Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к уроку ИЗО на тему "Натюрморт. Акварель"»
Акварель. Натюрморт «Бутылка, печной горшок, миска, тарелка, ложки деревянные, кусок хлеба и полотенце» (рис. 1, 2 и 3)
Методические рекомендации.
Натура - лучший из всех учителей рисования. Ни один из величайших мастеров искусства не миновал школы изучения природы: Фидий, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рембрандт - все они прошли эту серьезную школу, которую мы и назовем школой графической и красочной грамоты. Пройдя эту элементарную школу грамоты, художник заимствует у природы форму и даже иногда идею произведения, но все это проходит через горнило его собственного “я”, в результате чего мы видим художественное произведение, а не фотографию. Все ненужное, все лишнее отпадает само собой, расплавляется в горниле, и перед нами является образ, в котором выражена душа автора.
Поэтому оставим пока на время вопрос о творчестве и будем по-ученически наивно копировать натуру, помня, что, пока вы не чувствуете себя достаточно сильными в простом копировании природы, вы - раб ее и не должны отступать от нее ни на йоту. Не бойтесь этим убить в себе искру Божию: то, что в вас заложено от природы, проявится со временем само собой, а когда это время наступит, вы почувствуете сами.
В ход работы должен проводиться по обыкновению принцип: от общего к деталям. Весь натюрморт постепенно приобретает свой натуральный цвет и рельефность. Следовательно, от вашей работы должно получаться такое впечатление, словно рисуемые вами предметы мало-помалу выступают из окружающего пространства и отделяются от бумаги. Так бывает в туманный день, когда вы приближаетесь к группе людей или построек: вы видите их не сразу во всех подробностях, а сначала вырисовываются пред вами одни силуэты, затем очертания и краски становятся все яснее и яснее, пока не достигнут, наконец, полной отчетливости.
Никоим образом нельзя писать натюрморт по частям, например, сначала написать и совершенно закончить бутылку, потом перейти к миске и т.д. Нужно писать всю модель одновременно, постепенно усиливая тона и переходя от одного предмета к другому, чтобы затем снова возвратиться к первому. Этот прием имеет еще и чисто оптическое основание. Наш глаз устроен таким образом, что он легче определяет настоящий тон предмета, если вы быстро переводите взгляд с одного цвета на другой. Вот почему художники, когда пишут свои картины, непременно смотрят на всю площадь, покрытую красками, а не на то место в картине, которое пишут в данный момент.
Рисунок 1
Прищурив глаза, нетрудно убедиться, что самыми светлыми местами в этой группе будут тарелка, некоторые части полотенца и блики на бутылке. Эти светлые места вы и оставляете белыми, а все остальное покрываете легкими тонами, придерживаясь даже при начальной прокладке приблизительных тонов натуры (рис. 1). Надо, впрочем, заметить, что на нашем рисунке показаны не только совершенно слабые тона, но в некоторых местах и более темные, что уже соответствует вторичной прокладке красок.
Рисунок 2
Рисунок 3