Методика формирования понятия «Время» в начальной школе
Лекция и практика
Определение понятия
Время – величина, характеризующая последовательную смену явлений и состояний материи, характеризующая длительность их бытия.
Трудность изучения темы «Время»
Тема «Время» наиболее трудная для восприятия учащимися, т.к. время – это процесс, который не воспринимается сенсорикой ребенка непосредственно.
Этот процесс воспринимается человеком опосредованно, по сравнению с длительностью других процессов, оцениваемых и воспринимаемых сенсорикой.
План знакомства с понятием «время» и единицами его измерения
- Осознание понятия «время» через примеры из жизни (наблюдения за течением времени, за продолжительностью событий «от вечера до сегодня»).
- Практическое применение изучаемой меры измерения (использование в рассказе, составление задач, определение времени по часам, определение промежутка времени между двумя событиями).
- Составление таблицы мер времени.
- Решение задач на определение промежутка времени между двумя событиями, на сравнение временных величин.
- Упражнения для закрепления темы «Время», в результате этого учащиеся выполняют арифметические действия с именованными числами, выраженными в единицах измерения времени.
Требования к изучению темы «Время и его измерение» (для учащихся)
- Знать такие единицы измерения времени, как час, минута, секунда, неделя, месяц, сутки, год, век; иметь представления об их продолжительности.
- Знать соотношение между единицами измерения времени, порядок следования дней недели, месяцев года.
- Определять время по часам с точностью до часа, позднее с точностью до минуты.
- Пользоваться табелем-календарем, шкалой веков.
Порядок изучение темы в начальных классах
Представление о времени формируется в 1 классе, на основе наблюдений.
При изучении числа и цифры 1, учитель обращает внимание на рисунок циферблата часов, данного в учебнике, и на положение стрелок.
В третьем классе модель циферблата часов с подвижными стрелками используется для изучения таких единиц времени, как час, минута. Учащиеся усваивают устройство часов, названия стрелок (часовая, минутная).
Конкретное представление о промежутке времени формируется через практическую деятельность (какой объем работы может быть выполнен в течение часа, минуты).
В 4-ом классе изучаются век и секунда.
Особенности изучения темы « Время и его измерение»
- Программа предусматривает знакомство детей с названиями дней недели и их последовательностью , с месяцем и годом .
- В качестве наглядного пособия полезно иметь в классе отрывной календарь или модель настольного календаря, работать с которым, надо научить детей.
- По календарю учащиеся определяют порядковый номер месяца, устанавливают день недели, если известно число и месяц, и наоборот, устанавливают, на какие числа месяца приходятся определенные дни недели (В какой день недели будет праздник 8 Марта в этом году? На какие числа приходятся воскресенья в марте? и т.п.).
Особенности изучения темы « Время и его измерение»
Далее дети знакомятся с еще одной единицей измерения – век . 1 век = 100 лет. Используется наглядное пособие «Лента времени». Это вертикальная или горизонтальная полоса с нанесенными на нее отметками, которым соответствуют временные промежутки – века.
Завершается изучение темы «Меры времени», составлением таблицы мер времени.
Программой предусмотрено выполнение арифметических действий с величинами времени: 3 ч – 25 мин; 5 сут. 15 ч + 12 ч; 1 год 8 мес. + 6 мес..