Сафоновский филиал областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Смоленская академия профессионального образования»
Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО
Методические рекомендации
по адаптивной физической культуре
Составитель:
Костенкова Светлана Викторовна,
преподаватель физической культуры
2018 г.
Одобрена цикловой комиссией физического воспитания и БЖ Протокол №____ от «___» ________ 2018 г. Председатель _______С.В.Костенкова Автор ___________ С.В.Костенкова /преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО/ Рецензенты_______ М.Л. Матвейченков /преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО/ _______ П.А. Антропов / директор МОУ ДО ДЮСШ/ | Рассмотрена и рекомендована Методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО для студентов, обучающихся по всем специальностям филиала академии Заместитель директора _____________ Г.Л. Полежаева Протокол №8 от «17» мая 2018 г. |
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………….. | 4 |
1 Общие сведения…………………………………………………………….. | 8 |
2 Предпосылки создания……………………………………………………... | 9 |
3 Адаптивная физическая культура при сердечно-сосудистых заболеваниях ……………………………………………………………….. | 10 |
4. Адаптивная физическая культура при детском церебральном параличе | 11 |
5. Подготовка кадров…………………………………………………………. | 12 |
6Задачи…………………………………………………………………………. | 13 |
Заключение……………………………………………………………………. | 14 |
Список рекомендованной литературы……………………………………… | 16 |
Аннотация
Методические указания по АФК «Занятия адаптивной физической культурой для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» имеет физкультурно-спортивную направленность, то есть направлена на укрепление и восстановление здоровья детей (старшего школьного возраста) и взрослых (без ограничения по возрасту), а именно: на формирование потребности и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
По своему функциональному предназначению методические указания являются оздоровительной и общеразвивающей; по форме организации – групповая и индивидуальная.
Актуальность методических указаний по АФК. Актуальность методических указаний обусловлена тем, что в настоящее время у большинства обучающихся наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними.
Имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы. У многих из детей отсутствуют согласованность дыхания и двигательной нагрузки, наблюдается отставание в росте, непропорциональное телосложение. Различные отклонения в осанке, плоскостопие и различные стертые двигательные нарушения.
Ввиду этого возникает необходимость в дополнительных занятиях адаптивной физической культурой с детьми инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Целесообразность методических указаний по АФК
Данная программа поможет обучающимся формировать устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление, а также содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, способствовать развитию психических процессов и свойств личности обучающихся с отклонением здоровья.
1.5. Цель и задачи программы.
Цель: Овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Задачи: Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.
Дать студентам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.
Ожидаемы результаты методических указаний по АФК.
знать: о технике безопасности при выполнении упражнений;
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
о способах изменения направления и скорости передвижения;
о режиме дня и личной гигиене;
о правилах составления комплексов утренней зарядки;
о правилах поведения на занятиях физической культурой;
о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий;
о технике выполнения физических упражнений;
о значении упражнения на развитие двигательных качеств;
о правилах судейства спортивных и подвижных игр;
о правилах самоконтроля за состоянием организма при выполнении физической нагрузки.
уметь: • выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
• выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
• выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;
• выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;
• выполнять комплексы дыхательных упражнений;
• выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
• выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
• выполнять строевые упражнения.
В настоящее время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существование самого общества. Это обусловлено сменой парадигмы развития общества, господствовавшей в нашей стране в течении десятилетий, на новую концептуальную систему взглядов, в соответствии с которой именно человек со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений. В свою очередь, такая переоценка роли личности в развитии нашего общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличение гласности.
Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности – проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы.
В России наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебном и образовательном направлениях (особенно в специальном образовании), что приводит к смещению центра тяжести совокупности проблем этого вида социальной практики именно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную физическую культуру трактуют как часть лечебной физической культуры или сводят ее только к адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Признавая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях, это является неверным суждение функций такого емкого и широкого социального феномена, которым является АФК.
Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
При этом доминирование многочисленных научных исследований частных проблем АФК приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний и безусловному снижению эффективности проводимых исследований и, особенно, распространению и внедрению в практику результатов научных изысканий и передового опыта педагогов – новаторов.
1Общие сведения
Физическая культура – это составная часть культуры, обращенная на укрепление и сохранение здоровья, вырабатывает здоровый образ жизни, сохраняет отменное физическое развитие на продолжительное время. Физическая культура в основу взяла многовековой опыт подготовки человека к жизни, и представляет собой совокупность ценностей, знаний, норм, которые используются обществом для слаженного развития физических, психических и нравственных качеств человека. В процессе осмысленной двигательной активности формируются заложенные в человека природой психофизические способности.
Адаптивная – это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления – методологический фундамент адаптивной физической культуры. Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов, затем кафедра адаптивной физической культуры была создана в Московском городском педагогическом университете на факультете Педагогический институт физической культуры.
2 Предпосылки создания
Закон РФ «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры. В 1997 году был утвержден Госстандарт высшего профессионального образования по специальности "адаптивная физическая культура". Проект Госстандарта был разработан на кафедре теории и методики АФК СПБГУ физической культуры им.П.Ф. Лесгафта.
3 Адаптивная физическая культура при сердечно-сосудистых заболеваниях
Адаптивная физическая культура при сердечно-сосудистых заболеваниях – предусматривает применение физических упражнений, что является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося. При этом решаются компенсаторные, лечебные, оздоровительные и профилактические задачи.
Причины выделения дисциплины
Необходимо знать, что сердечно-сосудистые заболевания относятся к числу наиболее распространённых. Они чаще других приводят к инвалидности и смерти.
Одной из причин является снижение двигательной активности, следовательно для предупреждения необходимы занятия физической культурой и включённая в режим дня различная мышечная активность. Адаптивная физическая культура призвана с помощью рационально организованной двигательной активности используя сохранённые функции, остаточное здоровье, максимально приблизить психо-физические возможности организма инвалида к самореализации в обществе.
4 Адаптивная физическая культура при детском церебральном параличе
Широкий спектр морфофункциональных нарушений при ДЦП, потребовал применение разнообразных средств лечения и реабилитации больных этим недугом. Помимо хирургических методов и лекарственной терапии, было отмечено полезное действие при массаже. Один из методов лечебного воздействия — Акупрессура, направление восточной школы, может использоваться как средство мануальной терапии. Основной особенностью вышеупомянутой, является стимуляция БАТ (Биологически Активных Точек), отсюда понятие «стимулирующая».
Акупрессура является дальнейшим развитием акупунктуры. Она использует точки (и меридианы), в которые вводятся иглы при акупунктуре, однако акупрессура отвергает применение металла при лечении. Вместо игл используются большой и указательный пальцы руки. Эффект одинаков.
Детский Церебральный Паралич – является сборным термином для группы заболеваний, которые проявляются в первую очередь нарушениями движений, равновесия и положения тела; также ДЦП часто сопровождается психоречевыми нарушениями.
Анализируя научную литературу, можно определить сущность акупрессуры, методику проведения, а также установить месторасположение наиболее эффективных точек. Использование акупрессуры в сочетании с ЛФК, массажем даст положительный эффект, и усилит действие реабилитационных мероприятий. Акупрессура в реабилитации больных ДЦП ещё не достаточно изучена, но можно с уверенностью сказать, что данный метод не противоречит принципам современной медицины и может широко применяться медицинской практике, а также специалистами Адаптивной физической культуры.
5 Подготовка кадров
Обучение специалистов по адаптивной физической культуре ведётся на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения (2000г.) по специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Специалист по адаптивной физической культуры имеет право работать с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также со всеми категориями лиц, имеющими нарушения в развитии и осуществлять спортивно-педагогическую; рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную; коррекционную, научно-методическую организационно-управленческую виды профессиональной деятельности.
В настоящее время одним из ведущих ВУЗов, осуществляющих подготовку специалистов по этой специальности является Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Подготовка студентов ведётся на кафедре адаптивной физической культуры начиная с 1999 года.
С открытием в 2003 году кафедры адаптивной физической культуры института физической культуры и спорта Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина началась подготовка специалистов по указанной специальности.
В рамках работы по совершенствованию нормативно-правового и кадрового обеспечения деятельности в области физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Минобрнауки России в ноябре 2009 года утверждены федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования по специальностям: 050142 "Адаптивная физическая культура", 034400 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) "бакалавр", "магистр").
6 Задачи
У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
– осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
– способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
– компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
– способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
– потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
– осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
– желание улучшать свои личностные качества; - стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Заключение
Результаты проведенной работы дают основание утверждать, что адаптивная физическая культура как феномен культуры уникальна. Она позволяет гармонично соединять и развивать физическое и духовное в процессе самосовершенствования личности человека.
История появления адаптивной физкультуры в России началась в конце XX века. Адаптивная физкультура включает в себя несколько самостоятельных направлений (физкультура, медицина, коррекционная педагогика, психология).
Адаптивная физкультура часто становится единственной возможностью человека с инвалидность вернуться в социум, адаптироваться к трудовой деятельности.
Отклонения в состоянии здоровья классифицируется на большие группы, например, нарушение зрения, слуха, интеллекта, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Выбор методики адаптивной физкультуры должен учитывать характер заболевания.
Для достижения этой цели были выполнены следующие задачи:
1. Изучено место и роль адаптивной физической культуры в жизни человека.
2.Выявлена взаимосвязь физического и духовного здоровья в развитии личности.
3. Изучено понятие и структура самореализации личности.
4.Определены современные тенденции в понимании проблемы саморазвития личности человека с заболеваниями в пространстве адаптивной физической культуры.
Адаптивная физическая культура входит в мир культуры в качестве элементов более широкой системы, включающей не только социально сформированные физические качества человека, но и нормы и правила поведения, виды, формы и средства деятельности.
Существует несколько разновидностей физкультуры, ориентированных на реабилитацию физических ограничений. Адаптивная физкультура кроме физического совершенствования, направлена также на психологическое восстановление организма так как ставит задачи максимального отвлечения от своих болезней в процессе рекреационной деятельности и общения.
Таким образом, адаптивная физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое решает задачи физического и духовного гармоничного совершенствования личности человека с инвалидностью, является эффективным средством саморазвития. Внедрение в жизнь адаптивной физкультуры позволит перейти на новый уровень реабилитации инвалидов, способствует их интеграции в общество, а это позволит повысить качество жизни всего населения. Данный вопрос может подлежать дальнейшей научной разработке, результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности.
Список рекомендованной литературы
Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2000
Кесарев Е.Д., Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. – Спб.: 1997
Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991
Самыличев А.С., К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания учащихся// Дефектология, 1997
Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.
Борис Оськин. Поменявшись местами. С наступившего года гонки на инвалидных колясках в Питере могут стать международными.. №01 (недоступная ссылка – история). «Совершенно секретно – версия в Питере»: (10.01.2005). Проверено 25 октября 2009. Архивировано 23 мая 2005 года.
13