СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "I и II законы Г. Менделя. Анализирующее скрещивание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "I и II законы Г. Менделя. Анализирующее скрещивание" предназначена для преподавателей и учителей и является составной частью учебно-методического комплекса дисциплины. Актуальность разработки обоснована требованиями ФГОС СПО и ФГОС СОО, направленных на формирование предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся. Методическая цель разработки - формирование УУД и ключевых компетенций при изучении биологии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "I и II законы Г. Менделя. Анализирующее скрещивание"»

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»





СОГЛАСОВАНО

протокол МЦК

от ______________2018 г. №7

Председатель ЦМК

______________Смирнова З. М.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

________________Полстянко Н.Н.

«_____» _______________ 2018 г.






Методическая разработка

теоретического занятия

Тема: I и II законы Г. Менделя. Анализирующее скрещивание

Учебная дисциплина «Биология»

для специальности 34.02.01 Сестринское дело

курс I (база ООО)





Автор Смирнова З. М.

















Севастополь 2018 г.

Технологическая карта теоретического занятия

Раздел 4. Основы генетики и селекции

Тема 4.1. I и II законы Г. Менделя. Анализирующее скрещивание

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Вид урока: комбинированный урок

Количество учебных часов: 2 часа

Место проведения занятия: кабинет биологии и генетики человека с основами медицинской генетики



Актуальность темы

Генетика изучает два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость. Основы ее были заложены Г. Менделем, доказавшей своими работами дискретность наследственности, закономерный характер передачи генов при смене поколений.

Современная генетика представляет собой область естествознания, изучающую материальную природу наследственности и изменчивости, закономерности их проявления на всех уровнях организации живого. Общая генетика является теоретической основой генетики человека и медицинской генетики.

1. Цели занятия

а) Образовательные (обучающие) цели

- сформировать представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира;

б) Развивающие цели:

- формирование умения использовать полученные знания при выполнении задания;

- развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать.

в) Воспитательные:

- воспитывать стремление к совершенствованию знаний;

- побудить к познавательности.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере.

- Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности; планировать свою образовательную траекторию; работать по самостоятельно составленному плану.

- Познавательные УУД: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать свои идеи; анализировать и оценивать информацию.

- Коммуникативные УУД: толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы.

Планируемые результаты образования

Предметные: имеют систематизированные представления о закономерностях наследственности;

Знать:

- предмет, цели и задачи генетики;

- основные понятия генетики;

- символьные обозначения, применяемые в генетике;

- закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании;

- анализирующее скрещивание.

Уметь:

- формулируют генетическую терминологию при объяснении закономерностей наследования признаков.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;

Метапредметные: освоенные обучающимися универсальные учебные действия:

- Регулятивные УУД: планируют свою образовательную траекторию; работают по самостоятельно составленному плану.

- Познавательные УУД: дают определения понятиям, классифицируют, делают выводы и заключения, анализируют и оценивают информацию.

- Коммуникативные УУД: толерантно строят свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находят компромиссы.

Межпредметные связи:

- учебная дисциплина «Генетика человека с основами медицинской генетики»;

- все клинические дисциплины:

3. Содержание темы занятия

План

1. Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Этапы развития генетики.

2. Основные понятия генетики – генотип, фенотип, аллельные, неаллельные гены.

3. Доминантные и рецессивные признаки у людей.

4. Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы.

5. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.

6. Закон чистоты гамет.

7. Моногибридное скрещивание: закон единообразия гибридов 1 поколения,

8. Закон расщепления.

9. Менделирующие признаки человека. Особенности проявления законов Менделя.

10. Анализирующее скрещивание.

2. Технологическая карта с дидактической структурой занятия

п/п



Технология проведения



Деятельность

обучающихся



Деятельность

преподавателя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт

к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты



Предметные



УУД

1

2

3

4

5

6

7

I.

Подготовительный этап

1. Организация занятия:

- проверка внешнего вида, заполнение журнала. (1 мин)

Цель: организация пространства

Проверяют готовность рабочего места к практическому занятию.

Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих.


Организация пространства


Регулятивные: управление своей деятельностью на занятии Коммуникативные: умение отвечать за себя и других участников учебного процесса

II

Формулирование темы занятия.

2. Постановка учебных целей и мотивация занятия. (5 мин)

Цель: формулирование темы урока

Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания.

Осознают мотивацию и испытывают потребность включения в деятельность

Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Мотивирует обучающихся на активную учебную деятельность

Самостоятельно формулируют цели и задачи занятия


Личностные: осознание личных мотивов учения

Познавательные: самостоятельное выделение учебной задачи

Регулятивные: определять мотивы своей деятельности. Коммуникативные: излагать свою точку зрения

III


Основной этап

Актуализация опорных знаний в течение всего занятия.

План изложения теоретического материала:

- Основные понятия генетики – генотип, фенотип, аллельные, неаллельные гены.

- Доминантные и рецессивные признаки у людей.

- Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы.

- Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.

- Гибридологический метод. Проблемная ситуация (приложение

- Правило чистоты гамет.

- Закон единообразия гибридов 1 поколения,

- закон расщепления.

Особенности проявления законов Менделя.

Анализирующее скрещивание. Проблемная ситуация

(приложение 2)

Цель этапа: построение обучающимися нового «проекта» выхода из затруднительного положения, закрепление и коррекция изученных способов действий

(70-75 мин)


Делают обоснование по заданным вопросам.
Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия.





Слушают, записывают. Учатся объяснять, формулировать, записывать условными обозначениями цитологические основы законов Менделя




Просмотр фрагмента фильма.

Отвечают на проблемный вопрос.


Выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради






Работа у магнитной доски по определению генотипов организмов, обладающих доминантным признаком








Организует совместную деятельность с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

Координация рассуждений обучающихся.

Излагает новый материал. Демонстрирует слайды.

Обеспечивает структурирование полученных знаний, полноту выполнения и понимания поставленных целей и задач

Демонстрация учебного фильма.

Координация рассуждений.

Продолжает объяснение учебного материала.


Дискуссия обеспечивает активное включение обучающихся в поиск истины.


Повторение изученного материала, необходимого для усвоения нового

Фронтальная/
индивидуальная работа.


Самостоятельная работа в тетради.











Строить логические рассуждения, делать выводы

Систематизировать, создавать схемы













Знакомство

с методами научного познания.

Гибридологический метод.


Применять символьные обозначения, применяемые в генетике;












Личностные: осознание важности приобретения новых знаний

Познавательные: применять навыки поиска знаний; уметь структурировать знания; строить логическую цепь рассуждения

Регулятивные: выстраивать версию, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных преподавателем ориентиров действия в новом учебном материале.

Коммуникативные: участие в обсуждении.








IV






Закрепление знаний, умений, навыков. Работа по вопросам закрепления знаний

(5 мин)

Цель: применение знаний в типовом задании.


Отвечают на вопросы для закрепления знаний


Обеспечивает закрепления полученных знаний.
Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов.


Вопросы закрепления знаний.


Знать:
- методы научного познания;
- термины генетики;
- законы
Г. Менделя

Познавательные: поиск и применение необходимой информации
Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: обсуждать итоги работы (опроса).

V

Рефлексия учебной деятельности на занятии

(3 мин)

Цели: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы.

(5 мин)


Оценка практического занятия обучающимися.

Анализируют и дают самооценку и оценку работы группы.


Побуждает к высказыванию своего мнения.





Дают ответ на вопросы:

Что было непонятно?

Достигнуты ли намеченные цели? Помогут ли знания, полученные на занятии, в будущем?











Анализировать результаты своей учебной деятельности, давать оценку и самооценку.

Делать выводы о значении биологии для клинических дисциплин.

Личностные: уметь вести диалог на основе равноправных отношений, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: оценка процессов и результатов

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

 Коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

VI

Заключительный этап

(2 мин)
- выставляются оценки;

- ответы на возможные вопросы;
- отмечаются лучшие обучающиеся.

Домашнее задание

Самостоятельная работа (работа с глоссарием).

Цель: формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки к самообразованию





Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы






Оценка учебного занятия преподавателем.

Выставляет оценки.

Проводит инструктаж по домашнему заданию.

Объявляет задания.









Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.];
стр. 124-142












Работа с глоссарием



Регулятивные: умение оценивать себя, свою работу


Познавательные: Поиск информации в предложенных источниках

Коммуникативные: умение слушать преподавателя

3. Конспект изучаемой темы (Приложение 1)

4. Материалы методического обеспечения занятия:

4. 1. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):

а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:

- Кто является основоположником законов генетики?

- Какой метод изучения наследственности разработал Г. Мендель?

- Сколько генов отвечает за развитие одного признака?

- Сколько из этих генов находится в половых клетках?

- Что такое гаплоидный набор хромосом?

- Сколько хромосом уходит в гамету, из каждой пары гомологичных хромосом при мейозе?

б) иллюстрированный материал:

Презентация «Введение в генетику. Моногибридное скрещивание»

Слайды «Грегор Мендель»;

Слайд «Ученные- генетики»;

Слайд «Генетика – наука о наследственности и изменчивости»;

Слайд «Гибридологический метод»;

Слайд «Закономерности наследования признаков»;

Слайд «Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы»;

Слайд «Понятие о доминантности и рецессивности»;

Слайд «Понятие о генотипе, фенотипе»;

Слайд «Правило чистоты гамет»;

Слайд «I закон, или правило единообразия гибридов первого поколения»;

Слайд «II закон, или правило расщепления»;

Слайд «Менделирующие признаки человека»;

Слайд «Анализирующее скрещивание».

4. 2. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:

а) презентация занятия (Приложение на DVD-диске);

4. 3. Материалы контроля для заключительного этапа:

Вопросы для закрепления знаний:

- Что изучает генетика?

- Что такое наследственность?

- Что такое изменчивость?

- Какие методы используют в генетике?

- В чем заключается сущность гибридологического метода? Возможно ли его

использование у человека?

- Дайте понятия ген, генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, гемизигота.

- Закономерности наследования при моногибридном скрещивании.

- Понятие о доминантности и рецессивности, аллельных и неаллельных генах.

4. 4. Материалы к самостоятельной работе обучающихся по теме занятия

а) внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Задание 1. Заполнение словаря биологических терминов

5. Техническое обеспечение занятия: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация урока.

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.

6. Материалы домашнего задания по теме занятия: Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; стр. 124-141




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!