СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы работы с текстом на уроках словестности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы работы с текстом на уроках словестности в условиях интегрированного урока

Просмотр содержимого документа
«Методы работы с текстом на уроках словестности»

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти.  Л.Н.Толстой  Большакова Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы филиала МАОУ «Беркутская СОШ» «Южная СОШ» Большакова Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы филиала МАОУ «Беркутская СОШ» «Южная СОШ»

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти. Л.Н.Толстой

Большакова Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы филиала МАОУ «Беркутская СОШ» «Южная СОШ»

Большакова Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы филиала МАОУ «Беркутская СОШ» «Южная СОШ»

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода Основное требование ФГОС  основного общего образования:  «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции». В основе метапредметного подхода положение: знания об объектах не сообщаются ученику в виде готового материала, а добываются каждым учеником.

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода

  • Основное требование ФГОС  основного общего образования:  «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции».
  • В основе метапредметного подхода положение: знания об объектах не сообщаются ученику в виде готового материала, а добываются каждым учеником.
Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода Многие коллеги согласятся со мной в том, как трудно в мире компьютерных технологий привлечь внимание школьников к чтению художественной литературы. Поэтому мы часто задумывается над тем, как сделать урок интереснее, побудить к чтению, вызвать школьников на разговор, обсуждение, помочь ребятам раскрыться. Вот и находится педагог в постоянном поиске методов и приёмов работы. Я тоже работала в этом направлении: знакомилась с опытом коллег, читала разные методические пособия, экспериментировала. Представляю вам небольшую методическую копилку дидактических приёмов, которую мне удалось собрать (успешно использую их в своей работе). Многие приёмы нам давно знакомы, но стоит им дать новое название – и действовать они начинают иначе.

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода

  • Многие коллеги согласятся со мной в том, как трудно в мире компьютерных технологий привлечь внимание школьников к чтению художественной литературы. Поэтому мы часто задумывается над тем, как сделать урок интереснее, побудить к чтению, вызвать школьников на разговор, обсуждение, помочь ребятам раскрыться. Вот и находится педагог в постоянном поиске методов и приёмов работы. Я тоже работала в этом направлении: знакомилась с опытом коллег, читала разные методические пособия, экспериментировала. Представляю вам небольшую методическую копилку дидактических приёмов, которую мне удалось собрать (успешно использую их в своей работе). Многие приёмы нам давно знакомы, но стоит им дать новое название – и действовать они начинают иначе.
Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода В своей книге «Сердце отдаю детям» В. Сухомлинский писал о том, что мальчиков и девочек необходимо научить образному мышлению, воспринимать не только то, о чём говорится, но и то, как говорится. Исходя из выше сказанного, в своей работе использую разнообразные  дидактические приёмы   творческого развивающего обучения:

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода

  • В своей книге «Сердце отдаю детям» В. Сухомлинский писал о том, что мальчиков и девочек необходимо научить образному мышлению, воспринимать не только то, о чём говорится, но и то, как говорится. Исходя из выше сказанного, в своей работе использую разнообразные  дидактические приёмы   творческого развивающего обучения:
 «Голоса».   (На уроках можно составлять собственные диалоги и читать голосами героев сказок и художественных произведений, предметов окружающего мира. Например, передача голосов ветра и солнца, разговор героев картины – диалог трёх богатырей на картине Васнецова. Если на экране появляются «портреты» Золушки, Маугли, Ромео, Дон Кихота …– это говорит о том, что пришло время, когда все должны читать или разговаривать голосами героев. Естественно, голоса рождаются воображением детей.)

  • «Голоса».  

(На уроках можно составлять собственные диалоги и читать голосами героев сказок и художественных произведений, предметов окружающего мира. Например, передача голосов ветра и солнца, разговор героев картины – диалог трёх богатырей на картине Васнецова. Если на экране появляются «портреты» Золушки, Маугли, Ромео, Дон Кихота …– это говорит о том, что пришло время, когда все должны читать или разговаривать голосами героев. Естественно, голоса рождаются воображением детей.)

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода «Живые рисунки».   (Этот приём эффективнее всего создаёт ситуацию заинтересованности, побуждает работать на уроке «молчаливых» детей. Ученики, прослушав или прочитав определённый текст, по заданию учителя воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней.  

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода

«Живые рисунки».  

(Этот приём эффективнее всего создаёт ситуацию заинтересованности, побуждает работать на уроке «молчаливых» детей. Ученики, прослушав или прочитав определённый текст, по заданию учителя воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней.

 

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода Ассоциации – это отражение в сознании человека взаимосвязей предметов и явлений действительности. Основная цель приема: за короткое время активизировать словарный запас учащихся, «разбудить» воображение. Этапы работы над приемом: - выбор стартового слова (имя существительное в ед. числе в Им. падеже); - подбор слов – ассоциаций; (ДОМ, ПОДЗЕМЕЛЬЕ, СЕМЬЯ) - переключение на другое ключевое слово; - составление последующих рядов слов (новых ассоциативных полей). Чем удачнее мы вызовем ассоциации, тем ярче будет восприятие произведения. Используя это приём можно прибегнуть к межпредметным связям: изобразить ассоциацию (ИЗО), сопоставить с музыкальным произведением (музыка).

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода

  • Ассоциации – это отражение в сознании человека взаимосвязей предметов и явлений действительности.
  • Основная цель приема: за короткое время активизировать словарный запас учащихся, «разбудить» воображение.
  • Этапы работы над приемом:
  • - выбор стартового слова (имя существительное в ед. числе в Им. падеже);
  • - подбор слов – ассоциаций; (ДОМ, ПОДЗЕМЕЛЬЕ, СЕМЬЯ)
  • - переключение на другое ключевое слово;
  • - составление последующих рядов слов (новых ассоциативных полей).
  • Чем удачнее мы вызовем ассоциации, тем ярче будет восприятие произведения. Используя это приём можно прибегнуть к межпредметным связям: изобразить ассоциацию (ИЗО), сопоставить с музыкальным произведением (музыка).

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода

  • Один день из жизни литературного героя».
  •   (В жизни каждого человека наступает такой момент, когда он сам ставит вопросы перед собой. Все мы простые смертные: и властелины мира, и гении, и неудачники, добрые и злые – рано или поздно спрашиваем свой разум и сердце о том, что посеяли они по белому свету и что оставили в нашей жизни. - Расскажите о своём самом памятном дне в жизни. - Был ли такой день у литературного героя? - Чем он особенный?
  • «Тайные мысли или достанем чистые листочки».  
  • (Анализируя идейно-художественный смысл произведения, характер литературного героя, причины тех или иных поступков героя, дети часто сами высказывают мысли, с которыми в глубине души не согласны. Этот приём помогает «достать» наружу тайные вопросы, которые беспокоят ребят, тайные убеждения, которые боятся сразу высказать вслух. Конечно, для того чтобы школьники говорили открыто, необходимо создать атмосферу доверия. - Приветствуется любое мнение, которое будет обосновано. В своей практике учителя я неоднократно сталкивалась с мнением школьников, которое даже не предполагала услышать. ( осуждали Герасима за то, что утопил Муму, Тараса Бульбу за убийство сына, Василису Прекрасную называли лентяйкой)

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода

  • Задания I этапа.
  • На данном этапе вы будете исполнять роль Архитектора. Найди в Толковом Словаре значение слова и запиши определение
  • Архитектор _______________________________________________________
  • _______________________________________________________
  • Вам предложены описания поместий Троекурова, Дубровского и князя Верейского (приложение № 1,2,3)
  • Пользуясь материалами интернет-ресурсов, подберите фотографии русских дворянских усадеб XVIII - начала XIX вв, которые бы наиболее точно отражали особенности поместий этих героев: внешний вид, размеры, уровень жизни (2-3 фотографии для каждого поместья). На фотографиях должен быть вид поместья в целом, также можно подобрать изображения интерьера комнат.
  • Оформите работу в виде документа Word или слайд-презентации
  • Список интернет-ресурсов:
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Усадьба
  • http://way2day.com/article/usadby-podmoskovya.html
  • http://lubelia.livejournal.com/1189323.html?thread=7468235
  • http://blackpics.ru/dvoryanskaya-usadba-rossiya/
  • http://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43874846995/Russkaya-usadba-XVIII-veka
  • Критерии оценивания:
  • - полнота ответа (5 б.);
  • - соответствие тексту произведения (5б.);
  • - оформление: грамотность, эстетичность (5б.).
  • КВЕСТ

Учащиеся приглашаются для участия в квесте по роману А.С. Пушкина "Дубровский".

Изучение любого художественного произведения - это исследование. Это погружение в эпоху, которую автор переносит на страницы своего произведения.

Квест  включает в себя несколько этапов, в ходе которых выполняются определенные задания. Пройти данный квест - значит  получить ключ, который откроет роман А.С. Пушкина "Дубровский".

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода  Граф-схема – способ моделирования логической структуры текста, представляющий собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами текста.

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода

  • Граф-схема – способ моделирования логической структуры текста, представляющий собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами текста.
Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода Виртуальные экскурсии по Интернету позволяют сделать урок более интересным, наглядным; вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности. (при чтении сказки «Черная курица» путешествовали по Петербугру, по Пятигорску при знакомстве с М.Ю Лермонтовым, дала задание написать текст для экскурсии) Объектами экскурсии станут размещаемые в сети Интернет изображения и отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий писателей, фотогалереи, иллюстрации к произведениям, озвученные произведения писателей, критические материалы… (пригласить на урок известную личность Ф.Толстая и др.)

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода

  • Виртуальные экскурсии по Интернету позволяют сделать урок более интересным, наглядным; вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности. (при чтении сказки «Черная курица» путешествовали по Петербугру, по Пятигорску при знакомстве с М.Ю Лермонтовым, дала задание написать текст для экскурсии)
  • Объектами экскурсии станут размещаемые в сети Интернет изображения и отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий писателей, фотогалереи, иллюстрации к произведениям, озвученные произведения писателей, критические материалы…
  • (пригласить на урок известную личность Ф.Толстая и др.)
Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода Основные этапы работы по созданию буктрейлеров Этап 1.  Выбор книги для рекламы.  Этап 2 : Создание сценария к буктрейлеру. Продумать сюжет и написать Этап 3 : Процесс создания буктрейлера с помощью программных средств. Этап 4 : Экспертиза. Просмотреть получившийся буктрейлер, при необходимости - внести исправления. (есть по рассказам А.П.Чехова, А.Грин «Алые паруса», написан сценарий к «Барышне-крестьянке»   Буктрейлер – это жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство, электронные и интернет-технологии; небольшой видеоролик (2-3 минуты), рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Основная его задача –заинтересовать, заинтриговать читателя.

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода

  • Основные этапы работы по созданию буктрейлеров
  • Этап 1.  Выбор книги для рекламы. 
  • Этап 2 : Создание сценария к буктрейлеру. Продумать сюжет и написать
  • Этап 3 : Процесс создания буктрейлера с помощью программных средств.
  • Этап 4 : Экспертиза.
  • Просмотреть получившийся буктрейлер, при необходимости - внести исправления. (есть по рассказам А.П.Чехова, А.Грин «Алые паруса», написан сценарий к «Барышне-крестьянке»
  • Буктрейлер – это жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство, электронные и интернет-технологии; небольшой видеоролик (2-3 минуты), рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Основная его задача –заинтересовать, заинтриговать читателя.
Работа с текстом во внеурочное время Театральная студия Проектная и исследовательская деятельность «Говорящие пуговицы русской литературы» (Тимофеева Юлия) «Географические названия в сказках А.С.Пушкина» (Ульянова Анастасия) Квест «По следам Снежной Королевы»

Работа с текстом во внеурочное время

  • Театральная студия
  • Проектная и исследовательская деятельность
  • «Говорящие пуговицы русской литературы»

(Тимофеева Юлия)

«Географические названия в сказках А.С.Пушкина» (Ульянова Анастасия)

Квест «По следам Снежной Королевы»

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода Национальный корпус русского языка (https://ruscorpora.ru/) —информационно-справочная система, основанная на собрании текстов в электронной форме.Практически применим Нацкорпус для анализа текста.  Можно выстроить разговор о литературе и культуре с помощью ресурсов сайта «Арзамас» Работа с текстом на платформе Сберкласс Сайт «Тотальный диктант» https://облакослов.рф/

Методы и приемы работы с текстом на уроках словесности с учетом метапредметного подхода

  • Национальный корпус русского языка (https://ruscorpora.ru/) —информационно-справочная система, основанная на собрании текстов в электронной форме.Практически применим Нацкорпус для анализа текста.
  • Можно выстроить разговор о литературе и культуре с помощью ресурсов сайта «Арзамас»
  • Работа с текстом на платформе Сберкласс
  • Сайт «Тотальный диктант»
  • https://облакослов.рф/
«День единого текста»: технология смыслового чтения Творческое письмо – новая или хорошо забытая старая технология школьного литературного образования Международный опыт преподавания словесности

«День единого текста»: технология смыслового чтения

Творческое письмо – новая или хорошо забытая старая технология школьного литературного образования

Международный опыт преподавания словесности


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!