Минутка чистописания | (презентация Слайд 1). Вьюга, голубь, ручьи, крылья, тюльпан, тополь. -Мы узнаем, какую букву будем писать, когда определим, что объединяет все эти слова -Составьте цепочку букв для минутки чистописания по порядку записи слов. | -Все слова-имена существительные; -Во всех словах есть мягкий знак, значит, будем писать мягкий знак. Дети составляют цепочку букв ь ьь ььь |
Изучение нового материала. | Слайд 3. Дочь, врач, рожь, нож, мышь, шалаш. - К какой части речи принадлежат слова? - Понаблюдайте за ними. - Что вас удивило? Почему? - Какой возник вопрос? Какие есть предположения по поводу написания ь знака на конце имен существительных после шипящих? -Давайте проверим первую гипотезу. Определите число имен существительных. -Дает ли возможность эта гипотеза ответить на вопрос? -Проверим вторую гипотезу. Определите род имен существительных. -Что заметили? -Где мы можем проверить правильность высказывания? Откройте учебники на стр. 31 и прочитайте правило. -Когда же пишется ь знак на конце существительных после шипящих? -От чего зависит написание мягкого знака на конце существительных после шипящих? -Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? -А теперь можем ответить на поставленный вопрос? -Какое открытие мы сделали? -Можем ли мы определить по наличию мягкого знака в существительных после шипящих род существительного? | - Это имена существительные. - В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет. - Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет? -Возможно, написание мягкого знака зависит от числа имени существительного; -А что если написание мягкого знака после шипящих зависит от рода имени существительного. -Определяют число. -Нет. Учащиеся определяют род. -Существительные дочь, рожь женского рода. У них после шипящих ч и ж есть ь знак. Существительные врач, нож мужского рода. У них на конце после существительных мягкого знака нет. -В учебниках. Учащиеся читают правило. -На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. -Написание мягкого знака на конце существительных после шипящих зависит от рода имен существительных. -Почему в одних случаях на конце существительных после шипящих пишется ь знак, а в других нет? -Да, можем. -Узнали, что на конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода мягкий знак не пишется. -Да, можем. |
Работа по теме | (разделить детей на группы) -Теперь самостоятельно в группах придумайте сказку о том, почему в именных существительных женского рода с шипящими на конце пишется мягкий знак. -Чья сказка вам больше всего понравилась? -Продолжаем работать в группах. Теперь составьте схему правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце. (Слайд 4).
-По традиции немного поиграем. Каждой группе дана загадка. Ответ на неё - имя существительное с шипящим на конце. Вам надо разгадать её и придумать 15 прилагательных, характеризующих ответ. Потом вы зачитываете свои прилагательные, а остальные группы пытаются угадать, что за ответ был в вашей загадке. 1. группа - Народился младенец — никому не сын. 2. группа - К дому подойдёт -День украдёт. 3. группа - Шевельнул бородкой гном, И вошел хозяин в дом. 4.группа - Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались, кто я -Следующее задание:(карточки) 1.Составление пословиц по группам. Объяснить их значение. Объяснить написание существительных с шипящим на конце. 1.группа: человек, не, лож(?), красит (Ложь человека не красит). 2.группа: на, хороша, вещ(?), своем, всякая, месте (Всякая вещь хороша на своем месте). 3. группа: половина, товарищ(?), дороги, умный. 4 группа: лапти, реч(?), плести, не, вести (Речь вести- не лапти плести).
2 Карточки.. Подобрать к существительным антонимы. Записать слова парами. Объяснить написания существительных с шипящим на конце. День – (ночь) Старт – (финиш) Смех – (плач) Шум – (тишь) Полдень – (полночь) Слайды 5,6 - А теперь давайте выполним тест по новой теме. (Ответы Слайд 7) Ответы: 1)-Б, 2)- А, 3)-Б, 4)-В, 5)- А,Б,Д | Работа по группам. Придумывают сказки, озвучивают. Каждая группа составляет схему правила. Учащиеся демонстрируют свои схемы, затем сравнивают их со схемой на слайде. Придумывают прилагательные, озвучивают, оценивают работу одноклассников Учащиеся составляют пословицы по группам, объясняют их значение, объясняют написание существительных с шипящим на конце. Работа в паре. Учащиеся работают по карточкам. Самопроверка по слайду. Самооценка. |