СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы логопедической коррекции оптической дисграфии.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по коррекции оптической дисграфии у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы логопедической коррекции оптической дисграфии.»

Методы и приёмы логопедической коррекции оптической дисграфии.

Современная образовательная среда предъявляет все большие требования к качеству обучения школьников; между тем, число учеников, не усваивающих программу начальной и средней школы, постоянно растёт. Одной из составляющих данного факта является несформированность или атипичное формирование навыков письма и чтения и, как следствие, невозможность кодировать и декодировать информацию по ряду учебных предметов. Трудности в обучении чтению и письму могут наблюдаться как у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, так и у детей, не имеющих ярко выраженных нарушений высших психических функций. Обнаруженные у младших школьников специфических нарушений письма и других психических функций различного генеза определяют необходимость дифференцированного комплексного подхода к коррекционной работе по преодолению дисграфии, а также устранению парциальных нарушений устной речи. Вот почему проблема коррекции нарушений письма у обучающихся общеобразовательной школы остается одной из наиболее актуальных в современной педагогике и логопедии.

Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество речемыслительных, зрительных и кинетических операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении навыком письма эти операции представляются в развернутом виде.

Для правильного формирования письма и письменной речи необходимы:

  1. Сохранный слух, зрение и интеллект;

  2. Достаточный уровень сформированности всех компонентов устной речи (слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи);

  3. Определённый уровень развития внимания, памяти пространственно-временных представлений;

  4. Сформированные навыки зрительного анализа и синтеза;

  5. Готовность руки к письму.

Направления коррекционной работы по коррекции оптической дисграфии включают комплексы упражнений, предназначенных для развития базовых функций письма.

На первом этапе проводится комплексное обследование, результаты которого позволяют спланировать коррекционную работу. Также на данном этапе предусмотрены беседы, консультации учителей и родителей, выступления на родительских собраниях.

Затем приступаем к работе на подготовительном этапе, основным направлением которого является формирование зрительных функций, участвующих в процессе письма: зрительного внимания, зрительно - гностической функции, зрительно-пространственного восприятия, мыслительных операций на оптическом материале.

Задания по развитию зрительного внимания направляются на совершенствование его свойств, от уровня сформированности которых, зависит качество овладения графической информацией. Развивается произвольное внимание, функция контроля, как неотъемлемые компоненты графической деятельности.

Для развития зрительно - гностических функций и зрительно – пространственного восприятия рекомендую использовать следующие задания:

1.  Раскрась картинки.

Гриб – коричневым и желтым цветом. Елочку – зеленым.

Вишни – бордовым и зеленым. Яблоко – зеленым.

Тучу – серым. Грушу – оранжевым.

Лимон – желтым.

2.  Соедини названия близких цветов из двух столбиков линиями.

желтый красный

бордовый лимонный

черный серый

оранжевый синий

голубой коричневый

3.Раскрась картинки.




4.Прочитай названия предметов. Зачеркни лишний по цвету предмет в каждой группе. Объясни свой выбор.

А. Солнышко, подсолнух, небо, цыпленок.

Б. Ночь, туча, солнце, грязь.

В. Колокольчик, радуга, василек, вода.

Г. Лист летом, елка, медведь, крокодил.

5. Прочитай названия предметов и подчеркни их карандашами соответствующего цвета.

лиса заяц медведь лист (летом)

капуста роза лимон крот

6.Рассмотри предметы и назови их форму. Соедини сходные по форме предметы линиями одного цвета.



7.Найди и раскрась синим цветом все круги.





8.Сравни пары предметов по ширине. Запиши ответы с помощью слов уже – шире.





9.Сравни пары предметов по длине. Запиши ответы с помощью слов длиннее – короче.

10. Нарисуй на строке узор из геометрических фигур по инструкции.

Первая фигура слева – квадрат красного цвета.

За красным квадратом – синий треугольник.

Последний на полке – зеленый квадрат.

Перед зеленым квадратом – желтый круг.

Слева от желтого круга синий круг.

11.Кто наверху (над девочкой), а кто внизу (под девочкой)? Запиши.

Наверху (над): Внизу (под):

6.Дорисуй картину по инструкции: Солнце над домиком. Справа от домика забор. Перед забором зеленая трава. Слева от домика речка. Над речкой облака.

В дальнейшем выполняются задания по инструкции: положи карандаш справа от тетради, ручку слева от книги. Ответь на вопрос, где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева; положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа – ручку.

Потом следует этап «оречевления» пространственных отношений. Ребенок учится понимать и использовать предлоги и слова. На данном этапе хорошо использовать в работе картинки, а после уже геометрические формы.

1.  На полках находятся разные предметы. Покажи, что находится на третьей полке, а что находится выше машины, ниже, над ней, на ней, между ней и мячом.

2. Назови геометрические фигуры. Скажи, как они расположены по отношению к прямоугольнику; скажи, что правее него, что левее, что справа, а что слева; какая фигура находится ближе к прямоугольнику, какая дальше.

3.  Послушай и ответь, что произошло: Антон сломал карандаш, который ему подарила мама. Кто кого перевозил: Пассажиры ехали в автобусе.

4.  Запомни и продолжи предложение: Света зажгла свет, потому что… Мама затопила печь, потому что… Перед тем как умыться, нужно…

Одним из важных направлений коррекционной работы является формирование моторных функций письма, включающее развитие статического и динамического праксиса. Задания направлены на формирование готовности руки как орудия графической деятельности к выполнению точных, сложно - координированных письменных движений.

Развитие кинестетической основы движений включает упражнения на воспроизведение по подражанию определенных положений пальцев рук.

Для развития динамической организации движений применяются различные виды предметно – практической деятельности, пальчиковые игры. Данные задания направлены на развитие умения производить точные, целесообразные движения руки, производящей на бумаге произвольные линии, что обеспечивает успешность начертания графических знаков.

Предлагаю следующие игровые графические упражнения:

1.  Рисование от руки прямых вертикальных (столбы, заборчик и др.) и горизонтальных (провода, дорожки и др.) линий.

2.  Рисование наклонных (косой дождь, высокие горы и др.) и дугообразных (клубок, извилистые ручейки и др.) линий.

3.  Рисование замкнутых круговых линий (воздушные шары, колечки и др.)

4.  Рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги. Соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз.

5.  Соедини предметы левого и правого ряда непрерывными линиями слева направо.

6.  Обведи по точкам изображения геометрических фигур. Назови эти фигуры.

7.  Обведи предметы по точкам и назови их.

8.  Продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов («Дорисуй узор на ковриках» и т. д.).

9.  Раскрашивание, штриховка изображений в заданных направлениях.

10.  «Графические диктанты».

На основном этапе коррекционной работы осуществляется развитие зрительно – пространственного восприятия, обеспечивающего переработку пространственных характеристик зрительных образов букв, определение их топологических свойств. Работа начинается с актуализации зрительно – пространственных образов букв и ориентации элементов букв в пространстве, строке.

Задания могут быть следующими:

1.  Допиши знакомые тебе печатные и рукописные буквы.

2.  Рассмотри и назови каждую букву и ее цвет.

А У И Ы Э М К Т П Ц Б

3.  Обведи в кружок только те буквы, которые написаны красным цветом.

укенгшзщзхымпрд

сюбтимлэъжщелнсх

4.  Рассмотри буквы и зачеркни те из них, которые записаны неверно.

5.  Рассмотри буквы и обведи в кружок: гласные буквы красным карандашом, согласные – синим.

водэчмншкюаяыйёфт

Дифференциация букв должна происходить на всех уровнях организации речевой деятельности в следующей последовательности:

1) изолированное написание букв;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Работа по различению оптически сходных букв включает в себя следующие упражнения:

- нахождение дифференцируемых букв в ряду сходных;

- определение сходства и различия между похожими буквами, уточнение пространственного расположения элементов букв;

- превращение дифференцируемых букв в картинки-пиктограммы (б-белка, д-дятел, ц-цыплёнок, щ-щука и др.). Используются различные стихи и загадки о буквах:

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

Буква Б проснется рано.
Буква Б — бочонок с краном.



«Е» похожа на расчёску,
СдЕлать можЕт всЕм причёску…
Учим, учим букву «Е» -
Вот и выучили всЕ.
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.



Говорил недавно кто-то:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что П как пень.



Букву «П» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получили букву …



- дорисовывание (обводка по контуру) различающегося элемента в дифференцируемых буквах с проговариванием;

- написание слогов и слов с дифференцируемыми буквами в два столбика;

- нахождение дифференцируемых букв в тексте с последующей их обводкой или подчеркиванием;

- написание диктанта, содержащего максимальное количество дифференцируемых букв, с последующим их подчеркиванием и др.

Понимание механизмов дисграфии и ее эффективная коррекция требуют глубокого психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников.

Устранение оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!