Тема: «Разнообразие и эффективность форм и методов работ по ликвидации пробелов в знаниях»
Большинство детей в школе плохо учится. Для многих из них неуспеваемость предопределена и абсолютна. Около сорока процентов учащихся средних школ из-за неуспеваемости выбывают до окончания обучения. Многие из оставшихся также фактически не справляются с программой, хотя и получают документ о среднем образовании. Если бы мы подняли наши стандарты, то увидели бы, как много у нас отстающих детей. Есть еще очень важная сторона обучения, где почти все дети терпят неудачу: мало кому удается развить в себе способность к обучению, постижению. Почему же дети плохо учатся? Причин много. Одни отстают потому, что боятся, другие – потому, что испытывают скуку, и третьи сбиты с толку.
Больше всего дети боятся подвести, разочаровать или рассердить окружающих их взрослых.
Скучно, потому что школьные предметы преподают им слишком серо и преподаватели не имеют возможности выйти за рамки ограниченных требований на широкий спектр ума, способностей и таланта детей. Они сбиты с толку, потому что в потоке обрушивающихся на них в школе слов мало смысла. Высказывания нередко противоречат друг другу. Можно выделить два типа учеников – «продюсеры» и «мыслители». «Продюсеры» - ученики, которые заинтересованы лишь в выдаче правильных ответов и применяющих для этой цели удачно или неудачно правила и формулы. «Мыслители» - ученики, которые пытаются думать над значением задания и анализировать его.
Повышение эффективности обучения качества усвоения знаний – одна из центральных задач школы. Сложность ее решения связана с многогранностью процесса учения, обилием фактов, определяющих успех ее организации. На разрешение этой проблемы направлены усилия ученых, учителей, работников органов образования. Поиски путей оптимизации процесса обучения ведутся в научных коллективах с разных теоретических позиций.
Несмотря на разнообразие подходов к решению этой проблемы, цель этих поисков едина. Проблема такова, каким должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки? Именно эта задача наиболее остро стоит перед школой. Каждому ученику должны быть созданы наиболее благоприятные условия для развития в соответствии с его склонностями и способностями.
Все это ставит перед собой школа весьма сложные и ответственные задачи, заставляет искать и находить наиболее оптимальные пути их решения. Учителя контролируют результаты усвоения и по ним судят об эффективности обучения. Но усвоение осуществляется не автоматически. Нужно организовать интеллектуальную активность. Надо тщательно отобрать средства усвоения, то есть приемы учебной деятельности. Без этого не может быть эффективного усвоения знаний. К оценке эффективности различных форм активизации познавательной деятельности учащихся следует подходить дифференцированно. Основное внимание сосредоточить на изложение знаний в определенной системе, в наглядной, доступной форме.
Дети обучаются рациональным приемам познавательной деятельности, стимулирующим их умственное развитие, что и соответствует задаче развивающего обучения. Если ученик что-что пропустил в объяснениях учителя, то, владея приемами познавательной деятельности, он может самостоятельно восполнить пробелы в знаниях. Учитель же, располагая знанием этих приемов, исходя из анализа их содержания, может быстро разобраться в причинах индивидуальных затруднений и принять действенные меры к их ликвидации. Осуществление этой работы приводит к тому, что учащиеся начинают не только эффективнее усваивать знания, но и требовательнее относится к результатам учебной деятельности, сознательно анализировать ее, критически оценивать свои возможности самостоятельно управлять учебной деятельностью. В этих условиях обеспечивается не только усвоение, но и формирование качеств ума, метода мышления, что сказывается в целом на развитие личности. Надо оценивать и анализировать две стороны обучения: результаты усвоения знаний и сдвиги в умственном развитии.
Анализ учительской практики показывает, что имеется много проблем, препятствующих успешности обучения школьников. Это социальная деградация населения. Особенно в сельской местности. Ребята не посещают детские сады, дома им тоже не уделяют должного внимания. Члены одной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду. А какова среда основной массы населения – известно всем. Учителю необходимо не только хорошо знать содержание школьных программ, владеть современными методами обучения, но и обладать психологическими знаниями, позволяющими целенаправленно формировать учебную деятельность с учетом закономерностей умственного развития, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Использование разнообразных приемов и форм работы оживляет учебный процесс, активизирует мыслительную деятельность учащихся. Использую в работе раздаточный материал, учебные пособия, созданные своими руками и с помощью учеников. Широко использую приемы учебной работы повышенной трудности, привлекая для этого дополнительный материал, опоры-схемы, справочники. Использую новые технологии, ухожу от шаблона к творческому, разнообразному прогнозированию результатов успехов учеников. Зная индивидуальные особенности своих детей, я применяю по отношению к ним специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность. Особое внимание уделяю слабым ученикам:
- не ставлю слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, даю ему время на обдумывание и подготовку;
- не даю им сложный материал, а разбиваю его на отдельные информационные блоки и даю их порционно, по мере усвоения;
- не заставляю отвечать их на новый, только что изученный материал, только после ответа сильных;
- осторожно оцениваю неудачи ученика, ведь ему и так плохо;
- даю время на исправление ошибок;
- переключаю внимание, создаю спокойную не нервозную обстановку.
Главная цель – получить обратную связь и выявить непонимание, а потом устранять обнаруженные пробелы.
Почти на каждом уроке стараюсь создать проблемные ситуации, которые повышают интерес ребят. Самостоятельная работа – один из главных видов активизации учащихся. Использую разные игровые приемы проверки, самопроверки, взаимопроверку, сверку с образцом, с помощью сигнальных карточек, учеников – консультантов. Я сторонник письменного контроля знаний учащихся, но на каждом уроке провожу устный опрос или беседу для развития речи.
Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из наиболее актуальных задач преподавания в школе. «Нагромождение» неусвоенных ранее тем не дает возможность учащимся чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса. Учащиеся, имеющие пробелы, теряются на уроке, а то и просто утрачивают всякий интерес в предмете и становятся просто пассивными слушателями. Как добиться наибольшей эффективности работы по ликвидации пробелов в знаниях? Для этого продумываю систему учета индивидуальных пробелов в знаниях, место и время работы над пробелами, продумываю формы оперативного контроля за уровнем знаний и умений учащихся при наличии полной и оперативной обратной связи.
Алгоритм проводимой мною работы над пробелами в знаниях таков:
Провожу входное тестирование с целью выявления пробелов в знаниях(в начале года и при поступлении новых учеников).
Составляю карту пробелов в знаниях.
На основании карты пробелов составляю программу ликвидации пробелов в знаниях.
Пересматриваю календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на уроки закрепления (отработки навыков) было отведено достаточно времени.
Обучение провожу дифференцированно. Не отработав простого,не перехожу к сложному.
Выбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения с учетом уровня детей.
Готовлю дидактический и раздаточный материал, опорные и тренировочные таблицы и т.д., необходимые для организации работы по предупреждению и ликвидации пробелов в знаниях.
Провожу самоанализ своей деятельности, оцениваю эффективность проводимой работы.
Мерекина К. И.