СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Подготовка учащихся к ОГЭ по информатике и ИКТ"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации "Подготовка учащихся к ОГЭ по информатике и ИКТ"

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Подготовка учащихся к ОГЭ по информатике и ИКТ"»

ИЛЮНКИНА

Ирина Игоревна



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

К ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ


В настоящее время в ряде регионов государственная (итого­вая) аттестации выпускников IX классов по некоторым предме­там проводится в новой форме с использованием тестовых тех­нологий.

Проект экзаменационной работы для проведения ГИА по ин­форматике и ИКТ по своей структуре схож с Единым государст­венным экзаменом. По проекту на выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа (120 минут). Контрольные измеритель­ные материалы (КИМ) позволяют оценить общеобразовательную подготовку учащихся за курс основной школы и обеспечить не­обходимую дифференциацию выпускников при отборе в про­фильные классы.

Назначение предложенных в данном пособии тренировочных вариантов заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена составить представление о структуре буду­щей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценки выполне­ния заданий с развернутым ответом знакомят учащихся с требо­ваниями к полноте и правильности ответа.

Содержание тестовых заданий для девятиклассников разраба­тывалось на основе государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение к приказу Ми­нобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении фе­дерального компонента государственных образовательных стан­дартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

В пособии представлены три варианта, каждый из которых состоит из трёх частей. Часть 1 содержит 9 заданий базового и повышенного уровней сложности и предполагает выбор одного правильного ответа из четырех предложенных.

Часть 2 содержит 11 заданий базового и повышенного уров­ней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов.

Часть 3 содержит 1 задание повышенной сложности и 2 за­дания высокого уровня сложности. Задания этой части подразу­мевают практическую работу учащихся за компьютером с исполь­зованием специального программного обеспечения и направле­ны на проверку практических навыков по работе с текстовой и табличной информацией, а также на умение реализовать сложный алгоритм. Результатом исполнения каждого задания являет­ся отдельный файл.

Части 1 и 2 выполняются учащимися без использования ком­пьютеров и других технических средств. Вычислительная слож­ность заданий не требует использования калькуляторов. Задания части 3 выполняются учащимися на компьютере, на котором должны быть установлены необходимые программы.

Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и информационно-коммуникационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: «Представление и передача информации», «Обработка информации», «Основные устройства ИКТ», «Запись средствами ИКТ информации об объек­тах и процессах, создание и обработка информационных объек­тов», «Проектирование и моделирование», «Математические инс­трументы, электронные таблицы», «Организация информацион­ной среды, поиск информации».

Пособие предназначено для подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов по информатике и ИКТ. Задания из пособия могут быть использованы учителями ин­форматики при подготовке к урокам, а учащимися IX классов — для самостоятельной проверки уровня усвоения учебного мате­риала.


























Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и входящие в федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного в 2004 г.

Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики, объединенных в следующие тематические блоки: «Представление и передача информации» (разделы 1.1 и 1.2 кодификатора), «Обработка информации» (разделы 1.3 и 1.4 кодификатора), «Основные устройства ИКТ» (раздел 2.1 кодификатора), «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов» (разделы 2.2 и 2.3 кодификатора), «Проектирование и моделирование» (раздел 2.5 кодификатора), «Математические инструменты, электронные таблицы» (раздел 2.6 кодификатора), «Организация информационной среды, поиск информации» (разделы 2.7 и 2.4 кодификатора).

В работу не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий от экзаменующегося требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

Третья часть работы является практическим заданием, проверяющим наиболее важные практические навыки курса информатики: умение работать с текстами в текстовом редакторе, умение обработать большой информационный массив данных и умение разработать и записать простой алгоритм.

Экзаменационные задания не требуют от учащихся знаний конкретных операционных систем и программных продуктов, навыков работы с ними. Проверяемыми элементами являются основные принципы представления, хранения и обработки информации, навыки работы с основными категориями программного обеспечения (текстовый редактор, электронная таблица, среда формального исполнителя), а не знание особенностей конкретных программных продуктов. Практическая часть работы может быть выполнена с использованием различных операционных систем и различных прикладных программных продуктов.

Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭ.

Значительная часть заданий с выбором ответа и кратким ответом по типу аналогичны заданиям ЕГЭ по информатике, но по содержанию и уровню сложности соответствуют стандарту основного общего образования. При этом в работу включены задания из некоторых разделов курса информатики, не входящих в ЕГЭ по информатике (например, задания, относящиеся к технологии обработки текстовой информации).

Одним из отличий в структуре работы является сокращение части 1 (задания с выбором ответом) за счет переноса заданий в часть 2 (задания с кратким ответом). Это сделано для уменьшения вероятности случайного угадывания ответа при выполнении работы.

Другим существенным отличием является формат части 3 работы (задания с развернутым ответом). В отличие от ЕГЭ, где часть 3 выполняется на бланке и результатом выполнения работы является записанное решение, проверяемое экспертом, в ГИА часть 3 выполняется на компьютере и проверяемым результатом выполнения задания является файл. Это позволяет существенно расширить возможную тематику заданий и множество проверяемых умений и навыков, а также позволяет в дальнейшем перейти к исключительно компьютерной форме сдачи экзамена.

Экзаменационная работа состоит из трёх частей:

Часть 1 содержит 8 заданий базового и повышенного уровня сложности. В этой части собраны задания с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных.

Часть 2 содержит 12 заданий базового и повышенного уровней сложности.

В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов.

Часть 3 содержит 1 задание повышенной сложности и 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл.

Задание 23 дается в двух вариантах – 23.1 и 23.2, учащийся должен выбрать один из вариантов задания.

Часть 1 содержит задания из всех тематических блоков, кроме заданий по темам «Организация информационной среды, поиск информации».

Часть 2 включает задания по всем темам, кроме темы «Проектирование и моделирование».

Задания части 3 направлены на проверку практических навыков по работе с текстовой и табличной информацией, а также на умение реализовать сложный алгоритм. При этом задание 23 дается в двух вариантах: вариант 23.1 предусматривает разработку алгоритма для формального исполнителя, задание 23.2 заключается в разработке и записи алгоритма на языке программирования.

Учащийся самостоятельно выбирает один из двух вариантов задания, в зависимости от того, изучал ли он какой-либо язык программирования.

Часть 1 экзаменационной работы содержит 6 заданий базового уровня сложности и 2 задания повышенного уровня сложности.

Часть 2 содержит 7 заданий базового уровня сложности и 5 заданий повышенного уровня сложности.

Часть 3 содержит 1 задание повышенного уровня сложности и 2 задания высокого уровня сложности.

Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня 60-90%.

Предполагаемый процент выполнения заданий повышенного уровня 40-60%.

Предполагаемый процент выполнения заданий третьей части менее 40%.

Для оценки достижения базового уровня используются задания с выбором ответа и кратким ответом. Достижение уровня повышенной подготовки проверяется с помощью заданий с выбором ответа, кратким и развернутым ответом.

Для проверки достижения высокого уровня подготовки в экзаменационной работе используются задания с развернутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа (120 минут). После решения частей 1 и 2 учащийся сдает бланк для записи ответов и переходит к решению части 3.

Время, отводимое на решение частей 1 и 2 не ограничивается, но рекомендуется на выполнение заданий части 1 и части 2 отводить 1 час (60 минут). На выполнение заданий части 3 рекомендуется отводить 1 час (60 минут).

Части 1 и 2 выполняются учащимися без использования компьютеров и других технических средств. Вычислительная сложность заданий не требует использования калькуляторов, поэтому в целях обеспечения равенства всех участников экзамена использование калькуляторов на экзаменах не разрешается.

Части 3 выполняются учащимися на компьютере. На компьютере должны быть установлены знакомые учащимися программы.

Для выполнения задания 21 учащимся необходим текстовый редактор, позволяющий набирать текст с различными атрибутами символов и абзацев, вставлять в текст изображения, графики, формулы, списки и таблицы.

Для выполнения учащимися задания 22 необходима программа для работы с электронными таблицами.

Задание 23 на составление алгоритма дается в двух вариантах по выбору учащегося. Первый вариант задания 23.1 предусматривает разработку алгоритма для исполнителя «Робот». Для выполнения задания 23.1 рекомендуется использование учебной среды исполнителя «Робот». В качестве такой среды может использоваться, например, учебная среда разработки «Кумир», разработанная в НИИСИ РАН (http://www.niisi.ru/kumir) или любая другая среда, позволяющая моделировать исполнителя «Робот». В случае, если синтаксис команд исполнителя в используемой среде отличается от того, который дан в задании, допускается внесение изменений в текст задания в части описания исполнителя «Робот». При отсутствии учебной среды исполнителя «Робот» решения задания 23.1 записывается в простом текстовом редакторе.

Второй вариант задания 23.2 предусматривает запись алгоритма на изучаемом языке программирования (если изучение темы «Алгоритмизация» проводится с использованием языка программирования). В этом случае для выполнения задания необходима система программирования, используемая при обучении.

Решением каждого задания части 3 является отдельный файл, подготовленный в соответствующей программе (текстовом редакторе или электронной таблице). Учащиеся сохраняют данные файлы в каталог и под именами, указанными организаторами экзамена.

Основным отличием КИМов 2011 года является наличие двух вариантов задания 23, что вызвано тем, что во многих школах изучение темы «Алгоритмизация» производится вместе с изучением одного из языков программирования, поэтому учащимся удобней записывать алгоритмы на изучаемом языке программирования, а не в системе команд учебного исполнителя. Вариант задания 23.1 совпадает с заданием 23 КИМ 2010 года и предусматривает разработку алгоритма для учебного исполнителя «Робот». Вариант задания 23.2 предусматривает разработку алгоритма, содержащего ветвления, циклы, логические операции и запись этого алгоритма на изучаемом языке программирования. Учащийся может самостоятельно выбрать один из двух вариантов задания, тем самым от учащегося не требуется уметь записывать программы на каком-либо языке программирования, поскольку вариант задания 23.1 содержит полное описание учебного исполнителя «Робот».

Также для упрощения понимания заданий 2 и 12 обозначения для логических операций в этих заданиях заменены на русские слова «И», «ИЛИ», «НЕ».

Символьные обозначения «&» для конъюнкции и «|» для дизъюнкции сохранены только в задании 20, поскольку именно такая форма записи принята в языках запросов для большинства поисковых систем.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 2 часа (120 минут). Экзаменационная работа состоит из 3 частей, включающих 23 задания. К выполнению части 3 учащийся переходит, сдав бланк с выполненными заданиями частей 1 и 2 экзаменационной работы. Учащийся может само­стоятельно определять время, которое он отводит на выполне­ние части 1 и 2, но рекомендуется отводить на выполнение час­тей 1 и 2 работы 1 час (60 минут) и на выполнение заданий час­ти 3 — также 1 час (60 минут).

Части 1 и 2 экзамена выполняются в бланковой форме. При решении заданий частей 1 и 2 нельзя пользоваться компьюте­ром, калькулятором, справочной литературой.

Часть 1 включает 8 заданий (1—8) с выбором ответа. К каж­дому заданию дается четыре ответа, из которых только один правильный. Выберите правильный вариант ответа и обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестом, а затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 включает 12 заданий (9—20) с кратким ответом. Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной ра­боте в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 представляет собой практическое задание, которое необходимо выполнить на компьютере.

Часть 3 содержит 3 задания (21—23), на которые следует дать развернутый ответ. Решением для каждого задания являет­ся файл, который необходимо сохранить под именем, указан­ным организаторами экзамена в формате, также установленном организаторами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь вы­полнить как можно больше заданий и набрать как можно боль­шее количество баллов.

Желаем успеха!

В экзаменационных заданиях используются следующие со­глашения:

Обозначения для логических связок (операций):

а) отрицание (инверсия, логическое НЕ) обозначается  (например, А);

б) конъюнкция (логическое умножение, логическое И) обозначается  (например, А  В) либо & (например, А & В);

в) дизъюнкция (логическое сложение, логическое ИЛИ) обозначается V (например, А V В) либо | (например, А | В);

г) символ 1 используется для обозначения истины (истинного высказывания); символ 0 — для обозначения лжи (ложного высказывания).

Приоритеты логических операций: отрицание (инверсия), конъюнкция (логическое умножение, логическое И), дизъюнк­ция (логическое сложение, логическое ИЛИ). Таким образом, А  В V С  D обозначает ((А)  В) V (С  D). Возможна запись А  В  С вместо (А В)  С. То же относится и к дизъюнкции: возможна запись А V В V С вместо (А V В) V С.

Варианты (примерные тесты) КИМов

Вариант 1

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части обведите номер выбран­ного ответа кружком. Если вы выбрали не тот номер, зачеркни­те его и обведите номер правильного ответа.

1. В соответствии с кодовой таблицей ASCII символы, использованные в данных словосочетаниях, кодируются двузначными десятичными числами. Словосочетание I СОМЕ кодируется как 733267797769. Какая числовая последовательность ко­дирует словосочетание I CAME?

  1. 733265797769

  2. 739567797769

  3. 733267657769

  4. 733267797769

2. В стене имеется прямоугольное отверстие с длинами сто­рон X и Y. При каком условии труба, сечением которой является круг радиуса R, пройдет в это отверстие, если длина трубы превышает X + Y?

  1. (3,14*R*R и (R X+Y)

  2. (2*R X) или (2*R Y)

  3. (2*R X+Y) или (R Y)

  4. (X = 2*R) и (Y = 2*R)

3. Если в качестве образца сдать слово «он», то в процессе автоматического поиска в тексте:

Он, Словно СЛОН в посудной лавке, неповоротлив и смешон, и окончательно смутившись, нам всем представился: «Антон». будет найдено

  1. три слова

  2. пять слов

  3. одно слово

  4. четыре слова

4. Друзья отправились на рыбалку, провели на реке некоторое время и вернулись обратно той же дорогой. Какой из гра­фиков описывает зависимость пройденного друзьями расстояния от времени, которое они пропели I пути?



5. Слово АРКА закодировано числовой последовательностью 0100100010, причем код согласных и гласных букв имеет различную длину. Какое слово по этому коду соответствует последова­тельности 0001001?

1) КАРА 2) РАК 3) АКР 4) КАР


6. Действия пользователя при работе с файлами и каталога­ми занумерованы следующим образом:



команды

действие пользователя

1

Создать файл LAB.DOC

2

Создать каталог SUBJECT

3

Создать каталог BIOLOGY

4

Войти в созданный каталог


Расположите приведенные действия пользователя так, чтобы на пустом диске D был создан файл с полным именем D:\SUBJECT\BIOLOGY\LAB.DOC.

1)2,3,1 2)1,2,3,4 3)2,4,3,1 4)2,4,3,4,1


7. Дан фрагмент электронной таблицы;




А

В

С

D

1

1

2



2

=А1 + 1

=А2+2

=В1-1

=С3

После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2. Укажите получившуюся диаграмму.
1) 2) 3) 4)

8. Исполнитель Процессор в ячейках с именами А, В и С хранит целые числа. В СКИ исполнителя входят команды:

Команды

Действия исполнителя

? nX

Ввод числа n в ячейку с именем Х

Вывод содержимого ячейки с именем Х на экран

XYZ

Содержимое ячейки Z заменяется суммой данных, содержащихся в ячейках X и Y, при этом числа в ячейках X и Y остаются неизменными.

Какие числа будут выведены на экран после выполнения команд

?-3А ?5В ?6С АВС САВ ВСА АСВ =В =С =А

1) -1 2 1 2) 3 2 1 3) 1 3 2 4) -1 0 1

ЧАСТЬ 2

Ответом к заданиям этой части (9—20) является набор символов (букв или цифр), которые следует записать в поле, от­веденном для записи ответа в задании. Если вы ошиблись, зачерк­ните ответ и запишите рядом другой.

9. Сколько бит информации содержится в сообщении объемом 1/4 килобайта?

Ответ:

10. В данной блок-схеме приняты следующие обозначения:
Ul, U2, U3 — некоторые условия, А, В, С, D и Е — операторы.

Перечислить через запятую операторы в порядке их выпол­нения, если условия U1 и U3 истинны, а условие U2 ложно.

Ответ: ___________________

11. При каком начальном значении переменной у после ис­полнения серии команд получится ответ у = 11?

у:=у-4;

у:=у*3;

у:=у+2.

Ответ:_______________________



12. Дан фрагмент базы данных



Номер

Фамилия

Имя

Отчество

Класс

Школа

1

ИВАНОВ

Андрей

Петрович

10А

25

2

КАТАЕВ

Сергей

Иванович

49

3

БЕЛЯЕВ

Иван

Петрович

10Б

1

4

НОСОВ

Антон

Павлович

4


В каком порядке будут располагаться эти записи после сор­тировки по возрастанию, осуществленной по полю Класс? В от­вете запишите номера записей через запятую.

Ответ: ___________________

13. В электронной таблице значение формулы =СУММ(В1:В4) равно 13. Чему будет равно значение ячейки В4, если значение формулы =СРЗНАЧ(В1:ВЗ) равно 3?

Ответ:


14. Дан фрагмент текста из произведения А. Пушкина «Капитанская дочка» до (слева) и после (справа) форматирования. В обоих фрагментах используется шрифт одного семейства (гарнитуры).

Со Швабриным я помирился в первые дни моего выздоров­ления. Будучи от природы не злопамятен, я искренно про­стил ему и нашу ссору и рану, мною от него полученную. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви, и велико­душно извинял своего несча­стного соперника. Вскоре я выздоровел, и мог перебраться на мою квартиру. С нетерпением ожидал я ответа на посланное письмо, не смея надеяться, и стараясь за­глушить печальные предчувствия. С Василисой Егоровной и с ее мужем я еще не объяс­нялся; но предложение мое не должно было их удивить. Ни я, ни Марья Ивановна не старались скрывать oт них свои чувства, и мы заранее были уж уверены. В их согласии. Наконец однажды утром Савельич вошел ко мне, держа в руках письмо.

Я схватил его с трепетом. Адрес был написан рукою батюшки. Это приуготовило меня к чему-то важно­му, ибо обыкновенно письма писала ко мне матушка, а он и конце приписывал несколь­ко строк.


Со Швабриным я помирился в первые дни моего выздоровления. Бу­дучи от природы не злопамятен, я ис­кренно простил ему и нашу ссору и ра­ну, мною от него полученную. В кле­вете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви, и ве­ликодушно извинял своего несчастно­го соперника.

Вскоре я выздоровел, и мог пере­браться на мою квартиру. С нетерпе­нием ожидал я ответа на посланное письмо, не смея надеяться, и стараясь заглушить печальные предчувствия. С Василисой Егоровной и с ее мужем я еще не объяснялся; но предложение мое не должно было их удивить. Ни я, ни Марья Ивановна не старались скрывать от них свои чувства, и мы за­ранее были уж уверены в их согласии.

Наконец однажды утром Савельич вошел ко мне, держа в руках письмо Я схватил его с трепетом. Адрес был написан рукою батюшки. Это приуго­товило меня к чему-то важному, ибо обыкновенно письма писала ко мне матушка, а он в конце приписывал не­сколько строк.


Какие из перечисленных ниже свойств символов и абзацев были использованы при форматировании текста? В ответе перечислите номера свойств в порядке возрастания без запятых и каких – либо других разделяющих символов.

  1. Начертание шрифта.

  2. Размер символов.

  3. Межстрочный интервал.

  4. Величина абзацного отступа.

  5. Величина дополнительного вертикального интервала меж­ду абзацами.

  6. Выравнивание строк.

Ответ:

15. В систему команд исполнителя Переливашка входит 6 команд:

команды

Действие исполнителя

1

Наполнить сосуд А

2

Наполнить сосуд В

3

Перелить из А в В

4

Перелить из В в А

5

Вылить из А

6

Вылить из В

Как получить 2 л в одной из емкостей, если объем сосуда А равен 4 л, сосуда В — 3 л, используя не более 4 команд? Со­ставьте алгоритм решения задачи. В ответе запишите номера команд в нужном порядке без пробелов и запятых.

Ответ:

16. Средняя скорость передачи данных с помощью модема рав­на 30 Кбит/с. Определите, сколько секунд понадобится модему, чтобы передать 80 страниц текста, если считать, что один символ кодируется 1 байтом и на каждой странице в среднем 96 символов?

Ответ:

17. Некоторый алгоритм из одного числа получает новое число следующим образом. Если сумма цифр в исходном числе четная, то удаляется цифра, стоящая в разряде десятков, иначе удаляется цифра, стоящая в разряде сотен. Получившееся число яв­ляется результатом работы алгоритма. Например, если исходное число было 325, то результатом работы алгоритма будет число 35.

Дано число 83796412. Применяйте алгоритм столько раз (т.е. исполните алгоритм для исходного числа, а затем к результату его работы еще раз примените алгоритм и т.д.), сколько необхо­димо для получения двузначного числа. В ответе запишите най­денное число.

Ответ:


18. Найдите в списке записи, которые могут быть адресами электронной почты. В ответе запишите через запятую в порядке возрастания номера выбранных вариантов.

  1. ege@edu@ru

  2. www.pk.ru

  3. [email protected]

  4. Катя@уаг.ги

  5. www.egc.edu.ru

  6. Tatyana®

  7. [email protected]

  8. [email protected]

Ответ:

19. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке убывания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе ис­пользуется символ |, а для логической операции «И» — &.


А

Рецензия & статья

Б

Рецензия | фельетон | статья

В

фельетон | рецензия

Г

рецензия & фельетон & статья & памфлет


Ответ: ________________________


20. Некоторое число в двоичной системе исчисления записывается как 1100001. определите число и запишите его в ответе в десятичной системе исчисления.

Ответ: _________________________________






ЧАСТЬ 3


Задания этой части (21—23) выполняются на компьютере. Результатом исполнения задания является отдельный файл (для одного задания — один файл). Формат файла, его имя и каталог для сохранения вам сообщат организаторы экзамена.

21. Создайте в ТЕКСТОВОМ редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя все оформление тек­ста, имеющееся в образце. Данный текст должен быть написан шрифтом, использующим засечки (например, Times New Roman) размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по левому краю, первая строка абзаца имеет отступ в 1 см, интервал перед абза­цем установлен 6 пунктов.

Допустимо, чтобы ширина вашего текста отличалась от ши­рины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.

Текст сохраните в файле. Имя, каталог и формат файла вам сообщат организаторы экзамена.

Трением называется сопротивление возможному или дейст­вительному перемещению соприкасающихся тел, возникающему в месте их соприкосновения.

По кинематическим признакам различают:

  • трение скольжения (трение 1-го рода);

  • трение качения (трение 2-го рода).

Шарль Кулон (1736—1806) установил основные приближен­ные законы для сухого трения скольжения при покое.


Третий закон Кулона:

Максимальная сила трения скольжения пропорциональна силе нормального давления тела на опорную поверхность:

Fc = N,

где Fc — модуль силы трения скольжения;  — безразмерный коэффициент трения скольжения; N — модуль силы реакции опоры.

Значения коэффициента трения скольжения для некоторых материалов:


Материалы

Коэффициент трения

Сталь по льду

0,027 0,008 – 0,010

Сталь по стали

0,15 0, 012 – 0,180

Бронза по чугуну

0,16 0,025 – 0,050

Бронза по железу

0,19 0,030 – 0,080

Кожаный ремень по чугуну

0,28

Дуб по дубу

0,54 – 0,62


22. Данные об участии школьников в интеллектуальных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок» и «Золотое Руно» хранятся в электронной таблице. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:



А

В

С

D

Е

F

G

1

Фами­лия

Имя

Класс

Кенгуру

Русский медвежонок

Золотое Руно


2

Захаров

Андрей

9

да

Да

нет


3

Осипова

Ирина

7

нет

нет

нет


4

Арсеев

Михаил

6

да

нет

да


В столбце А электронной таблицы записана фамилия учени­ка школы, в столбце В — его имя, в столбце С — класс, в котором он учится, в столбцах D, Е и F — «да» или «нет» в зависимости от участия данного ученика в соответствующем конкурсе. В электронную таблицу были занесены данные по всем 861 ученикам школы.

Для аналитического отчета директору требуется информа­ция, представленная в графическом виде, о количестве ребят, принимавших участие во всех трех конкурсах, в каких-либо двух, только в одном и не принимавших участие в названных конкурсах.

Выполните задание

Откройте файл с данной электронной таблицей (расположе­ние файла вам сообщат организаторы экзамена). Необходимую информацию представьте в виде круговой диаграммы с четырьмя секторами, указав числовое значение каждого из секторов. (Пример диаграммы см. на рисунке).


В трех конкурсах

В одном конкурсе

Ни в одном конкурсе

В двух конкурсах


Полученную таблицу с диаграммой необходимо сохранить в каталоге под именем, указанным организаторами экзамена.

23. Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Ниже приве­дено описание Робот.

У Робота есть четыре команды перемещения:

Вверх

Вниз

Влево

Вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх, вниз, влево, вправо.

Между соседними клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. Если Робот получает команду пе­ремещения через стену, то он разрушается.

Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия Стены у каждой из сторон той клетки, в которой находится Ро­бот:

сверху свободно

снизу свободно

слева свободно

справа свободно


Эти команды можно использовать вместе с условием «ЕСЛИ», имеющим следующий вид:


ЕСЛИ ТО

последовательность команд

КОНЕЦ

«Последовательность команд» — это одна или несколько лю­бых команд, полученных Роботом. Например, для передвиже­ния на одну клетку вправо, если справа нет стенки, можно ис­пользовать такой алгоритм:

ЕСЛИ справа свободно ТО

вправо

КОНЕЦ

В одном условии можно использовать несколько команд, используя логические связки И, ИЛИ, НЕ, например:

ЕСЛИ (справа свободно) И (НЕ снизу свободно) ТО

вправо

КОНЕЦ

Для повторения последовательности команд можно исполь­зовать цикл «ПОКА», имеющий следующий вид:

ПОКА ДЕЛАТЬ

последовательность команд

КОНЕЦ

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

ПОКА справа свободно ДЕЛАТЬ

Вправо

КОНЕЦ

Также у Робота есть команда закрасить, которая закрашива­ет клетку, в которой робот находится в настоящий момент.

Выполните задание

На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. С одной стороны стены между соседни­ми клетками могут стоять перегородки высотой в 1 клетку. Из­вестно, что ни с одного из краев стены перегородок нет. Робот находится в одной из клеток, расположенной непосредственно под стеной, где перегородок нет. Одно из возможных положений Робота приведено на рисунке (Робот обозначен буквой «Р»).


































Р





















А

И

С

D

Е

А


1


1


В

1


4


3

С


4


2


D

i


2


5

Е


3


5



Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные выше стены и прилегающие к стене. Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить следу­ющие клетки (см. рисунок).



































Р




















Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера сте­ны, произвольного местоположения перегородок и любого до­пустимого начального расположения Робота.

Алгоритм напишите в текстовом редакторе и сохраните в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения вам сообщат организаторы экзамена.

Список литературы
  1. Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – 2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2006. – 271 с.

  2. ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Информатика. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: Кириенко Д.П., Осипов П.О., Чернов А.В. - М.: Астрель, 2010.

  3. Лапшева Е.Е. «Машинная информатика» (ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»)

  4. Макарова Н.В. Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию.

  5. Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям

  6. Первин Ю.А. Лекции по Роботландии. – М.: КУДИЦ, 1994.

  7. Поднебесова Г.Б. Основы компьютерной алгебры. Элективный курс: учебное пособие/ Г.Б. Поднебесова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  8. Радченко Н.П. Школьная информатика: впереди экзамены/ Н.П.Радченко. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 475 с.

  9. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – 3-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2006. – 416 с.

  10. Самылкина Н.Н. Материалы для подготовки к экзамену по информатике/ Н.Н. Самылкина, И.А. Калинин, Е.М. Островская - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 372 с.

  11. Самылкина Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике: методическое пособие/ Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 176 с.

  12. Самылкина Н.Н. Экзамен по информатике в основной школе/ Н.Н. Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. – 125 с.

  13. Сурчалова Л.В. «Кодирование информации» (МОУ «Лицей прикладных наук» г. Саратов).

Ссылки на Интернет-ресурсы:

    1. Все для экзамена по Информатике и ИКТ http://www.examens.ru/otvet/11/9/

    2. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/

    3. Контрольные измерительные материалы (КИМ) по Информатике и ИКТ, http://www.fipi.ru/view/sections/92/docs/

    4. Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/

    5. Образовательные ресурсы портала Информатика http://www.alleng.ru/edu/comp2.htm

    6. Сообщество творческих учителей информатики http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=6361&tmpl=com

    7. Ссылки по информатике http://marklv.narod.ru/inf/links.htm

    8. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

    9. тесты-online на портале Клякса.Net http://www.klyaksa.net/test_online/

    10. Методические материалы и программное обеспечение http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm

    11. Сообщество "ЕГЭ по информатике" http://www.openclass.ru/communities/7166

    12. Методическая помощь учителям Информатики и ИКТ http://www.openclass.ru/node/128/

    13. Сообщество учителей информатики http://oivt.ru/group/internet-resursy-dlya-uroka-informatiki

    14. Для учителя информатики http://www.uroki.net/docinf.htm

    15. Сайты для учителей информатики http://ipk.edu.ru/links/obr_res/inform/comp1.htm

    16. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

    17. Сообщество педагогов http://www.openclass.ru/node/347/

    18. методическая копилка учителя информатики http://www.openclass.ru/blogs/29751

    19. Подготовка к ГИА http://www.gotovkege.ru/aboutgia.html

    20. Сообщество учителей информатики и ИКТ http://pedsovet.su/load/7

    21. подборка ссылок для учителей информатики по подготовке учащихся к ГИА http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=62318

    22. Страница на региональном портале СарВики Итоговая аттестация по информатике и ИКТ http://wiki.saripkro.ru/index.php/Государственная_(итоговая)_аттестация_в_независимой_форме_по_Информатике_и_ИКТ

ДЛЯ ЗАМЕТОК

ДЛЯ ЗАМЕТОК

12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!