Государственное автономное профессиональное образовательно учреждение
Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
по дисциплине Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию)
Ишмухаметова Р.Р.,
преподаватель математики
Стерлитамак, 2019
Методические рекомендации по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Разработчик: преподаватель Ишмухаметова Р.Р.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Введение
1 Общие положения о самостоятельной работе студентов
1.1 Цель самостоятельной работы
1.2 Виды самостоятельной работы
1.3 Задачи самостоятельной работы
2 Контроль и оценка самостоятельной работы студентов
2.1 Формы контроля
2.2 Критерии оценивания
2.3 Указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
3 Методические рекомендации
3.1 Методические рекомендации по составлению конспекта
3.2 Методические рекомендации по работе на практических занятиях
3.3 Методические рекомендации по написанию контрольной работы
3.4 Методические рекомендации к написанию реферата
3.4.1 Требования, предъявляемые к реферату
3.4.2 Критерии оценки
3.4.3 Примерная тематика рефератов
3.5 Методические рекомендации по подготовке сообщения
3.6 Методические рекомендации по составлению презентаций
3.6.1 Требования к презентации
3.6.2 Оформление слайдов
3.6.3 Критерии оценки презентации
3.7 Методические рекомендации по составлению кроссворда
Заключение
Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка разработана с целью помочь правильно организовать самостоятельную внеаудиторную работу по математике студентов 1 курса. Она включает в себя методические рекомендации по выполнению различных видов самостоятельной внеаудиторной работы и комплекс самостоятельных работ по основным темам дисциплины Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию), которые составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию).
ВВЕДЕНИЕ
В.А.Сухомлинский советовал:
«Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на занятии о предмете изучения все, что вы знаете. Под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».
Именно с пытливости и любознательности начинается творчество.
Формирование умений самостоятельной работы студентов – важная задача всех преподавателей, в том числе и для преподавателя математики.
На каждом занятии преподавателю наряду с планированием учебного материала необходимо продумывать и вопрос о том, какие навыки самостоятельной работы получит на занятии студент.
Если обучающийся научится самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или какими-то специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые усвоил студент сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения преподавателя. И в дальнейшем студент сможет самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении практических задач.
Цель данных методических указаний – ознакомить с общими положениями о самостоятельной работе студентов по математике, с методикой организации самостоятельной работы студентов при изучении нового материала и в процессе закрепления на занятии при решении задач, при выполнении внеаудиторной работы.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа по математике – это педагогически управляемый процесс самостоятельной деятельности студентов, обеспечивающий реализацию целей и задач по овладению необходимым объемом знаний, умений и навыков, опыта творческой работы и развитию профессиональных интеллектуально-волевых, нравственных качеств будущего специалиста.
1.1 Цель самостоятельной работы
Целью самостоятельной работы студентов является:
обеспечение профессиональной подготовки выпускника в соответствии с ФГОС СПО;
формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО;
формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений и навыков студентов;
углубления и расширения теоретических и практических знаний;
формирования умений использовать специальную, справочную литературу, Интернет;
развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских знаний.
1.2 Виды самостоятельной работы
Выделяют два вида самостоятельной работы:
аудиторная, выполняется на занятиях под руководством преподавателя и по его заданию;
внеаудиторная, выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основные виды аудиторной самостоятельной работы студентов:
выполнение письменных заданий, тестирование;
выступление с сообщением по новому материалу;
конспектирование, работа с книгой, учебником ;
Время на аудиторную самостоятельную работу студентов отводится преподавателем непосредственно на занятии, для каждого вида работы определенное.
Аудиторная самостоятельная работа студентов преобладает над внеаудиторной самостоятельной работой.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – планируемая учебная, учебно-исследовательская, проектная работа, выполняемая за рамками расписания учебных занятий по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия и является обязательной для каждого студента.
Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
работа с учебником;
конспектирование отдельных вопросов пройденной темы;
работа со справочной литературой;
подготовка рефератов и презентаций по темам;
изготовление наглядных пособий и моделей;
составление кроссвордов;
использование Интернета.
Время на внеаудиторную самостоятельную работу студентов берется в расчете 50% от всего учебного времени, отведенного на изучение дисциплины.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит свое отражение:
в рабочем учебном плане – в целом по циклам основной профессиональной образовательной программы, отдельно по каждому из учебных циклов, по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу и профессиональному модулю;
в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с ориентировочным распределением по разделам и темам.
1.3 Задачи самостоятельной работы
Задачами, реализуемыми в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, в образовательной среде являются:
систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления: способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
развитие исследовательских умений.
2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
2.1 Формы контроля выполнения самостоятельной работы
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы может осуществляться в пределах аудиторного времени, отведенного на обязательные учебные занятия по данному курсу.
Результативность самостоятельной работы студентов оценивается посредством следующих форм контроля знаний и умений:
текущего контроля успеваемости, то есть регулярного отслеживания уровня усвоения материала на лекциях, практических, семинарских занятиях;
путем проверки рефератов, контрольных работ, домашних, индивидуальных заданий и других видов работ с подведением итогов в течение учебного семестра;
промежуточной аттестации.
Самостоятельные работы являются важным средством проверки уровня знаний, умений и навыков.
Массовой формой контроля являются зачеты, экзамены.
2.2 Критерии оценивания
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов, рассматриваемой в комплексе с другими составными элементами учебной нагрузки, предусмотренной программой данного курса, являются:
уровень освоения студентами учебного материала;
уровень сформированности умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических и прикладных задач;
умение студента использовать теоретические знания при решении задач;
обоснованность и четкость изложения ответа;
уровень сформированности умений студента активно использовать печатные и электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.
Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и самостоятельную работу и может проходить в письменной, устной или смешанной форме с предоставлением изделия или продукта творческой деятельности.
В методических рекомендациях предлагается перечень внеаудиторных самостоятельных работ, которые вы должны выполнить в течение учебного года.
При выполнении внеаудиторных самостоятельных работ студент может обращаться к преподавателю для получения консультации.
3.3 Указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Внеаудиторную самостоятельную работу нужно выполнять в отдельной тетради в клетку, чернилами черного или синего цвета. Необходимо оставлять поля шириной 5 клеточек для замечаний преподавателя.
Решения задач следует излагать подробно и аккуратно, объясняя и мотивируя все действия по ходу решения и делая необходимые чертежи.
Оформление решения задачи следует завершать словом «Ответ».
Оценивание индивидуальных образовательных достижений по результатам выполнения внеаудиторной самостоятельной работы производится в соответствии со шкалой (таблица 1).
Таблица 1 – Шкала оценивания
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (оценка) | вербальный аналог |
90 – 100 | 5 | отлично |
71 – 89 | 4 | хорошо |
50– 70 | 3 | удовлетворительно |
менее 50 | 2 | неудовлетворительно |
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
3.1 Методические рекомендации по составлению конспекта
Внимательно прочитайте текст.
Уточните в справочной литературе непонятные слова.
При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.
Выделите главное, составьте план.
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана.
При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами.
Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты.
Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
3.2 Методические рекомендации по работе на практических занятиях
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение ситуативных задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении поставленных задач нужно обосновывать каждый этап действий, исходя из теоретических положений курса.
Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный.
Полезно до начала решения поставленных задач составить краткий план решения проблемы (задачи).
Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками, инструкциями по выполнению.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом.
Полученный результат следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи.
3.3 Методические рекомендации по написанию контрольной работы
Контрольная работа – промежуточный метод проверки знаний обучающегося с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При выполнении студенты ограничены во времени, могут использовать любые учебные пособия, консультации преподавателя.
3.4 Методические рекомендации к написанию реферата
Согласно рабочей программе по дисциплине, на подготовку реферата отводится 4 часа внеаудиторной самостоятельной работы студента.
Тематика реферата не обязательно должна соответствовать изучаемым в данном курсе разделам и темам.
Тема реферата может быть предложена студентом или группой студентов и согласована с ведущим преподавателем.
Одной из основных целей проведения этой формы самостоятельной работы является формирование умений поиска и использования информации; обобщение, систематизация, закрепление и расширение знаний и умений студентов, полученных не только за период изучения данного курса, но и предыдущих ступеней и уровней познания дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла.
Реферат выполняется и сдается студентом в установленные преподавателем сроки.
Оформление реферата должно удовлетворять следующим требованиям:
3.4.1 Требования, предъявляемые к реферату:
Работа выполняется печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа формата А4
Реферат (доклад) должен быть оформлен в MS Word, шрифт текста Times New Roman, 14 пт., интервал 1. В работе не допускается использование шрифта разных гарнитур.
Страницы имеют следующие поля: левое 25 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Абзацный отступ одинаковый по всему тексту и равен 5 знакам.
Структура реферата:
Титульный лист (приложение 1).
Содержание (приложение 2).
Введение.
Основная часть реферата.
Текст работы (главы, части и т.п.).
Заключение.
Список используемой литературы (приложение 3).
Приложения.
Если возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю.
3.4.2 Критерии оценки:
Вы правильно выполнили задание. Работа выполнена аккуратно – 5(отлично).
Вы не смогли выполнить 2-3 элемента. Работа выполнена аккуратно- 4(хорошо).
Работа выполнена неаккуратно, технологически неправильно – 3(удовлетворительно).
Все структурные элементы работы начинаются с нового листа.
Заголовки располагаются посередине страницы и указываются прописными буквами без кавычек и точки в конце, выделяются полужирным шрифтом. Переносить слова в заголовке не допускается. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Иллюстрации, используемые в тексте работы, размещаются после первой ссылки на них и сопровождаются словами «Рисунок», «Таблица», «Схема», «График» и т.п. Все иллюстрации нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами в порядке упоминания в тексте (для каждого вида иллюстраций своя нумерация).
Приложения должны иметь тематические заголовки и нумеруются арабскими цифрами. Перечень приложений указывается в оглавлении.
Все страницы работы, включая приложения, нумеруются по порядку. Первой страницей считается титульный лист, на нем номер не ставится. Порядковый номер печатается вверху страницы по центру.
Библиографические ссылки в виде подстрочных примечаний оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008. Нумеруются арабскими цифрами в пределах страницы, т.е. с каждой следующей страницы нумерация подстрочных примечаний начинается с цифры «1». Допускается нумеровать в пределах структурных частей работы.
Список источников и литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.82-2001.
3.4.3 Примерная тематика рефератов
Происхождение натуральных чисел и арифметических действий над ними. Зарождение математики. Древний Египет и Вавилон. Период элементарной математики.
Комплексные числа. Определение комплексного числа. Мнимая единица. Алгебраическая форма комплексного числа. Комплексно-сопряженные числа. Действия над комплексными числами (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень).
Комплексные числа. Тригонометрическая форма комплексного числа. Модуль и аргумент комплексного числа. Действия над комплексными числами, заданными в тригонометрической форме. Формула Муавра. Отыскание всех значений корня n-ой степени из комплексного числа. Показательная (экспоненциальная) форма комплексного числа.
Полярная система координат на плоскости. Полярные координаты точки на плоскости. Построение точек по их полярным координатам. Примеры. Связь между полярными и прямоугольными координатами точки на плоскости.
Погрешности измерения и методы округления в прикладной профессиональной деятельности.
Теория игр: история возникновения, основные понятия, области современного применения.
От азартных игр к комбинаторике. Комбинаторика Тартальи. П. Ферма и Б. Паскаль. Вклад в развитие комбинаторики Я. Бернулли, Г. Лейбница, Л. Эйлера. Возникновение теории вероятностей.
Простейшие методы решения вероятностных задач. Принцип математической индукции. Треугольник Паскаля. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Вероятность и статистическая частота наступления события
От землемерия к геометрии. "Начала" Евклида. Пифагор. Фалес. Знаменитые задачи древности: трисекция угла, квадратура круга, удвоение куба.
Аксиоматика. Аксиомы, определяемые и неопределяемые понятия. Теоремы. Аксиоматика в математике и в повседневной жизни. Евклидова геометрия и геометрия Лобачевского.
Логарифмы и показательные функции: применение в прикладной профессиональной деятельности.
3.5 Методические рекомендации по подготовке сообщения
Сообщение – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время краткими примерами.
Сообщение составляется по нескольким источникам, связанным между собой одной темой. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно и на современном уровне научных и практических достижений. Записанное сообщение дополняется материалом других источников.
Этапы подготовки сообщения:
Прочитайте текст.
Составьте его развернутый план.
Подумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было понято правильно и, главное, не исчезло.
Объедините близкие по смыслу части.
В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.
При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми.
Тематическое и смысловое единство сообщения выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.
Сообщение должно содержать информацию на 3-5 мин. и сопровождаться презентацией, схемами, рисунками, таблицами и т.д.
3.6 Методические рекомендации по составлению презентаций
3.6.1 Требования к презентации
На первом слайде размещается:
название презентации;
автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
год.
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
3.6.2 Оформление слайдов
Требования по оформлению презентации к реферату приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Требования к оформлению презентации
Оформление слайдов |
Стиль | необходимо соблюдать единый стиль оформления; нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки) |
Фон | |
Использование цвета | на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста; для фона и текста используются контрастные цвета; особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования) |
Анимационные эффекты | нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде; не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде |
Представление информации |
Содержание информации | следует использовать короткие слова и предложения; времена глаголов должно быть везде одинаковым; следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных; заголовки должны привлекать внимание аудитории |
Продолжение таблицы 2
Расположение информации на странице | предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней |
Шрифты | для заголовков не менее 24; для остальной информации не менее 18; шрифты без засечек легче читать с большого расстояния; нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа; нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные). |
Способы выделения информации | Следует использовать: рамки, границы, заливку разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов |
Объем информации | не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами. |
4.6.3 Критерии оценки презентации
Критерии оценки выполнения презентации приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Критерии оценки выполнения презентации
Критерии оценки | Содержание оценки |
1. Содержательный критерий | правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет |
2. Логический критерий | стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность |
3. Речевой критерий | использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. |
4. Психологический критерий | взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания |
5. Критерий соблюдения дизайн- требований к компьютерной презентации | соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации |
4.7 Методические рекомендации по составлению кроссворда
Кроссворд-это игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.
В общем случае определение должно состоять из одного предложения.
Определения должны быть по возможности краткими.
Следует избегать перечислений, не злоупотреблять причастными и деепричастными оборотами, не перегружать текст прилагательными. Определение кроссворда - своего рода компромисс между краткостью и содержательностью.
Запрещается использование в одной сетке двух и более одинаковых слов, даже с различными определениями.
В вопросах следует избегать энциклопедических определений.
В целом работа должна быть авторской, а не перепечаткой статей из словаря.
Нежелательно начинать формулировку вопроса с цифры, глагола, деепричастия.
Запрещается использование однокоренных слов в вопросах и ответах.
В работе должна быть изюминка, то есть нечто, отличающее ее от миллионов других.
Запрещается помещать слова без пересечений (встречается и такое).
Не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску.
Заключение
В данном методическом пособии рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы студентов, как форме учебной деятельности.
Работа с данным пособием развивает умение извлекать информацию из различных источников, умение анализировать и сравнивать.
Самостоятельные работы разнообразны по степени сложности: имеются как сравнительно простые, так и достаточно сложные, рассчитанные на более высокий уровень подготовки студентов первокурсников.
Развитие самостоятельной деятельности является одним из важнейших путей формирования компетентной, востребованной на рынке труда личности. Эти качества формируются только при условии систематического включения обучения в самостоятельную деятельность, которая в процессе выполнения приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Чем раньше студенты овладеют методами работы с учебной литературой, тем быстрее они начнут ориентироваться в большом количестве новой информации, тем быстрее проявятся их самостоятельность, активность и инициативность - такие важные профессиональные качества личности формируются в процессе самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов – это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Требования ФГОС третьего поколения диктуют необходимость обеспечения самостоятельной работы студентов в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.
Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом общих и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.
Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.
Самостоятельная работа активизирует самостоятельное творчество обучающегося, поскольку выстраивается преподавателем с учетом его особенностей и интеллектуальных знаний, оказывает влияние на формирование основ профессиональных качеств личности.
Дифференцированный подход при организации самостоятельной работы выступает средством формирования способности к самореализации, самоконтролю, самоанализу.
Самостоятельная работа – это путь к профессиональной карьере, которая формирует профессиональную самостоятельность и мобильность выпускников, а задача преподавателя, правильно ее организовать.
Наиболее актуальными в настоящее время становятся требования к личным качествам студента –умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов; повышается роль самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиливается ответственность преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Современный студент, будущий специалист, должен не только овладеть определенной суммой знаний, но и научиться самостоятельно приобретать знания, работать с информацией.
Важным также является овладение способами познавательной деятельности, которые можно было бы применять в дальнейшем при необходимости повышения квалификации, изменения профессиональной ориентации.
Список литературы
Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 -11 кл. общеобразовательных учреждений – М. Просвещение, 2016.
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 -11 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2015.
Башмаков М.И. Математика. Учебник для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. М.: Издательский центр “Академия”, 2016.
Башмаков М.И. Математика. Задачник для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. М.: Издательский центр “Академия”, 2015.
Башмаков М.И. Математика. Сборник задач для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. М.: Издательский центр “Академия”, 2017.
Справочный материал и методические указания для самостоятельной работы по математике студентов - заочников. – Калининград, ГАУ СПО КСТ, 2016.
Активизация учебно – познавательной деятельности на уроках алгебры и начал анализа. Методические рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации учителей математики. Самара, 2015 г.
Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2016.
Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 кл. Учебник и задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2015.
Погорелов А. В. Геометрия 10-11 кл. общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2016.
В. К. Буряк. Самостоятельная работа учащихся: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2018.
А. С. Границкая. Научить думать и действовать. - М.: Просвещение, 2011г.
С. П. Есипов. Самостоятельная работа учащихся на уроках.- М: Просвещение, 2015г. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа студентов младших курсов / А.А. Вербицкий // Высш. шк. России. – 2016. – № 3. стр. 17
Михалищева М. А. Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования / М. А. Михалищева // Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2016. стр. 160-163
Педагогика. /Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. М., 2015.
Пидкасистый, П. И. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения / П.И. Пидкасистый // Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 2018. –
Интернет – ресурсы:
http://www.edu.ru
http://www.mat.ru
Газета «Математика» «издательского дома» «Первое сентября» http://www.1september.ru
Математика в Открытом колледже http://www.mathematics.ru
Общероссийский математический портал Math-Net.Ru http://www.mathnet.ru
Калашникова В.А. Методическое пособие: «Конспекты лекций по математике» [Электронный ресурс] /В.А. Калашникова. - Режим доступа: http://www.exponenta.ru/educat/systemat/kalashnikova/inde/.
Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа (Математика для техникумов) [Электронный учебник] /Г.Н Яковлев. - Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/78472.
Вся математика в одном месте. Форма доступа: Allmath.ru