СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка эксперементального урока по производственному обучению тема: "Клепка"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой эксперементальный урок мастера производственного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка эксперементального урока по производственному обучению тема: "Клепка"»

Қарағанды облысының білім баскармасы

«Қарағанды агротехникалық колледжі» КММ


КГУ «Карагандинский агротехнический колледж»

управления образования Карагандинской области




«Согласовано» «Утверждаю»

Методист Зам. дир. по УПР

_________Байсаринова Т.А. __________Шакирова Т.А.

« ___ » _________ 2016 г. « ___ » _________ 2016 г.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


экспериментального урока производственного обучения по специальности

«Автослесарь»


Раздел «Слесарное дело»

Тема «Клепка»










Выполнил:

мастер п/о: Магаметова О.С.







Караганда 2016 г.

Рассмотрено на заседании

методической комиссии:

протокол № «__»

_____________ Ыбыраева А.Ж.

« ___ » _________ 2016 г.








































Аннотация к уроку

 

Производственное обучение является неотъемлемой частью в подготовке высококвалифицированных специалистов и имеет своей задачей закрепление знаний, полученных учащимися в процессе теоретического обучения.

Сегодня, одна из главных задач системы профессионально- технического образования - повышение уровня профессиональной подготовки и прежде всего производственного обучения.

Карагандинский агротехнический колледж готовит высококвалифицированных специалистов рабочих профессий. Среди этих профессий – специальность «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», квалификация «Автослесарь» является одной из самых популярных у детей подросткового возраста.

В современном мире квалифицированный специалист – это человек, готовый не только выполнять автоматические двигательные функции процесса труда, но знающий и умеющий различать принципы работы в целом. Он должен владеть навыками в организации труда и технологии производства, уметь принимать самостоятельные решения в сложных производственных ситуациях. От того, какие знания, умения и навыки (ЗУН) будут сформированы у будущих молодых специалистов, какие духовные ценности им привьют - зависит будущее нашего общества и страны в целом.

На уроках теоретического обучения учащиеся нашего колледжа изучают основы техники и технологии выполнения работ, предусмотренных квалификационными характеристиками, а на уроках производственного обучения, проходящих в учебных лабораториях, также как и во время производственной практики на предприятиях, учащиеся приобретают практические умения и навыки выполнения работы по специальности.

Курс производственного обучения по разделу «Слесарное дело» в количестве 102 часа изучается на 1 курсе I полугодия по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта».

Основная цель раздела – оттачивание умения и навыка обрабатки металла в холодном состоянии при помощи ручных слесарных инструментов (молотка, зубила, напильника, ножовки и др.) ручное изготовление различных деталей, выполнение ремонтных и монтажных работ. Отличительной особенностью урока является использование коллективной формы работы, что позволяет вовлечь каждого учащегося в учебный процесс, даёт возможность проявить индивидуальные способности и умение работать в команде, а это немаловажно в развитии базовых и профессиональных компетенций. Учащиеся с большим интересом работают, проявляют смекалку, предприимчивость, обмениваются знаниями и навыками, стараются достичь ещё больших результатов.

На уроке используется тесты по теме и оборудование помогающие закрепить имеющиеся знания на практике.

Для успешного выполнения заданий учащимся необходимы знания не только по спецпредметам (материаловедение, черчение раздел «Допуски, посадки и технические измерения» экономика производства, безопасность труда), но и по математике и химии.

Основная литература по курсу:

1. Кострыкин М.И. и др. слесарное и электромонтажное дело; учебное пособие высшая школа 1974 Эйнис С.М. Таранов П.Г. Технология слесарных, ремонтных и сборочных работ.

2. Макиенко Н.И. «Общий курс слесарного дела»











Учебно–техническая документация, наглядные пособия и технические средства обучения

п/п

Наименование наглядных пособий и технических средств обучения

Марка, тип, шифр

Количество на группу

1

Слесарный верстак


12

2

Пластины из металла

300х250х0,5 мм

12

3

Параллельные поворотные тиски


12

4

Разметочный инструмент


12 комплектов

5

Зубило


12

6

Молоток


12

6

Спецодежда


12

7

Образцы рубки


1

10

Плакаты


2

11

Тетради, ручки, учебники


12


Профессия ТОРА

Группа № 2-16

Мастер п/о Магаметова О.С.

Лаболатория Слесарная мастерская

Количество студентов 12 человек

План конспект

Тема урока: Клепка

Цель урока: Сформировать знания и умения по приемам и способам клепок.

Задачи:

  • Учебная: Научить студентов выполнению операций по клепке деталей, выбору приспособлений и инструмента.

  • Развивающая: Развивать студентов привычек учебного труда и бережного отношения к инструментам, к собранности и организованности

  • Воспитательная: Воспитать чувство ответственности за выполняемую работу.

Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций

Вид урока: Традиционный

МТО: Плакаты, молотки слесарные, разметочные инструменты, сверла разные, зенковки угловые разные, напильники , сверлильный станок.

Межпредметная связь: Материаловедение «состав металлов», основы слесарных работ, технология сборки, технические измерения, техническая графика, охрана труда.




Ход урока


  1. Организационный момент 3-5 мин

Проверка наличия студентов

Проверка внешнего вида студентов

Проверка учебных принадлежностей


  1. Вводный инструктаж 60 мин

Сообщение темы и цели урока проверить степень уровня умения и навыков

Повторение и закрепление раннее изученого материала

Вопросы по пройденному материалу:

1. Какие инструменты применяются при ручном нарезании отверстий?

2. Как выполнить нарезание отверстий

3. ТБ при выполнении данных операций?

Раздача тестовых заданий по теме «Ручное нарезание отверствий», 10 вопросов, 1 вариант.

Наводящие вопросы на новую тему:

1. Какими способами можно соединить два или несколько деталей?

2. В каких сферах производства используется клепка?

3. Какие инструменты используется по вашему мнению при ручной клепке?


Объяснение нового материала на тему «Клепка».

Клепка металла – это процесс получения неразъемного соединения сравнительно тонких деталей: металлических листов или полосок, или листа железа с полосой ил металла.

Клепка производится при помощи заклепок, которые изготавливаются из мягкой стали и представляют собой цилиндрические стержни с двумя головками. Одна из этих головок называется закладной, а другая, расклепываемая на другом конце стержня, - замыкающей. Именно замыкающая головка обеспечивает скрепление деталей.

Рисунок 1 - Заклепка.

В зависимости от требований к поверхности, замыкающие головки заклепок могут быть полукруглыми, потайными, полупотайными или плоскими. Если обе головки заклепки располагаются над поверхностями склепанных деталей, клепка называется обыкновенной. Если же головки заклепки помещаются заподлицо с поверхностями склепанных деталей, клепку называют потайной.

Заклепочные соединения подразделяются на:
- прочные (рассчитаны только на восприятие силовых нагрузок);

- плотные (обеспечивают герметичность соединения в резервуарах с невысоким давлением);

- прочноплотные.

Независимо от применяемых инструментов и приспособлений склепываемые детали располагают таким образом, чтобы закладные головки заклепок находились сверху. Это позволяет вставлять заклепки предварительно.

Необходимое количество, диаметр и длину заклепок определяют расчетным путем. Длину стержня заклепки выбирают в зависимости от толщины склепываемых листов (пакета) и формы замыкающей головки.

Длина части стержня заклепки для образования замыкающей потайной головки определяется по формуле:



I = S + (0,8 - 1,2)d,



где I - длина стержня заклепки, мм;

S - толщина склепываемых листов, мм;

d - диаметр заклепки, мм

Для образования замыкающей полукруглой головки:



I = S + (1,2 - 1,5)d.



По расчетному (приближенному) значению подбирают ближайшее большое значение из числа длин заклепок, предусмотренных стандартами.

Расстояние от центра заклепки до края склепываемых листов должно составлять 1,5d заклепки.

а - сверление отверстия; б - осаживание заклепываемых листов с помощью натяжки; в - осаживание стержня заклепки; г - придание формы замыкающей головке с помощью молотка; д - окончательное оформление замыкающей

головки

Рисунок 2 - Процесс клепки прямым методом

Окончательное оформление замыкающей головки с помощью обжимки стремятся к возможно меньшему числу ударов. Поэтому сначала несколькими ударами молотка осаживают стержень, затем боковыми ударами молотка придают полученной головке необходимую форму после чего обжимкой 3 окончательно оформляют замыкающую головку.

При выполнении шва с потайными головками под закладную головку ставят плоскую поддержку, ударяют точно по оси заклепки. Во избежание образования неровностей клепку выполняют не подряд, а через два-три отверстия, начиная с крайних, после чего производят клепку по остальным отверстиям.

Личный показ мастером производственных операций (нового материала)

Техника ручной клепки.

Процесс клепки состоит из следующих основных операций:

  • образование отверстия под заклепку в соединяемых деталях сверлением или пробивкой;

  • зенкование гнезда под закладную головку заклепки (при потайной клепке);

  • вставка заклепки в отверствие;

  • образование замыкающей головки заклепки, т.е. собственно клепка.

Держание молотка: Молоток берут правой рукой за рукоятку на расстоянии 15- 30 мм от конца, обхватывая четырьмя пальцами и прижимая к ладони, большой палец накладывая на указательный, крепко сжимая всеми пальцами. Все пальцы остаются в таком положении при замахе и при ударе


а – без разжатия пальцев; б – с разжатием пальцев;

Рисунок 3 – Держание (хватка) ручного молотка


Удары молотком: Существенное влияние на качество и производительность рубки оказывает характер удара молотком. Удар может быть кистевым, локтевым и плечевым. При кистевом ударе размах осуществляется молотком только за счет изгиба кисти правой руки. При этом замахе сгибается кисть в запястье до отказа разжав слегка пальцы, кроме большого и указательного, при этом мизинец не должен сходить с рукоятки молотка. Затем пальцы сжимают и наносят удар. Кистевой удар применяют при выполнении точных работ, легкой рубки, срубании тонких слоев металла


а – кистевой; б – локтевой; в – плечевой;

Рисунок 4 – удары молотком



Показать и рассказать студентам выполнение операций клепки листов металла.

Закрепление вводного инструктажа: (проверка усвоения студентами изученного материала, вызов студентов для воспроизведения новых приемов перед группой)

Техника безопасности на рабочем месте

1. Надлежащая производственная одежда: фартук, нарукавники, головной убор, рукавицы. У одежды не должно быть свисающих и болтающихся частей.

2. Крышка верстака и пол на рабочем месте должно быть чистым.

3. Инструмент, требуемые для работы материалы и приспособления аккуратно разложить на верстаке

4. Работать только исправным инструментом, прочно закрепленным на гладких без заусенец и трещин ручках

5. Нельзя насаживать деревянные ручки, ударяя их торцом по загрязненному опилками и стружками верстаку, так как стружка вонзится в торец ручки и при работе ранит ладонь

6. Внимательно выслушать указания учителя о предстоящей работе

7. Образовавшиеся стружки сметать только щеткой или тряпкой, а не сдувать ртом или удалять рукой

Прием: Соблюдение правил ТБ и ПБ в учебных мастерских

Дополнительные повторные пояснения (по необходимости)

Сообщение студентам критериев оценок. Выдача задания и распределение студентов по рабочим местам



  1. Текущий инструктаж 240 мин

Выполнение упражнений студентами

Целевые обходы рабочих мест студентов мастером п/о

1-ый обход: проверить правильность организации рабочего места

2-ый обход: проверить правильность выполнения работ в мастерской по слесарному делу

3-ий обход: проверить соблюдение правил ТБ, санитарные требования, помощь слабоуспевающим студентам

4-ый обход: проверить правильность выполнения клепки


Закрепление пройденной темы.

  1. Что такое клепка?

  2. Какие инструменты используются при клепке металла?

  3. Методы клепания двух частей?

  4. Как правильно выполнить клепку?

  5. Где применяется клепочное соединение?

  6. Техника безопасности при клепке


  1. Заключительный инструктаж 20 мин

Подведение итогов работы за урок п/о

Самоанализ работ студентов

Анализ выполнения работ студентов мастером п/о (выделение студентов, успешно справившихся с заданием, разбор характерных недочетов и нарушений, выявление лучших работ)

Оценка качества выполненных работ

Выдача домашнего задания: Макиенко Н.И. Общий курс слесарного дела, стр 129-138.

Уборка рабочих мест.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!