СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине БД 01. Русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине БД 01. Русский язык

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине БД 01. Русский язык»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Университетский экономико-технологический колледж













МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

по дисциплине БД 01. Русский язык


Наименование специальности

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

19.02.10 Технология продукции общественного питания

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

38.02.07 Банковское дело

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

43.02.10 Туризм

43.02.11 Гостиничный сервис

43.02.14 Гостиничное дело

35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство

43.02.15. Поварское и кондитерское дело

09.02.07 Информационные системы и программирование















2021 г.


Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии гуманитарных дисциплин и физического воспитания Протокол № ____ от_________г.


Председатель ЦМК_______

Н. Н. Гайворонская


УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по МНР УЭТК

_____________ Е.Ю. Куценок

«___»_____________20_____г.

Разработчик: преподаватель Университетского экономико-технологического колледжа ___________ Н. Н. Гайворонская










































Содержание


1. Пояснительная записка

2. Самостоятельная работа по русскому языку (виды, формы контроля, методические рекомендации)


3.Рекомендуемая литература


1. Пояснительная записка


Внеаудиторная самостоятельная работа – это познавательная деятельность обучающихся, которая переводит обучающегося в субъект обучения; формирует механизм самоуправления в профессиональной направленности; опосредованно управляется преподавателем; направлена на совершенствование лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенций обучающихся.

Цели внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по русскому языку:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умений использовать справочную документацию и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

  • формирование общих и профессиональных компетенций;

  • развитие исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа по освоению компетенций, согласно учебному плану основной профессиональной образовательной программы, должна составлять до 50% от времени обязательных учебных занятий.  Она  выполняется обучающимися без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию и при методическом руководстве. Внеаудиторная самостоятельная работа должна обеспечивать формирование общих компетенций: организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; осуществлять текущий и итоговый контроль своей деятельности, оценку и коррекцию собственной деятельности; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленной  задачи; использовать ИКТ.
























2. Самостоятельная работа по русскому языку (виды, формы контроля, методические рекомендации)

Виды самостоятельной работы:

- выполнение упражнений;

- самостоятельная работа (аналитическая) с текстом;

- творческие задания по составлению текстов-миниатюр по заданному началу;

- работа с деформированным текстом;

- подготовка сообщений;

- подготовка презентаций;

- составление глоссария;

- составление плана - ответа;

- написание мини-сочинений, эссе;

- нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств языка;

-выполнение грамматических разборов;

-построение схем предложений.

Формы контроля самостоятельной работы:

- проверка письменных работ;

- устный опрос;

- самопроверка;

- взаимопроверка;

-оценивание подготовленных рефератов, сообщений, презентаций.


Методические рекомендации

к организации самостоятельной работы


С введением стандартов третьего поколения (ФГОС) самостоятельная работа студентов приобретает все большее значение. Задача преподавателя – побуждать студентов работать самостоятельно, стремиться к самообразованию. В процессе выполнения самостоятельной работы обучающиеся должны учиться мыслить, анализировать задания, выявлять проблемы и успешно их разрешать, постепенно превращая тем самым самостоятельную работу в творческую.

При выполнении самостоятельной работы предполагается ряд действий обучающегося: осознание цели данного вида деятельности; принятии поставленной перед ними учебной задачи; придание ей личностного осмысления; подчинение решению этой задачи других интересов обучающегося; самоорганизация в распределении учебных действий во времени; самоконтроль в их выполнении.

В процессе самостоятельной работы обучающиеся должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.


Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Русский язык в современном мире

Практическое занятие. Русский язык в современном мире. Русский язык – один из развитых языков мира. Культурно-историческое значение русского языка.

Самостоятельная работа. Составить сообщение на тему: «Русский язык - один из развитых языков мира».

Раздел 2. Язык и речь. Стили речи

Тема 2.1. Понятие литературного языка и культуры речи

Практическое занятие. Язык и речь. Понятие литературного языка. Нормы русского литературного языка. Качества хорошей речи. Культура устной и письменной речи.

Самостоятельная работа. Работа над эссе на темы: «Культура речи в нашей жизни», «Слова и словечки», «Речь – зеркало человека». Работа с литературными источниками на темы: «Афоризмы о языке и речи», «Русские поэты и писатели о красоте русского языка».

Тема 2.2. Функциональные стили речи

Практическое занятие. Функциональные стили речи. Понятие стиля речи. Подстили. Научный стиль. Его признаки, особенности, жанры. Употребление терминов.

Тема 2.3. Официальный стиль

Практическое занятие. Официальный стиль, его признаки. Употребление лексико-грамматических и синтаксических конструкций, характерных для данного стиля.

Тема 2.4. Публицистический и художественный стили речи

Практическое занятие. Публицистический и художественный стили речи. Их основные признаки и сферы применения. Средства художественной выразительности (тропы) и их применение в данных стилях.

Самостоятельная работа. Подготовить реферат на тему: «Жизнь и научная деятельность М.В.Ломоносова, В.И.Даля, Л.В.Щербы, А.А.Реформатского, В.В.Виноградова и др.» - по выбору студента.

Тема 2.5. Разговорный стиль речи

Практическое занятие. Разговорный стиль речи. Его основные признаки и сфера использования. Просторечия, диалектизмы, жаргонизмы. Понятие ограниченной лексики.

Тема 2.6. Текст как произведение речи

Практическое занятие. Текст как произведение речи. Признаки, структура, виды текстов. Описание, повествование, рассуждение. Комбинированные тексты.

Самостоятельная работа. Подбор примеров текстов различных стилей.

Раздел 3. Лексика и фразеология

Тема 3.1. Лексическая система русского языка

Практическое занятие. Лексическая система русского языка. Лексическое значение слова. Основные лексические единицы. Синонимия, антонимия, омонимия, полисемия. Употребление синонимов, антонимов, многозначных слов. Богатство русской лексики.

Самостоятельная работа. Составление конспектов: «Различение многозначных слов и омонимов», «Синонимы», «Антонимы», «Паронимы» (с примерами).

Тема 3.2. Лексическое употребление

Практическое занятие. Лексика с точки зрения её употребления. Архаизмы, историзмы, профессионализмы. Активный и пассивный словарный запас. «Диалектизмы», «Неологизмы» (с примерами из художественной литературы).

Тема 3.3. Фразеологические единицы

Практическое занятие. Фразеология. Фразеологические единицы. Происхождение фразеологизмов. Фразеологический словарь русского языка.

Тема 3.4 .Лексические ошибки

Практическое занятие. Лексические ошибки и их исправление. Нормативное употребление фразеологизмов.

Тема 3.5. Роль лексики и фразеологии

Практическое занятие. Лексика и фразеология, их роль в развитии устной и письменной речи.

Самостоятельная работа. Подготовка рефератов на темы: «Библеизмы в русской фразеологии», «Античные фразеологизмы», «Исторические фразеологизмы и крылатые выражения» (по выбору студентов).

Раздел 4. Фонетика и орфоэпия

Тема 4.1. Фонетические процессы русского языка

Практическое занятие. Понятие фонемы. Слог. Фонетические процессы русского языка (оглушение, озвончение, чередование). Различие между фонемой и буквой. Звуко-буквенный анализ слова.

Тема 4.2. Правописание корневых гласных и согласных

Практическое занятие. Правописание корневых гласных и согласных. Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные. Согласные в корне: проверяемые, непроизносимые, двойные.

Тема 4.3. Орфоэпия. Логическое и словесное ударение

Практическое занятие. Орфоэпия. Особенности русского ударения. Ударение в различных грамматических формах слов. Логическое и словесное ударение.

Тема 4.4. Орфоэпический словарь русского языка

Практическое занятие. Нормы современного литературного произношения заимствованных слов и ударения в них. Орфоэпический словарь русского языка.

Самостоятельная работа. Составление акцентологического минимума (орфоэпического словарика).

Тема 4.5. Фонетика и орфография

Практическое занятие. Фонетика и орфография. Правописание гласных после шипящих и Ц. Употребление Ъ и Ь.

Самостоятельная работа. Составление рефератов на темы: «Словари русского языка», «Принципы русской орфографии», «Звукопись в русской поэзии» (по выбору студентов).


Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография

Тема 5.1. Морфемика и орфография

Практическое занятие. Понятие морфемы. Морфемный разбор слова. Способы русского словообразования: морфологические и неморфологические. Экспрессивные возможности русского словообразования. Морфемика и орфография. Лексико-грамматический анализ при написании различных частей речи.

Самостоятельная работа. Составление таблицы: «Способы русского словообразования» (с примерами).

Раздел 6. Морфология и орфография

Тема 6.1. Части речи

Практическое занятие. Части речи. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи, их функции в языке. Лексико-грамматические разряды существительных. Употребление форм имен существительных.

Самостоятельная работа. Составление таблицы: «Самостоятельные и служебные части речи» (с примерами). Подготовка сообщения: «Склонение собственных имен существительных».

Тема 6.2. Лексико-грамматические разряды прилагательных

Практическое занятие. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Правописание и употребление полных, кратких форм, степеней сравнения прилагательных.

Тема 6.3. Глагол и его формы

Практическое занятие. Глагол и его формы. Правописание окончаний глаголов. НЕ с глаголами. Нормативное употребление видов, времен, наклонений глаголов. Тема 6.4. Правописание и употребление причастий, отглагольных прилагательных и деепричастий Практическое занятие. Правописание и употребление причастий, отглагольных прилагательных и деепричастий. НЕ с причастиями и деепричастиями.

Самостоятельная работа. Составление таблицы «НЕ с различными частями речи» (с примерами). Составление таблицы «Н и НН в прилагательных, причастиях и отглагольных прилагательных».

Тема 6.5. Правописание и употребление числительных и местоимений Практическое занятие. Лексико-грамматические разряды числительных. Правописание и употребление числительных. Разряды и правописание местоимений. Местоимение как средство грамматической связи предложений в тексте.

Тема 6.6. Грамматические признаки и правописание наречий

Практическое занятие. Грамматические признаки наречия. Правописание. Слова-категории состояния.

Тема 6.7. Правописание служебных частей речи

Практическое занятие. Правописание служебных частей речи. Производные предлоги и частицы.

Тема 6.8. Правописание и употребление частиц

Практическое занятие. Правописание и употребление частиц. Различение частиц НЕ и НИ, правописание частиц НЕ-НИ с разными частями речи.

Самостоятельная работа. Составление таблицы «Различение НЕ-НИ».

Тема 6.9. Употребление и правописание междометий

Практическое занятие. Употребление и правописание междометий. Обобщение и закрепление изученного материала.

Тема 6.10. Морфология и орфография

Практическое занятие. Морфология и орфография в развитии устной и письменной речи.

Самостоятельная работа. Работа со Словарем трудностей русского языка: изучение употребления некоторых грамматических форм различных частей речи.

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

Тема 7.1. Односоставные предложения, их виды

Практическое занятие. Односоставные предложения, их виды, способы выражения главного члена. Назывные (номинативные), определенно-личные, неопределенно-личные, безличные предложения.

Тема 7.2. Осложненное простое предложение

Практическое занятие. Осложненное простое предложение. Виды осложнения (однородные члены, обособленные определения и обстоятельства, вводные слова, вставные конструкции, обращения).

Самостоятельная работа. Составление конспектов и сообщений по темам: «Синонимия простых предложений»

Тема 7.3. Сложное предложение

Практическая работа. Сложное предложение. Виды сложных предложений. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП. Общие второстепенные члены предложения в ССП.

Самостоятельная работа. Составление конспектов и сообщений по темам: «Использование сложных предложений в речи», «Синонимия сложных предложений».

Тема 7.4. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Практическая работа. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Виды придаточных предложений. СПП с двумя и более придаточными и знаки препинания в них. Виды соподчинения придаточных: однородное, неоднородное (параллельное), последовательное. Сочетание знаков.

Тема 7.5. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Практическая работа. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях: двоеточие, тире, запятая, точка с запятой.

Тема 7.6. Знаки препинания в сложных предложениях

Практическая работа. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Сочетание знаков препинания. Период.

Тема 7.7. Способы передачи чужой речи и знаки препинания

Практическая работа. Способы передачи чужой речи и знаки препинания. Прямая речь, диалог, полилог, косвенная речь. Употребление способов передачи речи в различных литературных жанрах.

Тема 7.8. Языковая нормативность

Практическая работа. Языковая нормативность – основа грамотности устной и письменной речи.

Самостоятельная работа. Составление конспектов и сообщений по темам: «Недочеты в использовании обособлений в устной и письменной речи и их исправление», «Грамотность – основа культуры устной и письменной речи».

Требования к оформлению рефератов

Текст реферата должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ, основные положения которого здесь и воспроизводятся.

Общий объём работы - 10—15 страниц печатного текста (с учётом титульного листа, содержания и списка литературы) на бумаге формата А4, на одной стороне листа. Титульный лист оформляется по указанному образцу.

В тексте должны композиционно выделяться структурные части работы, отражающие суть исследования: введение, основная часть и заключение, а также заголовки и подзаголовки.

Целью реферативной работы является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы.

Реферат должен содержать:

титульный лист, оглавление, введение, основную часть (разделы, части), выводы (заключительная часть), приложения, пронумерованный список использованной литературы (не менее 2-х источников) с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания.

В начале реферата должное быть оглавление, в котором указываются номера страниц по отдельным главам.

Во введении следует отразить место рассматриваемого вопроса , его теоретическое и прикладное значение. (Обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему именно она заинтересовала автора).

Основная часть должна излагаться в соответствии с планом, четко и последовательно, желательно своими словами. В тексте должны быть ссылки на использованную литературу. При дословном воспроизведении материала каждая цитата должна иметь ссылку на соответствующую позицию в списке использованной литературы с указанием номеров страниц, например /12, с.56/ или "В работе [11] рассмотрены...."

Выводы (заключительная часть) должны содержать краткое обобщение рассмотренного материала, выделение наиболее достоверных и обоснованных положений и утверждений, а также наиболее проблемных, разработанных на уровне гипотез, важность рассмотренной проблемы с точки зрения практического приложения, мировоззрения, этики и т.п.

В этой части автор подводит итог работы, делает краткий анализ и формулирует выводы.

В конце работы прилагается список используемой литературы. Литературные источники следует располагать в следующем порядке:

энциклопедии, справочники;

книги по теме реферата (фамилии и инициалы автора, название книги без кавычек, место издания, название издательства, год издания, номер (номера) страницы);

газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, год издания, номер издания, номер страницы).

Формат. Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Интервал межстрочный - полуторный. Цвет шрифта - черный. Гарнитура шрифта основного текста — «Times New Roman» или аналогичная. Кегль (размер) от 12 до 14 пунктов. Размеры полей страницы (не менее): правое — 30 мм, верхнее, и нижнее, левое — 20 мм. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»). Отступ красной строки одинаковый по всему тексту.

Страницы должны быть пронумерованы с учётом титульного листа, который не обозначается цифрой. В работах используются цитаты, статистические материалы. Эти данные оформляются в виде сносок (ссылок и примечаний). Примеры оформления сносок приводятся ниже. Расстояние между названием главы (подраздела) и текстом должно быть равно 2,5 интервалам. Однако расстояние между подзаголовком и последующим текстом должно быть 2 интервала, а интервал между строками самого текста — 1,5. Размер шрифта для названия главы — 16 (полужирный), подзаголовка — 14 (полужирный), текста работы — 14. Точка в конце заголовка, располагаемого посередине листа, не ставится. Заголовки не подчёркиваются. Абзацы начинаются с новой строки и печатаются с отступом в 1,25 сантиметра. Оглавление (содержание) должно быть помещено в начале работы.

ПРИМЕЧАНИЕ

Список элементов библиографической записи сокращен

Книга, имеющая не более трех авторов:

Максимов, Н. В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб. для вузов / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — М.: Инфра, 2005.

Книга с четырьмя и более авторами, сборник и т. п.:

Мировая художественная культура [Текст]: в 2-х т. / Б. А. Эренгросс [и др.]. — М.: Высшая школа, 2005. — Т. 2.

Статья из сборника:

Цивилизация Запада в 20 веке [Текст] / Н. В. Шишова [и др.] // История и культурология: учеб. пособие для студентов. — М, 2000. — Гл. 13. — С. 347-366.

Статья из журнала:

Мартышин, О. В. Нравственные основы теории государства и права [Текст] / О. В. Мартышин // Государство и право. — 2005. — № 7. — С. 5-12.

Электронное издание:

Сидыганов, Владимир Устинович. Модель Москвы [Электронныи ресурс]: электронная карта Москвы и Подмосковья / Сидыганов В. У., Толмачев С. Ю., Цыганков Ю. Э. — Версия 2.0. — М.: Formoza, 1998.

Интернет-ресурс:

Бычкова, Л. С. Конструктивизм / Л. С. Бычкова // Культурология 20 век. — (http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.html).



План

характеристики функциональных стилей

русского языка

1. Цель стиля

2. Обстановка стиля

3. Речевые жанры

4. Языковые средства выражения (тип лексики)

5. Стилевые черты


Тексты для характеристики стиля речи


1. Гроза – атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают сильные электрические заряды (молнии), сопровождающиеся громом.

(Энциклопедический словарь)


2.

- Вот это ливень вчера шандарахнул!

- Да! Гроза была страшная! Из – за молнии было светло, как днем! Грохотало, будто из пушек палили, а дождь лил как из ведра.

- У меня аж сердце в пятки ушло от страха!

(Из разговора)


3. Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие черные лохмотья….Явственно и не глухо проворчал гром…

(А.П.Чехов)


4. В центральной России ожидаются ливневые дожди с грозами, сопровождающиеся шквальным ветром. Температура воздуха +70, +90. Атмосферное давление ниже нормы.

(Из газет)


5.

Директору ГБОУ НПО РО ПЛ № 33

Симбирской М.Н.

обучающегося 1 курса

Иванова Ивана

заявление.

Прошу отпустить меня 21 апреля с 5,6 урока в связи с посещением врача. Номерок прилагается.

20.04.20… Иванов




Требования к оформлению сообщений

    • Текст сообщения распечатать на бумаге формата А4.

    • По всем сторонам листа оставить поля от края листа. Размеры: левого поля - 20 мм; правого поля - 10 мм; верхнего поля - 15 мм; нижнего поля - 15 мм.

    • Использовать шрифт Times New Roman. Цвет шрифта должен быть чёрным, кегль – 12 пт. Можно использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, применяя различные способы начертания.

    • Заголовки следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

    • Для абзацев, не являющихся заголовками, установить отступ первой строки на 12,5 мм и выравнивание – по ширине. Расстояние между абзацами – 3 пт.

    • Если в сообщении более одной страницы, то страницы следует нумеровать арабскими цифрами.

    • Обязательно напечатать список использованных источников (название статей, сайтов, или др. и адреса Web-страниц). В сообщении должны быть ссылки на используемую литературу.

    • Не забудьте подписать сообщение (указать фамилию, имя учащегося, подготовившего сообщение).


Требования к написанию сообщения

1. Соответствие содержания работы теме.

2. Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, использование рекомендованной и справочной литературы

3. Исследовательский характер.

4. Логичность и последовательность изложения.

5. Обоснованность и доказательность выводов.

6. Грамотность изложения и качество оформления работы.

7. Использование наглядного материала.

8. Использование презентации к сообщению.

План лексико-фразеологического анализа текста

1. Дайте толкование выделенных слов.

2. Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного – двух слов.

3. Укажите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значения одного – двух слов.

4. Приведите синонимы и антонимы к выделенным словам.

5. Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, дайте их толкование.

6. Выявите фразеологизмы, определите их значение, подберите к ним синонимы и антонимы.

7.Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомментируйте их назначение в тексте, особенности их морфемного состава.


Текст для самостоятельного лексико-фразеологического анализа


Стих Пушкина в самобытных его пьесах, вдруг как бы сделавший крутой поворот или резкий разрыв в истории русской поэзии, нарушивший предание, явивший собой что – то небывавшее, непохожее ни на что прежнее, - этот стих был представителем новой, дотоле небывалой поэзии. И что это за стих! Античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обаятельною игрою романтической рифмы; все акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке рыцаря…


План словообразовательного анализа


1. Изменить слово, выделить его окончание.

2. Найти слово (или его основу), от которого образовано данное слово.

3. Определить, с помощью какой приставки, суффикса и т.д. образовано данное слово.

4. Назвать способ образования.


Задания для самостоятельного словообразовательного анализа слов


1.Произведите полный словообразовательный анализ слов:

пригород, переходить, чайник, город – герой, русскоязычный, бледно – зеленый, РФ, завуч, завхоз, сбербанк, автовокзал; домовая книга – завелся домовой, восхищаться утром- проснуться утром.

2. Образуйте как можно больше слов с основой СВЕТ (но не более 8 слов). Произведите морфемный разбор образованных слов.

3. Составьте по 2 примера слов, образованных морфологическим способом словообразования – аффиксальным.


План морфологического разбора частей речи

Схема морфологического разбора существительного:

Разбирая имя существительное, нужно указать:

- его начальную форму (И.п., ед.ч.);

- общее грамматическое значение: конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное;

- постоянные признаки: собственное оно или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род, склонение.

- непостоянные признаки: число, падеж;

- синтаксическую роль в данном предложении (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение или обстоятельство).

 Пример:

Художник рисовал кистью.

 кистью – сущ., н.ф.- кисть, конкр., пост.призн: нариц., неодуш., жен.р., 3 скл.; непост.призн: ед.ч., твор.п. (рисовал чем?) кистью – дополнение ( подчеркнуть пунктирной линией).

 Схема морфологического разбора глагола:

- начальная форма;

- постоянные признаки: спряжение, совершенного или несовершенного вида, возвратный или невозвратный, переходный или непереходный;

- непостоянные признаки: наклонение, время, число, лицо, род.

- синтаксическая роль в данном предложении.

 Пример:

Художник  рисовал кистью.

 рисовал - глагол, н.ф.- рисовать, пост.призн: несов. вид, I спр., переходн., невозвр.; непост.призн: изъявит. накл., прош. вр., ед. ч., 3 лицо, муж. р.; (художник что делал?) рисовал – простое глагольное сказуемое ( подчеркнуть двумя линиями).

 Схема морфологического разбора прилагательного:

- начальная форма (Им.п., ед.ч., м.р.);

- постоянный признак: качественное, относительное или притяжательное;

- непостоянные признаки: сравнительная или превосходная степень, полное или краткое (у качественных), падеж, число, род;

- синтаксическая роль в данном предложении.

 Пример:

Художник  рисовал тонкой кистью.

 тонкой – прил., н.ф.- тонкий, качеств., полн., твор.п., ед.ч., жен.р.; (какой кистью?) тонкой – определение (подчеркнуть волнистой линией).

 Схема морфологического разбора числительного:

- начальная форма (И.п. для количественного и собирательного, И.п., ед.ч., м.р. -для порядкового);

- разряд по значению (количественное, порядковое, собирательное);

- разряд по составу (простое, сложное, составное);

- падеж;

- род и число (если есть);

- синтаксическая роль в данном предложении.

Пример:

На мороженое не хватает трех рублей.

трех – числит., н.ф.- три, количеств., прост., Р.п., рода и числа не имеет; (не хватает скольких?) трех – дополнение (подчеркнуть пунктирной линией).

 Схема морфологического разбора местоимения:

- начальная форма (И.п., ед.ч., м.р., если изменяется по родам и числам);

- разряд по значению (личное, указательное, притяжательное, отрицательное или др.);

- падеж;

- род (если есть);

- число (если есть);

- синтаксическая роль в данном предложении.

 Пример:

Моему папе позвонил друг.

 моему – местоим., н.ф.- мой, притяжат., Д.п, м.р., ед.ч.; (чьему папе?) моему – определение (подчеркнуть волнистой линией).

 Схема морфологического разбора причастия:

- начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.);

- от какого глагола образовано (инфинитив);

- вид;

- время;

- возвратное или невозвратное (у действительных причастий);

- переходное или непереходное (у действительных причастий);

- краткое или полное (у страдательных причастий);

- род (только в ед.ч.);

- падеж;

- число;

- синтаксическая роль в данном предложении.

 Пример:

Смотрю на падающий снег.

 падающий - причастие, н.ф. - падающий, от глагола "падать", несов.в., наст.вр, невозвр., неперех., муж.р., вин.п., ед.ч.; (снег какой?) падающий - согласованное определение (подчеркнуть волнистой линией).

 Схема морфологического разбора деепричастия.

Деепричастие является неизменяемой частью речи, не имеет начальной формы и непостоянных признаков:

- от какого глагола образовано;

- совершенного или несовершенного вида;

- возвратное или невозвратное;

- переходное или непереходное;

- синтаксическая роль (всегда является обстоятельством).

 Пример:

Художник, разговаривая,  рисовал кистью.

 разговаривая – дееприч., от глагола «разговаривать», несов.вид., невозвр., неперех; (рисовал как?) разговаривая – обстоятельство образа действия (подчеркнуть точкой-тире).

 Схема морфологического разбора наречия.

Наречие является неизменяемой частью речи, не имеет начальной формы и непостоянных признаков:

- разряд по значению (образа действия, времени, места, причины, цели или меры и степени);

- синтаксическая роль в данном предложении.

 Пример:

Кругом лежит снег.

кругом – наречие места; (лежит где?) кругом - обстоятельство места (подчеркнуть точкой-тире).

 Схема морфологического разбора слов категории состояния.

- часть речи

- значение

- неизменяемость

- степень сравнения (если есть)

- синтаксическая роль

 Пример:

Ему было весело.

весело – слово категории состояния; душевное состояние человека; не изменяется; сказуемое (подчеркнуть двумя чертами)

 Схема морфологического разбора союзов.

- часть речи

- производный или непроизводный

- простой или составной

- сочинительный или подчинительный

- роль в предложении (соединяет члены простого или части сложного предложения)

- значение

 Пример:

Данил пошел в кино, а Даша поехала в парк.

а – союз; непроизв., прост., сочинит., соед.части сложн.предл., значение противопоставления.

 Схема морфологического разбора междометия.

- часть речи

- первичное или производное

- простое или сложное

- эмоциональный оттенок

 Пример:

Ах, как здесь красиво!

ах – междом., первичн., простое, оттенок восхищения.

Слова для самостоятельного морфологического разбора частей речи

В данном предложении определите все части речи и произведите морфологический разбор.

Было семь часов уходящего вечера – время, когда белая акация и сирень пахнут так сильно, что, кажется, воздух и сами деревья стынут от своего запаха, замерев от сильнейшего аромата. (всего - 28 слов)


Образцы карточек для самоконтроля

Иванов Иван Иванович, группа 17 КТ


Карточка №

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне

Погл…щать кислород, заг…оать на пляже, насл…ждаться красотой, предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, прс…гать на верность, густая р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о случившемся, бл…снуть на солнце, д…леко в море, проб…раться сквозь зар…сли, зелёная д…лина, распол…житься на н…члег, прик…саться к стене, хорошее возн…граждение, знамя разв…вается.

Карточка №

Списать текст, расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания и буквы.

Сосновые боры настоящие ветроломы. Они сосны любую бурю встречают достойно сразу вступая в борьбу с разбуш…вавшейся стихией. Охмелев от шквального ветра напитав им все свои иголки сосна плавно раскач…вается некл…няясь всё ниже и ниже. Ср…жается до последнего. Весь бор ходит ходуном а верхушки то устр…мляясь (в)низ то взл…тая (в)верх ведут р…скова(н,нн)ую игру от которой захват…вает дух.

И часто случает…ся что сосна столь великолепная в отчая(н,нн)ой раскачке (не)устоит рухн…т (на)чисто вырвав себя из почвы до последнего. Дерево погибшее в схватке напоминает мне павшего в атаке солдата.


Задание: составить карточки для самоконтроля по следующим темам:

1.Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, О/Ё после шипящих и Ц, приставок на З/С, Ы/И после шипящих и Ц, употребление Ь.

2.Правописание чередующихся гласных в корне слова, приставок ПРЕ/ПРИ, сложных слов.

3. Правописание самостоятельных частей речи.

4. Правописание служебных частей речи.

5. «Обособление предложений с однородными членами», «Обособление определений, дополнений, приложений, обстоятельств, уточняющих членов предложений, при вводных словах, междометиях», «Обособление при прямой речи, при диалоге», «Обособление в сложноподчиненном предложении», «Обособление в бессоюзном сложном предложении», «Обособление в сложном предложении с разными видами связи»


Требование к оформлению презентаций

ОФОРМЛЕНИЕ СЛАЙДОВ

Стиль

  • Соблюдайте единый стиль оформления.

  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).

Фон

  • Для фона выбирайте более холодные тона (синий, зеленый).

Использование цвета

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  • Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

  • Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Содержание информации

  • Используйте короткие слова и предложения.

  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  • Для заголовка – не менее 24.

  • Для информации – не менее 18.

  • Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

  • Прописные буквы читаются хуже строчных.

Способы выделения информации

Следует использовать:

  • рамки, границы, заливку;

  • разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;

  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;

  • с таблицами;

  • с диаграммами.




Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста

Макс. - 20 баллов

- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 30 баллов

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

3. Обоснованность выбора источников
Макс. - 20 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15 баллов

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность

Макс. - 15 баллов

- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.


Оценивание реферата

Реферат оценивается по 100 балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

• 86 – 100 баллов – оценка «5»;

• 70 – 75 баллов – оценка «4»;

• 51 – 69 баллов – оценка «3»;

• менее 51 балла – оценка «2».









3.Рекомендуемая литература

Основные источники:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник: РекомендованоФГАУ«ФИРО». —8-е изд., стер., ОИЦ «Академия», 2020.

  2. Воителева Т.М. Русский язык: Сборник упражнений: учеб. пособие: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». — 4-е изд., стер., М., ОИЦ «Академия», 2019.

  3. Герасименко Н.А., Леднева В.В., Шаповалова Т.Е. и др.; под ред. Герасименко. Русский язык: учебник: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» –20-е изд., испр., М., ОИЦ«Академия», 2020.

Дополнительные источники:

  1. Воителева Т.М. Русский язык: Методические рекомендации: метод. пособие: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». ОИЦ «Академия», 2020.

  2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. –М. - 2021.


Интернет – ресурсы:

  1. Сайт Министерства образования и науки РФ  http://mon.gov.ru/ 

  2. Российский образовательный портал www.edu.ru 

  3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru /

  4. Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!