МБОУ СШ № 17
Методическая разработка
«Подготовка учащихся к ОГЭ по информатике»
Ульяновск 2017 г.
Введение
Не все обучающиеся, изучающие информатику на базовом уровне, могут продемонстрировать в рамках ГИА по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.
Значит, задача учителя – продумать систему организации подготовки учащихся к ГИА. Начинать подготовку учащихся к ГИА необходимо как можно раньше. Учитель информатики, как предметник, может и должен делать это с 8 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ГИА по информатике является последний год обучения.
Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ГИА. В спецификации указано, что содержание экзаменационной работы по информатике рассчитано на выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики по материалам учебной программы по предмету. Результаты экзамена могут быть использованы при комплектовании профильных 10-х классов, а также при приеме в учреждения системы среднего профессионального образования без организации дополнительных испытаний.
Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.
Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:
Представление и передача информации
Обработка информации
Основные устройства ИКТ
Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов
Проектирование и моделирование
Математические инструменты, электронные таблицы
Организация информационной среды, поиск информации
Анализируя кодификатор на предмет соответствия с учебными пособиями и примерными программами по информатике, можно сделать следующие выводы: в программе под редакцией Н.Д. Угриновича отсутствуют темы:
«Работа с массивами», «Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры», «Основы логики», «Возможности информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации)», «Технологии программирования»,
«Преобразование логических выражений», «Построение таблиц истинности и логических схем». Частично используется тема: «Технологии программирования».
Используя эти примерные программы, успешно подготовить учащихся к ГИА не представляется возможным, так как кодификатор не соответствует в полном объеме примерным программам. По данным программам подготовить учащихся к сдаче ГИА по информатике возможно, но при условии изучения недостающих тем в дополнительной форме. На сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, по которому можно подготовиться к ГИА, не прибегая к использованию других учебников и пособий (исключение составляет новый учебник Л.Л.Босовой по ФГОС). Учителям приходится использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема
изложена методически более привлекательно. Можно говорить о необходимости компилировать содержание разных пособий для успешной подготовки к ГИА.
Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ГИА.
Формы работы:
урочная форма обучения с использованием системы заданий ОГЭ по информатике;
внеурочная работа;
контроль и анализ знаний;
практическая работа;
свободное самообразование;
групповые занятия;
групповые занятия;
консультации.
Цель:
организация подготовки учащихся к успешному прохождению ГИА по информатике
Задачи:
Ознакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену.
Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы.
Создание поэтапной системы подготовки учащихся к прохождению ГИА.
Этапы реализации:
Работу по подготовке к экзамену в формате ОГЭ разбиваю на 6 частей:
Начиная с 8-го класса, в планы уроков вношу изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ практически на каждом уроке. Работу продолжаю до конца 9 класса. При закреплении материала на уроке обязательно вношу контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ОГЭ. После прохождения темы провожу контроль знаний. Контроль знаний в 9 классе состоит из пробных заданий ОГЭ по соответствующей теме. Тексты тестов и задания беру из:
диагностических и тренировочных работ по информатике системы "СтатГрад»,
имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно- измерительных материалов (КИМ) для проведения ОГЭ по информатике
сборников для подготовки к ОГЭ по информатике под редакциями Крылова С.С и Ушакова Д.М.
Вторая часть предполагает дополнительные занятия, по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена (1 час в неделю). Начинаю подготовку к экзамену «от простого к сложному». Работаю в основном на сайте «Решу ОГЭ». На каждом занятии отрабатываю 1-2 задания. После отработки этих заданий даю тестирование по пройденным темам. С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» обучающегося к ОГЭ, провожу мониторинг каждого
сдающего экзамен обучающегося. Таким образом, получаю достоверную картину успехов каждого обучающегося, а обучающийся, в свою очередь, узнает уровень своей подготовленности.
Третья часть подготовки заключается в отработке задания повышенного уровня 20.1. Учащиеся меняют вид деятельности, что положительно сказывается на результатах усвоения. Разбор и отработка ведется на дополнительных занятиях, так как на алгоритмизацию отводится всего лишь
3 урока в 9-х классах. Использую для отработки этого задания систему программирования «Кумир». На третью часть отводится 5-6 заданий. На последних двух занятий беру последние задания открытого банка заданий ОГЭ на сайте ФИПИ, содержащие сложные условия. Анализ результатов ОГЭ по информатике в 2016, 2017 годах показывает, что 80-90% учеников, выполнявших задание № 20, выбрали задание № 20.1 и успешно с ним справились.
Четвертая часть подготовки к экзамену содержит разбор и отработку заданий 18. Так как эти задания по опыту моей работы являются сложными для усвоения учащимися, то на них отводится больше количество часов.
Пятый этап – начинаю проведение диагностических и тренировочных работ по информатике системы "СтатГрад». Т.о. формирую наглядную картину
«готовности» ученика к ГИА. И учащийся, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. С ребятами, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенций средний или ниже среднего, провожу дополнительные занятия, консультации для повторного разбора и отработки вызвавших затруднение заданий. Работы проводятся регулярно, начиная с конца ноября, каждый месяц.
Шестая часть подготовки заключается в отработке заданий 19 и 20.2, которые обучающиеся выполняют на компьютере. По опыту работы, тех обучающихся, которые будут выполнять задания на компьютере остается 50-
Материально-техническое обеспечение
Банк заданий ОГЭ по информатике.
Диагностические и тренировочные работы по информатике.
Сборники для подготовки к ОГЭ по информатике под редакциями Крылова С.С и Ушакова Д.М.
Компьютерный класс: не менее 10 компьютеров учащихся, 1 компьютер учителя, проектор.
ПО: MS Excel 2010, система программирования «Кумир», система программирования «Pascal ABC».
Заключение
Основной метод моей подготовки учащихся к ГИА – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.
Использую следующую систему работы по подготовке к ГИА по информатике в 9 классе.
Изменение тематического планирования. Составление планирования таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.
Включить в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
В содержание текущего контроля включить экзаменационные задачи.
Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по информатике.
Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.