СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ ОУП 09 Биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ ОУП 09 Биология»

27


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Московский областной политехнический колледж–

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(МОПК НИЯУ МИФИ)









МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

учебного предмета


ОУП.09 БИОЛОГИЯ

(базовый уровень)

по специальности

среднего профессионального образования

15.02.18 «Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства (по отраслям)»

(технологический профиль)















2024 г.

Рассмотрены и одобрены

цикловой комиссией

специальных и химических дисциплин

Протокол № 8 от «25» марта 2024 г.

Председатель комиссии:

Гнидина И.И.______________



Составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и Федеральным образовательным стандартом среднего профессионального образования по спец. 15.02.18









Методические указания разработаны для специальностей СПО


Методические указания предназначены для преподавателей и студентов

МОПК НИЯУ МИФИ


Организация-разработчик: Московский областной политехнический колледж – филиал НИЯУ МИФИ




Разработчик:

Преподаватель высшей категории МОПК НИЯУ МИФИ

Гнидина И.И. _______________


ПЕРЕЧЕНЬ

практических работ по учебному предмету

общеобразовательного цикла по Биологии


№ п/п

Название Л-П Р

Количество часов

1

Практическая работа №1 Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

1

2

Практическая работа №2 Решение генетических задач

2

3

Практическая работа №3 Приспособление организмов к разным средам обитания


1

4

Практическая работа №4 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства


1

5

Практическая работа №5 Анализ фенотипической изменчивости


1

6

Практическая работа №6 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

1

7

Практическая работа №7Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)

1

8

Практическая работа №8 Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля)

1

9

Практическая работа №9 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности

1

10

Практическая работа №10 Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач

1

11

Практическая работа №11Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

1

12

Практическая работа №12 Сравнительное описание естественной экосистемы и агроэкосистемы

1

13

Практическая работа №12 Сравнительная характеристика митоза и мейоза

1


Методические указания к выполнению

практической работы № 1

«Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам»

Цель работы: познакомиться с многообразием клеток, их морфологическими особенностями, определяющими функцию, и убедиться в принципиальном единстве их строения.

Ход работы.

Вариант№1(работа с готовыми препаратами)

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов одноклеточных организмов, растительных и животных тканей:

а) рассмотрите микропрепарат одноклеточного организма (амебы, инфузории, эвглены);

б) определите черты сходства и различия данного одноклеточного организма с общим планом строения клетки;

в) рассмотрите микропрепараты эпителиальной, костной и мышечной ткани. В чем их сходство и различие?

Результаты наблюдений запишите в таблицу:

 

 

Рассматриваемый объект

Особенности

Черты

строения

функций

сходства

различия

1.Растительная клетка

2.Животная клетка

 

 

 

 

 

Сделайте вывод из наблюдений. Отразите в нем черты сходства и различия растительных и животных организмов.



Методические указания к выполнению

практической работы№2

«Решение генетических задач»

Цель работы: продолжить формирование умений пользоваться генетической терминологией и символикой и решения генетических задач: определять доминантность и рецессивность признаков, выяснить генотипы и фенотипы особей.

Ход работы.

I. Проверка генетических знаний в форме беседы.

1.         Что изучает генетика?

2.         Дайте определение наследственности и изменчивости.

3.         В чем особенности гибридологического метода?

4.         Какие признаки называются доминантыми и какие – рецессивными?

5.         Какие гены называются аллельными?

6.         Дайте объяснение таким понятиям, как гомозигота и гетерозигота.

7.         В чем сущность 1закона Менделя?

8.         Каковы цитологические основы единообразия признаков у гибридов первого поколения?

9.         В чем сущность 2 закона Менделя?

10.      Каковы цитологические основы расщепления признаков у гибридов второго поколения?

11.      В чем смысл закона чистоты гамет?

 II.Отработка практических навыков решения задач.

Задача №1.

Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Задача №2.

Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

Примечание: если в задаче идет о людях, то вводятся следующие обозначения родителей: 0-женщина; -мужчины.

Задача №3.

У матери I группа крови, у отца IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?

Мать гомозигота, имеет А (II) группу крови, отец гомозиготен, имеет В (III) группу крови. Какие группы крови возможны у их детей?

Задача №5.

Сколько типов гамет и какие образует особь с генотипом АаВвСс?

Задача №6.

Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам?

Задача №7

Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся  в разных  парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам  родителей? Каков фенотип родительских особей?

 Задача №8.

При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания между собой гибридов первого поколения?

Задаче №9.

Полидактилия (многопалость) и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные признаки. Гены этих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье,  где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготны по этим парам генов?

Задача№10.

Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым,  а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящиеся в Х – хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребёнок в этой семье будет иметь такой же фенотип?

 

Методические указания к выполнению

практической работы № 3

«Приспособление организмов к разным средам обитания»

Изучение приспособленности организмов к среде обитания

Цель работы: установить механизм приспособленности организмов к среде обитания и убедиться, что любая приспособленность относительна и является результатом действия естественного отбора.

Ход работы.

Работа может проводиться в нескольких вариантах в зависимости от времени, отведенного на ее выполнение и подготовленности групп. Запись результатов наблюдений фиксируется в тетради в форме таблицы. Работа включает и ответы на вопросы по результатам наблюдений.

 

Название растения или животного

Условия обитания

Черты приспособленности (особенности строения)

Биологическое значение

Причины приспособленности (факторы)

 

Изучение приспособительных признаков у растений

Внимательно рассмотрите экземпляры гербарных или живых растений определенной группы:

1.        На примере растений первых пятен групп определите, какие особенности строения  обеспечивают их существование в определенных условиях среды.

2.        В предложенных вам коллекциях плодов и семян (6-я группа) отберите те, у которых выражена приспособленность к распространению  ветром, животными.

3.        Внимательно рассмотрите группу растений, не поедаемых животными (представители 7-й группы). Определите, какие черты приспособленности к существованию характерны для каждого представителя этой группы растений.

4.        Познакомьтесь с раннецветущими растениями (представители 8-й группы)  и определите признаки, характеризующие данное свойство.

Изучение приспособительных признаков у животных

Внимательно рассмотрите предложенные вам коллекции, рисунки и открытки:

1.      Определите защитные приспособления у каждого представителя и укажите причины их происхождения.

2.      Определите приспособительные изменения в строении конечностей млекопитающих, птиц, насекомых. Укажите, в каком из примеров конечности претерпели  наибольшие изменения, и назовите причину.

3.      Укажите, какой тип приспособительной окраски имеют предложенные вам для изучения представители животных.

4.      На экспонатах раскройте зависимость между строением зубного аппарата животного и родом пищи.

Результаты наблюдений запишите в текстовую таблицу.

Ответьте на вопросы:

- какие преимущества получили растения (животные) в связи с приобретением определенных вами характерных признаков приспособленности?

- приведите доказательства относительной приспособленности у растений (животных) к условиям среды;

- поясните, как могли возникнуть определенные вами приспособительные признаки, если предположить, что предки этих растений (животных) их не имели.

 

Методические указания к выполнению

практической работы № 4

«Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

Цель работы: Выявить и описать признаки сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства

- схемы и рисунки

Ход работы:

1.  Прочитать текст «Зародышевое сходство» (см. Приложение), рассмотреть рисунок. Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных. Выявите черты сходства зародышей человека с зародышами свиньи. О чем свидетельствуют сходства зародышей? Сформулируйте суть биогенетического закона.

2.  Изучите этапы индивидуального развития зародыша. Сделайте рисунки основных этапов. Запишите какие системы органов формируются из эктодермы, энтодермы, мезодермы.

3.  Изучите этапы индивидуального развития человека, репродуктивное здоровье человека. Дайте определение понятий: эмбриональный период развития, постэмбриональный период развития, репродуктивное здоровье. Заполните таблицу:

Этапы индивидуального развития человека

Этап

Характеристика



4 Соотнесите органы и структуры организма человека с зародышевыми листками, из которых они формируются в процессе дифференцировки клеток. Внесите в таблицу соответствующие цифры.

Зародышевый листок

Органы и структуры организма

Эктодерма


Энтодерма


Мезодерма


1. Блуждающий нерв
2. Головной мозг
3. Желудок
4. Кровеносные сосуды
5. Легкие
6. Мышцы
7. Печень
8. Половые железы
9. Почки
10. Сердце
11. Скелет
12. Слюнные железы
13. Спинной мозг
14. Толстый кишечник
15. Эпидермис кожи.

Контрольные вопросы

1 Какое влияние оказывает алкоголь, никотин, наркотические вещества на развитие зародыша человека?

2 Что понимают под здоровым образом жизни?

3 Каково биологическое значение смерти как финальной стадии онтогенеза?

4 Какие типы постэмбрионального развития существуют. Чем отличаются эти типы развития? Приведите примеры животных, для которых они характерны?

Методические указания к выполнению

практической работы № 5

«Анализ фенотипической изменчивости»

Цель работы: углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов; сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

Ход работы:

1 Расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины;

2 Измерьте длину объектов, рост одногруппников, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:

Размер объектов V

Число объектов n




3 Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень выраженности признака – по горизонтали

4 Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд.

5 Какие признаки фенотипа имеют узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?

Методические указания к выполнению

практической работы № 6

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Цель работы: изучить, дать оценку основным направлениям в развитии взглядов на происхождение жизни на Земле.

Ход работы:

С глубокой древности до нашего времени было высказано огромное количество гипотез о происхождении жизни на Земле. Но всё многообразие этих идей сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения – биогенезу и абиогенезу.

Биогенез – происхождение живого от живого.
Абиогенез – происхождение живого от неживого.

Борьба сторонников биогенеза и абиогенеза является одной из увлекательнейших страниц в истории биологии.

Задание №1

Проанализируйте опыт Ф. Реди.

Задание №2

Проанализируйте опыт Л. Спалланциани.

В 1765 году Ладзара Спалланциани провёл следующий опыт: подвергнув мясные и овощные отвары кипячению в течение нескольких часов, он сразу же их запечатал, после чего снял с огня. Исследовав жидкости через несколько дней, Спалланциани не обнаружил в них никаких признаков жизни. Из этого он сделал вывод, что высокая температура уничтожила все формы живых существ и без них ничто уже живое не могло возникнуть.

Ответьте на вопрос: какая другая причина могла препятствовать росту микроорганизмов в экспериментах Спалланциани?

Задание №3

Проанализируйте опыт Луи Пастера.

Задание №4

Основные теории возникновения жизни на Земле можно разбить на пять групп:

  • Креационизм;

  • Теория стационарного состояния;

  • Спонтанное зарождение;

  • Панспермия;

  • Биохимическая эволюция.

Запишите характеристику каждой теории по плану:

1 Основная идея

2 Автор, когда предложена теория

3 Экспериментальные подтверждения

4 Оценить аргументированность и ошибочность теории, выявить слабые и сильные стороны теории.

Воспользуйтесь учебником и дополнительной информацией.


Методические указания к выполнению

практической работы № 7

«Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)»

Цель работы: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер

Ход работы:

Задание:

1Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде оби­тания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относи­тельность».

Таблица 1 Приспособленность организмов и её относительность

Название

вида

Среда обитания

Черты приспособленности к среде обитания

В чём выражается относительность

приспособленности













2 Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на осно­вании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникно­вения приспособлений и запишите общий вывод.

Контрольные вопросы:

1В чем заключается относительность приспособленности организмов?

2 Каков механизм образования приспособлений?

Методические указания к выполнению

практической работы № 8

«Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека»

Цель работы: изучить, дать оценку основным направлениям в развитии взглядов на происхождение человека на Земле.

Ход работы:

1. Прочитайте текст учебника.

2. Выполните предложенные задания.

Задание №1

Используя текст «Положение человека в системе животного мира», составьте таблицу:

Систематическое положение человека

Доказательства принадлежности человека к данной систематической группе




Задание №2

Используя текст, составьте систематизирующую таблицу «Стадии антропогенеза»

Стадия антропогенеза

Временной период стадии

Характеристика человека этой стадии (признаки, деятельность)

Представители стадии

Географическое распространение






Задание №3

Используя текст, запишите ответы на вопросы:

1 Какие факторы имели решающее значение на начальных этапах антропогенеза?

2 Какие социальные факторы вам известны?

3 Почему в начале процесса антропогенеза происходили быстрые изменения в морфолого-анатомическом строении человека, а в последние 40 тыс. лет облик человека практически не изменился?

4 Охарактеризуйте основные гипотезы происхождения человека и гипотезы о прародине человека.


Методические указания к выполнению

практической работы № 8

«Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля)»

Цель работы: закрепление знаний о строении, свойствах и устойчивости природных и антропогенных экосистем.

Ход работы:

Задание:

1 Сравните данные на фотографиях экосистемы и заполните таблицу


Характеристика

Природная экосистема

Агроэкосистема

Разнообразие видов



Наличие трофических уровней



Как поддерживается устойчивость системы



2 Составьте примеры пищевых цепей для данных экосистем. Определите экологическую роль каждого участника цепи.












Контрольные вопросы:

1 Что такое экосистема? Агроценоз?

2 Чем определяется устойчивость экосистемы?

3 В чем проявляется антропогенное воздействие на экосистемы?

4 Что такое пищевые цепи? Какие виды пищевых цепей вам известны?

5 Раскройте сущность понятий: «продуценты», «консументы», «редуценты».

Методические указания к выполнению

практической работы № 9

«Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»

Цель работы: определить основные экологические изменения природы своей местности, составить прогноз возможного состояния окружающей среды в будущем

Ход работы:

Задание:

1 Выберите определённую территорию в своей местности и оцените экологическое состояние природы по примерному плану и представьте результаты работы в группе:

  1. Название, географическое положение.

  2. Общая характеристика природных условий.

  3. Определить влияние природных условий своей местности на материальную, культурную и духовную жизнь населения.

  4. Установите особенности между взаимодействием общества и природы.

  5. Охарактеризуйте основные направления хозяйственного использования территории.

  6. Выявите факторы антропогенного воздействия.

7) Опишите экономическое положение, проанализируйте причины, опишите изменения, и обоснуйте нерациональное природопользование на данной территории.

8) Составьте прогноз возможного состояния природы своей местности, сделав вывод по необходимости рационального использования данного региона.














Методические указания к выполнению

практической работы № 10

«Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе

Цель работы: закрепить умения находить и подбирать необходимые группы организмов для поддержания равновесия в экосистемах, составления схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Научиться решать экологические задачи на применение правила экологической пирамиды, комплексные задачи с применением знаний по биологии, экологии.

Ход работы:

Задание:

1 Получить необходимые условия среды путём случайного выпадения экологических кубиков (Температура, влажность, свет). Получить путём выбора из предложенных вариантов площадь территории данной экосистемы. Определить компоненты экосистемы (продуценты, консументы, деструкторы). Составить по два примера пищевых цепей различного вида для данной экосистемы. Оформление: Плакат, схема, модель и т.д.

1 вариант: Ленточный бор в черте г. Барнаул, площадь участка 10 км2 ,

2 Задание:

1) Разобрать коллективно пример экологической задачи

2) Самостоятельно решить аналогичные задачи. Оформить решение в тетради.

3) Предложить решение комплексной экологической задачи (работа в группах), представить устную защиту.

Задача (Пример) На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.

Решение:  дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.

 300кг – 10%,

 Х – 100%.

 Найдем чему равен Х. Х=3000 кг (хищные рыбы). Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию

3000кг – 10%

 Х – 100%

 Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)

 Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию

 30 000кг.- 10%

 Х =100%

 Х = 300 000кг

Ответ: для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона

Задачи

1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков - мышь - полевка - хорек - филин.

2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки - кузнечики- лягушки- змеи- орел.

3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки - кузнечики- насекомоядные птицы- орел.

4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

Комплексная экологическая задача

1 Как спасти Каракумский канал

Каракумский канал протяженностью более 1000 километров был построен для орошения. Но уже в первый год эксплуатации, в 1955 году, он оказался в катастрофическом положении – полностью зарос. Упала скорость течения воды. Сотни тысяч гектаров хлопчатника не получили влаги и засохли. Положение казалось безвыходным.

Как очистить канал от растительности на таком огромном расстоянии и в

2 Как победить кроликов?

В 1859 году один из фермеров привез в Австралию 24 диких кролика, которые раньше здесь не водились. В то время австралийский континент начали заселять европейцы, и новых поселенцев нужно было обеспечивать мясом. Вскоре кролики расплодились так, что стали бичом для всего континента. Естественных врагов у них не было, и одичавшие кролики опустошали посевы и пастбища, сады и леса. Никакие охотники не могли с ними справиться. Хотели использовать волков, но от этой идеи благоразумно отказались – ведь эти хищники будут нападать не только на кроликов. Что делать? Для борьбы с кроликами решили использовать вирус болезни миксоматоза. Этот вирус, опасный только для кроликов, передается через кровь. Его специально привезли из Бразилии. Но как заразить вирусом диких кроликов

3 Как уберечь семена от птиц

Во время сева много бед приносят птицы, которые налетают на поля и клюют очень много семян. В старые времена римляне пугали птиц чучелами. Как быть сейчас, ведь поля огромные?

Необходимо устранить вредное действие  поедание семян на полях птицами. Используйте посредник  что-то необычное, отпугивающее птиц.

4 Браконьеры и нерпы

Активистов движения "Зеленый мир" встревожило уменьшение поголовья нерп из-за уничтожения детенышей нерп - бельков. Браконьеры убивали нерпят с целью добычи их шкурок, отличающихся от шкур взрослых особей своей ослепительной белизной. Попытки "зеленых" бороться с охотниками силой не привели к успеху - силы не равны, да и Закон не на их стороне... А впереди новый охотничий сезон: через месяц возобновится жуткая бойня только-только подросшего молодняка. Как быть? Как сделать бессмысленной для охотников добычу бельков?

Методические указания к выполнению

практической работы № 11

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

Цель работы: На примере основных гипотез о происхождении человека выработать навыки критического анализа научных фактов, свидетельствующих за или против определенных гипотез.

Ход работы:

Задание 1: Познакомьтесь и запишите в тетрадь с учебным материалом:

Краткие теоретические сведения

А) Библейская

Согласно этой гипотезе – творцом человека был Бог. Отрывок и детской Библии: « И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

Б) Научная

Человек происходит от животных предков – обезьяны. Сторонником этой гипотезы был английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин(портрет). В своем труде «Происхождение человека », он на основе фактов доказал, что человек находится в родстве с обезьянами. Что человек и человекообразные обезьяны происходят от общих предков, живших в далекие времена. Эта гипотеза подтверждается многочисленными находками костных остатков древних человекообразных обезьян, первобытных людей.

Существуют легенды:

а) вавилоняне верили в то, что человек был слеплен из глины, смешенной с кровью бога Бела;

б) греки – язычники считали, что царь богов Зевс сделал фигур человека из глины, которую оживило дыхание богини Афины. Кроме того, они считают, что бог пользовался различными сортами глины: будто из белой глины и песка был сотворен белый человек, из египетской – красный и коричневый, а из черной – негр.

1.Оцените предлагаемые факты с точки зрения аргументации основных

гипотез о происхождении человека: эволюционный путь креационизм.

Поместите факты в соответствующие ячейки таблицы.


Таблица№1 Гипотезы происхождения человека


№п/п

Факты, свидетельствующие за гипотезу происхождения человека от животных

Факты, свидетельствующие за гипотезу о создании человека Богом

Нейтральные факты










Факты:

№1 – Наличие у человека рудиментарных органов, например, копчика.

№2 – Невозможность на данный момент составить полную картину

возникновения человека от диких предков.

№3 – Наличие у человека волосяного покрова на голове.

№4 - Наличие у человека атавизмов.

№5 – Наличие четырёх разных рас Человека разумного.

№6 – Наличие в разных геологических слоях ископаемых останков

животных, не существующих в настоящее время.

№7 – Сложная структура головного мозга человека по сравнению с

животными.

№8 – Способность человека использовать орудия труда.

№9 - Наличие только у человека членораздельной речи.

№10 – Наличие у человека племён, ведущих примитивный образ жизни.

№11 – Относительно большие размеры головного мозга человека в

сравнении с животными.

№12 – Очень сложная социальная структура большей части человеческого общества.

№13 – Наличие ископаемых останков человекообразных обезьян, которые могли быть предками современного человека.

№14 – Сложность поведения и проявления психической деятельности

человека.

№15 – Общность строения основных систем органов у человека и животных.

Актуализация знаний

Выберите из предложенных утверждений те, которые являются верными.

1. Ф. Реди доказал, что мухи не могут самозарождаться из мяса.

2. С. Миллер опытом доказал, то все живое могло произойти из неживого.

3. Теория панспермии доказывает происхождение жизни на Земле.

4. Коацерваты – это живые существа, от которых произошла жизнь.

5. Дж. Холдейн утверждал, что в основе жизни лежали нуклеиновые кислоты.

6. Ученые считают, что проблема происхождения жизни решена полностью.

7. В ходе химической эволюции происходил абиогенный синтез органических веществ.

8. Прокариоты были примитивными живыми организмами.

9. В результате фотосинтеза на Земле появились растения.

10. По симбиотической теории ядро клетки изначально было свободным организмом.

11. «Протерозой» в переводе с греческого – эра древней жизни.

12. В палеозое жизнь существовала только в воде.

13. Первыми наземными животными были паукообразные.

14. Терапсиды являются вероятными предками млекопитающих.

15. В середине мезозоя произошло массовое вымирание многих видов.

16. В кайнозое происходило оледенение северной части северного полушария.

17. В конце мелового периода млекопитающие стали занимать господствующее положение.

18. Антропоген длился 10 млн лет.

19. Археоптерикс является вероятным предком птиц.

20. Ихтиостеги являются первыми земноводными животными.


Контрольные вопросы:

1. Почему естественный отбор в эволюции человека постепенно утрачивал

свое значение?

2. Чем характеризуется современный этап эволюции человека?



Методические указания к выполнению

практической работы № 12

«Сравнительное описание естественной экосистемы и агроэкосистемы»

Цель работы: закрепить знания о структуре экосистем, научиться составлять описание природных и искусственных экосистем, объяснять сходства и различия между ними.

Ход работы:

Задание1. 

  • изучить описание природной экосистемы.

  • распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты).

  • оформите в виде таблицы.

Лиственный лес

Продуценты

Консументы

Редуценты




  • Составить 3 цепи питания характерные для данной экосистемы.

Например: береза- гусеница-синица-ястреб

Биоценоз лиственного леса.

Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются но высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов.

Первый ярус — древесный —составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа.

Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню.

Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др.

Четвертый ярус — травянистый.

 Такими же этажами распределены и корни растений.

Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения.

Кроме растений в лесу обитают: в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые.

 В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки.

 Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей.

В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк.

 В верхних слоях почвы встречаются кроты.

Задание 2. 

  • Изучите агроценоз пшеничного поля.

  • Распределите обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Оформите в виде таблицы.

Пшеничное поле.

Продуценты

Консументы

Редуценты



















  •  Составить 3 цепи питания характерные для данной агроэкосистемы.

Биоценоз пшеничного поля.

Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий.

Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка, дождевые черви, жужелицы, клоп вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник.

Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая. 

Задание 3.

  • Дайте оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы

  •  Внесите следующие утверждения в таблицу:

  • действует на экосистему минимально,

  • не действует на экосистему,

  • действие направлено на достижение максимальной продуктивности.


Природная экосистема

Агроэкосистема

Естественный отбор



Искусственный отбор



Задание 4. 

Оценить некоторые количественные характеристики экосистем. (больше, меньше)


Природная

Агроэкосистема

Видовой состав



Продуктивность



В итоге:

Задание 1. Таблица. Три цепи питания.

Задание 2. Таблица. Три цепи питания.

Задание 3. Таблица.

Задание 4. Таблица.

Сделать выводы:

  1. Сходство рассматриваемых экосистем- наличие продуцентов, консументов, редуцентов.

  2. В агрокосистеме действует, кроме естественного, искусственный отбор.

  3. При большем разнообразии видов продуктивность природных экосистем ниже.


Методические указания к выполнению

практической работы № 13

«Сравнительная характеристика митоза и мейоза».

Цель работы: расширить знания о размножении организмов. Провести сравнительную характеристику типа бесполого(митотического) деления клеток и полового размножения. Выявить их сходные вещества и различия.

Ход работы: пользуясь материалом учебника, заполните таблицы:

Таблица изменений в клетке во время митоза и мейоза

Процесс

Основные изменения по схеме

1 фаза

2 фаза

3 фаза

4 фаза

Митоз


Мейоз




Таблица сравнения митоза и мейоза



Вопросы для сравнения

митоз

мейоз

1.Какие изменения происходят в ядре до начала деления клетки?

2.Каковы фазы деления?

3.Характерна ли конъюгация гомологичных хромосом?

4.Какое число дочерних

клеток образуется?

5.Какое число хромосом

получает каждая дочерняя клетка?

6.Где происходит данный

процесс?

7.Для каких клеток

свойственен?

8.Какое значение имеет

для существования

вида?

















































































Выводы:

1. Процессы митоза и мейоза имеют сходства:

  • Одинаковые фазы деления

  • Перед митозом и мейозом происходит самоудвоение хромосом, спирализация и удвоение

Молекул ДНК

2. Процессы митоза и мейоза имеют различия:

  • В митозе – одно деление, в мейозе 2 сменяющих друг друга деления;

  • В метафазе митоза по экватору выстраиваются удвоенные хромосомы, при мейозе

по экватору выстраиваются пары гомологичных хромосом;

  • При митозе по экватору выстраиваются пары гомологичных хромосом, а при мейозе гомологичные хромосомы конъюгируют;

♦ При митозе образуются 2 дочерние клетки, а при мейозе 4 сперматозоида или одна яйцеклетка.

Заключение.


  1. Лабораторные и практические работы имеют свою основную цель:

подтвердить, проверить, уточнить имеющиеся теоретические знания путем их практической проверки, направить на закрепление и подтверждение имеющихся знаний и на отработку практических умений и навыков обучающихся. В то же время лабораторные и практические работы способствуют развитию мыслительной деятельности и познавательной активности обучающихся, приобщению к методам исследования, связи теории с практикой и межпредметных связей.

  1. В связи с этим большую роль имеют разработанные преподавателем требования по подготовке, планированию, проведению и оформлению лабораторных и практических работ.


Список использованных источников.

Основная литература

1. Биология Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. 10 класс Акционерное общество «Издательство «Просвещение» от 20 мая 2020года до 25 сентября 2025 года.

2. Биология Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. 11 класс Акционерное общество «Издательство «Просвещение» от 20 мая 2020года до 25 сентября 2025 года.

Дополнительная литература

  1. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. Учреждений сред. проф.образования М., 2014г.

  2. Мамонтов С.Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат).- М., 2014.

  3. Беляев Д. К. , Дымшиц Г. М., Кузнецова Л Н. и др. Биология (базовый уровень) 10 класс-М., 2014Лукаткин А. С., Ручин А. Б. , Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования.-М., 2014


Интернет-ресурсы:

  1. «Инфоурок.ру» – материалы для учителей. Режим доступа: https://infourok.ru

  2. Онлайн-школа Фоксфорд. Режим доступа: https://foxford.ru

  3. Российская электронная школа. Режим доступа: https://resh.edu.ru

  4. Единая коллекция образовательных ресурсов. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

  5. Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/

6.https://jread.top/scientific-journals/43334-nauka-i-zhizn-10-2023.html наука и жизнь.

7. http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!