СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине" Экологические основы природопользования!

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации помогут преподавателям организовать самостоятельную работу на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению,что соответствует ФГОС нового поколения

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине" Экологические основы природопользования!»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Омский монтажный техникум»












МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


для специальности 22.02.06 Сварочное производство

обучающихся очной формы обучения

















2018

РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО

ПЦК общеобразовательных дисциплин

Протокол заседания ПЦК №____ от «___»______2018г.

Председатель ПЦК __________/Сумарина А.И./



АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ

Райс Н.В.., преподаватель БПОУ «ОМТ»

































Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной работы обучающимися

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающимися разработаны в соответствии с ФГОС специальности 22.02.06 Сварочное производство, рабочими программами по дисциплине « Экологические основы природопользования».

1. Пояснительная записка

При обучении по ФГОС СПО предполагается выполнение обязательных самостоятельных работ обучающиися. В ФГОС СПО разделе «VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)» указано: «программы подготовки специалистов среднего звена должны обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение». Данные методические рекомендации помогут преподавателям организовать самостоятельную деятельность обучающихся на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения.

Самостоятельная работа обучающихся является формой организации учебного процесса и объективным условием формирования познавательной, исполнительской, творческой активности и самостоятельности обучающихся при обучении.

Цели самостоятельной работы:

*систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

*углубление и расширение теоретических знаний;

*формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

*развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

*формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

*развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, формированию общих и профессиональных компетенций в рамках образовательной программы.

Обучающийся в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. В ходе изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающиеся должны уметь планировать и выполнять свою работу. Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Объём времени, отведённый на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

*в рабочем учебном плане по дисциплине «Экологические основы природопользования»;

*в рабочей программе учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» с ориентировочным распределением по разделам или темам.

В качестве форм и методов контроля самостоятельной работы обучающихся могут быть использованы: отчеты, защита практических, лабораторных, творческих работ, тестовый контроль; защита рефератов, курсовых работ, творческих проектов; индивидуальная рейтинговая система контроля; выступление на практическом, семинарском занятии, конференции; участие в олимпиаде, профильном турнире, специализированных чтениях, деловой игре и т.п.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

*уровень освоения учебного материала;

*умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

*сформированность общеучебных умений;

*обоснованность и чёткость изложения ответа;

*оформление материала в соответствии с установленными требованиями.

2.Формирование общих компетенций.

Самостоятельная работа обучающихся направлена на формирование общих и компетенций, указанных в ФГОС СПО специальности 22.02.06 Сварочное производство учебной дисциплины ЕН 04 «Экологические основы природопользования»

2.1Формируемые общие компетенции в ходе выполнения самостоятельной работы:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

3.Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Для выполнения самостоятельной работы необходимо пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению обучающегося. Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.

Самостоятельная работа, как правило, имеет творческий характер и выполняется на третьем уровне развития самостоятельной познавательной деятельности. В процессе обучения самостоятельная работа носит характер практической деятельности с учебной литературой и компьютерными базами данных. Обучающиеся должны уметь составлять схемы, таблицы по тексту лекций и учебной литературе, готовить реферат по заданной теме, составлять письменный конспект главы или раздела, выполнять упражнения, а также выполнять творческие задания.

Каждый обучающийся должен иметь отчетность о выполненной работе. На самостоятельную работу по учебному плану отводится 20 часов. Данный объем времени распределен по темам в соответствии с таблицей 1:

Таблица 1.

Тема

Количество часов

1. Предмет, задачи и методы экологии, основные законы экологии

1

2. Взаимодействие человека и природы. Глобальные проблемы экологии


2

3. Природные ресурсы и рациональное природопользование, охрана атмосферы

2

4. Рациональное использование и охрана водных ресурсов

2

5. . Рациональное использование и охрана земельных ресурсов, недр.

2

6.Рациональное использование и охрана растительного и животного мира.

2

7. Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами»


1

8. Антропогенное воздействие на атмосферу, гидросферу, литосферу


2

9. Правовые основы охраны окружающей среды

1

10. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды

1

11. Экономические основы охраны окружающей среды

2

12. Экономические основы охраны окружающей среды


1

13. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды»


1

4. Инструкции по овладению навыками самостоятельной учебной работы

При выполнении самостоятельной работы рекомендуется придерживаться следующим инструкциям.

4.1. Работа с конспектом лекций.

Работа с конспектом лекций заключается в том, что обучающийся, после рассмотрения каждой темы или раздела дисциплины, в период между очередными занятиями, изучает материал конспекта. Непонятные положения конспекта необходимо выяснить у преподавателя.


4.2. Чтение основной и дополнительной литературы с конспектированием.

Самостоятельная работа при чтении учебной литературы начинается с изучения конспекта материала, полученного на занятии. Полученную информацию необходимо осмыслить. При необходимости, в конспект лекций могут быть внесены схемы, эскизы рисунков, другая дополнительная информация. При изучении нового материала составляется конспект. Прежде чем начать составлять конспект, нужно ознакомиться с темой, прочитать ее сначала и до конца, понять прочитанное.Составляется план конспектируемого текста. Запись лучше всего делать по прочтении не одного – двух абзацев текста, а целого параграфа или главы (если она небольшая).Сжато излагается самое существенное в данном материале. Максимально точно записываются формулы, определения, схемы, трудные для запоминания места.  

Критерии оценивания  составления конспекта:

Отметка «5» ставится, если текст работы логически выстроен и точно изложен, ясен весь ход рассуждения. Имеются ответы на все поставленные вопросы, и они изложены научным языком, с применением терминологии, принятой в изу­чаемой дисциплине. Ответ на каждый вопрос заканчиваться выводом, сокращения слов в тексте отсутствуют.

Отметка «4» ставится, если тема раскрыта, но допущены несущественные ошибки.

Отметка «3» – если тема описана не полностью, собственная точка зрения на изучаемую проблему не достаточно аргументирована.

Отметка«2». -тема не раскрыта, неудовлетворительное внешнее оформление.


4.3. Подготовка рефератов.

Реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме.

Реферат готовится на основе анализа не менее четырех-шести научных и литературных источников. Во введении к реферату обосновывается выбор темы, дается анализ актуальности и глубины главной проблемы реферата. В реферате должно быть представлено мнение различных авторов по общей теме.

Алгоритм подготовки реферата:

1. Продумайте тему работы, определите содержание, составьте

предварительный план.

2. Составьте список литературы, изучая её, фиксируйте материалы, которые

планируете включить в текст работы, распределяя их по разделам

составленного Вами плана работы.

3. Делайте сноски к используемым материалам.

4. Во введении к работе раскройте актуальность темы, предмет и объект

изучения, укажите цель и задачи работы, методы изучения темы.

5. Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы,

обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их

конкретными примерами и фактами.

6. Проявляйте своё личное отношение, отразите в работе свои собственные

мысли.

7. В заключительной части работы сделайте выводы.

8. Перечитайте работу и зафиксируйте замеченные недостатки, исправьте их.

Реферат - наименее самостоятельная разновидность работы и к нему предъявляется меньше требований. По определению, реферат не должен содержать никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения. Для реферата вполне достаточно, если вы, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, сумеете обосновать, в чем вы видите ее преимущество.

Объем реферата должен быть не менее 5 и не более 15 печатных страниц через два интервала. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Ваша задача состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.

Очень важно, быть может, даже важнее всего, чтобы текст был правильно оформлен. Именно в процессе написания рефератов приобретается и оттачивается необходимое для будущего научного работника умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст. Построение реферата вытекает из поставленных перед ним задач. Оно напоминает строение школьного сочинения.

Оглавление - это план реферата, в котором каждому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти. Текст делится на три части: введение, основную часть и заключение.

Во введении вы должны обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать и кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы, используемые источники литературы. Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но она может быть и цельным текстом. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, рас­крывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее и высказывается ваше отношение к ним. Иногда, если это необходимо, текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками. В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы.

При подготовке реферата обучающийся может обращаться к преподавателю за разъяснением непонятного материала. Соответственно оформленный отчет

должен быть сдан преподавателю.

Критерии оценки реферата:

Отметка «5» ставится, если выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.

Отметка «4» – основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, не выдержан объём реферата, имеются упущения в оформлении.

Отметка «3» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично, допущены фактические ошибки в содержании реферата.

Отметка «2» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

4.4. Подготовка ответов на вопросы.

После изучения темы для закрепления и систематизации знаний обучающиеся должны ответить на контрольные вопросы. Ответы на вопросы могут быть выполнены либо устно, либо письменно, в зависимости от формы контроля.

Критерии оценивания

Отметка «5»  обучающийся логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового, правильно использовал научную терминологию в контексте ответа, верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом уровне основные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.

 Отметка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, не даны необходимые поправки и дополнения или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Отметка  «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания.

Отметка «2» не ответил не на один вопрос

4.5. Составление схем, таблиц.

Схема-это упрощенное описание, изложение чего-либо в общих, главных чертах. Таблица - краткое систематизированное изложение фактов на предложенную тему.

Алгоритм выполнения схемы, таблицы:

1.Подберите необходимый материал, раскрывающий содержание схемы

(таблицы).

2.Систематизируйте материал по темам схем (таблиц).

3.Выберите основные схемы (таблицы), которые должны раскрыть суть темы.

4. Выполните схемы (таблицы) стараясь максимально раскрыть суть темы.

5. Внимательно просмотрите схемы(таблицы), исправьте ошибки, и по

необходимости дополните схему (таблицу).

Критерии оценивания

Отметка «5 »

- работа выполнена полностью;

- таблица составлена по плану, определенной логической последовательности;

- проявлены умения использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу.

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, в определенной логической последовательности, при этом допущены две - три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно, не менее чем на половину или допущена существенная ошибка в ходе работы, в оформлении работы, которая исправляется по требованию преподавателя.

Отметка «2»

- работа выполнена меньше чем наполовину;

- допущены две (и более) существенные ошибки в структуре работы, которые обучающийся не может исправить даже по требованию преподавателя.

4.6. Подготовка мультимедийной презентации с докладом.

Мультимедийные презентации - это сочетание самых разнообразных средств представления информации, объединенных в единую структуру. Чередование или комбинирование текста, графики, видео и звукового ряда позволяют донести информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации, создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и т. п.

Процесс презентации состоит из отдельных этапов:

  1. Подготовка и согласование с преподавателем текста доклада

  2. Разработка структуры презентации

  3. Создание презентации в PowerPoint

  4. Согласование презентации и репетиция доклада.

На первом этапе производится подготовка и согласование с преподавателем текста доклада.

На втором этапе производится разработка структуры компьютерной презентации. Обучающийся составляет варианты сценария представления результатов собственной деятельности и выбирает наиболее подходящий.

На третьем этапе он создает выбранный вариант презентации в PowerPoint.

На четвертом этапе производится согласование презентации и репетиция доклада.

Цель доклада - помочь обучающемуся донести замысел презентации до слушателей, а слушателям понять представленный материал. После выступления докладчик отвечает на вопросы слушателей, возникшие после презентации.

После проведения всех четырех этапов выставляется итоговая оценка.

Требования к формированию компьютерной презентации:

- компьютерная презентация должна содержать начальный и конечный слайды;

-структура компьютерной презентации должна включать оглавление, основную и резюмирующую части;

- каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;

- слайды должны содержать минимум текста (на каждом не более 10 строк);

- необходимо использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий текст (это позволит разнообразить представляемый материал и обогатить доклад выступающего студента);

- компьютерная презентация может сопровождаться анимацией, что позволит повысить эффект от представления доклада (но акцент только на анимацию недопустим, т.к. злоупотребление им на слайдах может привести к потере зрительного и смыслового контакта со слушателями);

- время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что компьютерная презентация, включающая 10— 15 слайдов, требует для выступления около 7—10 минут.

Подготовленные для представления доклады должны отвечать следующим требованиям:

- цель доклада должна быть сформулирована в начале выступления;

- выступающий должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро и свободно ориентироваться в нем;

- недопустимо читать текст со слайдов или повторять наизусть то, что показано на слайде;

- речь докладчика должна быть четкой, умеренного темпа;

- докладчику во время выступления разрешается держать в руках листок с тезисами своего выступления, в который он имеет право заглядывать;

- докладчик должен иметь зрительный контакт с аудиторией;

- после выступления докладчик должен оперативно и по существу отвечать на все вопросы аудитории (если вопрос задан не по теме, то преподаватель должен снять его).

Обучающийся в процессе выполнения имеет возможность получить консультацию преподавателя.

Критерии оценивания презентации

Содержание и структура


1.Наличие титульного и заключительного слайда 5б

2. Указание целей, задач и результатов-5б

3. Текст презентации хорошо написан; мысли четко сформулированы-5б

4. Отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок-5б

5. Слайды представлены в логической последовательности-5б

6. Указание полного списка литературы-5б

Оформление

1.Использование единого стиля.-5б

2. Использование звуков, эффектов смены слайдов-5б

3. Использование фотографий и рисунков-5б

4. Применение графиков и таблиц-5б

5. Оригинальность презентации. 10б

Максимальное количество балло60

Выставление отметки:

Отметка «5» 55-60 баллов

Отметка «4» 45-54 балла

Отметка«3» ниже 44 баллов

4.7. Решение задач.

Задача — это цель, заданная в определенных условиях, решение задачи

— процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого

средств.

Алгоритм решения задач:

1. Внимательно прочитайте условие задания и уясните основной вопрос, представьте процессы и явления, описанные в условии.

2. Повторно прочтите условие для того, чтобы чётко представить основной

вопрос, проблему, цель решения, заданные величины, опираясь на которые

можно вести поиски решения.

3. Произведите краткую запись условия задания.

4. Определите метод решения задания, составьте план решения.

5. Запишите основные понятия, формулы, описывающие процессы, предложенные заданной системой.

6. Найдите решение в общем виде, выразив искомые величины

через заданные.

7. Проверьте правильность решения задания.

8. Произведите оценку реальности полученного решения.

9. Запишите ответ.

 Отметка «5»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в т.ч. из лекционного курса), с необходимым схематическими изображениями

Отметка «4»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в т.ч. из лекционного материала) - Отметка «3»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в т.ч. лекционным материалом).

Отметка «2»: ответ на вопрос задачи дан не правильный. Объяснение хода ее решения дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования (в т.ч. лекционным материалом).


Методические рекомендации по составлению глоссария.

Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой.
Вам понадобятся:

1.Учебная литература,

2Тетрадь

3.Карандаш и линейка

4.Выделители текста.

Этапы работы над глоссарием:

1. Для начала внимательно прочитайте и ознакомьтесь со своей работой. Наверняка, вы встретите в ней много различных терминов, которые имеются по данной теме.
2. После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.
3. После этого начинается работа по составлению статей глоссария. Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей:
1.Точная формулировка термина в именительном падеже;
2.Содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.
При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:
-стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;
- старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;
- излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария - это всего лишь констатация имеющихся фактов;
- также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;
- при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

Критерии оценивания глоссария При оценивании глоссария учитывается: полнота исследования темы; грамотность работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок; работа соответствует по оформлению всем требованиям и сдана в срок.

«зачтено» ставится, если содержание глоссария соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению;

или основные требования к оформлению глоссария соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: неточно и некорректно подобраны слова и дано их толкование.

«незачтено» ставится, если слова и их толкование не соответствуют заданной теме; или глоссарий не представлен в срок.


Методические рекомендации по составлению кроссвордов

Кроссворд — это задача-головоломка; ее суть в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по приводимому списку определений смысла этих слов.

Виды учебных кроссвордов

Познавательный (или обучающий) – составляется по тексту (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебной литературы, лекции. Цель его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.

Обобщающий – предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела, с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому тестированию.

Итоговый – служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на развитие логического мышления.

Вам понадобятся:

1.Программа WORD ,EXEL

33.Учебный материал.



Составление условий (толкований) кроссворда

Во-первых, они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

Во-вторых, старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

В - третьих, просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.

Этапы составления кроссворда

1.Сделать анализ учебного текста по теме занятия.

2.Составить список слов изучаемого учебного материала.

3.Выбрать наиболее подходящий тип кроссворда.

4.Поиск и составление вопросов к терминам, понятиям, определения.

5.Вычерчивание рисунка сетки.

6.Нумерация рисунка сетки.

7.Печать текстов вопросов и ответов.

8.Орфографическая проверка текстов.

9.Проверка текстов на соответствие нумерации.

10.Печать кроссворда.

«зачтено» ставится, если содержание кроссворда соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению; или основные требования к оформлению кроссворда соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: неточно и некорректно составлены вопросы, имеются упущения в оформлении.

«незачтено» ставится, если вопросы или ответы кроссворда не соответствуют заданной теме, или кроссворд в срок не представлен.



5. Задания для самостоятельной работы.


Самостоятельная работа №1



Тема : Предмет, задачи и методы экологии, основные законы экологии.

Поставьте и запишите цель своей работы.

Количество часов: 1

Задание №1: Подготовьте сообщение по теме: «Ученые – экологи»


Самостоятельная работа №2


Тема : Взаимодействие человека и природы. Глобальные проблемы экологии

Количество часов:2


Экологи составили  «антизелёный» рейтинг российских регионов. По итогам многочисленных проверок в него вошли Республика Адыгея, Коми и Калмыкия, Забайкальский край, Ямало-Ненецкий АО, Чувашия, а также Ульяновская, Тюменская, Магаданская, Ленинградская, Курганская, Свердловская, Челябинская и Кемеровская области. Оценивались все  регионы по 15 критериям. Однако общие показатели были выведены на основе трёх сфер – социуму, экосфере и техносфере. Помимо отрицательных  характеристик, некоторым территориям  всё же удалось получить положительные  отзывы. Менее экологически опасными специалисты признали Белгородскую, Калужскую, Кировскую, Рязанскую, Новгородскую, Липецкую области, Республику Мордовия и Алтай а также Алтайский край. Рейтинг самых экологически неблагоприятных регионов в уходящем году возглавляют Челябинская, Свердловская и Московская области.  
А в тройку лучших вошли Белгородская область, Республика Алтай и Республика Тыва. 

 Задание№1: Прочитайте текст об особенностях Центрального и Центрально-Черноземного региона, заполните таблицу:

№п/п

Название района

Какие территории входят в состав

Особенности района (географические, климатические, демографические и др.)

Экологические проблемы района

Меры по предотвращению экологических проблем












И т.д

2) Из Интернет-источников найдите описание следующих районов (по вариантам): Северо-Западного, Северного, Поволжского, Северо-Кавказского, Уральского района, Дальневосточного. Продолжите заполнение таблицы.

3) Сделайте вывод о наиболее экологически проблемных районах. Предложите современные методы борьбы с экологическими проблемами.

Текст 1. Экологические проблемы Центрального района

     Центральный район - это Москва и то, что её окружает,- территории, составляющие как  бы три "слоя" вокруг Москвы. Экологическая  проблема в Москве стала очень  серьезной в последние годы. За последнее столетие экология Москвы ухудшилась так сильно, как не ухудшалась за все время своего существования. Особенно сильно на это повлияло развитие техники. Среди наиболее важных проблем  охраны здоровья населения названы  меры по охране окружающей среды.

     Москва  является важнейшим в стране политическим, промышленным, научным и культурным центром, а также важнейшим транспортным узлом страны. Особенности экологической  обстановки Москвы являются значительной концентрацией промышленного производства при высокой плотности населения. На ее территории проживает около 6% населения России, функционируют  более 2500 промышленных предприятий  и иных объектов, оказывающих существенное негативное влияние на состояние  окружающей природной среды города. Главной экологической проблемой  столицы остается состояние атмосферного воздуха. Основными и постоянными  источниками загрязнения воздушной  среды являются предприятия теплоэнергетики, нефтеперерабатывающей и нефтехимической  промышленности, транспорт и объекты  коммунального хозяйства. Основными  видами воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду являются: преобразование территорий, потребление  тепловых ресурсов и электроэнергии, потребление воды предприятиями  и подвижным составом, а также  разнообразные выбросы твердых, жидких и газообразных веществ во все компоненты окружающей среды.

     В Москве, так же как и в других крупных городах мира, в значительной степени изменены погодно-климатические  условия.

     Регулярные  метеорологические наблюдения на территории Москвы, проводимые с мая 1820 года, показывают, что метеоусловия в городе значительно  отличаются от погоды даже в ближайшем  Подмосковье. Над городом увеличивается  количество осадков, гроз, градобитий: частота гроз на 17%, а повторяемость  осадков - на 30-40% выше.     

Текст 2. Экологические проблемы  Центрально-Черноземного района

     В состав района входит: Орловская обл., Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская, Курская, Пензенская и Саранская.

     Особенность современного рельефа является множество  оврагов, развитию которых способствовали как природные факторы (всхолмленность, легкоразмываемые грунты), так и социально-экономические. По природному зонированию ЦЧР - типичная лесостепь, где раньше были распространены березовые, дубовые и сосновые рощи. Но большинство лесов давно вырублено. Почвы района черноземные. Аграрное перенаселение района в XX веках заставило крестьян запахивать луга, тем самым одновременно подрывая кормовую базу животноводства и усиливая нагрузку на природный ландшафт, провоцируя эрозию почв. Именно чрезмерная распашка и отсутствие практически, каких бы то ни было, удобрений привели к резкому возрастанию водной эрозии и потере гумуса в почвах. Развитию эрозионных процессов в значительной степени способствуют широкое распространение склонов различной крутизны, рыхлые породы, слагающие территорию, ливневый характер выпадения осадков, быстрое таяние снега.  Поэтому первостепенное значение имеют меры защиты земель, повышения плодородия почв.

     Ещё одна острая проблема - значительное ухудшение  качества воды малых и средних  рек, подземных вод. Основной источник загрязнения - канализационные стоки  и крайне неудовлетворительное санитарно-техническое  состояние водопроводных сетей  и сооружений. недостатки в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой во многом обуславливают повышение роли водного фактора в возникновении и распространении многих инфекционных болезней населения городов и сельских населенных пунктов.

     Но  и промышленность не отстает: свою "лепту" вносят Лебединский горно-обогатительный и Старооскольский металлургический комбинаты (Белгородская область), "Воронежсинтезкаучук", Михайловский горно-обогатительный комбинат и Курская ТЭЦ, Новолипецкий металлургический комбинат. Усиливают загрязнение рек многочисленные заводы по переработке сахарной свеклы.

     Опасность для окружающей среды представляют и токсичные отходы. В районе нет  специальных полигонов для их захоронения и переработки, поэтому  они в течение многих лет хранятся на предприятиях. В сельской местности  скопилось большое количество ядохимикатов, которые пришли в негодность. Они часто находятся  в неприспособленных помещениях и могут попасть в окружающую среду.  Быстрое развитие промышленности район получил  в связи с освоением железорудных месторождений КМА. Добыча железной руды осуществляется в двух районах - вблизи Старого Оскола (в Белгородской области) и близ города Железногорска (Курской области). Добыча открытым способов (в карьерах) дает более дешевую руду, но ведет к уничтожению крупных массивов черноземных почв (во-первых, при вскрытии карьера, а во-вторых, под отвалами) и понижает уровень грунтовых вод на больших территориях, что ещё больше усложняет и без того сложные проблемы водоснабжения.

Вместе с обитающими в ней микроорганизмами почва  обеспечивает жизнь на Земле: очищает  воду, воздух, создаёт разнообразие пищи, выполняет роль чистильщика, обезвреживая многие бытовые и хозяйственные отбросы.

Самостоятельная работа № 3.


Тема: Природные ресурсы и рациональное природопользование, охрана атмосферы.

Количество часов:2



Задание№1 Составьте глоссарий по основным экологическим понятиям.


Методические указания к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

В данной самостоятельной работе должны быть даны определения таким основным понятиям как:

  • Антропогенное воздействие;

  • Абиотические факторы;

  • Биотические факторы;

  • Экологизация производства;

  • Экологическая безопасность;

  • Биологические часы;

  • Экологическая система;

  • Биогеоценоз;

  • Биоценоз;

  • Закон;

  • Кадастр;

  • Биогеохимический круговорот, или биогеохимические циклы; 

  • Мониторинг;

  • Экологический паспорт;

  • Экологическое право;



Самостоятельная работа № 4

Количество часов2



Тема: Рациональное использование и охрана водных ресурсов.


Задание №1Подготовьте сообщения по темам: «Принципы рационального использования водных ресурсов», « Загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами».

Задание №2 Составьте сводную таблицу классификации «Природные ресурсы».


Назначение природных ресурсов

Виды природных ресурсов

Исчерпаемые

Неисчерпаемые

Невозобновимые

Возобновимые

1..Многоцелевое.


Земля, вода, воздух, лес.


и тд…







Самостоятельная работа №5.

Тема: Рациональное использование и охрана земельных ресурсов, недр

Количество часов2


Задание№1 Подготовьте презентацию на тему : « Земельные ресурсы и их охрана»


Задание№2

1. Используя карту «Земельные ресурсы России» составьте столбиковую диаграмму, показывающую долю чернозема в общей площади края(области или республике)в пяти разных регионах России. например, Краснодарский край, Московская область, Новгородская республика, Алтайский край, Омская область.

2. Используя карту «Земельные ресурсы России» начертите круговую диаграмму отражающие обеспеченность Омской области основными видами почв.

Пример столбиковой круговой диаграммы.

.




Задание №3. Дайте ответы на следующие вопросы:

1.Что такое недра, полезные ископаемые, топливно- энергетические ресурсы?

2.Какое значение для человека имеют недра, как он их использует?

3.В чем причина истощения минеральных ресурсов?

4.Какими способами можно и необходимо охранять недра от истощения?


Самостоятельная работа № 6


Тема: Рациональное использование и охрана растительного и животного мира.

Количество часов2

Задание №1 Подготовьте сообщения «Обсуждение ресурсного потенциала России и его использование». «Проблемы сохранения человеческих ресурсов».

Задание №2Разгадайте кроссворд.



Вопросы:

1. Ресурсы, важнейшие компоненты окружающей человека среды, используемые для удовлетворения материальных и культурных потребностей.

2. Сукцессии, развивающиеся на месте сформировавшихся биоценозов после их нарушения.

3. Химикаты, широко применяемые в сельском хозяйстве.

4. Пищевая цепь, у которой поток энергии начинается от мёртвого органического вещества и проходит через систему разлагателей.

5. Сукцессии, возникающие на субстратах, не затронутых почвообразованием, и связанные с формированием не только фитоценоза, но и почвы.

6. Пирамида, отражающая плотность населения на каждом трофическом уровне.

7. Цепь, являющаяся основным каналом переноса энергии в сообществе.

8. Необходимые для жизни элементы и растворённые соли, составляющие химическую основу тканей живых организмов.

9. Пирамида, показывающая соотношение биомассы организмов разных трофических уровней, изображённых графически таким образом, что длина или площадь прямоугольника, соответствующего определённому трофическому уровню, пропорциональна его биомассе.

10. Пищевая цепь, поток энергии которой, идёт от растений через пасущихся животных.

11. Процесс, связанный с веществами, передающимися по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой.

12. Вредные выбросы.

13. Суммарные затраты в сообществе.

14. Мёртвое органическое вещество.

15.Закономерный и последовательный процесс смены сообществ на определённом участке, вызванный взаимодействием живых организмов между собой и окружающей средой.

16. Животные, живущие в толще воды.

   

Самостоятельная работа № 7





Тема: Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

Количество часов 1

Задание №1: Работа со справочной литературой по теме: «Токсичные и радиоактивные вещества». Составить конспект.

Осветить в конспекте следующие ключевые момента темы:


1.Причины техногенных аварий

1.1 аварии на гидротехнических сооружениях

1.2 аварии на транспорте

1.3 аварии на морском и речном транспорте

1.4 аварии на авиационном транспорте

3. Краткая характеристика крупных аварий и катастроф

4. Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы при ликвидации крупных аварий и катастроф

5. Действия в условиях техногенных аварий и катастроф

6. Меры предотвращения аварий

Самостоятельная работа № 8

Тема: Антропогенное воздействие на атмосферу, гидросферу, литосферу

Количество часов 2



Задание №1 Подготовьте сообщения: «Загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы. в результате хозяйственно-производственной деятельности человека»

Задание №2Изучите материал «Утилизация промышленных отходов» из сети internet и переработайте схему в таблицу.


Виды промышленных отходов

Возможная утилизация

Возможная переработка





Утилизация промышленных отходов.



Самостоятельная работа №9


Тема : «Правовые основы охраны окружающей среды»

Количество часов1


Задание№1: Решите следующие экологические ситуации:

Ситуация 1

Охраной городского дендрологического парка был задержан гражданин К., который выкопал в питомнике парка несколько деревьев редких пород. К. объяснил, что деревья он хотел пересадить на свой дачный участок и что он не смог приобрести саженцы деревьев таких пород в питомниках города.

Как следует квалифицировать действия гражданина К.? Какая мера наказания должна быть применена к гражданину К.?

Ситуация 2

Российский танкер Брянский рабочий” в канадском порту Картье допустил разлив 100 литров нефти. Капитан танкера незамедлительно сообщил об этом администрации порта и стал проводить ликвидацию разлива. Однако канадские береговые власти предприняли акцию по захвату судна и отбуксировали его в другое место. Правомерны ли действия администрации порта?

Ситуация 3

В 1975 году Франция предприняла попытку вывода на околоземную орбиту своего искусственного спутника Земли. Запуск осуществлялся с помощью американской ракеты-носителя с американского космодрома на мысе Канавералл (штат Флорида). На начальной стадии запуска были выявлены серьезные технические неполадки, из-за чего ракета-носитель и спутник были уничтожены по команде с Земли. Обломки упали на территорию одной из стран Латинской Америки и стали причиной разрушения промышленного объекта, в результате чего произошло загрязнение окружающей среды вредными химическими веществами, а также возникли лесные пожары в радиусе 50 км. Пострадавшая страна подала иск в Международный арбитражный суд с требованием возмещения причиненного ей материального ущерба вследствие падения обломков спутника и ракеты-носителя.

Какое решение должен принять суд?

Ситуация 4

По решению городской мэрии на окраине города был выделен земельный участок для строительства нового зоопарка. Население микрорайона было категорически против такого строительства и добилось проведения научной экспертизы. Выводы этой экспертизы относительно допустимости строительства зоопарка на отведенном земельном участке оказались отрицательными.

Несмотря на это, строительство объекта началось. Городское общество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экологической экспертизы, просило отменить решение мэрии о строительстве зоопарка.

Какое решение должен принять суд?

Ситуация 5

Дорожно-строительное управление (ДРСУ) государственного предприятия в течение ряда лет загрязняло водные источники, водопроводные коммуникации и рельеф местности неочищенными и необезвреженными отходами производства. Вредные вещества, просочившиеся через грунт, загрязнили артезианскую скважину — источник водоснабжения близлежащего садоводческого товарищества. В результате погибли плодово-ягодные насаждения, нанесен ущерб водопроводным коммуникациям. Прокурор поставил вопрос о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности и предъявил иск о взыскании 53 млн. руб. за ущерб, причиненный имуществу садоводов.

Определите меру наказания за экологическое преступление.

Самостоятельная работа №10


Тема: Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды

Количество часов 1



Задание№1Подготовьте сообщение: «Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды.

Задание№2Подготовьте конспект. Учебник В.М.Константинов Стр 204-208.

Самостоятельная работа №11

Количество часов 2

Тема: Экологический мониторинг


Задание№1 Понятие и принципы мониторинга окружающей среды, оценка качества природной среды и его нормирование.


Выберите темы для реферата:

«Мониторинг окружающей среды»,

«Экологическая экспертиза, ее виды и принципы»,

«Экологические преступления и причины их роста»

1. Отобрать материал по теме из учебников , указанных в рекомендованном списке и internet.

2.Составьте план реферата (например,1.Целевое назначение мониторинга.2. Виды и принципы мониторинга.3.Алгоритм осуществления контрольно-оценочных действий по охране окружающей среды.)

3. Составьте введение и заключение согласно основным требованиям оформления реферата.

4. Сделайте вывод о факторах, определяющих современные тенденции развития мирового хозяйства.

5.Составьте словарь терминов к данному реферату.



Самостоятельная работа №12

Количество часов 1


Тема: «Экономические основы охраны окружающей среды»


Задание№1Работа с дополнительной литературой по теме.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

Составьте конспект


Самостоятельная работа №13

Количество часов 1



Тема : Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды

Задание№1Подготовка сообщения «Участие России в деятельности международных организаций по охране окружающей среды»,


Задание№2. Ответьте на вопросы:


1.Почему необходимо международное сотрудничество в деле охраны природы?

2.Какие существуют формы международного сотрудничества в этой сфере?

3.Какие первые договоры по охране природы были заключены Россией?

4.Какова роль ООН и её подразделений ЮНЕСКО,ЮНЕП,МСОП в деле охраны природы?


Контроль самостоятельной работы обучающихся


Контроль самостоятельной работы проводится преподавателем в аудитории. Предусмотрены следующие виды контроля:

– устный опрос;

– отчетные работы.

Результаты контроля используются для оценки текущей успеваемости обучающихся. Оценка текущей успеваемости выставляется преподавателем в журнал теоретического обучения.

Критерии оценки выполненной обучающимися работы:

Отметка «5» - работа выполнена без ошибок; чисто, без исправлений; тема раскрыта полностью;

Отметка «4» - работа выполнена с незначительными ошибками; тема раскрыта не полностью;

Отметка «3» - работа выполнена с ошибками, тема не раскрыта.

Отметка«2» работа не выполнена» -

Список литературы

Основные источники:

1.Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2012.

2.Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М.; Академия, 2002г.

3.Гальперин М.В. Экологические основы природопользования.- М.; ФОРУМ-ИНФА-М, 2002

Дополнительные источники:

  1. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2002.

  2. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. - М., 1996.

3.Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека. - М.: Феникс, 2009.

Под. Редакцией Данилова – Данильянца В.И. Проблемы экологии России. – М.: ВИНИТИ, 1993.

4.Федеральные законы «Об охране окружающей среды»; «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»; Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях»

5.Межународная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству;

6.Рио-Де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию

Интернет – ресурсы:

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.nature.ok.ru/

2. http://www.aseko.org/


  1. http://www.ecoline.ru/books/


  1. http://www.education.spb.ru/gtp/gtp.htm


  1. http://bella-terra.hotbox.ru

  2. http://zelenyshluz.narod.ru/


  1. http://www.refer.ru/9838


  1. http://www.greenpeace.ru/gpeace/

  2. http://ecology.in-fo.ru/


  1. http://referat.sumy.ua/ecology/ecology.html

  2. http://www.ecolife.org.ua/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!