Обучая других, учимся сами
Дата проведения: 30.09.16.
Время проведения:12.40
Место проведения: Гуманитарный колледж, кабинет 209
Участники: молодые преподаватели, преподаватели ПЦК русского языка и литературы, все желающие.
Цель:
Задачи:
Обосновать необходимость использования групповой работы в педагогической практике.
Выделить принципы кооперации в обучении как инструментарий построения педагогической практики.
Продемонстрировать приемы организации работы в малых группах, используемых на занятиях.
Форма организации: мастер-класс, работа в команде.
Оснащение: мультимедийная доска, презентация, тесты, разрезанные картинки, разрезанные на слова афоризмы, чистые листы бумаги, ручки.
Хронометраж мероприятия:
№ | Этапы работы | Время |
1 | Организационный момент. Представление (Рассказать о себе). Вступительное слово. Знакомство с методической темой мастер-класса и обоснование выбора темы. | 3 минуты |
2 | Презентация | 10 минут |
3 | Практическая работа: - «Собери картинку»; - «Собери афоризм»; - Выполнение тестовых заданий по вариантам | 30 минут |
4 | Рефлексия Заключительное слово | 2 минут |
Ход работы:
I. Организационный момент
Представление (Рассказать о себе).
Вступительное слово. Знакомство с методической темой мастер-класса и обоснование выбора темы.
Рамки приобретения группового взаимодействия подростков в последние годы существенно сужены. Социологи выяснили, что за 11 лет обучения школьники проводят в классе 15 000 часов, а за телевизором – 18 000. Если сюда добавить то, что они часто лишены общения со сверстниками в яслях, детском саду, во дворе, то понятно, что учебное заведение – подчас единственное место, учащиеся могут общаться в коллективе, т.е. приобретать навыки коммуникативной деятельности.
Правильно организованные процессы кооперации учащихся в группе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает их самооценку, а главное – учит их общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя)
2. Предлагается присутствующим презентация «Организация групповой работы студентов на занятиях».
Цель групповой работы: активное включение каждого студента в процесс усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы:
Активизация познавательной деятельности;
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его;
Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.);
Совершенствование межличностных отношений в группе.
Плюсы и минусы работы в группах
Плюсы:
Повышается учебная и познавательная мотивация;
Развивается творческая самостоятельность учащихся;
Улучшается психологический климат в группе, возрастает сплоченность участников, студенты начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
Снижается уровень тревожности учащихся и чувство страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Минусы:
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий;
При непродуманном комплектовании групп некоторые учащиеся могут пользоваться результатами труда более сильных одногруппников;
Принципы групповой работы:
Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.
Учитывать особенности состава группы.
Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
Распределять роли между участниками группы.
Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности:
Правила работы студентов в группе:
Думай, слушай, высказывайся.
Уважай мнение других.
Не критикуй.
Записывай идеи.
Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
Не бери всю инициативу на себя.
Не жди подсказки.
Варианты комплектования групп:
По желанию;
Случайным образом. Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить учащихся сотрудничеству;
По определенному признаку. Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по рядам, первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился, и так далее.
По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться самими студентами. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае, если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
Поведение учителя во время групповой работы:
Организовывать.
Координировать и контролировать процесс работы.
Оценивать работу учеников.
Предлагать участникам разные варианты решений.
Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:
сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из аудитории;
уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда учащиеся просят об этом сами);
оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить учащиеся в доброжелательной форме;
нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учащихся.
3. Практическая часть: Участникам мастер-класса предлагается несколько способов разделения группы студентов на команды:
«Собери картинку». На столе лежат фрагменты произвольно разрезанных на несколько частей 3 картинок. Количество должно соответствовать числу участников. Предлагается подойти и выбрать один фрагмент. А затем собрать из частей целое изображение. Собравшие целую картинку являются участниками одной группы.
«Собери афоризм». На столе карточки со словами. Каждый участник выбирает одно слово. Затем участники должны найти всех участников с другими словами афоризма. Собравшие предложение целиком и будут работать в одной команде.
Создание групп по тестовым вариантам. Раздаются тесты с разными вариантами. Сначала тесты выполняются индивидуально. Ответы сдаются для проверки. Затем предлагается разбиться на группы по вариантам тестов и решить их уже вместе, обсуждая каждое задание. Каждая команда сдает общий листок с ответами.
Рефлексия:
- Понравился ли вам представленный мастер-класс?
- Что нового вы узнали?
- Что вы будете применять в своей работе?
- Выскажите, пожалуйста ваши пожелания.
5. Заключительное слово. Слова благодарности всем участникам мастер-класса.