СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации в помощь молодому учителю

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации в помощь молодому учителю: Памятка молодому учителю при подготовке к уроку, виды домашних заданий, структура и самоонализ урока, требования к современному уроку.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации в помощь молодому учителю»

Методические рекомендации в помощь молодому учителю

  1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

  2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.

  3. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.

  4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и так. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

  5. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.

  6. Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

  7. Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.

  8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

  9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

  10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)

  11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.


Всё о домашнем задании

Виды домашних заданий

  1. К урокам изучения нового материала

    1. Заучивание материала учебника и его пересказ;

    2. Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;

    3. Сбор материалов из дополнительных источников;

  2. К урокам обобщения

    1. Ответы на специально поставленные вопросы учителя;

    2. Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

    3. Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;

    4. Выделение в тексте основного и второстепенного материала;

    5. Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа;

    6. Подборка дополнительного материала по теме;

  3. К урокам обучения применять знания

    1. Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц );

    2. Решение задач, аналогичных классным;

    3. Решение задач нестандартных;

    4. Решение задач с меж предметными связями;

    5. Самостоятельное составление задач;

    6. Самостоятельное изучение несложного материала;

    7. Работа над ошибками;

  4. К урокам контроля и проверки знаний

    1. Письменные ответы на вопросы;

    2. Домашняя контрольная работа;

    3. Решение нестандартных задач;


Способы задачи домашнего задания

  1. Выполнить Д. З. по заданному образцу.

На карточке - решение задачи, аналогичной домашнему (слабому ученику)

  1. Самостоятельно изучите материала учебника. Составьте план ответа, определите главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться.

  2. Коллективное домашнее задание. Класс делится на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание.

  3. Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …)

  4. Карточки для слабых учащихся:

    • с пропусками, которые нужно заполнить

    • с ошибками, которые нужно исправить

    • с неоконченными решениями.

  5. На доске чертеж

  • составить и решить задачу, аналогичную классной (средним ученикам)

  • решить задачу по данным чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам)

  • составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).

    1. Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам)

    2. Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, на неделю).

    3. Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.

Способы проверки домашнего задания

      1. У доски ученик решил домашний пример

        1. Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д.

b)      На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек «Светофор»)

      1. Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся

a)   Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;

b)  Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.

      1. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.

      2. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.


Самоанализ урока

Класс:

Тема урока:

Тип урока и его структура:

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

  2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)

Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?

  1. Какова триединая дидактическая цель урока  (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

  2. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

  3. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли  "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?

  4. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

  5. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока?  В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?

  6. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.

  7. Как вы оцениваете результаты урока?  Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

  8. Наметить перспективы своей деятельности.

Структура урока

ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА

  1. организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

  2. проверка домашнего задания;

  3. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

  4. постановка цели занятия перед учащимися;

  5. организация восприятия и осмысления новой информации;

  6. первичная проверка понимания;

  7. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

  8. творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

  9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

  10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

  11. домашнее задание к следующему уроку;

  12. подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:


  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;


  • указание на то, что учащиеся должны запомнить;


  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;


  • сообщение или актуализация техники запомина

ия (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);


  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;


  • контроль результатов первичного запоминания;


  • регулярное систематизирующ

е повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;


  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков д

я приобретения новых;


  • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:


  • сообщение учащимся цели предсто

щей р

боты;


  • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

  • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

  • проверка выполнения работ;

  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

  • задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

  • постановка цели урока;

  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

  • проведение проверочных упражнений;

  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

  • упражнения на их освоение;

  • упражнения на их закрепление;

  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;

  • упражнения творческого характера;

  • итог урока;

  • задание на дом.

Структура урока повторения:

  • организация начала урока;

  • постановка образовательных, воспитательных, развив

ющих з

дач;


  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов де

тельности (практической и мыслительной). На пр

дыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;


  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

  • задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так ка

учитель проверяет готовность детей к дальнейш

му изучению материала;


  • постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет

проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;


  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого

ченика.


  • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над

ошибками (иногда на это уходит следующий урок)


  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и соверше

ствования знаний и умений.Структура урока применения знаний, умений и навыков:

  • организация начала урока (психологический настрой учащихся);

  • сообщение темы урока и его задач;

  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по анало

ии;


  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

  • творческое применение знаний и умений;

  • упражнение по отработке навыков;

  • домашнее задание;

  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

  • организационный момент;

  • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

  • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

  • формулирование выводов по изученному материалу;

  • оценка результатов урока;

  • подведение итогов;

  • задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

  • организация начала урока;

  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;

  • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

  • изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

  • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

  • подведение итогов и результатов урока;

  • задание на дом;

  • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков учителей-новаторов:

Система преподавания Л.В. Маховой:

  • рассказ обзорного типа по всей теме;

  • урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений

  • урок - практическая работа;

  • урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;

  • заключительный опрос по теоретическому материалу;

  • решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

  • уроки теоретического разбора материала учителем;

  • уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;

  • уроки-семинары;

  • уроки-практикумы;

  • уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

  • урок-лекция по всей теме;

  • уроки-решения ключевых задач;

  • урок-консультация;

  • урок-зачет.





Требования к уроку

Дидактические требования к современному уроку:

  1. четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

  2. определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

  3. прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

  4. выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

  5. реализация на уроке всех дидактических принципов;

  6. создание условий успешного учения учащихся.


Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:


  • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;


  • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;


  • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;


  • выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);


  • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;


  • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

Особенности самоорганизации учителя:


  • подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;


  • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);


  • педагогический такт (случаи проявления);


  • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).


Организация познавательной деятельности учащихся:

Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:


  • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;


  • использование установок в форме убеждения, внушения;


  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;


  • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;


  • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);


  • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;


  • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);


  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;


  • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

Закрепление результатов работы:


  • формирование навыков путем упражнений;


  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

    1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

    2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

        1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

        2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

        3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

          1. температурный режим;

          2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

          3. освещение;

          4. предупреждение утомления и переутомления;

          5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

          6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;

          7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

          8. соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

            1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

            2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

            3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

            4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

            5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

            6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;


Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника!

Триединая цель урока


ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.

Триединая цель урока- это сложная составная цель, вбирающая в себя, как мы уже писали, три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремится учителя и ученики, и если она определена неточно или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить

Триединая цель урока- основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающий аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте.

ТЦУ есть тот систематизирующий стержень, без которого урок никогда не превратиться в целостную систему.

ТЦУ носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если урок четко этапируется, или на цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы. Иными словами, речь идет о построении "дерева целей" урока, где ТЦУ будет "генеральной целью", а задачи учебно-воспитательных моментов - рубежами ее достижения

Что же представляет собой состав ТЦУ? Как мы уже не раз упоминали, цель урока триедина и складывается из трех аспектов. Рассмотрим каждый из них:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект ТЦУ

Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:

  1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!

  2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.

  3. Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.

  4. Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

  5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

"...целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого"

РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ

Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.

  1. Развитие речи:

Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ - показатель интеллектуального и общего развития ученика

  1. Развитие мышления

Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учит учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.


  • Учить анализировать,


  • учить выделять главное,


  • учить сравнивать,


  • учить строить аналогии,


  • обобщать и систематизировать,


  • доказывать и опровергать,


  • определять и объяснять понятия,


  • ставить и разрешать проблемы.

  1. Овладение этими методами и означает умение мыслить

  2. Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

  3. Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения и тп.

 

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ

По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим. "учить и воспитывать - как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке", - писал в "Учительской газете" (10.02.81) учитель литературы 516-й школы г. Ленинграда Е. Ильин

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

"Воспитывающее обучение- это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.

С какими же нравственными объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке?

Прежде всего - это "другие люди". Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к "другим людям" проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность. Формирование гуманных отношений на уроке - непреходящая задача учителя.

Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его "Я". Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность.

Третий объект - общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам - все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу. Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке - в этом ученик проявляет себя как член общества.

Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке, является труд.

Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию учителя на уроке.

И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с Родиной и все время развивал ее у ребят.

Классификация методов обучения

Метод обучения- это важнейший компонент урока, ключ к достижению
  триединой цели урока

 

Классификация методов обучения:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;

  • по степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа;

  • в зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и тд.;

  • по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский;

  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный;

  • по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, традуктивный.


Памятка для составления тематического плана

Общие вопросы плана:

1 - дата;

2 - номер урока по теме;

3 - тема урока;

4 - тип урока;

5 - триединая задача урока;

6 - методы обучения;

7 - повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся;

8 - виды контроля знаний и обратной связи;

9 - планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке.


Частные вопросы, решаемые на уроке:

1 - реализация воспитательного потенциала урока;

2 - осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой;

3 - дидактические средства урока;

4 - самостоятельная работа учащихся на уроке;

5 - методы закрепления пройденного на уроке;

6 - домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!