Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
СОГЛАСОВАНО протокол МЦК от ______________2018 г. №7 Председатель ЦМК ______________Смирнова З. М. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе ________________Полстянко Н.Н. «_____» _______________ 2018 г. |
Методическая разработка
теоретического занятия
Тема: I и II законы Г. Менделя. Анализирующее скрещивание
Учебная дисциплина «Биология»
для специальности 34.02.01 Сестринское дело
курс I (база ООО)
Автор Смирнова З. М.
Севастополь 2018 г.
Технологическая карта теоретического занятия
Раздел 4. Основы генетики и селекции
Тема 4.1. I и II законы Г. Менделя. Анализирующее скрещивание
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Вид урока: комбинированный урок
Количество учебных часов: 2 часа
Место проведения занятия: кабинет биологии и генетики человека с основами медицинской генетики
Актуальность темы
Генетика изучает два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость. Основы ее были заложены Г. Менделем, доказавшей своими работами дискретность наследственности, закономерный характер передачи генов при смене поколений.
Современная генетика представляет собой область естествознания, изучающую материальную природу наследственности и изменчивости, закономерности их проявления на всех уровнях организации живого. Общая генетика является теоретической основой генетики человека и медицинской генетики.
1. Цели занятия
а) Образовательные (обучающие) цели
- сформировать представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира;
б) Развивающие цели:
- формирование умения использовать полученные знания при выполнении задания;
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать.
в) Воспитательные:
- воспитывать стремление к совершенствованию знаний;
- побудить к познавательности.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере.
- Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности; планировать свою образовательную траекторию; работать по самостоятельно составленному плану.
- Познавательные УУД: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать свои идеи; анализировать и оценивать информацию.
- Коммуникативные УУД: толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы.
Планируемые результаты образования
Предметные: имеют систематизированные представления о закономерностях наследственности;
Знать:
- предмет, цели и задачи генетики;
- основные понятия генетики;
- символьные обозначения, применяемые в генетике;
- закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании;
- анализирующее скрещивание.
Уметь:
- формулируют генетическую терминологию при объяснении закономерностей наследования признаков.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;
Метапредметные: освоенные обучающимися универсальные учебные действия:
- Регулятивные УУД: планируют свою образовательную траекторию; работают по самостоятельно составленному плану.
- Познавательные УУД: дают определения понятиям, классифицируют, делают выводы и заключения, анализируют и оценивают информацию.
- Коммуникативные УУД: толерантно строят свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находят компромиссы.
Межпредметные связи:
- учебная дисциплина «Генетика человека с основами медицинской генетики»;
- все клинические дисциплины:
3. Содержание темы занятия
План
1. Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Этапы развития генетики.
2. Основные понятия генетики – генотип, фенотип, аллельные, неаллельные гены.
3. Доминантные и рецессивные признаки у людей.
4. Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы.
5. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.
6. Закон чистоты гамет.
7. Моногибридное скрещивание: закон единообразия гибридов 1 поколения,
8. Закон расщепления.
9. Менделирующие признаки человека. Особенности проявления законов Менделя.
10. Анализирующее скрещивание.
2. Технологическая карта с дидактической структурой занятия
№п/п | Технология проведения | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. | Подготовительный этап 1. Организация занятия: - проверка внешнего вида, заполнение журнала. (1 мин) Цель: организация пространства | Проверяют готовность рабочего места к практическому занятию. | Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих. | Организация пространства | | Регулятивные: управление своей деятельностью на занятии Коммуникативные: умение отвечать за себя и других участников учебного процесса |
II | Формулирование темы занятия. 2. Постановка учебных целей и мотивация занятия. (5 мин) Цель: формулирование темы урока | Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания. Осознают мотивацию и испытывают потребность включения в деятельность | Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Мотивирует обучающихся на активную учебную деятельность | Самостоятельно формулируют цели и задачи занятия | | Личностные: осознание личных мотивов учения Познавательные: самостоятельное выделение учебной задачи Регулятивные: определять мотивы своей деятельности. Коммуникативные: излагать свою точку зрения |
III | Основной этап Актуализация опорных знаний в течение всего занятия. План изложения теоретического материала: - Основные понятия генетики – генотип, фенотип, аллельные, неаллельные гены. - Доминантные и рецессивные признаки у людей. - Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы. - Генетические закономерности, открытые Г. Менделем. - Гибридологический метод. Проблемная ситуация (приложение - Правило чистоты гамет. - Закон единообразия гибридов 1 поколения, - закон расщепления. Особенности проявления законов Менделя. Анализирующее скрещивание. Проблемная ситуация (приложение 2) Цель этапа: построение обучающимися нового «проекта» выхода из затруднительного положения, закрепление и коррекция изученных способов действий (70-75 мин) | Делают обоснование по заданным вопросам. Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия.
Слушают, записывают. Учатся объяснять, формулировать, записывать условными обозначениями цитологические основы законов Менделя Просмотр фрагмента фильма. Отвечают на проблемный вопрос. Выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради Работа у магнитной доски по определению генотипов организмов, обладающих доминантным признаком | Организует совместную деятельность с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы. Координация рассуждений обучающихся.
Излагает новый материал. Демонстрирует слайды. Обеспечивает структурирование полученных знаний, полноту выполнения и понимания поставленных целей и задач Демонстрация учебного фильма. Координация рассуждений. Продолжает объяснение учебного материала. | Дискуссия обеспечивает активное включение обучающихся в поиск истины. Повторение изученного материала, необходимого для усвоения нового Фронтальная/ индивидуальная работа. Самостоятельная работа в тетради. | Строить логические рассуждения, делать выводы Систематизировать, создавать схемы Знакомство с методами научного познания. Гибридологический метод. Применять символьные обозначения, применяемые в генетике; | Личностные: осознание важности приобретения новых знаний Познавательные: применять навыки поиска знаний; уметь структурировать знания; строить логическую цепь рассуждения Регулятивные: выстраивать версию, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных преподавателем ориентиров действия в новом учебном материале. Коммуникативные: участие в обсуждении. |
IV | Закрепление знаний, умений, навыков. Работа по вопросам закрепления знаний (5 мин) Цель: применение знаний в типовом задании. | Отвечают на вопросы для закрепления знаний | Обеспечивает закрепления полученных знаний. Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов. | Вопросы закрепления знаний. | Знать: - методы научного познания; - термины генетики; - законы Г. Менделя | Познавательные: поиск и применение необходимой информации Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: обсуждать итоги работы (опроса). |
V | Рефлексия учебной деятельности на занятии (3 мин) Цели: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы. (5 мин)
| Оценка практического занятия обучающимися. Анализируют и дают самооценку и оценку работы группы. | Побуждает к высказыванию своего мнения. | Дают ответ на вопросы: Что было непонятно? Достигнуты ли намеченные цели? Помогут ли знания, полученные на занятии, в будущем?
| Анализировать результаты своей учебной деятельности, давать оценку и самооценку. Делать выводы о значении биологии для клинических дисциплин. | Личностные: уметь вести диалог на основе равноправных отношений, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: оценка процессов и результатов Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
VI | Заключительный этап (2 мин) - выставляются оценки; - ответы на возможные вопросы; - отмечаются лучшие обучающиеся. Домашнее задание Самостоятельная работа (работа с глоссарием). Цель: формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки к самообразованию | Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы | Оценка учебного занятия преподавателем. Выставляет оценки. Проводит инструктаж по домашнему заданию. Объявляет задания. | Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; стр. 124-142 | Работа с глоссарием | Регулятивные: умение оценивать себя, свою работу Познавательные: Поиск информации в предложенных источниках Коммуникативные: умение слушать преподавателя |
3. Конспект изучаемой темы (Приложение 1)
4. Материалы методического обеспечения занятия:
4. 1. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):
а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:
- Кто является основоположником законов генетики?
- Какой метод изучения наследственности разработал Г. Мендель?
- Сколько генов отвечает за развитие одного признака?
- Сколько из этих генов находится в половых клетках?
- Что такое гаплоидный набор хромосом?
- Сколько хромосом уходит в гамету, из каждой пары гомологичных хромосом при мейозе?
б) иллюстрированный материал:
Презентация «Введение в генетику. Моногибридное скрещивание»
Слайды «Грегор Мендель»;
Слайд «Ученные- генетики»;
Слайд «Генетика – наука о наследственности и изменчивости»;
Слайд «Гибридологический метод»;
Слайд «Закономерности наследования признаков»;
Слайд «Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы»;
Слайд «Понятие о доминантности и рецессивности»;
Слайд «Понятие о генотипе, фенотипе»;
Слайд «Правило чистоты гамет»;
Слайд «I закон, или правило единообразия гибридов первого поколения»;
Слайд «II закон, или правило расщепления»;
Слайд «Менделирующие признаки человека»;
Слайд «Анализирующее скрещивание».
4. 2. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:
а) презентация занятия (Приложение на DVD-диске);
4. 3. Материалы контроля для заключительного этапа:
Вопросы для закрепления знаний:
- Что изучает генетика?
- Что такое наследственность?
- Что такое изменчивость?
- Какие методы используют в генетике?
- В чем заключается сущность гибридологического метода? Возможно ли его
использование у человека?
- Дайте понятия ген, генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, гемизигота.
- Закономерности наследования при моногибридном скрещивании.
- Понятие о доминантности и рецессивности, аллельных и неаллельных генах.
4. 4. Материалы к самостоятельной работе обучающихся по теме занятия
а) внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Задание 1. Заполнение словаря биологических терминов
5. Техническое обеспечение занятия: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация урока.
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.
6. Материалы домашнего задания по теме занятия: Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; стр. 124-141