СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, ориентированный на развитие креативного мышления

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Класс:

Дата: 20.02.17

Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель: Путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак

Задачи:

1. Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце

существительных после шипящих.

2. Развивать креативное мышление, умение самостоятельно формулировать познавательную цель, выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Формировать умение договариваться, учитывать разные мнения, приходить к совместному решению в совместной деятельности.

Ход урока

Этап

Педагог

Ученики

Орг.момент

— Ребята, готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший дружный класс! Думаю, что у нас с вами всё получится, а для этого надо быть внимательными и старательными.

Приветствуют учителя

Минутка чистописания

(презентация Слайд 1).

Вьюга,

голубь, ручьи,

крылья, тюльпан, тополь.

-Мы узнаем, какую букву будем писать, когда определим, что объединяет все эти слова

-Составьте цепочку букв для минутки чистописания по порядку записи слов.





-Все слова-имена существительные;

-Во всех словах есть мягкий знак, значит, будем писать мягкий знак.

Дети составляют цепочку букв

ь ьь ььь

Актуализация знаний

- Сгруппируйте слова в соответствии роли мягкого знака в словах.

- Сколько групп получилось?

- Какие слова отнесли к первой группе?

- Какие слова отнесли ко второй группе?

-Как ещё можно было сгруппировать слова?

Слайд 2.

Проверь себя!

Вьюга голубь

ручьи тюльпан

крылья тополь

-Сегодня мы узнаем ещё об одной роли мягкого знака.

Дети группируют слова.

-Две.


-С мягким разделительным знаком.


-С мягким знаком – показателем мягкости.

-Живое, неживое и т.д.






Изучение нового материала.


Слайд 3.

Дочь, врач, рожь, нож, мышь, шалаш.

- К какой части речи принадлежат слова?

- Понаблюдайте за ними.

- Что вас удивило? Почему?



- Какой возник вопрос?



Какие есть предположения по поводу написания ь знака на конце имен существительных после шипящих?




-Давайте проверим первую гипотезу.

Определите число имен существительных.

-Дает ли возможность эта гипотеза ответить на вопрос?

-Проверим вторую гипотезу.

Определите род имен существительных.

-Что заметили?





-Где мы можем проверить правильность высказывания?

Откройте учебники на стр. 31 и прочитайте правило.

-Когда же пишется ь знак на конце существительных после шипящих?





-От чего зависит написание мягкого знака на конце существительных после шипящих?

-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока?



-А теперь можем ответить на поставленный вопрос?

-Какое открытие мы сделали?





-Можем ли мы определить по наличию мягкого знака в существительных после шипящих род существительного?



- Это имена существительные.



- В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет.

- Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет?

-Возможно, написание мягкого знака зависит от числа имени существительного;

-А что если написание мягкого знака после шипящих зависит от рода имени существительного.


-Определяют число.



-Нет.


Учащиеся определяют род.

-Существительные дочь, рожь женского рода. У них после шипящих ч и ж есть ь знак.

Существительные врач, нож мужского рода. У них на конце после существительных мягкого знака нет.


-В учебниках.



Учащиеся читают правило.

-На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

-Написание мягкого знака на конце существительных после шипящих зависит от рода имен существительных.

-Почему в одних случаях на конце существительных после

шипящих пишется ь знак, а в других нет?

-Да, можем.


-Узнали, что на конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода мягкий знак не пишется.

-Да, можем.


Физминутка

- Дежурные проводят зарядку


Работа по теме

(разделить детей на группы)

-Теперь самостоятельно в группах придумайте сказку о том, почему в именных существительных женского рода с шипящими на конце пишется мягкий знак.

-Чья сказка вам больше всего понравилась?

-Продолжаем работать в группах. Теперь составьте схему правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце.

(Слайд 4).



-По традиции немного поиграем.

Каждой группе дана загадка. Ответ на неё - имя существительное с шипящим на конце. Вам надо разгадать её и придумать 15 прилагательных, характеризующих ответ. Потом вы зачитываете свои прилагательные, а остальные группы пытаются угадать, что за ответ был в вашей загадке.

1. группа - Народился младенец — никому не сын.

2. группа - К дому подойдёт -День украдёт.

3. группа - Шевельнул бородкой гном,

И вошел хозяин в дом.

4.группа - Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались, кто я


-Следующее задание:(карточки)

1.Составление пословиц по группам. Объяснить их значение. Объяснить написание существительных с шипящим на конце.

1.группа: человек, не, лож(?), красит

(Ложь человека не красит).

2.группа: на, хороша, вещ(?), своем, всякая, месте

(Всякая вещь хороша на своем месте).

3. группа: половина, товарищ(?), дороги, умный.

4 группа: лапти, реч(?), плести, не, вести

(Речь вести- не лапти плести).



2 Карточки..

Подобрать к существительным антонимы.

Записать слова парами. Объяснить написания существительных с шипящим на конце.

День – (ночь)

Старт – (финиш)

Смех – (плач)

Шум – (тишь)

Полдень – (полночь)

Слайды 5,6

- А теперь давайте выполним тест по новой теме.

(Ответы Слайд 7)

Ответы: 1)-Б, 2)- А, 3)-Б, 4)-В, 5)- А,Б,Д


Работа по группам.



Придумывают сказки, озвучивают.




Каждая группа составляет схему правила.

Учащиеся демонстрируют свои схемы, затем сравнивают их со схемой на слайде.





Придумывают прилагательные, озвучивают, оценивают работу одноклассников















Учащиеся составляют пословицы по группам, объясняют их значение,

объясняют написание существительных с шипящим на конце.













Работа в паре.

Учащиеся работают по карточкам.










Самопроверка по слайду. Самооценка.





Д/З

Домашнее задание: упр. 462

Записывают в дневник

Итог и рефлексия

-Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

-О какой роли мягкого знака в существительных после шипящих узнали?

-Кто справился со всеми заданиями?

-Какие задания оказались трудными?

-Над какими вопросами еще надо поработать?

Ответы учеников




Самооценка



Тест.

1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак

А) пишется; Б)не пишется

2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак

А) пишется; Б)не пишется

3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что это имена существительные

А) мужского рода;

Б) женского рода

4. В какой строчке во всех существительных надо поставить «ь»?

А)ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)

Б)калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)

В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)

5. В каких словах допущены ошибки?

А) моржь, б) молодеж, в) кирпич, г)брошь, д) чертежь

Ь



Схема

ЖЕНСКИЙ



МУЖСКОЙ

РОД




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!