СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методразработка на тему: Анатомия и физиология органов дыхания.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методразработка на тему: Анатомия и физиология органов дыхания.»





Министерство здравоохранения Республики Дагестан

ГБПОУ РД «Буйнакское Медицинское Училище»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


по дисциплине:

« Анатомии и физиология человека »

Тема: « Анатомия и физиология органов

дыхания»



Для специальности: 31.02.01 «Лечебное дело»

34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.02 «Акушерское дело»











Составила: Зайналлаева Э. З

«____» _________202____г.

















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Дыхательная система. Воздухоносные пути»

Дисциплина: «Анатомия и физиология человека»

Специальности:  34.02.01. «Сестринское дело»



СОДЕРЖАНИЕ



I.Методический блок:
1. Введение
2. Выписка из программы
3. Методический раздел
4. Цель занятие.
5. Формируемые компетенции
6.Цель практического занятия:
7. Хронокарта

II Информационный блок:
8. Лекционный материал «Дыхательная система».
9. словарь
10.Обеспечение литературы
III. Обучающий блок:
11. Учебная карта самостоятельной работы
12. Кроссворд 13.ЭРО
IV. Контролирующий блок:
14. Задания предварительного контроля
15. Вопросы итоговый контроль
16. Тестовый задание.




















Методический блок
по теме:
«Анатомия и органов дыхания»





















Введение

Тело! Никто не знает, что такое (Паскаль) и на что оно способно (Спиноза). Может быть, оно – храм души, основа которого дана Творцом, из кожи, мышц, костей и жил (Хайям) или биологический фен (Шкловский), или  святая святых (Чехов)?

       

 Причина написания методической разработки – познакомить педагогов нашего колледжа с  реализацией целевого подхода к изучению учебного материала на занятии по анатомии и физиологии человека.  Самый существенный недостаток в проведении занятия – недостаточная реализация целевого подхода к  изучению учебного материала на занятии. Этот недостаток приводит к тому, что на занятиях часто отсутствует четкая композиция, они становятся аморфными, учебное содержание, формы и методы обучения не представляют того единства, которое и призвано обеспечить реализацию всех функций занятия. В итоге: низкий конечный результат.

       

 Главное состоит в том, чтобы тщательно продумать и осмыслить цель данного занятия. Осмысленное обдумывание цели и средств ее достижения, а также удачный отбор под эти цели содержание учебного материала способствует повышению эффективности занятия.


Тип данного занятия -совершенствование и закрепление знаний и умений по теме, вид занятия – практическое, форма занятия традиционная, деятельностная.

       

 Для самостоятельной работы студентов на занятии использую тестовые задания 1-го, 2-го, 3-го уровней, а также логические задания.

        




















Выписка из рабочей программы

по специальности 34.02.01«Сестринское дело»







Раздел 5. Анатомия и физиология дыхательных системы.


15


10


4


4


5



Тема 5.1. Анатомия и физиология верхних дыхательных путей.


3


2


2


-


1



Тема 5.2. Анатомия и физиология нижних

дыхательных путей.


6


4


2


2


2



Тема 5.3.Функциональная анатомия легких. Физиология дыхания


6


4


2


2


2







Раздел 5. Анатомия и физиология дыхательной системы



Тема 5.1 Анатомия и физиология верхних дыхательных путей

Содержание учебного материала:

Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа. Гортань, хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани. Функции гортани.

6

2

Теоретическое занятие:

Анатомия и физиология верхних дыхательных путей

2


Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для самоподготовки

2

Тема 5.2. Анатомия и физиология нижних дыхательных путей

Содержание учебного материала

Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции. Плевра – строение, листки, плевральная полость, синусы. Бронхи – виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево. Особенности строения стенки конечных бронхиол.

6

2

Теоретическое занятие:

Анатомия и физиология нижних дыхательных путей

2


Практическое занятие:

Анатомия и физиология нижних дыхательных путей

2

Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для самоподготовки

2

Тема 5.3. Функциональная анатомия легких. Физиология дыхания


Содержание учебного материала

Легкие – внешнее строение, границы, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Функции легких. Мертвое пространство, определение, виды. Строение, границы, отделы средостения. Процесс дыхания – определение, этапы. Внешнее дыхание, характеристика, структуры его осуществляющие. Транспорт газов кровью. Физиология дыхания – механизм вдоха и выдоха. Центры регуляции дыхания. Дыхательные объемы легких.

6

2

Теоретическое занятие:

Функциональная анатомия легких. Физиология дыхания

2


Практическое занятие:

Функциональная анатомия легких. Физиология дыхания

2

Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для самоподготовки.

2






МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Тема: «Дыхательная система. Воздухоносные пути».

Учебная дисциплина: «Анатомия и физиология человека».

Специальность: 34.02.01. Сестринское дело

Группа 2 м/с «Б» 1гр

Тип занятия – совершенствование и закрепление знаний и умений по теме.

Вид занятия – практическое.

Форма занятия – традиционная, деятельностная.

Продолжительность занятия – 90 мин.


МОТИВАЦИЯ

        Инфекционные болезни дыхательных путей (ИБДП) в современном мире являются самыми распространенными инфекционными болезнями. В США, например, каждый житель болеет ими ежегодно три и более раз. В России заболеваемость острыми инфекциями дыхательных путей стоит на первом месте, поэтому в порядке частоты встречаемости вначале излагаются ИБДП. Выделение возбудителей из места первичной локализации (дыхательные пути) во внешнюю среду происходит при выдохе во время кашля, при чихании, разговоре, непосредственном контакте (поцелуях) и т.д. Проникновение возбудителя в восприимчивый организм осуществляется со струей воздуха, содержащего капельки слизи из дыхательных путей больного или при наличии возбудителя в аэрозолях, например, потоки воздуха из кондиционеров (легионеллёз). Возможно также при намеренном заражении воздуха во время актов биотерроризма и целевом применении различных возбудителей ИБ как бактериологического оружия. Передача инфекции такими путями происходит очень легко и достигается высокая эффективность поражения.

В своей практической деятельности выпускники будут участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Выполнять лечебные вмешательства. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом. Осуществлять контроль состояния пациента. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар. Оформлять медицинскую документацию. Организовывать оказание психологической помощи пациенту





















ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:


совершенствование и закрепление знаний о значении, строении и функции  полых органов дыхательной системы.



ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

  1. Познавательные

Уметь:

  1. распознавать и дифференцировать все отделы полых органов;

  2. анализировать каждый полый орган;

  3. описывать строение каждого полого органа.

     Знать: 1) особенности физиологии полых органов

  1. Развивающие

  1. развитие интеллектуальных способностей;

  2. развитие логического творческого мышления;

  3. гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей;

  4. развитие общеучебных умений и навыков.

  5. расширение познавательной деятельности студентов;

  6. побуждение у студентов стремления к самообразованию.
































ОБЩИЕ КОМПИТЕНЦИИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛО

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

про-фессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для со-вершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.





















ПРОФЕССИОНАЛЬНЫ КОМПЕТЕНЦИИ СЕСТРИНСКОГО

ДЕЛО

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента при неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспорти-ровку пациента в стационар.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.

ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.

ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.

ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.















ХРОНОКАРТА:

п/п

Содержание

Время

1

Организационный момент

2 мин.

2

Мотивация и учебные цели, компетенции

3 мин.

3

Входной контроль

10 мин.

4

Самостоятельная работа студентов с заданиями с опорой на содержание темы в учебнике

25 мин.

5

Выходной контроль

40 мин.

6

Подведение итогов занятия

5 мин.

7

Домашнее задание

2 мин.

8

Внеаудиторная самостоятельная работа

3 мин.


Итого:

90 мин.



















Междисциплинарные связи

Цитология

Структура и функция эпителиальных и гладкомышечных клеток


Гистология

Строение и функция эпителиальной и гладкомышечной ткани


Биология

Развитие полых органов



Дыхательная система

Строение и функция полых органов




Терапия

Болезни полых органов


Иммунная система

Взаимодействие антиген-антитело


Хирургия

Опухоли



Внутридисциплинарные связи

Цитология

Строение и функция эпителиальных и гладкомышечных клеток


Гистология

Строение и функция эпителиальной и гладкомышечной тканей


Эмбриология

Развитие полых органов





Дыхательная система

Строение и функции полых органов





Нервная система

Регуляция просвета бронхиол


Выделительная система

Продукты выделения СО2 и Н2О


Эндокринная система

Гуморальная регуляция просвета бронхиол



























Информационный блок

по теме:

«Анатомия и

физиология органов

дыхания»











































































































































































































































.























































































Обучающий блок

по теме :

«Дыхательная Система
































Задание 1. Дайте латинские названия органам дыхания.

Носовая полость –

Гортань –

Трахея –

Бронхи –

Легкие –






















Задание 2. Заполните графологические структуры



Органы дыхания

Нижние

дыхательные пути

Дыхательная

часть

Верхние

дыхательные пути


























































Задание 3. Заполните графологические структуры.

Носовая полость

латинское название



Н АРУЖНЫЙ НОС СОБ.НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ

КОНЧИК

НОСА





Медиальная Латеральная Воздухоносные

стенка стенка пахухи












раковины

























НОСОВЫЕ ХОДЫ

















ВОСПАЛЕНИЕ

ПАЗУХ





















З адание 4. Заполните графологические структуры.

Гортань

латинское название









ЖЕ Л У Д О Ч Е К



ГРАНИЦЫ: ХРЯЩИ: ПОЛОСТЬ ГОРТАНИ:

С В Я З К И

В

ПАРНЫЕ

НЕПАРНЫЕ





ЕРХНЯЯ –

Н













ИЖНЯЯ –



































Задание 5. Заполните немой рисунок.















Задание 6. Заполните сравнительную таблицу границы правого и левого легкого.

Границы

Правое

Левое

Верхняя





Передняя





Нижняя





Продолжение табл.

Границы

Правое

Левое

Окологрудинная линия



Средняя ключичная линия



Передняя подмышечная линия




Средняя подмышечная линия




Задняя подмышечная линия




Лопаточная линия



Околопозвоночная линия

















Задание 7. Дайте определение термину. Ацинус – это























































Задание 8. Заполните графологические структуры.

1. Д







ыхательный цикл











механ



2. Т







ри звена дыхания



I



II

III
























Задание 9. Решите ситуационные задачи.

В какой из главных бронхов чаще попадает инородное тело и почему?

Новорожденный ребенок дышит 30 раз в минуту. Ваш вывод?

У больного высокая температура, кашель, сиплый голос. Какие органы могут быть вовлечены в воспалительный процесс?

Испытуемому поднесли к носу ватку, смоченную нашатырем. Он задержал дыхание, затем закашлялся. Назовите рефлекторные зоны, с которых возникают данные защитные дыхательные рефлексы.

У пострадавшего выявлен разрыв легочной ткани. Где будет скапливаться воздух, вдыхаемый пострадавшим?












Задание 10. Установите соответствие между органами дыхательной системы и их характеристиками.


Органы дыхательной системы

Характеристика органов

  1. Слизистая оболочка

  2. Легочные пузырьки

  3. Легкие

  4. Бронхи

  5. Трахея

  6. Надгортанник

  7. Гортань

  8. Хрящевые полукольца

  9. Плевра

  10. Носовая полость

А) Не пропускает пищу в гортань.

Б) Не дают трахее сужаться.

В) Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов.

Г) Поверхностный слой воздухоносных путей.

Д) Начальная часть воздухоносных путей.

Е) Выстилает наружную поверхность путей.

Ж) Покрывает стенку и грудную полость изнутри. З) Внутри содержит голосовые связки.

И) Самая длинная часть воздухоносного пути.

К) Путь вдыхаемого воздуха после гортани до легочных капилляров.

Л) Место газообмена между легкими и кровью.

М) Место диффузии газов



Ответ: 1.______ ; 2.______ ; 3.______ ; 4.______ ; 5.______ ; 6.______ ; 7.______ ; 8.______ ; 9.______ ; 10.______ .
































Контролирующий

блок

по теме:

«Анатомия и

физиология органов

дыхания»



















ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

 для совершенствования знаний по теме: «Дыхательная система. Воздухоносные пути».

         Для самостоятельного изучения темы студенты должны выполнить следующие задания, пользуясь содержанием в учебнике Смольянникова Н.В. Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология: М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.  стр. 390-396.


Задания 1- го, 2- го и 3- го уровней.


Выбрать один правильный ответ

1. Газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью происходит в:

                1) бронхах;

                2) бронхиолах и альвеолярных ходах легких;

                3) бронхах и  альвеолах;

                4) альвеолах.

2. Каждая половина носовой полости человека делится на носовые ходы:

                1) носовыми раковинами;

                2) твердым нёбом;

                3) мягким нёбом;

                4) мягким нёбом и носовыми костями;

                5) носовой перегородкой;

3. Носовая полость человека покрыта:

                1) слизистой оболочкой с многослойным эпителием;

                2) гладкомышечной оболочкой;

                3) слизистой оболочкой с ворсинками;

                4) слизистой оболочкой с мерцательным эпителием;

4. Слизь, выделяемая эпителием слизистой оболочки носовой полости:

                1) способствует газообмену;

                2) склеивает пылинки, задерживает микробы, увлажняет воздух;

                3) согревает вдыхаемый воздух;

                4) содержит вещества, улавливающие запахи;

                

5. В носовой полости воздух согревается благодаря наличию в слизистой оболочке:

                1) слизи;

                2) ресничек;

                3) кровеносных сосудов;

                4) железистых клеток;

                5) лимфоидных фолликул;

6. У человека из носовой полости воздух при вдохе попадает в:

                1) гортань;

                2) трахею;

                3) носоглотку;

                4) ротовую полость;

                

7. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку человека через:

                1) ноздри;

                2) зев;

                3) хоаны;

                4) голосовую щель;

8. Хоаны - это:

                1) наружные носовые отверстия;

                2) внутренние носовые отверстия;

                3) отверстия, через которые ротовая полость сообщается с                                       глоткой;

                4) отверстия, закрываемые надгортанником;

                

9. Гортань человека состоит из:

                1) хрящей;

                2) костей;

                3) гладких мышц ;

                4) серозной оболочки;

                

10. Самый крупный из хрящей гортани человека:

                1) черпаловидный;

                2) надгортанник;

                3) рожковидный;

                4) перстневидный;

                5) щитовидный;

11. У мужчин кадык образован хрящем:

                1) черпаловидным;

                2) надгортанником;

                3) щитовидным;

                4) перстневидным;

                

12. Надгортанник закрывает вход в гортань во время:

                1) разговора;

                2) дыхания;

                3) глотания;

                4) зевания;

                

13. Надгортанник отделяет гортань от:

                1) пищевода;

                2) глотки;

                3) ротовой полости;

                4) трахеи;

                

14. Полость гортани человека изнутри покрыта:

                1) слизистой оболочки с ворсинками;

                2) гладкой мышечной тканью;

                3) слизистой оболочкой с мерцательным эпителием и складками;

                4) хрящевыми полукольцами и поперечнополосатой мышечной

                    тканью;

                

15. Мерцательный эпителий образован клетками:

                1) имеющих колеблющиеся реснички;

                2) имеющих ворсинки;

                3) эпидермиса;

                4) которые ороговевают и слущиваются;        

16. У человека голосовые связки расположены в:

                1) носоглотке;

                2) надгортаннике;

                3) гортани;

                4) трахее;

                

17. Голосовая щель - это:

                1) щель между надгортанником и гортанью;

                2) пространство между голосовыми связками;

                3)пространство между щитовидным и перстневидным хрящами;

                4) эластические складки слизистой оболочки;

                

18. К голосовым связкам относятся:

                1) хрящи гортани;

                2) поперечнополосатые мышцы, натянутые внутри гортани;

                3) гладкие мышцы, соединенные с хрящом;

                4) эластические складки слизистой оболочки гортани;

                

19. У человека голосовые связки прикрепляются к хрящам:

                1) щитовидному, левому черпаловидному, правому

                        черпаловидному;

                2) перстневидному, левому черпаловидному, правому

                        черпаловидному;

                3) щитовидному, левому черпаловидному, надгортаннику;

                4) щитовидному, правому черпаловидному;

20. Форма голосовой щели изменяется при движении хряща,(ей):

                1) щитовидного;

                2) черпаловидных;

                3) перстневидного;

                4) щитовидного и перстневидного;

                

21. Голосовые связки у женщин по сравнению с мужчинами:

                1) тоньше, длиннее;

                2) длиннее, толще;

                3) тоньше, короче;

                4) длиннее.

                

22. В речевой функции человека участвуют:

                1) гортань, надгортанник, язык, губы, зубы;

                2) гортань, язык, губы, зубы, щеки;

                3) гортань, трахея, язык, губы, зубы;

                4) гортань, язык.

                

23. При вдохе воздух из гортани поступает в:

                1) бронхи;

                2) легкие;

                3) трахею;

                4) носоглотку

        

24. Пища при глотании не попадает в гортань, так как:

                1) вход в гортань закрывают голосовые связки;

                2) вход в гортань закрывает надгортанник;

                3) ротовая полость непосредственно соединена с пищеводом;

                4) язык и мягкое нёбо посылают пищу прямо в пищевод.

                

25. Трахея у человека состоит из :

                1) костей, хрящевых полуколец, суставов;

                2) костей, плотной соединительной ткани, поперечнополосатых  

                        мышц;

                3) хрящевых полуколец, суставов;

                4) хрящевых полуколец, плотной соединительной ткани.

                

26. Внутри трахея выстлана:

                1) слизистой оболочкой с ворсинками;

                2) гладкой мышечной тканью;

                3) слизистой оболочкой с мерцательным эпителием;

                4) поперечнополосатой мышечной тканью.

                

27. Отсутствие хрящей на задней стенке трахеи весьма важно, так как это:

                1) облегчает прохождение воздуха по трахеи;

                2) облегчает прохождение пищи по лежащему сзади пищеводу;

                3) способствует речевой функции и образованию звуков речи;

                4) уменьшает вес трахеи, позволяет ей спадаться и расширяться.

                

28. Трахея человека внизу:

                1) делится на левый и правый бронхи;

                2) продолжается в легкие бронхом;

                3) разветвляется и образует дерево;

                4) теряет хрящевые полукольца и образует альвеолярные ходы ;

                

29. Трахея человека делится на бронхи на уровне грудных позвонков:

                1) II - III;

                2) IV - V;

                3) VI - VII;

                4) VIII - X;

30. У человека крупные (главные) бронхи состоят из:

                1) хрящевых колец, скелетных мышц;

                2) хрящевых колец, гладких мышц;

                3) хрящевых колец, суставов;

                4) только хрящевых полуколец.

31. Внутри бронхи (главные бронхи) выстланы:

                1) слизистой оболочкой с ворсинками;

                2) гладкой мышечной тканью;

                3) слизистой оболочкой с мерцательным эпителием;

                4) скелетной мышечной тканью.

32. У человека основа стенок бронхиол образована:

                1) эластическими волокнами, хрящевыми полукольцами;

                2) эластическими волокнами, гладкими мышечными клетками;

                3) хрящевыми полукольцами, поперечнополосатой мышечной

                     тканью;

                4) хрящевыми полукольцами, гладкими мышечными клетками.

























33. Укажите недостающий орган в воздухоносных путях организма:

        Носовая полость          ?        гортань         трахея           бронхи.



Дополнить предложение:

34. Как называется у человека перегородка, отделяющая спереди носовую полость от полости рта _______.


35. Назовите перегородку, отделяющую в задней части носовую полость от полости рта в организме человека ______  ______.


36. Через что проникает воздух в носовую полость человека ________.

37. Каждая половина носовой полости делится носовыми раковинами на нижний, средний и верхний ______ ______.


38. Дать название разновидности однослойного столбчатого (цилиндрического) эпителия, выстилающего воздухоносные пути человека_______ или _______.


39. Что выделяется эпителием, выстилающим слизистую оболочку носовой полости _______.


40. Самый крупный из хрящей гортани – это _______.

        

41 . У мужчин щитовидный хрящ слегка выступает вперед, образуя _______.


42. Что закрывает вход в гортань человека при глотании? _______.


43. Какой тканью образован надгортанник?  _______.


44. При вдохе у человека воздух из гортани переходит в _______.


45. На уровне IV-V грудных позвонков трахея у человека делится на два _______.

46. Мелкие бронхи, не имеющие в своих стенках хряща, носят название _______.

47. Придают жесткость трахее и бронхам и способствуют свободному прохождению в них воздуха хрящевые ________.
















Установить соответствие:

   

Полые органа дыхательной системы

Структурно-функциональные особенности

1. Носовая полость

А. Имеет в стенке хрящевые полукольца

2. Гортань

Б. Один бронх уже и длиннее, другой шире и короче

3. Трахея

В. Преддверные складки

4. Главные бронхи

Г. Венозные сплетения в подслизистом слое

  49.


Полые органы дыхательной системы

Функция

1. Полость носа

А. Звукообразование

2. Глотка

Б. Проведение воздуха

3. Гортань

В.Очищение, увлажнение, согревание или охлаждение, обезвреживание

4. Трахея

Г. Звуковые резонаторы

5. Околоносовые пазухи

Д. Увлажнение, очищение, обезвреживание


































ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ


для закрепления темы выполнить самостоятельно следующие задания:


3-го уровня

Задание 1.

В стенках трахеи находятся упругие хрящевые незамкнутые сзади кольца. Задняя стенка трахеи мягкая, перепончатая. Какое значение имеет перепончатая часть и хрящевые незамкнутые кольца?


Задание 2.

Слизистая дыхательных путей выстлана мерцательным эпителием и содержит значительное количество лимфатических фолликулов и слизистых желёз. Перечислить функцию слизистой оболочки.


Задание 3

Проходя через дыхательные пути, воздух согревается и увлажняется. Назвать структуры слизистой, которые участвуют в перечисленных функциях.


Задание 4.

При рините пациенту трудно дышать и он начинает дышать через рот. Назвать причину. Какое свойство слизистой приводит к такому состоянию пациента? Почему вредно дышать через рот?


Задание 5.

При вдыхании воздуха человек ощущает запахи летучих веществ за счет наличия в слизистой собственно полости носа обонятельных рецепторов, составляющих обонятельный орган. Указать место положения этого органа.


Задание 6.

Надгортанник расположен позади корня языка и ограничивает вход в гортань спереди. Назвать функцию надгортанника.


Задание 7.

Мышцы гортани исчерченные. Начинаются от одних хрящей, а прикрепляются к другим ее хрящам. В зависимости от функции они разделяются на три группы. Назвать эти функции.


Задание 8.

На уровне V грудного позвонка трахея разделяется два главных бронха. Назвать отличительные черты правого и левого бронхов.


Задание 9.

Сравнить строение стенки трахеи и главных бронхов.














ЭТАЛОН ОТВЕТОВ  

Номер задания

Ответ

1.

4

2.

1

3.

4

4.

2

5.

3

6.

3

7.

3

8.

2

9.

1

10.

5

11.

3

12.

3

13.

2

14.

3

15.

1

16.

3

17.

2

18.

4

19.

1

20.

2

21.

3

22.

2

23.

3

24.

2

25.

4

26.

3

27.

2

28.

1

29.

2

30.

4

31.

3

32.

2

33.

Носоглотка

34.

Твердое небо

35.

Мягкое небо

36.

Ноздри

37.

Носовые ходы

38.

Мерцательный или реснитчатый

39.

Слизь

40.

Щитовидный

41.

Кадык

42.

Надгортанник

43.

Хрящевой

44.

Трахею

45.

Главных бронха

46.

Бронхиолы

47.

Полукольца

48.

1Г; 2В; 3А; 4Б

49.

1В; 2Б; 3А; 4Д; 5Г.

заданий в тестовой форме для совершенствования знаний по теме: «Дыхательная система. Воздухоносные пути»






















































ЭТАЛОН ОТВЕТОВ


ДЛЯ ЗАДАНИЙ ВЫХОДНОГО КОНТРОЛЯ

Задание1

Перепончатая часть обеспечивает прохождение пищевого комка по пищеводу. Хрящевые незамкнутые кольца не дают трахеи спадаться при дыхании.


Задание 2

Она выполняет защитную функцию: проходя через дыхательные пути, воздух очищается за счет обволакивания липкой слизью пылевые частицы, обезвреживается за счет лимфоцитов, вырабатываемых лимфоидными фолликулами.


 Задание 3.

Согревается за счет поверхностного расположения в подслизистой оболочке кровеносных сосудов, образующих густые сплетения; увлажняется за счет слизи, вырабатываемой слизистыми железами подслизистого слоя.


Задание 4.

При рините слизистая отекает за счет воспаления. При дыхании через рот воздух не очищается от частиц пыли так как эпителий слизистой полости рта покрыт многослойный плоский неороговевающий эпителий, у него отсутствуют реснички.


Задание 5.

В слизистой оболочке верхнего отдела перегородки носа, верхней носовой раковины.


Задание 6.

Во время глотания надгортанник закрывает вход в гортань.


Задание 7.

Одни из них расширяют голосовую щель и полость гортани, другие суживают их, а третьи изменяют напряжение голосовых связок.


Задание 8.

Правый бронх шире и короче, левый уже и длиннее.


Задание 9.

В стенках трахеи находятся упругие хрящевые незамкнутые сзади кольца, задняя стенка трахеи мягкая. Внутренняя оболочка выстлана реснитчатым эпителием. Строение бронхов такое же, как и трахеи, но диаметр просвета меньше; бронхи многократно ветвятся.




ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


           Преподаватель привлекает студентов к подведению итогов пройденного занятия. Какие задания были трудны для студентов. Понравились ли им задания, используемые для выходного контроля. Какие вопросы были упущены в содержании темы. Что нового узнали студенты на практическом занятии о строении и функции полых органов дыхательной системы?






ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


  1. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун  В.А. Анатомия и физиология: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. –  с. 389 - 396;

  2. Липченко В.Я. Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека : Учебное пособие – М.: Медицина, 1988.- с. 175 - 180;



ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


  1.  Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун  В.А. Анатомия и физиология: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. –  с. 389 - 396;

  2. Липченко В.Я. Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека : Учебное пособие – М.: Медицина, 1988.- с. 175 - 180;

Ответить на вопросы для самоподготовки стр. 452, 1-8 вопросы.

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика строения стенок дыхательных путей» стр. 390 – 396.





































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  1. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун  В.А. Анатомия и физиология: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. –  с. 389 - 396;

  2. Липченко В.Я. Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека : Учебное пособие – М.: Медицина, 1988.- с. 175 - 180;



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


  1. Научно - теоретический и методический журнал «Биология в школе»             №7, 1993, с. 39-43.

2. Ю.В. Чунарева Развитие мыслительной деятельности студентов в

    процессе обучения биологии. Санкт-Петербург 1994. 46 с.

  1. Н.В. Смольяникова, Е.Ф. Фалин, В.А. Сагун Анатомия и физиология М. «ГЭОТАР – Медиа» 2008, с. 389-396.

  2. Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов Анатомия и физиология человека. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009, с. 235 – 243.

  3. И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский Анатомия и физиология человека М.: Издательский центр «Академия», 2009. с. 222-231.

  4. Панфилова Л.А. Анатомия и физиология:  Учебное пособие – М.: ТЕРРА, 2000. – с. 4; 86 - 90  

  5. Т.И Шаманов доктор педагогических наук, профессор МПГУ им. В.И. Ленина «Как конструировать урок», Ассоциация «Профессиональное образование», «Передовой опыт преподавания биологии в школе и профтехучилище»,  М.: 1992, с. 5 – 14.





СЛОВАРЬ


Sistema respiratorium

Дыхательная система

Cavitas nasi

Полость носа

Larynx

Гортань

Trachea

Трахея

Ринит (rhinos – нос)

Воспаление слизистой оболочки полости носа

Лярингит (larynx)

Воспаление слизистой оболочки гортани

Трахеит (trachea)

Воспаление слизистой оболочки  трахеи

Гайморит

Воспаление слизистой оболочки верхнечелюстной пазухи

Фронтит

Воспаление слизистой оболочки лобной пазухи
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!