СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения по предмету «Физическая культура»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность методических рекомендаций продиктована сложившейся ситуацией в мире. Находясь в режиме изоляции, обучающиеся, как по всем предметам, так и по предмету «Физическая культура» должны получать  полноценное образование. Несмотря на высокий уровень развития информационных технологий, преподавание физкультуры в дистанционном режиме не имеет готовых решений,  как для педагога, так и для обучающихся и их родителей.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации дистанционного обучения по предмету «Физическая культура»»

Методические рекомендации по организации дистанционного

обучения по предмету «Физическая культура»


Актуальность методических рекомендаций продиктована сложившейся ситуацией в мире. Находясь в режиме изоляции, обучающиеся, как по всем предметам, так и по предмету «Физическая культура» должны получать полноценное образование. Несмотря на высокий уровень развития информационных технологий, преподавание физкультуры в дистанционном режиме не имеет готовых решений, как для педагога, так и для обучающихся и их родителей.

В связи с режимом карантина на дому, у обучающихся нарушен двигательный режим, следует увеличить количество занятий в домашних условиях: физическими упражнениями, среди которых онлайн-уроки ФК, проводимые педагогом, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия физическими упражнениями под наблюдением родителей.

С помощью данных методических рекомендаций хотелось помочь обучающимся, родителям и педагогам в эффективности и пользе уроков, самостоятельных занятий по физической культуре в дистанционном формате. Что необходимо учесть?


1.Правила техники безопасности при занятиях на дому:

-подготовить место для занятий (ровная поверхность, безопасное расстояние от мебели, бытовых приборов, хорошо освещенное, хорошо проветриваемое пространство, площадью не менее трех метров в радиусе.);

- заниматься в спортивной форме, не стесняющей движений, в спортивной обуви с нескользящей подошвой;

-выполнять полноценную разминку;

- при выполнении упражнений запрещается жевать жевательную резинку и употреблять пищу.

-после физической нагрузки нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний;

-после выполнения умыться тёплой водой или принять душ, переодеться в домашнюю одежду.

-к основной программе занятий допускаются обучающиеся 1основной медицинской группы здоровья, 2 и 3 медицинские группы здоровья, либо у кого частичное освобождение от занятий по ФК, занимаются по адаптированным для данных показателей здоровья программам.

-при ухудшении самочувствия во время занятия незамедлительно прекратить его, сообщив учителю дистанционно.

2.Формы организации уроков:

- онлайн-уроки по физической культуре

Например: теория 10 минут, а остальное время практические занятия. Практические занятия могут выполняться с непосредственным контролем учителя, либо самостоятельно с предоставлением фото- и видеоотчета.

Теоретические занятия – видеоролики , видео-уроки, презентации с коротким тестированием в конце.

Самостоятельные занятия могут включать в себя: утреннюю гигиеническую зарядку, комплекс физических упражнений на различные группы мышц, все это заносить в дневник самонаблюдения.

Таблица дневника самоконтроля.

(вести ежедневно)

Дата





Показатели

утро

до трен.

после трен.


утро

до трен.

после трен.


Самочувствие









Сон









Аппетит









ЧСС лежа









ЧСС стоя









ЧСС разность









Масса









Ощущения (усталость, боль в мышцах, потливость и т.д.)









Содержание тренировки

Результаты упражнений.





Самоанализ















Пример ведения таблицы дневника самоконтроля.


1 апреля

2 апреля

3 апреля

4 апреля

утро

до трен.

после трен.


утро

до трен.

после трен.


Самочувствие

хор.

хор.

хор.

уд.

хор.

хор.

хор.

отл.

Сон

8 час. крепкий



9 часов беспокойный

7 часов беспокойный



спокойный 8 часов

Аппетит

Хор.

Хор.

Уд.

уд.

уд.

хор.

хор.

хор.

ЧСС лежа

стоя

разность

56

64

72

8

120

60

58

76

18

72

88

16

128

142

14

56

Масса

68,3

67,0

ЖЕЛ

4800

4600

Ощущения (усталость, боль в мышцах, потливость и т.д.)

б/о

б/о

Сильно устал, боли в мышцах

Вялость, скованность, боли в мышцах

Вялость

Нет желания тренироваться

Сильная потливость, приятная усталость

Бодр, боли прошли

Содержание тренировки

Тренировался с упором на упражнения с отягощением

Не тренировался

Тренировка в лесу, бег с ускорениями, общие упражнения

Не тренировался

Самоанализ

Замечания тренера

Превысил нагрузку в упражнениях с отягощением

Снизить нагрузку, больше упражнений общеразвивающих

Тренировка в лесу приятна, появилось желание тренироваться.

Советы врача



Самомассаж утром и в процессе занятий



- ежедневные занятия: использование подручных предметов. Например:

«Упражнения на руки» – 1) Отжимания от дивана (Упор лёжа руки на диване). 2) «Обратные отжимания от стула» (Стул сзади, упор лежа сзади на стуле). 3) «Руки с книгой (книгами) вперёд – держать 30с. (или максимальное количество времени)». 3.1.) «Руки с книгой вперёд. Каждые 10с. Добавляется по 1 книге».

Контроль: видеоотчет учителю, родители могут снимать выполнение

Комплекс упражнений с предметом 5-7упр. (Например, комплекс упражнений с полотенцем). Комплекс упражнений в положении тела (лёжа, сидя, стоя).


Контроль:

-Лучшее исполнение по технике выполнения

-Кто больше? / Кто дольше? И т. д.

- Рекомендуемый инвентарь дома: полотенце, книги, чашка с водой, рюкзак с книгами, стул, диван, швабра, бутылка воды (1-5л), подушка (диванная) т.п.

Специальный спортивный инвентарь:

Резинки (жгуты), эспандер, скакалка, гантели, набивной мяч, гимнастический коврик, мяч для настольного и большого тенниса, фитбол, обруч, турник (для дома) и др.

Проектная деятельность

Нам всем известна эта работа, направленная на формирование теоретических знаний в области ФК и метапредметных умений. Это самостоятельная работа учащихся, выполняемая под руководством учителя. Здесь учитель должен выступать лишь в роли консультанта, советчика, направляющего, но не более того. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Темы ребята выбирают самостоятельно или по рекомендации учителя. Желательно предлагать им то, что вызывает у них интерес, стремление высказать свою точку зрения. Например: «Значение физической культуры для моего роста и развития организма», «Моя физическая культура. Как я это понимаю», «Отрицательное воздействие малоподвижного образа жизни на мое формирование. Что этому противо­поставить», «Физическая культура в повышении моей физической и умственной работоспособности», «Физическая культура в моем самоутверждении», «Забота о своей осанке», «Комплекс физических упражнений, который предложу своим друзьям»

Челленджи. Это соревновательная форма предполагает публикацию результатов действий за определённый период. Нужно определить основную цель, назначить награду. Это могут быть стикеры, публикации на сайте школы, накопительные баллы в оценку по физической культуре. То есть кто-то, допустим в Инстаграм, выкладывает фотографию «До», и обозначает условия вызова, которые ему предстоит выполнить. Например, делать на протяжении месяца каждый день по 100 приседаний, с целью похудеть на 2кг. Каждый день предоставляется отчёт.

Кейс-технологии. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Кейсами могут стать: ситуации с подбором комплекса физических упражнений, ситуации с подбором спортивного инвентаря, ситуации с дифференцированием физической нагрузки, ситуации с исследованием функциональной готовности обучаемого. Например для НОО:

Ситуация:   Посмотрите мультфильм «Ну - погоди!» , дать ссылку 

Ответьте на вопросы:

  1. Почему волк всегда оказывался проигравшим?

  2. Что бы изменилось, если бы волк занимался спортом?

  3. Что помогло волку и зайцу победить на соревнованиях?

  4. На какого героя ты бы хотел быть похож?

  5. Какие виды спорта встречаются в данном мультфильме? Какие виды спорта ты знаешь?

Видео-конкурсы. «Самая спортивная семья», «Комплекс утренней гимнастики», «Тренировка с диванной подушкой» и т.д. Учителю необходимо утвердить критерии оценки результатов конкурса. Родителям активно принимать участие в таком формате проведения уроков.


Предлагаем некоторые средства для реализации дистанционной формы обучения по предмету «Физическая культура»


Комплексы упражнений



1. С использованием средств йоги для развития гибкости и силы https://yogajournal.ru/body/practice/home-practice/12-asan-dlya-razvitiya-gibkosti/

2.В форме тренировки «шейпинг», «фитнес»

https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D1%81%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D1%8B%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C&path=wizard

3 Гимнастика для глаз

https://yadi.sk/i/AhDRc8MIwEqQ5Q

4. Профилактика плоскостопия

https://yadi.sk/i/Jf3D2nEdNxnjMw)

5.Для формирования мышечного корсета и профилактика правильной осанки: https://yadi.sk/i/SSuj0CcOjAmLDQ


  1. Гимнастика для укрепления суставов

https://yadi.sk/i/-Q-avk2LpgtDuQ

7. Игорь Войтенко тренировки в домашних условиях

https://www.youtube.com/watch?v=VyIINm_eBk0

Контроль за состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной системы, массо-ростовыми показателями, физической подготовленности

Для оценки состояния тренированности сердечно-сосудистой системы можно использовать функциональную пробу. Для этого необходимо измерять пульс в состоянии покоя, а затем выполнить 20 приседаний за 30 сек. Время восстановления пульса к исходному уровню является показателем состояния сердечно-сосудистой системы и тренированности занимающегося. Восстановление пульса по времени:

а) менее 3 минут – хороший результат;

б) от 3 до 4 минут – средний результат;

в) более 4 минут – ниже среднего.

Для оценки состояния дыхательной системы можно применять функциональные пробы Тенчи-Штанге.

Проба Тенчи – испытуемый задерживает дыхание на выдохе, зажав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 12 – 15 секунд.

Проба Штанге – испытуемый  задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 30 – 40 секунд.

Массо-ростовый индекс (Кетле) – это отношение массы тела в граммах к его длине в сантиметрах. В норме на один сантиметр длины тела приходится 200 – 300 грамм массы тела.

М. Р. П. = . Если частное от деления выше 300 гр., то это указывает на избыточный вес испытуемого. Если частное от деления ниже 250 г, на недостаточный вес испытуемого.

Уровень развития двигательных качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых качеств, можно определить проведением тестов школьной учебной программы по физической культуре и «Президентскими тестами».














Таблица средних показателей функциональных и антропометрических измерений школьников.

Возраст

(лет)

Величина ЧСС уд/мин

Показатели массы тела и роста

(кг, см)

Показатели задержки дыхания

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

масса

Рост

масса

рост

на вдохе

на выдохе

на вдохе

на выдохе

7

84-88

86-90

22-28

118-129

21-27

118-129

36

14

30

15

8

83-87

84-88

24-31

125-135

24-31

124-134

40

18

36

17

9

85-89

81-85

26-35

128-141

27-35

128-140

44

19

40

18

10

87-91

78-82

30-38

135-147

30-39

134-147

50

22

50

21

11

75-79

82-86

32-41

138-149

32-42

138-152

55

24

44

20

12

80-84

84-88

37-49

143-158

38-50

146-160

60

22

48

22

13

70-74

75-79

39-53

149-165

43-54

151-163

61

24

50

19

14

76-80

75-80

45-56

155-170

46-55

154-167

64

25

54

24

15

70-74

72-76

50-63

159-175

50-59

156-167

68

27

60

26

16

72-76

70-73

51-78

168-179

56-72

157-167

71

29

64

28

 

Параметры допустимых значений ЧСС при тренировочной нагрузке

Классификация тренировочных нагрузок

Возраст

Нагрузка

Режим

Характер нагрузки

Показатели ЧСС

Время работы

минимальная

максимальная

юноши

девушки

7

128 уд/мин

191 уд/мин

1

Низкая интенсивность

До 130 уд/мин

До 135 уд/мин

От 40 до 90 мин

8

127 уд/мин

190 уд/мин

9

127 уд/мин

190 уд/мин

2

Средняя интенсивность

131-155 уд/мин

136-160 уд/мин

30 – 40 мин

10

126 уд/мин

189 уд/мин

11

125 уд/мин

188 уд/мин

3

Высокая интенсивность

156-175 уд/мин

161-180 уд/мин

5 – 30 мин

12

125 уд/мин

187 уд/мин

13

124 уд/мин

185 уд/мин

4

Субмаксимальная интенсивность

176-180 уд/мин

181 уд/мин

30 сек – 5 мин

14

124 уд/мин

185 уд/мин

15

123 уд/мин

185 уд/мин

5

Максимальная интенсивность

181-200 уд/мин

выше 181 уд/мин

20 – 30 сек

16

122 уд/мин

184 уд/мин

Индивидуальный тренировочный пульс: 220 – (возраст) – (пульс в покое)*0,6 + (пульс в покое)

 

  

Оценка показателей состояния организма школьника

Баллы

Аппетит

Самочувствие

Желание заниматься ФУ

Работоспособность

Переносимость нагрузки

Сон

Болевые ощущения

5

Повышенный

Хорошее

С удовольствием

Высокая

Хорошая

Спокойный, крепкий

Нет болевых ощущений

4

Нормальный

Удовлетворительное

Есть желание

Хорошая

Удовлетворительная

Без пробуждений

Немного болят мышцы

3

Пониженный

Вялость, усталость

Безразлично

Удовлетворительная

Плохая, вялость, апатия

Трудное засыпание

Небольшое чувство тошноты

2

Есть не хотел

Плохое

Нет желания

Низкая

Прекратил занятия Ф.У.

Бессоница

Боли в подреберье

1

Отвращение к приему пищи!

Недомогание

Болезненное состояние

Выполнил только тренировку

Не занимался


Головокружение, БОЛИ СЕРДЦА!



Рекомендации по работе педагога с родителями и обучающимися.

Уважаемые родители, в период самоизоляции вы проводите все время в контакте со своими детьми. Учитель должен направить деятельность родителя на достижение задач физического воспитания в семье, на помощь и поддержку в организации физической активности наших детей. Мы отметили формы работы учителя с родителями в дистанционном режиме:


- объяснение важности занятий ФК в период дистанционного обучения;

- формы работы в дистанционном формате обучения;

- разъяснение критериев оценки техники физического упражнения;

-объяснение техники безопасности;

-объяснение использования домашнего инвентаря;

-объяснение родителям важности поощрения ребенка, а не только недостатков.

Уважаемые обучающиеся! Все рекомендации рассчитаны на то, что Вы будете их выполнять дома, они не требуют большого пространства и инвентаря. А родители будут вас контролировать.

Задания можно выполнять как отдельными блоками, так и соединяя несколько блоков в одну серию. Внутри серии дозировать нагрузку можно по времени выполнения (30-50 сек), либо по количеству повторов каждого упражнения (от 10 раз до ….) в зависимости от уровня подготовки, текущего состояния организма и настроя на тренировку. Оптимальный набор блоков – от 3-х, количество серий 2-5, отдых между сериями – до 5 мин., между упражнениями в серии от 30 сек до 2-х мин. Перед каждым занятием провести разминку – под любую танцевальную музыку – активные движения рук и ног приветствуются (от 5 до 15 мин). В заключительной части каждой тренировки обязательны упражнения на «растяжку» наиболее уставших мышечных групп .

Просьба, записывать то, как Вы выполняете упражнения, свои ощущения в дневник по физической культуре. Желательно порядок и количество блоков, упражнений в одном блоке менять каждое занятие.

Желаем всем здоровья!!!!! Руководитель МО учителей физической культуры МАОУ «СОШ №4» Салахова Г.А.


 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!