;

- количество изделий выпускаемые за 1 месяц работы;

- прибыль предприятия и рентабельность его.

Порядок выполнения практических заданий:

  1. Разделится на группы.

  2. Выбрать тему бизнес-плана.  

  3. Составить бизнес-план, выполняя предложенные практические задания.

  4. Сделать вывод по проделанной работе.

  5. Защитить бизнес-план.

Темы бизнес-планов:

  1. Бизнес-план предприятия общественного питания

Практические задания:

1. Определитесь, какой именно продукт вы готовы предложить покупателю. Опишите его особенность, отличие от подобных предложений, уже существующих на рынке. Это могут быть его качественные характеристики, или ценовая политика, или особый метод продвижения к покупателю, дополнительные услуги. В этом же разделе укажите количество товара, которые вы сможете предложить за какой-либо период времени (например, за месяц).

2. После того, как продукт приобрел четкие очертания, нужно выделить круг ваших потенциальных клиентов. Подумайте, кто будет покупать ваш продукт. Составьте портрет вашего покупателя: где он находится, каков уровень его дохода, почему он будет покупать ваш продукт, какое количество он сможет приобрести.

3. Приглядитесь к своим конкурентам: какие у них преимущества перед вами. Учтите тот факт, что ваши потенциальные покупатели в данный момент уже пользуются аналогичными товарами ваших конкурентов. Какие методы вы сможете применить, чтобы привлечь их внимание к своей продукции?

4. Продумайте месторасположение своего предприятия: оно должно быть доступным для ваших клиентов, и в то же время удобным для вас в смысле наличия необходимой инфраструктуры.

5. Создайте организационную структуру своего бизнеса. Выделите основные блоки деятельности (например, закупка сырья, продажа готовой продукции, ведение бухгалтерского учета и т.д.). В зависимости от этого определите, сколько работников и какой квалификации вам потребуется. Разграничьте сферы ответственности и структуру подчиненности.

6. Следующей стадией подготовки функционирования собственного бизнеса будет выбор материальной базы для создания условий возникновения вашей продукции. Какие ресурсы будут необходимы, какое оборудование нужно закупить, какое помещение потребуется – все это должно быть отражено в бизнес-плане до мелочей.

7. Постарайтесь определить количественный объем вашей деятельности, в зависимости от производительности, графика работы, предполагаемого спроса на ваш товар. Результаты внесите в производственный план.

8. Составьте календарный помесячный план расходов, включающий: 
- этап первоначальных вложений до момента запуска собственного бизнеса – внесите все расходы на приобретение материальной базы, рекламу, привлечение работников, оформление необходимой документации; 
- этап начального развития бизнеса – просчитайте все текущие расходы: на заработную плату и отчисления по ней, коммунальные услуги, аренду, налоги, закупку сырья, транспортные расходы. У вас должна получиться таблица расходов, где сверху указаны месяцы, слева – статьи расхода, внизу каждой колонки подбит итог расходов.

9. Составьте календарный помесячный план предполагаемых доходов. Реально оценивайте ваши перспективы, лучше применить «пессимистический» прогноз – то есть взять минимальные значения. Учтите, что ваш бизнес должен пройти стадию становления, когда доходы будут меньше предполагаемого уровня.

10. Совместите план доходов и план расходов для подсчета вашей ежемесячной прибыли. Возможно, первые месяцы она будет принимать отрицательные значения, на этот факт нужно обратить особое внимание при расчете суммы первоначальных вложений. Пока доход не станет стабильным, текущие расходы все равно придется оплачивать, и, если у вас не будет запаса средств, придется изымать их из оборота, тем самым уменьшая объемы своей деятельности.

11. Определитесь с источниками получения средств. Если вы предполагаете использовать кредитные ресурсы, не забудьте включить эти выплаты в план расходов.

12. Подумайте, какие факторы, события, изменения могут помешать вашей деятельности. Этот раздел бизнес-плана называется анализ рисков. Постарайтесь предусмотреть как можно больше таких моментов, например: недостаток работников соответствующей квалификации, изменение спроса, появление конкурентной продукции, изменение законодательной базы и т.д. Составьте план своих действий в случае наступления каждого из этих событий.

 Контрольные вопросы:

1 Что понимается под бизнес-планом и каково его значение для деятельности предприятия?

2 Из каких разделов может состоять бизнес-план?



Практическое занятие № 13

Тема: Составление трудового договора.

Цель: Научиться составлять трудовой договор.

Теоретическая часть.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в 2-х экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР № ____

 

г. ____________ «___»_________ ____ г.

 

_____________________ (правовая форма) «________________» (далее – Работодатель), в лице Генерального директора _________________________, действующего на основании Устава, и _________________________________ (далее – Работник), заключили настоящий договор о нижеследующем.

 

1. Работник принимается на работу в службу ______________ ООО, ЗАО, ИП «___________________» на должность ____________________.

2. Дата начала работы – ____ __________________ 20__ года.

3. Настоящий договор является договором по основному месту работы.

4. Работник принят с испытательным сроком продолжительностью ________ (не больше трех) месяца.

5. Работник имеет право на:

- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;

- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

- рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда;

- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

- защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

- возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;

- обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами;

- полную информацию о своих персональных данных и обработке этих данных;

- свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

- определение своих представителей для защиты своих персональных данных;

- доступ к относящимся к ним медицинским данным с помощью медицинского специалиста по их выбору;

- требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением требований Трудового кодекса Российской Федерации. При отказе работодателя исключить или исправить персональные данные работника он имеет право заявить в письменной форме работодателю о своем несогласии с соответствующим обоснованием такого несогласия. Персональные данные оценочного характера работник имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;

- требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные работника, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях;

- обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке и защите его персональных данных.

6. Работник обязан:

- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него настоящим договором и должностной инструкцией;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

- соблюдать трудовую дисциплину;

- выполнять установленные нормы труда;

- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

- бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;

- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя;

- не разглашать охраняемую законом коммерческую, служебную и иную тайну, ставшую ему известной в связи с исполнением своих трудовых обязанностей.

К трудовым обязанностям работника относится:

-

7. Работодатель имеет право:

- заключать, изменять и расторгать трудовой договор в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;

- поощрять работника за добросовестный эффективный труд;

- требовать от работника исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

- привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;

- по заявлению работника разрешить ему работу по другому трудовому договору в этой же организации по иной профессии, специальности или должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в порядке внутреннего совместительства.

8. Работодатель обязан:

- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудового договора;

- предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым договором;

- обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

- обеспечивать работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;

- выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовым договором;

- осуществлять обязательное социальное страхование работника в порядке, установленном федеральными законами;

- возмещать вред, причиненный работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

- исполнять иные обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

9. Условия труда отвечают требованиям охраны и гигиены труда. Работник не будет работать в тяжелых, вредных, и (или) опасных условиях труда, а также в местностях с особыми климатическими условиями.

10. Работнику устанавливается должностной оклад в сумме __________(_________________) рублей, а также поощрительные выплаты, предусмотренные локальными актами работодателя.

11. Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.

12. Работодатель осуществляет обязательное социальное страхование работника от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Настоящий договор составлен в двух экземплярах: один экземпляр передается работнику, другой хранится у работодателя.

14. Работник обязуется не разглашать охраняемую законом коммерческую, служебную и иную тайну, ставшую ему известной в связи с исполнением своих трудовых обязанностей по настоящему договору, в соответствии с законодательством Российской Федерации после прекращения настоящего договора.

15. Работник несет материальную ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом служебную, коммерческую или иную тайну, в случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе после прекращения настоящего договора.

16. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем.

17. Условия настоящего договора могут быть изменены только по соглашению работника и работодателя в письменной форме.

 

Работодатель: Работник:

ООО, ЗАО, ИП _________________________________

«_____________» Страховое свидетельство

государственного пенсионного страхования

ОГРН _____________________ № ______________________

ИНН _____________ / КПП _______ Дата рождения: «__» ________ ___ г.

Место нахождения (место работы): Паспорт: _______________________

______________________________ Место жительства: _____________________________ г.__________________________________

 

Генеральный директор __________ Подпись ____________________________


Практическая часть.

Задание №1

Ответьте на вопросы.

1 Что такое трудовой договор?

2. Между кем составляется трудовой договор?

3. В скольких экземплярах составляется трудовой договор?

4. Что относятся к вашим обязанностям?

Задание № 2

1. Составьте трудовой договор ( бланк прилагаются).

Результат:

Ответы в тетради и заполненный бланк..


Литература. А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. « Экономика» -

М; « Акадения», 2012г.

Интернет-ресурс.

Профессиональные печатные издания.




Практическое занятие №14

Тема: Расчет заработной платы.

Цель: Научиться рассчитывать заработную плату.

Теоретическая часть.

Заработная плата — это часть общественного продукта, которая в денежной форме выдается работнику в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.

Сущность заработной платы проявляется в следующих функциях:

1.Стимулирующая или мотивационная - ее сущность состоит в установлении зависимости заработной платы работника от его трудового вклада, от результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, причем указанная зависимость должна заинтересовать работника в постоянном улучшении результатов своего труда.

2.Измерительно-распределительная - предназначена для отражения меры живого труда при распределении фонда потребления между наемными работниками и собственниками средств производства.

3.Регулирующая - выражается путем взаимодействия спроса и предложения на рынке труда и воздействия заработной платы на формирование персонала, численность работников и уровень занятости населения;

4.Ресурсно-разместительная - ее сущность состоит в оптимизации размещения трудовых ресурсов по регионам, отраслям экономики, предприятиям.

5. Функция формирования платежеспособного спроса населения - увязка платежеспособного спроса, под которым понимается форма проявления потребностей, обеспеченных денежными средствами покупателей, и производства потребительских товаров.


Существуют две формы оплаты труда - повременная и сдельная. Повременная форма характеризуется тем, что заработная плата работнику начисляется в зависимости от количества отработанного в соответствии с табельным учетом времени и установленной тарифной ставкой или окладом. Эта зависимость выражается формулой:


Зп = ТсхФтаб,

где

Тс - тарифная ставка присвоенного рабочему разряда (в руб. за час, день);

Фтаб - фонд фактически отработанного по табелю времени (часов, дней).

Сдельная форма оплаты труда позволяет установить размер заработной платы работника в зависимости от объема выполненной работы, который может быть измерен в количестве операций, изделий и т д.

Задача. Повар 6 разряда отработал 22 дня в апреле месяца. Часовая заработная плата составляет 250 рублей, отработал за данный месяц 162 часа. Рассчитайте заработную плату по данной формуле.

250 * 162= 40 500 рублей составляет его заработная плата.

Практическая часть.

Задание №1

Ответьте на вопросы.

1 Что такое заработная плата?

2. Сколько существуют формы оплаты труда?

3. Какие функции выполняет заработная плата?


Задание № 2


  1. Решите задачу.

Повар 5 разряда отработал 18 дней в марте месяца. Часовая заработная плата составляет 220 рублей. Рассчитайте заработную плату.

Результат:

Ответы в тетради и решение задачи.


Литература. А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. « Экономика» -

М; « Акадения», 2012г.

Интернет-ресурс.

Профессиональные печатные издания.



Практическое занятие № 15

Тема: Решений ситуационных задач по нормативно-правовому регулированию.

Цель: Научиться решать ситуационные задачи по нормативно-правовому регулированию

Теоретическая часть.

Статья 16.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключения трудового договора. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Статья 20.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста 16 лет, а в случаях и порядке, которые установлены Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.

Задача № 1.

Граждане Потехин и Михальчук договорились с директором магазина о приёме на работу грузчиками, сдали администрации трудовые книжки и другие документы и на следующий день вышли на работу. Проработав 2 недели. Они узнали, что приказ о приеме на работу не издан, а директор магазина, к которому они обратились за разъяснениями, заявил им, что в их услугах больше не нуждается.

Могут ли Потехин и Михальчук настаивать на заключении с ними трудового договора? Дайте юридически обоснованный ответ.

Задача № 2.

Ручьева обратилась с просьбой принять ее на работу экономистом. Работодатель, узнав , что у Ручьева есть 2 детей, отказал ей в приёме на работу.

Может ли Ручьева обжаловать отказ в приёме на работу? В каких случаях отказ в приёме на работу признается необоснованным?


Практическая часть.

Задание №1

  1. С какого возраста могут заключать трудовые соглашения между работником и работодателем?


Задание № 2

1. Решите задачи и обоснуйте на основании статей свой ответ.


Результат:

Ответы в тетради и решение задачи.


Литература. А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. « Экономика» -

М; « Акадения», 2012г.

Интернет-ресурс.

Профессиональные печатные издания.




Практическая работа № 16

«Основные понятия законодательства о защите прав потребителей»


Цель работы: ознакомиться с Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей», изучить и запомнить основные понятия законодательной защиты прав потребителей.

Задание.

  1. Рассмотрите ФЗ РФ «О защите прав потребителей». Укажите в тетради его структуру, какие главы он содержит.

  2. Изучите основные понятия закона и отразите их определения в тетради:

  • потребитель;

  • изготовитель;

  • исполнитель;

  • продавец;

  • недостаток товара;

  • существенный недостаток товара;

  • безопасность товара4

  • импортер.

  1. Ответьте на вопросы:

  1. Каковы важнейшие категории Закона РФ «О защите прав потребителей»?

  2. Каковы основные задачи государства в отстаивании прав потребителей?

  3. Дайте определение «потребитель».

  4. Дайте определение «исполнитель», «продавец».

  5. Дайте определение «изготовитель».

  1. Прочтите ст.1-3 ФЗ «О защите прав потребителей».

  2. Перечислите нормативные акты, осуществляющие правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей.

  3. Найдите ответы на вопросы и отразите их в тетради:

  1. В каких случаях применяются правила международного договора в целях защиты прав потребителей?

  2. Как реализуется право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей?

  1. Выполните тестовое задание по теме «Законодательная защита прав потребителей».

Тестовые задания по теме «Основные понятия законодательства о защите прав потребителей»

Выберите правильный ответ на каждый из приведенных ниже тестов

1. Под действие Закона "О защите прав потребителей" не подпадают отношения,

вытекающие:

а) из безвозмездных гражданско-правовых договоров;

б) из договоров, связанных с приобретением товаров;

в) из международных договоров.

2. Отношения с участием потребителей по законодательству о защите прав потребителей

носят:

а) публичный характер;

б) частно-публичный характер;

в) плановый характер;

г) частный характер.

3. Гражданско-правовые нормы Закона "О защите прав потребителей" носят:

а) всегда императивный характер;

б) императивный и диспозитивный характер;

в) всегда диспозитивный характер.

4. Потребитель по законодательству о защите прав потребителей - это:

а) гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий,

приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных

и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

б) гражданин, не имеющий намерения заказать, но имеющий намерения приобрести и

использовать товары (работы, услуги) исключительно для предпринимательских целей;

в) гражданин, имеющий намерения заказать и использовать товары (работы, услуги)

исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

5. Изготовитель по законодательству о защите прав потребителей - это:

а) организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный

предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному

договору;

б) организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный

предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

в) организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный

предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

6. Исполнитель по законодательству о защите прав потребителей - это:

а) организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный

предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному

договору;

б) организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный

предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

в) организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный

предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

7. Продавец по законодательству о защите прав потребителей - это:

а) организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный

предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

б) организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный

предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

в) организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный

предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному

договору.

8. Импортер по законодательству о защите прав потребителей - это:

а) индивидуальный предприниматель, осуществляющий импорт товара для его

последующей реализации на территории РФ;

б) организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая импорт

товара для его последующей реализации на территории РФ;

в) организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный

предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на

территории РФ.

9. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются:

а) Законом "О защите прав потребителей", Гражданским кодексом РФ;

б) Законом "О защите прав потребителей", Гражданским кодексом РФ, а также

принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами РФ;

в) Гражданским кодексом РФ, а также принимаемыми в соответствии с ним иными

федеральными законами и правовыми актами РФ.

10. Закон "О защите прав потребителей" применяется:

а) к отдельным видам гражданско-правовых договоров в части, не противоречащей

Гражданскому кодексу РФ;

б) ко всем договорам только в части, не противоречащей части первой ГК РФ;

в) ко всем видам гражданско-правовых договоров.

11. Какому органу Правительство РФ не вправе поручать принимать акты, содержащие

нормы о защите прав потребителей?

а) органам судебной защиты;

б) органам юстиции;

в) федеральным органам исполнительной власти.



. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:

1. Грибов В.Д. Экономические и правовые основы профессиональной деятельности +е приложение: тесты: учебное пособие. В.Д. Грибов.- Москва: КНОРУС, 2018.- 186 с.- (Среднее профессиональное образование);

Дополнительная литература:

1. Гомола А. И. Экономика для профессий и специальностей социально экономического профиля: учебник. А. И Гомола, В.Е.Кириллов, П. А. Жанин – М.: Издательский центр « Академия», 2011.

2. И.П.Кененова,Т.И. Сидорова. Правовое обеспечение профессиональной деятельности- Москва ООО «ИД Юрайт»,2015

2. Интернет-ресурсы:


http://www.garant. Ru

http://economy.gov.ru/minec/main

http://www.bibliotekar. ru

http://www.consultant.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!