СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал в помощь методистам УДО

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для методических работников  образовательных учреждений

Просмотр содержимого документа
«Методический материал в помощь методистам УДО»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЦЭВД «Творчество»
















ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ




составитель методист Икаева И.В.





























Г.Владикавказ

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Методисты оформляют результаты своей деятельности в методической продукции:

1. Организационно-инструктивная продукция предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики образовательного процесса, проведение мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел.

1.1. инструктивно-методическое письмо включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа вышестоящей организации: определяет круг функций и деятельности педагога или коллектива по выполнению решений.

1.2. методическая записка дает пояснения методическим материалам, изложенным более сжато. Методическая записка дает ответы на следующие вопросы: какие задачи решаются данной методической работой; кому она адресована; на основании каких документов, фактов составлена методическая работа; какова система изложения материала.

1.3. методическая памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении каких-либо операций или осуществлении каких - либо функций.

1.4. методические рекомендации – методическое издание, содержание, комплекс коротких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта педагогов. Создаются для оказания помощи коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижении педагогического опыта с учетом условий и особенностей деятельности педагога, коллектива. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты, образцы действий; применительно к определенной группе лиц или мероприятий. Рекомендации имеют точный адрес.


СХЕМА НАПИСАНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ


Вступительная часть – пояснительная записка, где обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа. Изложение главного тезиса, что рекомендуется сделать по улучшению существующего положения. Методические указания по решению организационных вопросов. Примерные варианты проведения с советами как лучше сделать, на какие трудные моменты обратить внимание, какие технические и другие средства использовать.

Описание перспективы результатов рекомендованного. Какие задачи поможет решить, чему научит. Здесь можно дать краткое перечисление других форм работы, способных закрепить образовательный эффект, развить приобретенные навыки.

Методрекомендации содержат список литературы по данной теме, список использованной литературы при подготовке данной работы, а также ФИО автора.


ПРИМЕРНАЯ СХЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

  • Название разработки;

  • Название и форма проведения мероприятия;

  • Пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи, предлагаемые методы, возраст детей, на который рассчитано мероприятие. Условия для его проведения;

  • Оборудование, оформление;

  • Методические советы на подготовительный период;

  • Сценарный план, ход проведения;

  • Сценарий;

  • Методические советы организаторам и постановщикам;

  • Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.д.);

  • Список используемой литературы;

  • ФИО автора разработки, должность, место работы.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Педагог, методист определяет для себя тему самообразования и планирует работу по теме; структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.

В плане предусматривается подбор литературы, поиск адресов ППО, затем определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других, посещение занятий и др.

Далее отрабатываются технологии и осуществляется практическая работа по теме исследования.

Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы.

Результатом очередного этапа работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях МО, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования оформляется документально.



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Журнал «Дополнительное образование» №1 2004г.

  2. Журнал «Дополнительное образование» №4 2004г.

  3. Журнал «Дополнительное образование» №2 2003г.

  4. Журнал «Педагогика» №2 2003г.

  5. Журнал «Педагогика» №3 2003г.

  6. Журнал «Педагогика» №5 2005г.




МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ


МПД – способы диагностического изучения в системе педагогических отношений, в состав которых входят общенаучные (наблюдение), социально-психологические (опрос: беседа, интервью, анкетирование), психодиагностические (личностные опросники, тесты, проективные методики), педагогические (изучение документации, продуктов труда).

  • Наблюдение – ведущий эмпирический метод педагогического исследования, заключающийся в преднамеренном, систематическом, целенаправленном восприятии явления, процесса, индивида, группы. Сущность наблюдения – фиксация внешних проявлений наблюдаемого объекта. Технология наблюдения включает в себя: постановку цели, проектирование программы восприятия, наблюдение и фиксацию наблюдаемого, контент-анализ полученной информации. К технике относятся: протокол, аудиовизуальная аппаратура.

  • Опрос – метод сбора информации, источником которой служит устное или письменное суждение индивида. Виды опроса: анкетирование, беседа, интервью.

  • Беседа – способ получения информации на основе непосредственной свободной коммуникации, свободный диалог.

  • Интервью – беседа с жестко спланированными вопросами и ослабленной обратной связью, так как задает вопросы только интервьюер.

  • Анкетирование – письменный опрос с помощью анкеты.

  • Опросник личностный – стандартизированный набор утверждений, с которыми испытуемый может либо согласиться, либо нет. Нацелен на изучение индивидуально-личностных характеристик: психологического самочувствия, самооценки, форм поведения, темперамента и т.д.

  • Тесты – стандартизированные задания, по результатам выполнения которых измеряются характеристики личности (интеллектуальные особенности, психические процессы – память, внимание; опыт – знания, умения, навыки; эмоциональная сфера; личностные свойства).

  • Проективные методики – разновидность тестов, основанная на проекции личностных смыслов (бессознательных переживаний, влечений, установок).

СЛОВАРЬ МЕТОДИСТА


Метод – способ достижения конкретной цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности (Советский энциклопедический словарь).

Методология – учение о структуре, логической операции, методах и средствах деятельности (Советский энциклопедический словарь).

Методика (в образовании) – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах (Пед. словарь Г.М. Коджаспирова).

Методика обучения и воспитания – отрасль педагогической науки, учение о методах обучения, воспитания. Это обучение может быть или общим, если имеются в виду общие методы образования, присущие всем направлениям обучения и воспитания школьников, или частным, если дело касается только тех методов, которые применяются для обучения или воспитания в каком-либо определенном направлении (Пед. словарь В.А. Мижерикова).

Методическая работа – часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.

Цели методической работы:

  1. освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся.

  2. повышение уровня общей дидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы.

  3. обмен опытом между членами педколлектива, выявление и пропаганда передового актуального педагогического опыта.

Методическая разработка – методическое издание, содержащее конкретные материалы в помощь педагогу (Словарь-справочник В.М. Полонского).

Методические рекомендации – методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания.

Принципы организации детского досуга – теоретические обобщения, отражающие и заключающие в себе устоявшиеся и проверенные практикой главные правила реализации досуговой педагогики. Воспитатель руководствуется следующими принципами:

  1. принцип общественной значимости, общественной результативности досуговой деятельности.

  2. принцип самодеятельности и индивидуального подхода к участникам досуговых занятий.

  3. принцип занимательности и развлекательности.

  4. принцип гуманизации воспитания личности.

  5. принцип коллективного творческого дела с возникающей целью (И.П. Иванов)

Досуговая деятельность – целенаправленная активность, отвечающая потребностям и мотивам, реализующаяся в системе культуры и досуга. Досуг всегда деятельностен; отличается абсолютной добровольностью. Грамотно организованный досуг – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности. Досуг объективно дает школьникам шанс реализоваться. Досуг – сфера активного самовоспитания. Существуют условия, способствующие эффективности досуговой деятельности: разновозрастная компания; культура досуга; создание бесконфликтной обстановки; наличие базы досуга (помещение, аппаратура, спортинвентарь и т.д.).

Рефлексия – внутренняя психологическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.

Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений за счет и посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. В самовоспитание входят самоцелеполагание, саморегуляция, самоуправление, самопознание, самоприказ, самоконтроль и т.д.

Ситуация успеха – сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех, то есть состояние радости, - результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель, переживание радости (успеха) – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Эвристика – наука, исследующая закономерности творческой деятельности человека.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Боровиков Л.И. Самоанализ профессиональной деятельности учителя. Сибирский учитель. 2003.

  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1999.

  3. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург. 2002.

  4. Научно-методическое обеспечение деятельности внешкольных учреждений. Екатеринбург. 2002.

  5. Ситник А.П. Методическая работа или развитие профессиональной культуры. Школа 2006 №2.

  6. Журнал «Классный руководитель». 2005 №5.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!