СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и формы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы выступления на семинаре, посвященном вопросам работы с детьми с ОВЗ + презентация

Просмотр содержимого документа
«Методы и формы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории и обществознания»

Тезисы выступления Толкачевой Натальи Ивановны на семинаре

по вопросам работы с детьми с ОВЗ.

«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»

В.А. Сухомлинский

Педагог – человек очень богатый, так как он за свою профессиональную жизнь успевает огранить не один алмаз и становится обладателем драгоценного колье, а счастье каждого его ученика добавляет ему сияния.

Для достижения счастья в условиях современного общества особую актуальность приобретает проблема формирования личности, ее умения ориентироваться в огромном многообразии информации. Особо важно адаптироваться в информационном пространстве для детей с ограниченными возможностями здоровья. (Слайд № 3).

Модель выпускника с ОВЗ:


*
социально адаптированный к жизни в обществе;
* успешно реализующий себя в различных сферах жизнедеятельности;
* умеющий мобильно перестраиваться под влиянием изменяющихся условий;
* обладающий максимальной самостоятельностью, способен получить дальнейшее профессиональное образование. (Слайд № 4).

В формировании такой модели нам поможет Педагогика сотрудничества, которая предполагает гуманное отношение к детям, что означает:

  • сотрудничество, общение,

  • отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность;

  • отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»);

  • терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»);

  • и, самое главное, – заинтересованность педагога в судьбе ребенка.

(Слайд № 5).

Можно посоветовать педагогу:

  • Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

  • Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

  • Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии. (Слайд № 6).

Одной из важнейших задач социальной адаптации является формирование у школьников с ОВЗ умения анализировать и оценивать поступки, черты характера, слова людей, среди которых они живут. Обучая открывать в человеке положительное и отрицательное, педагог способствует формированию у воспитанников адекватной оценки и самооценки, познанию окружающего мира и себя в нѐм. Для решения этой задачи я применяю Игровые технологии. Они обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. (Слайд № 7).

Игры способствуют развитию познавательного интереса к истории, усвоению материала даже слабоуспевающими учащимися, позволяют быстро проверить результат, разнообразить учебную деятельность, помогают развитию навыков коммуникации, чувства коллективизма, отношений доброжелательности и толерантности.

Учебная игра, как одна из технологий личностно-ориентированного обучения, полностью отвечает задачам формирования способностей и талантов детей с ограниченными возможностями здоровья благодаря следующему:

  • в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности;

  • учебная игра позволяет решать трудные проблемы, а не только быть наблюдателем;

  • игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;

  • учебные игры обеспечивают среду, требующую от учащихся незамедлительного реагирования. (Слайд № 8).

Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной социальной ролью, создать условия для формирования активной гражданской позиции, что так необходимо в воспитании личности ребенка с ОВЗ.



Например, приём, зарекомендовавший свою эффективность в работе с детьми с ОВЗ – это игра «Хорошо – плохо». Эта игра направлена на активизацию мыслительной деятельности подростков, формирование представлений о том, как устроено противоречие. Учащиеся ищут в заданной ситуации плюсы – кому выгодно данное событие и минусы – кому данное событие было не выгодно. (Слайд № 9).

Давайте попробуем оценить афинскую демократию:

(Слайды №№ 10, 11, 12).

Еще пример: Греческая колонизация. (Слайд № 13).



Игру «Хорошо – плохо» можно применять и на уроках обществознания. Например:

- Повышение налогов – это хорошо или плохо? А для кого как?

- Технический прогресс – это хорошо или плохо?

- Быть смелым – это хорошо или плохо? (6 класс)



Ролевые игры «Путешествия», «Один день в гостях у…» и т.п. дают возможность представить себя участником того или иного события. Учащимся с ОВЗ нравится перевоплощаться в различные образы. Выступление перед товарищами, учителями, родителями воспитывают у учеников уверенность, смелость, чувство ответственности. (Слайд № 14. Слайд № 15).



«Историческая азбука» - игра, в которой учащиеся подбирают исторические термины на заданные буквы. Побеждает тот, кто больше назовёт слов, связанных с изученными историческими событиями. Легко применять на уроках обществознания. (Слайд № 16).



Игра «Третий лишний» - даны три названия, одно из них лишнее. Объяснить почему. Такая игровая ситуация легко проецируется на уроки обществознания. (Слайд № 17).



«Живая иллюстрация» - игра, в которой ребенок с помощью мимики, жестов, движений должен изобразить какой-либо исторический персонаж, а остальные должны угадать, кто это. Очень хорошо подходит для уроков обществознания, например, когда в 8 классе изучаем социальные статусы и роли, к теме «Общение». (Слайд № 18).



Итак, историческая игра не только помогает школьникам лучше представить то или иное событие, того или иного конкретного человека или представителя определённого слоя населения, но и вовлекает их в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный процесс разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, возбуждает и поддерживает интерес к истории и обществознанию. Моральные нормы, о соблюдении которых учитель многократно, но и часто безуспешно напоминает ученикам, незаметно могут вырабатываться в ходе игры.



Закончить хочется словами народной мудрости:

«То, что я хочу познать - это яблоня.

То, что я познаю - это ветвь яблони.

То, что я передам ученику - это яблоко.

То, что он возьмёт из яблока - это семечко. Но и из семечка может вырасти яблоня!!!» (Слайд № 19).



Так давайте же вместе растить наш сад! А весной мы сможем спеть: «Яблони в цвету – какое чудо!...»

Успехов вам! Спасибо.




Скачать

© 2020 1078 47

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!